Музей транспорта в Будапеште

Музеи 22 декабря 2021
Режим работы
Временные выставки (март-октябрь): четверг-воскресенье с 12:00 до 19:00
Стоимость билета
Временные выставки: взрослый - 2400 HUF, льготный - 1200 HUF, дети до 6 лет и лица старше 70 - бесплатно.
Телефон
+36 70 7 024 024
Официальный сайт
https://kozlekedesimuzeum.hu
Адрес Музея транспорта в Будапеште
Kőbányai út 30-36смотреть на карте
Рейтинг TripAdvisor
Отлично 40%
Очень хорошо 23%
Неплохо 22%
Плохо 5%
Ужасно 11%

Музей транспорта в Будапеште является одним из старейших технических музеев Венгрии. Его прежнее центральное здание располагалось в Городском парке Варошлигет и было снесено в 2017 году. Ожидается, что новый «дом» на территории бывшей Северной ремонтно-транспортной мастерской откроется в 2026 году, а до момента его полной готовности здесь планируется проводить сезонные тематические выставки. Посетители практически в онлайн режиме смогут наблюдать за превращением объекта промышленного наследия Венгрии в современный музейный комплекс, будут знакомиться с его оригинальными экспонатами и коллекциями, признанными во всем мире.

Музей транспорта в Будапеште
 

История Музея транспорта в Будапеште

В 1896 году в столице Венгрии была организована масштабная выставка, приуроченная к тысячелетию переселения мадьяр на Среднедунайскую равнину и создания ими первого венгерского государства. Для демонстрации миру целостной картины прошлого и настоящего страны, в Городском парке только для знакомства с продукцией венгерского происхождения установили 240 павильонов. Здесь можно было увидеть достижения в области промышленности, культуры и науки, познакомиться с историей, народными традициями и промыслами.

Отдельная экспозиция Тысячелетней выставки была посвящена транспорту. У публики она пользовались огромным успехом, поэтому организаторы решили сохранить и в дальнейшем приумножить собранную коллекцию, создав постоянный музей. Идея была не совсем новой, так как подобная попытка уже предпринималась в 1885 году. Теперь же речь шла о тематическом железнодорожном музее. Главным сторонником его появления был директор Королевской государственной железной дороги Бановитш Кайетан. Благодаря его настойчивой работе, барон Даниэль Эрнё, в то время — министр торговли Венгрии, санкционировал создание Музея транспорта.

Бывшее здание Музея транспорта
 
Бывшее здание Музея транспорта, © Akela3 (CC BY-SA 3.0)
Транспортный павильон, как и другие строения выставки 1896 года, возводился как временный объект. Постепенно его преобразовали в постоянное музейное здание и открыли для широкой публики 1 мая 1899 года.

Один из самых впечатляющих залов был оформлен в романтико-эклектичном стиле. Диаметр купола составлял 26 метров, а его высота — 67 метров. На площади почти 300 квадратных метров размещались важнейшие экспонаты, относящиеся к железнодорожному и другим видам наземного транспорта, судоходству и гидротехнике, а также к почтовым службам, телефону и телеграфу. Здесь, кроме крупногабаритных средств, были представлены запчасти, различное техническое оборудование, множество моделей, фотографий, карт и чертежей. В качестве дополнения посетители могли узнать о новейших разработках транспортных компаний Венгрии и других стран.

Музей транспорта в Будапеште
 

Музейная коллекция разрасталась, в ней появились даже самолеты и авиамодели. Но вскоре образовался катастрофический дефицит места, поэтому пришлось думать о расширении площадей. Было разработано несколько планов, в одном из которых говорилось и переносе здания поближе к Техническому университету. Реализации проекта помешали финансовые трудности и две мировые войны.

В 1944 году Музей транспорта пережил два сильнейших взрыва, в результате которых строению и коллекции был нанесен значительный ущерб. Несколько лет его судьба оставалась неопределенной, и лишь в конце 1950-х гг. было принято решение о восстановлении разрушенного здания. Оно утратило купол и получило более строгий дизайн в духе послевоенного времени.

