Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Национальная галерея античного искусства скрыта в тени таких богатейших собраний как Музеи Ватикана и Галерея Боргезе. «Родись» этот музей не в Риме, красовался бы в первом ряду, а в вечном городе он, как тот Ахиллес, который никогда не догонит черепаху.

Музей располагается в двух местах: в Палаццо Барберини и Галерее Корсини и владеет пятью тысячами живописных работ, скульптурой, предметами декоративного искусства. Среди шедевров коллекции сияют «бриллианты»: «Благовещенье с двумя донорами» Филиппо Липпи, «Форнарина» Рафаэля и несколько полотен Караваджо.

Ядром Национальной галереи стало собрание рода Корсини, которое знатная семья подарила своей стране в 1883-м году. Много позже, в 1949 году, Галерея приобрела у наследников династии Барберини более сотни произведений искусства вместе с их знаменитым Палаццо.

4
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Барберини — это одно из самых частых имён, которые звучат, когда речь идёт о барочном Риме 17-го века.

Кардинал Маффео Барберини (1568–1644), он же Папа Урбан VIII(1623–1644) — фигура противоречивая, и грамотные люди укажут здесь на непотизм и другие проявленные им злоупотребления властью. Однако, его отношение к искусству противоречивым не было. Наоборот, Урбан VIII признан одним из выдающихся меценатов за долгую историю Папства. Ещё будучи кардиналом, Маффео Барберини имел репутацию покровителя литературы, театра и музыки, а после избрания на папский трон вместе со своими братьями трансформировал Рим в столицу барокко. Три пчелы — герб рода Барберини, встречаются на многих зданиях и монументах в Риме, напоминая о деяниях семьи.

1 из 3

Новоиспеченный Папа Урбан VIII купил виллу Сфорца и пригласил самых известных художников своего времени перестраивать виллу во дворец, соответствующий его высокому статусу.

Палаццо Барберини сейчас считается одним из великолепных примеров барочной архитектуры. Над проектом работали зодчие Карло Мадерно, его племянник Франческо Борромини и, известный многим как скульптор, Джованни Лоренцо Бернини.

3
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Дворец представляет собой центральный павильон с двумя симметричными крыльями. На верхние этажи ведут лестницы:

в левом крыле — «прямоугольные» ступени Бернини,

2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

в правом, южном крыле дворца — знаменитая улитковидная лестница Борромини, один из его шедевров.

6
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Спешащий турист может забежать и посмотреть обе лестницы: двери к ним открыты и билет не требуется.

Нельзя не упомянуть и расположенный в центральной части грандиозный зал, истинный триумф барокко, расписанный Пьетро да Кортона.

Первые семь или восемь комнат дворца показывают самые старые работы коллекции Национальной галереи:

кресты из Умбрии и Тосканини 12-го -13-го века. Кресты выполнены либо в Византийской традиции, с изображениями умирающего Христа

2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

либо в западной традиции, показывающей триумф Христа.

1 из 2

Авторитетные источники утверждают, что западная традиция изображать ноги Христа перекрещенными и прибитыми одним гвоздем «вступила в силу» в 12-м веке, и по положению ступней можно судить о возрасте распятия.

Коллекция икон начинается с работы, принадлежащей к небольшой группе изображений, авторство которых приписывается самому евангелисту Луке.

Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо
Madonna Advocata

Лука был первым художником, писавшим Деву Марию. Традиция говорит, что писал он её с натуры, а никак не по памяти или воображению. Лука создал около тридцати работ, они развеяны по христианскому миру, но, где бы иконы ни находились, а находятся они в основном в церквях, это всегда очень почитаемые изображения. Как, например, Владимирская Богоматерь в России, Ченстоховская в Польше или Никопея в базилике Святого Марка в Венеции.

А вот и доказательство принадлежности Луки к цеху художников

3
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо
Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" Wiki art.

Мне нравится история о евангелисте Луке-художнике, хотя она и вызывает у рациональных умов некоторое недоверие.

Ниже показана икона 14-го века из Римини, изображающая Эпизоды из Страстей Христовых

1 из 2

и иконы того же времени из Сиены и Умбрии

1 из 3

Кватроченто представлено картиной «Благовещенье с двумя донорами» Филиппо Липпи (1406–1469). Её естественно сравнить с только что увиденными в предыдущих залах застывшими средневековыми мадоннами.
Мадонна Филиппо Липпи красивая, земная и живая. Даже нимб вокруг её головы разглядеть сложно, он почти незаметен, что ещё сильнее приближает Деву Марию к земным женщинам. Тут и пейзаж в окне в противоположность ранним иконам, на которых мадонны изображены на монохромном, чаще золотом фоне.

3
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Ниже еще несколько картин того же времени.

1 из 2
Мария Магдолина руки Пьеро ди Косимо(1462—1522) 

«Обручение святой Катерины» — очень распространённый сюжет христианской религиозной живописи. Святая Катерина изображается обменивающейся обручальным кольцом с Иисусом Христом, это символизирует мистический брак: святая становится «невестой Христовой».
Оригинальность «Обручения» Лоренцо Лотто в том, что кольцо уже на пальце Катерины, а младенец Христос дарит ей розу- символ любви.

1
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо
«Мистическое обручение святой Екатерины»

В следующем зале Форнарина порадовала нас своей неувядающей красотой.

Считается, что Рафаэль изобразил здесь свою легендарную возлюбленную, некую Маргариту Лути, дочь булочника. Поза её одновременно классическая и интимная. На чёрной повязке, стягивающей руку модели, прочитывается имя художника.

Маргарита Лути позировала Рафаэлю и для других картин, Донна Велата (La Velata) одна из них. Замечу, что достоверной информации о булочнице почти нет, но творческими людьми создан большой объём работ от рисунков до романов и фильмов о Форнарине.

3
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Галерее принадлежит и один из самых известных портретов Генриха VIII, написанный Гансом Гольбейном младшим.

Портрет английского короля был заказан по случаю женитьбы на Анне Клевской, четвёртой его супруге. Изображение прекрасно выражает могущество монарха через почти квадратную фигуру, целиком заполняющую раму картины, наряд, расшитый шелками и жемчугами и через статический, прямо направленный на зрителя «правящий» взгляд.

2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

В галерее хранится ряд очень знаменитых портретов. Вот некоторые из них

1 из 3
Bronzino 'Portrait of Stefano IV Colonna'

Обувшись в чопины 17-го века,

Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

«потопаем» в Венецию, прогуляемся вдоль Большого канала и посмотрим на Собор Сан-Джорджо-Маджоре глазами пейзажистов 18 века Джованни Каналетто и Франческо Гварди.

1 из 3
Джованни Каналетто 

Уходя из музея, мы поблагодарили очень отзывчивого сотрудника, который не только моментально называл «адреса» искомых картин, но и сделал внушение молодому музейному дежурному. Тот, по неопытности, запретил мне фотографировать там, где запрета не было. Обратите внимание на желтых пчёл — эмблему музея, вышитых на тенниске этого сеньора.

2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Галерея Корсини — вторая часть Национальной Галереи, находится в Трастевере.
Плотной развеской картин помещение изнутри напоминает Палаццо Питти: кое-где полотна и в три ряда висят. В сентябре музей на время «оживил» экспозицию, добавив к постоянным экспонатам фотографии Роберта Мэпплтопа. Имя совместного вернисажа L’OBIETTIVO SENSIBILE (чувствительный объектив), вот несколько примеров старого и очень нового искусства выставленного рядом.

1 из 2

1 из 2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо
 

1 из 2
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо
 

Среди произведений Галереи Корсини есть и работа Караваджо «Иоанн креститель»

1
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Собрание Корсини — меньшее из двух частей Национальной Галереи. Его здание просит ремонта и организация залов музея страдает безжалостно тесной развеской картин.

А Палаццо Барберини произвело очень хорошее впечатление не только богатой коллекцией, но и своей ухоженностью и порядком. Жаль только работу раннего Караваджо «Нарцисс» не удалось посмотреть. В момент нашего посещения Римского Палаццо этот самовлюбленный юноша с большой группой объектов искусства гостил в Германии.

Самая знаменитая картина Караваджо из Национальной Галереи «Юдифь с головой Олоферна» не вошла в этот отзыв, ее я показала здесь: Искусство и Боги в согласии с ним, не зря все дороги приводят нас в Рим


Возвращаясь «домой» поймала себя на мысли, что выйдя из музея не чувствуешь резкой перемены: увиденное внутри гладко соединяется с живописными образами снаружи. Тибр, мосты, палаццо, дворцы, ободранные переулки, отовсюду выглядывающие пинии и, конечно, музеи — все это, гармонично соединяясь, образует картину, называемую Римом.

5
Хранил католиков святыни при жизни Папа Барберини. Сейчас же можем любоваться мы красотой его Палаццо

Практическая информация о Палаццо Барберини

Где: Рим, Via delle Quattro Fontane, 13.

Как добраться: на метро до ст. Barberini, на автобусах № № 61, 62, 85, 492, 590, N1, N2, N12 до ост. Barberini.

Когда: со вторника по воскресенье с 8:30 до 19:00, выходной день — понедельник.

Сколько: Цена полного билета для взрослых — 12 EUR, льготного — 6 EUR.

Комментарии

Национальная галерея античного искусства

Via delle Quattro Fontane, 13 Подробнее об объекте