Греческие театры — то, что я вижу

Южный склон Акрополя со времен глубокой древности называли склоном искусств.

1
Греческие театры — то, что я вижу

Именно здесь появились первые греческие театры — Одеон Перикла (Перикл — царь, подаривший Афинам «золотой век»), театр Диониса (не нуждающегося в дополнительном представлении),

3
Греческие театры — то, что я вижу

Одеон Герода Аттика (философа из очень богатой семьи, проспонсировавшего постройку театра),

2
Греческие театры — то, что я вижу

а стоа Эвмена (крытая колоннада, тоже названная в честь царя, при котором была построена), соединяла два последних сооружения, чтобы горожане могли с комфортом прогуливаться от одного к другому, будучи равно защищенными от дождя и палящих солнечных лучей.

2
Греческие театры — то, что я вижу

— А что такое одеон?
— Сначала Одеоном называлось только здание для певческих и музыкальных состязаний, построенное в Афинах при царе Перикле, но потом слово стало нарицательным и обозначающим все подобные постройки в Древней Греции и Древнем Риме.
— То есть одеон — это амфитеатр?
— Нет. «Амфи» в переводе с греческого означает «с двух сторон», «вокруг», поэтому, когда говорят «амфитеатр», имеют в виду, что сиденья расположены по кругу и под открытым небом. А если говорят «театр», то с одной стороны окружности вместо сидений будет сцена.
— А одеон?
— А одеон — это театр с крышей!

3
Греческие театры — то, что я вижу

Справочно: сегодня в странах-наследницах античной культуры — Греции, Италии, Турции — осталось 728 театров в той или иной степени сохранности.

Театр, как явление, родился из культовых праздников посвященных Дионису.

Я, было, подумала, что это потому, что ничто так не способствует усвояемости искусства как шампанское, но оказалось, что изначально Дионис был богом земледелия и плодородия (в то время его изображали с ногами козла или быка, как олицетворение могучей физической силы и дикой природы), и на праздниках в его честь, помимо ритуальных действий, призванных повысить шансы в битве за урожай, неграмотные крестьяне заодно учились у сведущих жрецов правилам хорошего поведения и основам агрономии.

«Актер» в греческом языке — итопиос — происходит от глагола «итос» — «учу нравам», а само слово «театр» происходит от греческого «теа» — «то, что я вижу».

Когда возделывать землю люди научились, а Дионис из всех отраслей сельского хозяйства стал более всего выделять виноградарство, «Большие Дионисии» — праздники, проводимые в его честь каждую весну — превратились в состязания поэтов и актеров, длившиеся несколько дней с раннего утра и до позднего вечера.

Это вам не два действия с антрактом высидеть!

Женщины к участию представлениях не допускались, но, в отличие от стадионов, куда путь им был категорически заказан, могли посещать театры в качестве зрителей, если их отцы или мужья не были против. Актером же в греческом театре мог быть только мужчина!

Театр Диониса вмещал 17 тысяч жителей — половину населения Афин. Первые ряды традиционно были отданы на откуп почетным горожанам, и их имена даже были высечены на ложах. Но и менее знатная публика тоже чувствовала себя в театре комфортно — ряды сидений были спроектированы таким образом, что пробирающийся к своему месту, имел достаточно пространства, чтобы не тревожить уже сидящих зрителей, а акустика позволяла слышать каждое произносимое актерами слово.

2
Греческие театры — то, что я вижу
4
Греческие театры — то, что я вижу

К этому времени Дионис уже (побрил ноги зачеркнуто) приобрел вид цельного homo sapiens, хоть и немного томного и декаденствующего, а козлоногими стали изображать его верных спутников сатиров, по-гречески «трагосов», следовавших за ним во всех постановках и слагавших в его честь оды.

Именно здесь, на праздниках Диониса, появился жанр трагедии, в дословном переводе означающий «песнь козла».

В греческом театре все спектакли игрались без каких-либо предварительных репетиций и только один раз. Изначально все представление заключалось в том, что на сцене играл оркестр и пел хор. Только вот сценой в те времена называлась палатка, где актеры переодевались, а «орхистра» было местом для танцев, а не оркестровой ямой. Но со временем из хора выделился монолог.

Поначалу все роли играл один и тот же человек, а чтобы все это не выглядело совсем уж шизофренически, перед ним на столе были разложены маски, которые он менял, перевоплощаясь в других персонажей. Эсхил был первым, кто ввел в свои пьесы второго актера, а Софокл ввел третьего — большего количества актеров греческая трагедия не знала за всю историю существования.

В двух античных театрах Греции до сих пор идут представления. Один из них — как раз Одеон Герода Аттика возле Акрополя,

2
Греческие театры — то, что я вижу

а второй — Эпидавр, расположенный на Пелопоннесе.

3
Греческие театры — то, что я вижу

На сцене театра Аттика выступали Мария Каллас, Морис Бежар, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Монсеррат Кабалье, и даже балет Большого Театра, и стоимость самого дорогого билета здесь не превышает 50 евро.

Это что же получается, посмотреть балет «Спартак» в Греции выйдет делевше, даже со стоимостью перелета?

3
Греческие театры — то, что я вижу

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Афинский Акрополь

Афины, Греция Подробнее об объекте