Церковь Святого Петра, Вена

Подробная информация о Петерскирхе и её истории есть на сайте Туристер. Ру, её можно найти через сайтовый поисковик: Австрия — Вена — церковь Святого Петра (Петерскирхе). Чтобы не повторяться, дам краткий пересказ информации, найденной в этом и в других источниках, дополненный собственными наблюдениями и впечатлениями.

Церковь Святого Петра (нем. Peterskirche) находится в самом центре Вены, во Внутреннем Городе, на одноименной площади Святого Петра. Площадь небольшая, и кажется, что здание церкви расположено неудачно, его теснят расположенные рядом дома. На самом деле это дома посажены неудачно, т. к. они появились здесь на много веков позднее церкви.

Петерскирхе — действующая римско-католическая приходская церковь. На этом месте в IV–VIII веках располагалась старейшая приходская церковь Вены, затем здесь же была построена средневековая церковь в романском стиле. По легенде, эта церковь была заложена Карлом Великим в 792 году, однако первое документальное упоминание о ней относится к 1137 году. Тем не менее, с наружной стороны церкви справа от входа можно увидеть барельеф с изображением сцены закладки нового здания церкви в 792 г. императором Карлом Великим.

1
Церковь Святого Петра, Вена

В 1661 году церковь сгорела. Решение о строительстве новой церкви было принято в 1676 году с приходом Братства Святой Троицы, членом которого был император Священной Римской империи Леопольд I. Тема Святой Троицы нашла своё отражение во внутреннем убранстве церкви (изображения на главном алтаре и на церковной кафедре).

В 1701 году по инициативе императора Леопольда I началось строительство нового здания церкви. Проектирование и строительство фундамента новой церкви Святого Петра было выполнено Габриэлем Монтани, продолжил строительство уже по новому проекту Лукас фон Хильдебрандт, закончивший основные строительные работы (без отделки) в 1708. Куполообразное пространство было спроектировано главным образом Маттиасом Штайнлом.

Привожу схему церковного зала Петерскирхе, заимствованную из Википедии, с указанием расположения основных достопримечательностей: 1) Паперть (притвор). 2) Купол с фреской. 3) Кафедра. 4) Скульптурная группа «Мученичество Святого Иоганна Непомука». 5) Имперский Герб над триумфальной аркой. 6) Главный алтарь. 7) Императорский алтарь (места для членов императорской семьи). 8) Народный алтарь. 9a) Гробница Швандтнера (так на схеме Википедии; на сайте Петерскирхе здесь указана Ризница). 9b) Спуск в крипту (подалтарный склеп). 10) Алтарь Святой Варвары. 11) Алтарь Святого Себастьяна. 12) Алтарь Святого Семейства. 13) Алтарь Святого Михаила 14) Алтарь Святого Франца Салезского. 15) Алтарь Святого Антония. 16) Главный Орган. 17) Церковные скамейки.

Оговорюсь, что в Википедии позиции 10–15 именуются как Капеллы (часовни), я придерживаюсь термина Алтарь в соответствии с тем, как они названы на сайте Петерскирхе.

Церковь Святого Петра, Вена

Нетипичная для католических храмов овальная форма здания, центрального зала и купола придаёт внутреннему пространству церкви ощущение уютной камерности, несмотря на внушительные размеры (зал примерно 20×35 м, высота купола более 50 м). Это ощущение усиливается и за счёт безукоризненного оформления интерьера церкви. Предполагаю, что овальная форма с центральным расположением купола способствовала также прекрасной акустике церковного зала. Своей тёплой аурой Петерскирхе во многом обязана Маттиасу Штайнлу, настолько удачно он сумел организовать её внутреннее пространство.

Строительство церкви продолжалось до 1722 года, её освящение состоялось в 1733 году. Петерскирхе — первое купольное барочное здание Вены. В 1998—2004 гг. церковь (включая росписи и скульптуры) отреставрирована.

4
Церковь Святого Петра, Вена

Над входом в церковь надпись на латыни, которую можно перевести как «Всё, что я обещал заплатить за спасение Господне». Изречение приписывают императору Леопольду I, который дал клятву заложить и построить эту церковь для более успешной борьбы с чумой. Леопольд I умер в 1705, не дожив до окончания строительства. Достраивал храм его сын император Карл VI, который, в знак грядущей победы над чумой, в 1713 также дал обет Всевышнему и в 1716 заложил храм Карлскирхе, посвящённый Святому Карло Борромео, мужественно боровшемуся с чумой в XVI веке. https://www.tourister.ru/world/europe/austria/city/wien/temples/34552/responses?id=5841

Достраивались и освящались оба храма практически в одно время: Петерскирхе в 1733, Карлскирхе в 1737. Оба стали архитектурными шедеврами, украшающими Вену.

Одной из достопримечательностей церкви является орган, установленный в 1903 г. Он находится на хорах над входом и считается одним из лучших органов Австрии.

3
Церковь Святого Петра, Вена
1
Церковь Святого Петра, Вена

Из всех вариантов общего вида церковного зала, какие у меня есть, даю сначала снимок от января 2018 года (с остатками рождественских украшений), наиболее полный по вертикали. В верхней его части над триумфальной аркой — герб Священной Римской империи начала XVIII века — вероятно, как дань уважения Леопольду I, заложившему церковь.