Обновленный Музей транспорта открылся 2 апреля 1966 года. Вместе с внешним видом изменилась и его концепция. Теперь он стал не только хранителем экспонатов, но и центром исследования истории венгерского транспорта. Кроме показа постоянных коллекций, здесь проводились временные тематические выставки, и периодически выпускались научно-популярные статьи.

Вагон внутри
 
Вагон внутри, © KozlekedesiMuzeum в fb

Музей транспорта сегодня

В 1971 году учреждение получило статус национального музея, а спустя 16 лет его центральное здание было расширено за счет нового выставочного корпуса. На рубеже 2008—2009 гг. оно слилось с Национальным технологическим музеем под общим названием Венгерский музей технологии и транспорта. Сегодня в структуру вновь созданного учреждения входит 8 филиалов — пять в Будапеште и три за пределами города. Кроме вышеупомянутых, в нее включены: Музей электроники, Литейный музей, Библиотека технических исследований, Постоянная выставка истории авиации и воздухоплавания, а также Венгерский музей химии в замке Варпалоты, Металлургический музей в Мишкольце и Музей алюминиевой промышленности в Секешфехерваре.

Музей транспорта принимал посетителей в старом здании до апреля 2015 года. В декабре 2017-го было принято решение о его новом месторасположении — на территории бывшего Северного ремонтно-транспортного центра, где с 1867 по 2009 гг. находилась самая крупная в Венгрии база по восстановлению железнодорожных вагонов и тепловозов. Общую музейную площадь открытых пространств и закрытых помещений планируется расширить до 30 000 кв. м. Ожидается, что в общей сложности здесь только крупных транспортных средств будет выставлено более 600 единиц.

Летом 2021 года, впервые за пять лет, Музей транспорта открыл новую персональную выставку на территории своего будущего «дома». Она работала до конца октября и была закрыта до следующей весны по причине того, что цех не отапливается. Несколько дней были посвящены легендарным венгерским автобусам Икарус, прибывшим на площадку своим ходом.

Выставка Икарусов
 
Выставка Икарусов, © KozlekedesiMuzeum в fb

В период ожидания нового места музей продолжает организовывать увлекательные программы, образовательные занятия и инсталляции, демонстрирует свои выставочные коллекции на партнерских площадках, входящих в структуру Венгерского музея технологии и транспорта, а также являющихся самостоятельными учреждениями.

Режим работы

На территории нового музейного комплекса, до его полноценного открытия в 2026 году, планируется проводить только сезонные выставки. Период — с марта/апреля до конца октября. Предположительное время работы: четверг-воскресенье с 12:00 до 19:00.

Билеты

Стоимость посещения временных выставок:

  • для взрослых — 2400 HUF (венгерский форинт);
  • для детей и молодежи 6–26 лет, а также лиц 62–70 лет — 1200 HUF;
  • для детей младше 6 лет и лиц 70+ — бесплатно.

Узнать дополнительную информацию о ценах можно на официальном сайте выставок Музея транспорта.

Здание Северной транспортно-ремонтной мастерской
 
Здание Северной транспортно-ремонтной мастерской, © kozlekedesimuzeum.hu

Основные коллекции

Изначально главной целью музея была презентация железнодорожного и водного транспорта, но по мере его расширения в постоянные выставки начали включать материалы и экспонаты, связанные со всеми главными секторами транспортной отрасли.

Старый Музей транспорта гордился несколькими коллекциями, которые обязательно найдут свое место в новом комплексе.

История Венгерской железной дороги. В одной из старейших музейных коллекций представлено около 100 копий паровозов в масштабе 1:5. Модели 1850-х гг. были частично изготовлены до 1900 года. Интересная экспозиция представляет современный вокзал в натуральную величину с оригинальными паровозами и двумя вагонами последних десятилетий XIX века.

