Чудеса флорентийской мозаики

Я хочу рассказать про место, которое во время моего очередного посещения Италии, в конце апреля 2023 года, произвело на меня огромное впечатление. Заранее хочу извиниться за качество фотографий. Показанные произведения отполированы до зеркального блеска, и все мои усилия позволили лишь минимизировать количество бликов, но не убрать их полностью.

Этот музей называется «Opifico delle Petre Dure», что дословно можно перевести, как «мастерская твёрдых камней». Впервые идея изготовления мозаичных панно из полудрагоценных и поделочных камней возникла в середине XVI века, при дворе великого герцога Тосканы Франческо I де Медичи. А в 1551 году, его младшим братом и преемником Фердинандом I, была открыта мастерская, где создавались произведения в новой технике, получившей название «commesso». Это слово можно примерно перевести, как «взаимное упорядочивание».

Чудеса флорентийской мозаики

Портрет Фердинанда I де Медичи выполненный в технике коммессо.

В отличие от обычной мозаики, здесь изображения создаются из пластин полудрагоценных и поделочных камней, подобранных по цвету и природному рисунку камня. Причём элементы изображения стыкуются между собой с идеальной точностью, так, чтобы глазом не было видно линии соединения. Это требует очень тщательной, кропотливой работы, идеального владения инструментами. К тому же, для подбора нужных элементов по цвету, текстуре, рисунку, мастеру необходимо великолепное знание камней. Огромное преимущество флорентийской мозаики в том, что её краски сохраняют яркость и свежесть даже по прошествии сотен лет, ведь это цвета камня.

2
Чудеса флорентийской мозаики

В начале работы мануфактуры в её произведениях наиболее часто встречаются изображения цветов, фруктов и птиц, отражающие интерес двора Медичи, и в частности Франческо I, к живой природе.

2
Чудеса флорентийской мозаики

Один из создателей новой техники, художник Якопо Лигоцци понял, насколько живо внутренние рисунки камней могут передать оттенки лепестков цветов, градации света и теней на фруктах, мерцающие цвета и текстуру оперения птиц. Чаще всего изображение делалось на чёрном фоне, что помогало лучше выделить яркость натурального цвета камней.

1 из 2

1 из 2

В 1737 году, власть в Тоскане перешла от угасшей династии Медичи к Франческо Стефано Лотарингскому, потомки которого правили до 1859 года. Новые правители сохранили производство мозаик. Но под влиянием идей художника Джузеппе Дзокки флорентийская мозаика ушла от традиционных тем с цветами и птицами на чёрном фоне, к пейзажным сюжетам и жанровым сценам.

1 из 3

К концу XVIII века, под воздействием неоклассических вкусов, в моду вошли изображения старинных ваз, музыкальных инструментов, ракушек, цветов.

1 из 2

Их использовали для украшения мебели, деталей интерьера, мелких драгоценных предметов.

1 из 5

Производство процветало и в период французского господства в Тоскане (1799—1815 гг.).

Наряду с «каменной живописью», как часто называют флорентийскую мозаику, к середине XVII века возникает новая техника — скальола.

2
Чудеса флорентийской мозаики

Нижнее изображение — оригинал маслом. Вверху та же картина выполенная в технике скальолы, которая отличается гораздо более ярким, живым, сочным цветовым колоритом.

Внешне она похожа на commesso, но намного дешевле её. Эти картины создавались из более дешёвых материалов. Изображение гравировалось на алебастровой плите. Затем в нём выдалбливались секции предназначенные для разного цвета. Они заливались жидким гипсом, смешанным с нужной краской.

2
Чудеса флорентийской мозаики

Внизу маслянный оригинал, вверху скальола. Справа увеличенный фрагмент скальолы.

После сушки картина шлифуется с помощью пасты включающей в себя животный клей и доводится до стеклянного блеска.

1 из 2

В музее представлены великолепные изделия, выполненные в технике commesso с XVI века и по наше время.

1 из 4

1 из 5

Стол с птицами, цветами и фруктами. Коммессо на фоне из египетского нефрита. Ножка — позолоченное дерево. Автор Никколо Бетти. 1855 год.

1 из 7

Образцы мебели с вставками коммессо.

2
Чудеса флорентийской мозаики

Фердинандо Партини. Вид на римский Пантеон. Commesso. около 1797 года

1 из 2

Произведения середины 20 века.

На втором этаже музея показаны рабочие места мастеров, их инструменты, коллекция камней.

1 из 6

Здесь так же демонстрируется фильм о том, как делается флорентийская мозаика.

Искусство мастеров флорентийской мозаики восхищает.

1 из 5

1 из 4
Чудеса флорентийской мозаики
 

Вызывает удивление, что этот великолепный музей так мало востребован у публики. Мало известен. Лично я знакомством с ним обязан автору Youtube блога «Атмосфера Италии» Лере, за что ей огромная благодарность.

Музей находится буквально в центре Флоренции, в 300 метрах от Дуомо и менее, чем в 100 метрах от площади Сантиссима Аннунциата. Его адрес: Via degli Alfani, 78.

2
Чудеса флорентийской мозаики

Время работы ежедневно, кроме воскресенья, с 8:15 до 14:00. Цена билета удивительно низка. Всего 4 евро.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Мастерская обработки самоцветов

Via degli Alfani, 78, 50122 Firenze FI, Италия Подробнее об объекте