2
Церковь Святого Петра, Вена

Тот же герб крупным планом (прошу прощения за качество — большой зум, рука дрогнула…) Характерный элемент — двуглавый орёл Габсбургов, соперничавший с российским двуглавым за право наследования Византии. На ленте под орлом — девиз императора Леопольда I «Consilio et industria oz», который я очень приблизительно истолковал как «Посоветовавшись, действуй энергично».

Церковь Святого Петра, Вена

Более широкий, но «приземлённый» вид церковного зала

3
Церковь Святого Петра, Вена

Немного приблизимся к главному алтарю. В верхней его части — изображение Святой Троицы, которой изначально был посвящён храм, в центре произведение М. Альтомонте, изображающее исцеление Святыми апостолами Петром и Иоанном хромого у Красной двери Иерусалимского храма. В нижней части алтаря — изображение Девы Марии «Пренепорочная» работы Леопольда Купельвизера.

1
Церковь Святого Петра, Вена

Слева от главного алтаря — церковная кафедра работы М. Штайнля. Над кафедрой — балдахин с ангелами и Святой Троицей.

4
Церковь Святого Петра, Вена

Справа от главного алтаря — скульптурная композиция Лоренцо Маттиелли с изображением мученичества Святого Иоганна Непомука (Яна Непомуцкого) — небесного покровителя Богемии.

4
Церковь Святого Петра, Вена

В композиции изображён трагический момент, когда Иоганна Непомука, избитого дубинками и цепями, утопили во Влтаве, сбросив с Карлова моста в Праге. Над этой сценой в облаках — Богоматерь Бунцлавская.

1
Церковь Святого Петра, Вена

Всего боковых алтарей в церкви — шесть, я заснял только три.

Первый справа от главного алтаря боковой алтарь работы И. Г. Шмидта посвящён Святому Михаилу. Под этим алтарём, а также под расположенным напротив алтарём Святого Семейства в застеклённых реликвариях покоятся мощи мучеников, привезённые кардиналом Коллонитцем (1733) из римских катакомб. В Вене они были облачены согласно вкусам того времени.

Церковь Святого Петра, Вена

В центре зала справа боковой алтарь Святого Франца Салезского.

1
Церковь Святого Петра, Вена

Алтарь Святого Антония, который отмечен также небольшим скульптурным изображением в Карлскирхе.

1
Церковь Святого Петра, Вена

Да, почему-то не заснял другие алтари, а напрасно, по крайней мере алтарь Святого Семейства — надо было обязательно. Там над упомянутым реликварием есть портрет святого, по виду совсем не древнего. Это Хосемария Эскрива (1902–1975), основатель Opus Dei (1928), организации Католической церкви. Причислен к лику святых в 2002.

Согласно основателю, «Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру, как подобает добрым христианам». Однако на практике Opus Dei (Дело Божие) представляет собой закрытую секретную организацию, за что подвергается критике даже со стороны некоторых католических священников, которые видят в ней опасную секту. Похоже, такого же мнения придерживается Дэн Браун, который в романе «Код Да Винчи» представил служителей Опус Деи не в лучшем свете.

Ну да бог с ними, но какое это имеет отношение к венской церкви Святого Петра? Читаем на сайте Петерскирхе: «По поручению … архиепископа Венского кардинала Кенига прихожан этого храма с 1970 года окормляют священники подведомственного прелату округа Opus Dei (www.opusdei.org)». Проще говоря, церковь Святого Петра с 1970 г. «подведомственна» организации Опус Деи. И надо же, какая снова параллель: Карлскирхе также принадлежит узкой религиозной организации — ордену Рыцарей Креста с красной звездой.

В Петерскирхе на стенах, окнах, барабане купола и самом куполе нет «белых пятен», незаполненных пространств. Но при всей пышности убранства, кажущейся где-то даже избыточной, здесь нет безвкусицы и аляповатости, всё удивительно цельно и гармонично, «шедеврально», как сказала бы в таком случае Татьяна Анатольевна.

1
Церковь Святого Петра, Вена

А вот и купол. Фреска работы Йоханна-Михаэля Роттмайра «Апофеоз Марии» (ориентировочно, до 1725 г.) После этого Роттмайр расписал купол Карлскирхе, над которым он работал практически до своей кончины в 1730. Снова некая связь между Петерскирхе и Карлскирхе.

2
Церковь Святого Петра, Вена

Удивительно всё же, как много невидимых нитей связывает два таких разных храма, как Карлскирхе и Петерскирхе. Нитей судьбы, нитей общего полотна истории Вены.

В конце моего отчёта о Петерскирхе, в качестве «вишенки на торте», поделюсь впечатлениями о концерте, на который мы с женой «случайно» — преднамеренно попали. «Случайно» — потому что просто гуляли по Грабен, а Петерскирхе как раз там и расположена. Преднамеренно, потому что по Грабен целенаравленно продвигались именно к «Петруше», как прозвали его между собой после нескольких посещений. Запомнился самый первый наш визит в январе 2018, когда мы (в тот раз действительно случайно) попали в Петерскирхе и были покорены как самим собором с его тёплой обволакивающей аурой, так и органом, звучание которого в этом пространстве сравнить просто не с чем, настолько оно всепроникающе и сокровенно.