Музей транспорта в Будапеште
 

История автомобильного транспорта Венгрии. Самый старый автомобиль в коллекции является ровесником Музея транспорта и датируется 1898 годом. В экспозиции имеются изобретения венгерского инженера Яноша Чонки, создавшего вместе с Донатом Банки карбюратор и разработавшего первый в Венгрии газовый двигатель. Кроме оригинальных машин здесь представлены основные сборочные узлы и технические раритеты.

История городского транспорта. Коллекция восходит к эпохе конных экипажей. В ней демонстрируются этапы развития венгерского трамвая и показаны модели исторических аккумуляторных и бензиновых автобусов первых десятилетий ХХ века.

История Венгерского государственного пароходства. Коллекйия характеризуется впечатляющими экспонатами. Здесь присутствуют модели кораблей, в том числе первого парохода на Дунае «Carolina» (1817 г.), первого творения Обудской судоверфи — пассажирского транспорта с деревянным корпусом «Árpád» (1836 г.), самого большого и самого быстрого в XIX веке венгерского речного парохода «Orient» (1870 г.). Коллекция дополнена техническими деталями, навигационными приборами, оригинальными произведениями искусства и пр.

Музей транспорта в Будапеште
 

Отдельные коллекции представлены мотоциклами, велосипедами, послевоенными транспортными средствами и другими интересными экспонатами.

Новый проект

В 2018 году Музей транспорта объявил о проведении международного конкурса на проектирование нового здания. Дизайнерам было предложено реализовать архитектурный замысел в соответствии с общей музейной концепцией и внести предложения по реновации территорий, относящихся к окрестностям будущего комплекса. Победителем конкурса стала известная нью-йоркская фирма Diller Scofidio + Renfro (DS+R), одна из самых инновационных архитектурных компаний в мире.

Проект нового Музея транспорта
 
Проект нового Музея транспорта, © kozlekedesimuzeum.hu

Кроме основного выставочного пространства, проект предусматривает создание полноценных реставрационных мастерских, исследовательских и архивных отделов, конференц-залов. Будет благоустроена окружающая территория и пешеходная зона, организована вместительная парковка и прямое сообщение с парком Неплигет. В то же время планируется сохранить и реконструировать дизельный цех и главное здание дирекции.

Венгерское правительство заявило, что инвестиции в масштабный проект нового Музея транспорта имеют первостепенное значение для национальной экономики.

Место расположения объекта было выбрано не случайно. В этом районе хранится наследие всей венгерской железной дороги. Тут находятся закрытые сегодня завод Ganz и железнодорожная станция Józsefváros, здесь проходили трудовые будни и повседневная жизнь рабочих-железнодорожников, а на территории парка Неплигет, в свое время, проводились автомобильные и мотоциклетные гонки. Немалую роль в выборе локации музея сыграли удобный транспортный доступ к району и близкое расположение остановок, а также соседство с культурным комплексом Eiffel Art Studios Венгерской государственной оперы.

Северный ремонтно-транспортный центр со стороны трамвайной остановки на панораме google.maps

Как добраться до Музея транспорта в Будапеште

Новая площадка находится на улице Kőbányai. Просторных парковок здесь пока нет, поэтому приезжать рекомендуется на общественном транспорте.

Ближайшие остановки:

Для вызова такси в Будапеште можно воспользоваться мобильными приложениями Bolt, City Taxi Budapest, TaxiBudapest, Budapest Taxi и др. Планировать Самостоятельный маршрут поездки удобно составлять с помощью планера на официальном сайте BKK.

Музей транспорта, подготовка к выставке: видео

Нашли неточность? Сообщите нам.

Отзывов пока нет.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Будапешта

Куда сходить и что посмотреть в Будапеште

Музеи и галереи
Где поесть и выпить
Парки и зоны отдыха
Активный отдых
Магазины и рынки
Оздоровительный отдых

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии