Капеллы базилики Санта-Мария-Новелла

Для того, чтобы облегчить читателю знакомство с капеллами церкви Санта Мария Новелла, приведу схему их расположения с итальянскими названиями. Схему нашёл в интернете.

Капеллы базилики Санта-Мария-Новелла

В предыдущих публикациях о флорентийской базилике Санта-Мария-Новелла я уделил внимание общему виду и боковым алтарям базилики (№ № 1–7, и 17 на схеме) https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9098 , а также главной часовне (Cappella Maggiore), более известной как капелла Торнабуони (№ 11 на схеме) https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2813/responses?id=9134 .

В этом отзыве речь о капеллах, расположенных в северной части базилики — № № 6, 8, 9, 10, 12 и 13 по схеме. Обращает на себя внимание, что церковные названия всех капелл, показанных на схеме, посвящены святым, имеющим отношение к этой церкви, и отличаются от общепринятых, указанных на приведённой выше схеме (Барди, Строции и т. п.). Какому святому посвящена каждая капелла — скажу позднее в описаниях капелл, где успел побывать лично.

Как мне представляется, помещения капелл и их церковные посвящения являются, как и вся базилика, собственностью ордена доминиканцев. Однако право собственности на оформление каждой капеллы и размещение в ней различных реликвий отделено от собственности на «территорию и стены». Оно могло передаваться отдельным гражданам, которые, если не ошибаюсь, назывались «донаторы» и обеспечивали (в т. ч. финансово) надлежащее оформление доверенной им капеллы. Как и любая собственность, такое право могло передаваться по наследству, по завещанию или элементарно продаваться. Поэтому фактическими владельцами капелл в разные периоды и годы могли быть представители различных семейных родов. Современные общепринятые названия капелл сложились постепенно и увековечили имена тех людей, кто имел наибольшее значение для данной капеллы.

Ризница (Sacristy или Sagrestia), на схеме № 6

На плане и общем виде церкви Санта Мария Новелла обращает на себя внимание довольно просторное помещение, расположенное южнее западного трансепта и примыкающее снаружи к западной стене базилики. Это пристрой к базилике, пониже неё ростом и не охватываемый с ней общим архитектурным решением. Считается, что её создателем был фра Якопо Таленти, который около 1360 г. построил кампанилу церкви (на схеме расположена между № № 6 и 8).

Вот в этом пристрое и разместилась Sagrestia, т. е. ризница — помещение, предназначенное для хранения церковных реликвий, одежд и переодевания священнослужителей. Когда все капеллы посвящались именам конкретных святых, маленькая часовня, расположенная напротив ризницы снаружи базилики, была посвящена более общему сакральному событию и получила имя капелла Благовещения. Однако об этом имени свидетельствуют скорее экспонаты ризницы, присутствующие у меня на снимках.

То, что мы видим на следующем снимке — это Кабинет реликвий, изготовленный в 1582–84 гг. по проекту Бернардо Буонталенти. На витражах за Кабинетом — истории из жизни Иоанна Крестителя, пророков Ильи и Исайи. Витражи созданы в 1386–90 гг. Изображения фигур на дверцах Кабинета создал в 1693 году Джованни Баттиста Перини: слева Св. Доменик, справа Св. Фома Аквинский, в центре сцена Благовещения.

1
Бернардо Буонталенти. Кабинет реликвий, 1582-1584.  Изображения на дверцах: Джованни Баттиста Пернини, 1693. Ризница (Капелла Благовещения) церкви Санта-Мария-Новелла
Бернардо Буонталенти. Кабинет реликвий, 1582-1584. Изображения на дверцах: Джованни Баттиста Пернини, 1693. Ризница (Капелла Благовещения) церкви Санта-Мария-Новелла

В ризнице симметрично расположены четыре картины (у меня только три), созданные примерно в одно время. На левой стене выделяется «Распятие с добродетелями» Джорджо Вазари (1567).

1
Джорджо Вазари. «Распятие c добродетелями». 1567. Ризница церкви Санта Мария Новелла
Джорджо Вазари. «Распятие c добродетелями». 1567. Ризница церкви Санта Мария Новелла

На правой стене ризницы — картины «Крещение Иисуса» Джованни Страдано (1572) и «Обращение Св. Павла» художника Себастьяно ди Джованни ди Пьеро Вини (1575).

1
Джованни Страдано. «Крещение Иисуса». 1572. Ризница церкви Санта Мария Новелла
Джованни Страдано. «Крещение Иисуса». 1572. Ризница церкви Санта Мария Новелла
1
Себастьяно ди Джованни ди Пьеро Вини. «Обращение Св. Павла». 1575. Ризнице церкви Санта Мария Новелла
Себастьяно ди Джованни ди Пьеро Вини. «Обращение Св. Павла». 1575. Ризнице церкви Санта Мария Новелла

Cappellina di Ognissanti (между № № 6 и 8 на схеме)

Рядом с ризницей расположена часовня, которая именуется Cappellina di Ognissanti, что я перевёл как «часовенка всех святых». На самом деле Cappellina di Ognissanti — крохотное помещение в основании церковной колокольни (кампанилы), откуда начинается винтовая лестница для подъёма на кампанилу.

