В восточной стороне собора находится семь капелл (часовен).
В центральной капелле Трёх царей-волхвов находятся три витража.
В восточной стороне собора находится семь капелл (часовен).
В центральной капелле Трёх царей-волхвов находятся три витража.
В центре — старейший витраж собора. Слева от него — Dreikönigenfenster, справа — Petrus-und Maternusfenster.
Älteres Bibelfenster, 1260.
Самый старый витраж собора, сохранившийся до наших дней, его стёкла изображают сцены из Ветхого и Нового завета, сгруппированные попарно. Из-за того, что витраж частично закрыт — невозможно полностью увидеть все сцены из Ветхого Завета.
Пары витражей (снизу вверх):
Создание Евы — Рождение Марии.
Сватовство Ревекки — Благовещение Марии.
Горящий куст, в котором Моисею явился Бог-отец — Рождение Христа.
Визит царицы Савской к царю Соломону — Поклонение трёх волхвов.
Пророк Самуил на алтаре в храме о священником Илией-Христос на алтаре в храме со священником Симеоном.
Ной в ковчеге — Крещение Христа.
Пир по поводу отнятия от груди Исаака — Тайная вечеря.
Жертвоприношение Исаака — Распятие Христа.
Спасение Ионы из чрева кита — Воскресение Христа.
Вознесение Илии — Вознесение Христа.
Dreikönigenfenster, 1330/40.
На центральной картине витража изображено преподношение даров волхвами.
В центре старший волхв преподносит золото. Два других волхва находятся на этом же уровне с двух сторон.
Выше волхвов Иоанн Богослов (слева) и святой Гереон (справа).
Petrus — und Maternusfenster, 1330/40.
На витраже изображены Святой Пётр (слева) и Святой Матернус — первый епископ Кёльна.
Если верить легендам, то Матернус был удивительным человеком, не каждому человеку приходилось дважды воскресать после смерти. В
Евангелии от Луки, глава 7, стихи 11–15 рассказывается: " После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его."
Этим восставшим из мёртвых юношей был Матернус, который потом стал учеником Святого Петра и отправился со святыми Евхариусом и Валериусом проповедовать Евангелие на берега Рейна. В Эльзасе Матернус умер. Святой Петр во время видения увидел это и передал Евхариусу и Валериусу свой посох, с помощью которого Матернус вновь возвратился к жизни.
В Кёльне Матернус был епископом в течение 40 лет, построил церковь Святого Петра, через века на месте которой был воздвигнут Кёльнский собор, полное название которого — Собор святых Петра и Марии, а также Церковь Святой Цецилии.
Как Святой Пётр, так и Святой Матернус окружены четырьмя святыми. Сверху апостолы, внизу мученики. Рядом со Святым Петром апостолы Иоанн и Павел, с Матернусом — Варфоломей и Пётр.
Кёльнский собор является не только гордостью жителей Кёльна, но и всей Германии. Поэтому подарки для собора были в порядке вещей.
Король Баварии с 1825 по 1848 год Людвиг I (Ludwig I von Bayern, 1786 -1868)
еще будучи кронпринцем Людвигом Карлом Августом любил заниматься меценатством, тратя громадные деньги на приобретение коллекций художественных произведений. Поэтому совсем не случайно в 1842 году им были подарены Кёльнскому собору 5 витражей, которые были установлены в 1848 году.
Парадокс, но словно бы ждали его отречения, прежде чем в окнах собора появились витражи, которые получили название «Баварские витражи» и которые можно увидеть справа в главной зале (южный боковой неф).
БАВАРСКИЕ ВИТРАЖИ
На двух, расположенных по краям, витражах изображены герб Баварии и дата установки.
Конфигурация витражей практически одинакова. В середине большая мозаичная картина из стекла, посвященная событиям из библейской истории, сверху несколько картин различных размеров, а внизу изображения людей, достойных для размещения на витражах. Пробежимся взглядом по некоторым из них.
Первый витраж
В центре витража: проповедь Иоанна Крестителя в пустыне Иудейской.
Внизу витража святая равноапостольная царица Елена, святой император Константин, император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса и первый император Священной Римской империи Карл Великий.
Второй витраж
В центре витража: поклонение пастухов и трёх царей-волхвов родившемуся младенцу Христу.
Внизу витража: четыре великих пророка Ветхого Завета — Исайя, Иеремия, Иезекиль и Даниил.
Третий витраж
Наверху витража: «Тайная вечеря», последняя трапеза Христа со своими двенадцатью учениками-апостолами.
В центре витража: снятие с креста.
Внизу витража: евангелисты, написавшие четыре канонические евангелия, — Матфей, Марк, Лука и Иона.
Четвёртый витраж
Наверху витража: сцена в Гефсиманском саду.
В центре витража: Сошествие святого Духа.
Внизу витража: четыре Римских отца церкви, признанные в 1298 году, Августин Блаженный, Иероним Стридонский, Григорий Великий и Амвросий Медиоланский.
Отцы Церкви — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви.
Пятый витраж
В центре витража: сцена побиения святого великомученника Стефана.
Стефан Первомученник считается первым христианским мученик, который был побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме.
Внизу витража: избранные святые.
Смотрите также:
Кельнский собор. Часть 1. Большое видится на расстоянии.
Кельнский собор. Часть 2. Мощи трёх волхвов — главная реликвия собора
Кельнский собор. Часть 3. Последний приют польской королевы и кёльнских епископов
Кельнский собор. Часть 4. Реликвии, скульптуры, эпитафии
Кельнский собор. Часть 5. Алтари, картины, фрески