Примечательна капеллина тем, что на её стенах сохранились остатки фресок начала XIV века. Это, пожалуй, самые старые фрески в самой базилике (не считая её музея). Покажу некоторые, хотя их сохранность явно «оставляет желать».

Св. Иоанн Евангелист и Св. Лука, около 1310 г. Мастер круга Липпо ди Бенивиени
Св. Иоанн Евангелист и Св. Лука, около 1310 г. Мастер круга Липпо ди Бенивиени
1
«Св. Христофор», 1335. Неизвестный мастер доминиканского портрета.
«Св. Христофор», 1335. Неизвестный мастер доминиканского портрета.

На мой взгляд, эти фрески не мешало бы отреставрировать. Видимо, нет основы (исходного облика портретируемых) для реставрации.

Капелла Строцци из Мантуи (Capella Strozzi di Mantova), № 8 на схеме

Капелла, расположенная в торце левого трансепта базилики, посвящена Св. Антонию. Правда, в современном облике капеллы ничто не напоминает об этом посвящении.

Общий взгляд на капеллу (примерно от центрального нефа) привожу на следующем снимке, заимствованном из интернета (имя настоящего автора — слева внизу). На снимке прямо — общий вид капеллы Строцци из Мантуи. Слева, с пышным порталом — вход в ризницу.

1
Общий вид на капеллу Strozzi di Mantova от центрального нефа. Из интернета
Общий вид на капеллу Strozzi di Mantova от центрального нефа. Из интернета

Но меня больше заинтересовало современное название капеллы. Строцци из Мантуи? Оказалось, что изначально права на капеллу были откуплены той ветвью семейного рода Строцци, которая брала своё начало от Рокко ди Джери Строцци из Мантуи. Сама капелла была отстроена этой ветвью семьи Строцци к 1335 году. Название капеллы «Строцци из Мантуи» было сохранено семьёй и после её возвращения в 1456 году из Падуи, где они фактически провели очередную 22-летнюю ссылку.

Мне почему-то кажется, что мантуанские Строцци и флорентийские, которых в этой церкви символизирует капелла Филиппо Строции, может быть, и родственники, но не слишком близкие.

Роспись капеллы Строцци из Мантуи сильно отличается от других капелл, она выполнена по мотивам «Божественной комедии» Данте, написанной в 1306—1321 гг. Заказчиком работы выступил Томмазо Строцци «во искупление греха ростовщичества».

Не знаю, каково было отношение католической церкви в целом к этому сочинению, особенно учитывая, что в поэме Данте к сонму грешников были причислены не только рядовые скупцы, стяжатели, прелюбодеи и т. п., но и многие священнослужители, даже папы. Однако известно, что состоявшийся в 1335 году в церкви Санта Мария Новелла Поместный Собор (надо полагать, ордена доминиканцев) запретил представителям доминиканского ордена чтение произведений Данте, написанных (впервые!) на почти разговорном итальянском языке.

Но провозглашённый запрет распространялся на чтение «Божественной комедии» — не так ли? Значит, читать нельзя, но рисовать и смотреть — можно? И вот, изображения в технике фрески по мотивам «Божественной комедии» по заказу Томмазо Строцци выполняет Нардо ди Чоне в 1351—1357 гг. в той же церкви Санта Мария Новелла. Только изначально расположены были эти росписи в другой капелле, посвящённой Св. Фоме Аквинскому и расположенной на территории одного из монастырей, примыкающих к церкви, но не в ней самой.

А в 1360 г. (возможно, тогда и был снят запрет?) произведения Нардо ди Чоне «чудесным» образом оказались в капелле мантуанских Строцци. Причём, если роспись левой стены («Рай») была перенесена по частям, то роспись правой стены («Ад») — целиком, одним фрагментом площадью 100 кв. м.

Центральная часть («Чистилище»), с учётом её сложной геометрии, вероятно, была написана на месте. Во всяком случае, об этой части росписи официальный буклет базилики, посвящённый капелле, умалчивает. Рассказывает только, что на витражах изображены Мадонна с младенцем и Фома Аквинский, да и то, год и автор не указаны. Её подробное описание есть в статье http://vgrigoriev.ru/2021/firenze-novella3/ . Не буду его повторять, но свою картинку даю.

1
Центральная стена капеллы Strozzi di Mantova
Центральная стена капеллы Strozzi di Mantova

В те же годы (1354–1357) был создан алтарь в виде полиптиха (хорошо виден на предыдущем фото). Его автором стал брат Нардо ди Чоне — Андреа ди Чоне, более известный как Андреа Орканьи. Специалисты идентифицируют коленопреклонённые фигуры святых по обе стороны от престола Христа как донаторов: слева, в образе Св. Фомы Аквинского — Томмазо Строцци, справа, в образе Св. Петра — Пьетро Строцци, в то время приор монастыря Санта Мария Новелла и автор иконографической программы фресок.

Изображение «Ад» на правой стене капеллы находится в столь плохом техническом состоянии, что я со своей несовершенной аппаратурой даже не стал его фотографировать. В интернете, впрочем, можно найти и нужные изображения, и их описание.

Здесь привожу снимок левого нижнего фрагмента изображения «Рай» на левой стене.

1
«Рай» по мотивам «Божественной комедии». Левая стена капеллы Strozzi di Mantova
«Рай» по мотивам «Божественной комедии». Левая стена капеллы Strozzi di Mantova

Читал, что на этой фреске, где художник, вероятно, хотел совместить всех известных ему святых и праведников, «ряды святых стоят ровными, словно разлинованными колоннами». Я тем более ничего не могу добавить к этому описанию, что ни одна личность здесь мне неизвестна.

Выше, на общем виде капеллы, было заметно, что вход в неё организован слева по небольшой лестнице, а под ней заметно нечто светящееся. Попробуем взглянуть на это светлое пятно поближе. Постепенно опуская взгляд, видим сначала строгую балюстраду входной площадки капеллы, под которой (над сводом) заметны профили пророков,

Капеллы базилики Санта-Мария-Новелла

а ещё ниже — освещённая крипта с захоронением. Считается, что здесь с 1350 г. захоранивались члены мантуанской ветви семьи Строцци. Здесь также покоится тело блаженного Алессио, настоятеля базилики и внука основателя мантуанской ветви семьи Строцци. Внутри находится фреска Оплакивания Христа в окружении святых, выполненная Арнольдо Гадди в 1375—1395 гг.

1
Крипта капеллы Strozzi di Mantova
Крипта капеллы Strozzi di Mantova

Капелла Гадди (Cappella Gaddi), № 9 на схеме

Капелла посвящена святым Св. Михаилу Архангелу и Доминику. У входа, вероятно, установлен как раз Св. Доминик, основатель ордена доминиканцев. За его фигурой, в левой стене — захоронение кардинала Никколо Гадди, в честь которого и названа капелла. Архитектурное оформление капеллы (1575—1577 гг.) принадлежит Джованни Антонио Дозио.

У меня только общий вид капеллы с алтарным образом на торцевой стене. Это картина Аньоло ди Козимо, более известного как Бронзино, «Воскрешение дочери Иаира». В основу картины положена известная история из евангелия.

Иаир был главой синагоги. Он пришёл к Иисусу и пал к его ногам с мольбой: его единственная дочь умирает, он просит исцелить её. Просьбу о помощи прервала ужасная весть: «…дочь твоя умерла, не утруждай Учителя». Но Иисус вошёл в дом Иаира и воскресил оплакиваемую всеми девочку, сказав ей: «Девица, говорю тебе: вставай!».

1
Бронзино. Воскрешение дочери Иаира, 1570-1572. Капелла Гадди в Санта-Мария-Новелла
Бронзино. Воскрешение дочери Иаира, 1570-1572. Капелла Гадди в Санта-Мария-Новелла

Капелла Гонди (Cappella Gondi), № 10 на схеме

Капелла посвящена Св. Луке — евангелисту, однако носит имя Гонди. Банкиры рода Гонди были финансистами семьи Медичи. Обретение именной капеллы в базилике Санта-Мария-Новелла связывают с именем Джулиано Гонди (1421–1501), приора Флоренции с 1468 г. Считается, что флорентийская ветвь Гонди прервалась в XVIII веке. Но капелла Гонди осталась.

У меня на фотографии изображена только торцевая стена капеллы, оформленная в начале XVI века Джулиано да Сангалло, до этого построившим на площади Флоренции дворец Гонди. Самое примечательное в капелле Гонди — деревянное распятие работы Филиппо Брунеллески, 1410—1415 гг.

Деревянное распятие Брунеллески (1410-1415) в капелле Гонди, оформленной Джулиано да Сангалло
Деревянное распятие Брунеллески (1410-1415) в капелле Гонди, оформленной Джулиано да Сангалло

В целом капелла Гонди оставляет впечатление очень аскетичного, чёрно-белого пространства.

Капелла Филиппо Строцци (Cappella di Fillipo Strozzi), № 12 на схеме

Капелла посвящена Св. Иоанну евангелисту (Cappella di San Giovanni Evangelista), включает необыкновенный цикл фресок Филиппо Липпи младшего (более известного как Филиппино Липпи), рассказывающий истории из жизни св. апостола Филиппа и св. апостола Иоанна Богослова.

В 1486 г. банкир Филиппо Строцци перекупил у семьи Бони церковный патронат над часовней, посвящённой св. Иоанну Евангелисту. В начале 1487 г. был подписан контракт с художником Филиппино Липпи, согласно которому работы должны были быть завершены в 1490 г. Заказчик умер в 1491 г., но он не возражал против задержки работ.

Работы по росписи стен были прерваны на время пребывания художника в Риме, после чего он вернулся во Флоренцию и интенсивно работал над оформлением капеллы Филиппо Строцци. Фактически оформление часовни завершилось в 1502 г. Витражи, спроектированные самим Филиппино Липпи, были установлены в 1503 г.

Присутствие роскошных «археологических архитектур» говорит о влиянии римских памятников на Филиппино Липпи за время его пребывания в Вечном городе. За пышность и внимание к причудливым деталям фрески считаются одним из ранних примеров маньеризма во Флоренции. В целом оформление капеллы Филиппо Строцци отличается, как мне показалось, неумеренной роскошью.

Показываю то, что у меня получилось. В центре задней стены — витраж работы Филиппино Липпи. В верхней части — Мадонна с младенцем, внизу — святые Филипп и Иоанн Евангелист. Внизу под витражом — погребение донатора капеллы Филиппо Строцци. Надгробие создано Бенедетто Майано в 1491—1495 гг.

1
Капелла Филиппо Строцци в Санта-Мария-Новелла. Задняя стена с витражом и захоронением донатора
Капелла Филиппо Строцци в Санта-Мария-Новелла. Задняя стена с витражом и захоронением донатора

На левой стене капеллы — фреска «Св. Иоанн воскрешает Друсиану», над ней — люнет с фреской «Мученичество Св. Иоанна».

1
Фреска «Св. Иоанн воскрешает Друсиану» на левой стене капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла
Фреска «Св. Иоанн воскрешает Друсиану» на левой стене капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла

На правой стене капеллы — фреска «Св. Филипп изгоняет дракона из храма Иераполиса», в люнете над ней — фреска «Распятие св. Филиппа». Не берусь толковать эти две фрески, интересующимся советую обратиться к статье http://vgrigoriev.ru/2021/firenze-novella4/

1
Фреска «Св. Филипп изгоняет дракона из храма Иераполиса» на правой стене капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла
Фреска «Св. Филипп изгоняет дракона из храма Иераполиса» на правой стене капеллы Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла

Капелла Барди (Cappella Bardi), № 13 на схеме

Капелла посвящена Св. Григорию Великому (Cappella di San Gregorio magio). Покровительство над ней перешло к знатной семье флорентийских банкиров Барди около 1335 г. Под их патронажем во второй половине XIV в. на стенах капеллы был создан цикл фресок со сценами из жизни св. Григория Великого. Автором фресок был художник, известный как Псевдо Далмацио. На задней стене, как видно на следующем фото, эти фрески впоследствии были вытеснены более современным алтарным образом.

Алтарный образ в центре задней стены, над алтарём, представлен картиной Джорджо Вазари «Мадонна Розари» (Madonna del Rosario), 1569.

1
Джорджо Вазари. «Мадонна Розари», 1569. Капелла Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла.
Джорджо Вазари. «Мадонна Розари», 1569. Капелла Филиппо Строцци в церкви Санта-Мария-Новелла.

Попытки обновления капеллы Барди, похоже, ограничились алтарной частью. Причины мне неизвестны, но констатирую, что на боковых стенах капеллы при нашем посещении всё ещё были фрески Псевдо Далмацио XIV века.

На левой стене слева — лежащий в постели больной Григорий Великий диктует свои «Диалоги». Справа фрагмент фрески «Император Траян…»

Капеллы базилики Санта-Мария-Новелла

На правой стене, слева — выбор народом св. Григория для избрания его папой; справа — св. Григорий Великий на папском троне благословляет епископов.

Капеллы базилики Санта-Мария-Новелла

На декоративной полосе, опоясывающей капеллу под фресками, изображены, как мне кажется, 12 апостолов, только почему-то все они облачены в средневековые одеяния.

В целом по качеству и сохранности визуальных образов (фрески, картины) во флорентийской базилике Санта-Мария-Новелла, выше других я бы поставил росписи Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони, а по общему соответствию духу такого сакрального места, как церковь — оформление капеллы Гонди.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Церковь Санта-Мария-Новелла

Piazza di Santa Maria Novella, 18, Флоренция Подробнее об объекте