В этот раз на органный концерт, который там проводится бесплатно в 15 часов, не рассчитывали, ибо шёл уже седьмой час вечера. Но у входа увидели вот эту афишу. 19.30. Сопрано, труба, орган. Пропустить невозможно.

Церковь Святого Петра, Вена

Пока ждали, поснимал интерьер, который представлен выше. Выбирали местечко в зале, пересаживались несколько раз. Год назад, помнится, публика кучковалась поближе к центральному алтарю, ожидая, что действие развернётся именно там. Оказалось — ничего подобного. Играл главный орган (который над входом), органиста вообще не было видно, так что где сидеть и куда смотреть — не имело значения. Помня это, мы в этот раз выбрали местечко просто поудобнее, без прицела на «сцену». Оказалось — зря.

В этот раз всё интересное было на площадке перед алтарём, там даже и орган образовался где-то сбоку, так что главный орган в этот раз оказался не у дел. В итоге, наша позиция для съёмки оказалась убийственно неудобной, удалось сделать всего несколько снимков — на приличном зуме и держа камеру одной рукой на отлёте. Органиста заснять совсем не удалось.

Такие концерты с заявленной программой и приглашёнными исполнителями в Петерскирхе практикуются, причём они обычно платные. В этот раз то ли из-за небольшого формата (девять произведений, продолжительность примерно 35 минут), то ли по другой причине, концерт был бесплатный. В таких случаях билеты не продают, но по окончании концерта на выходе стоит сам органист или его доверенное лицо с шляпой в руках, куда выходящие из церкви слушатели бросают вознаграждение исполнителю — кто сколько может. Так было год назад, так и в этот раз. Не помню, насколько мы пополнили шляпу (смутно: на двоих что-то 5 евро, плюс-минус), потому что после такой божественной музыки не было никаких мыслей в этом низменном направлении.

А концерт был восхитителен. Чудесный женский голос и чистый звук трубы в обволакивающем облаке невероятных органных пассажей поднимали в душе безотчётные чувства счастья и покоя.

2
Церковь Святого Петра, Вена

И всё-таки из всего концерта больше всего запал в душу Голос. Захотелось узнать хоть что-то о его носительнице. Поделюсь тем, что удалось нарыть в интернете.

Певица Патрисия Трухано родом из многодетной бедной (при этом очень музыкальной) семьи, штат Оахака, Мексика. Как рассказывает сама, всего добилась своим трудом. Самостоятельно, без какой-либо материальной поддержки, прошла полный курс обучения в национальной консерватории Мехико. На это ушло девять лет, так как надо было зарабатывать на жизнь и учёбу. За эти годы шесть раз подвергалась ограблениям «с ножом и пистолетом». По её словам, тот, кто способен выжить в Мехико, сможет покорить мир.

После окончания консерватории Патрисия уехала в Австрию, чтобы продолжить музыкальное образование. И снова приходилось добывать хлеб насущный всеми доступными способами: гувернантка, преподаватель испанского языка, домработница… Но главная цель — профессиональная карьера, пение. В 2013 году закончила обучение в Вене, ненадолго возвращалась в Мексику, сейчас снова живёт в Вене, концертирует. На один из таких концертов в Петерскирхе нам и посчастливилось попасть.

Говорю «посчастливилось» совершенно искренне: голос Патрисии под сводами Петерскирхе звучал невероятно мощно, объёмно и в то же время глубоко и нежно. Признаюсь, впервые довелось услышать настоящий живой женский Голос — полный чувства и огранённый большим талантом, профессионально выверенный и при этом не искажённый плохой акустикой и электроникой.

1
Церковь Святого Петра, Вена

Патрисия Трухано не порывает связи с родной Мексикой, на своей странице в Твиттере указывает два своих адреса: Вена, Австрия; Оахака, Мексика. На фото из интернета — Патрисия Трухано в национальном костюме штата Оахака.

Церковь Святого Петра, Вена

«Я много пережила, чтобы стать оперной певицей», — говорит она. Чтобы покорить Старый Свет, чтобы плакать в музее мира, в Венском соборе, в Институте Сервантеса. От Болгарии до Германии и Испании.

В январе 2020 Патрисию Трухано впервые пригласили петь на Венском оперном фестивале Вольфганга Амадея Моцарта https://laopinion.com/author/imdgardeniamendoza/.

Так что, будете в Вене — обязательно навестите Петерскирхе, не пожалеете. Эта церковь находится недалеко от Собора Св. Стефана, в конце короткой улицы Грабен, начинающейся у Штефансплац. Петерскирхе можно посетить с понедельника по пятницу с 7:00 до 20:00, в субботу и воскресенье — с 9:00 до 21:00. Служения проходят ежедневно.

Постарайтесь попасть на концерт в Петерскирхе, сольный органный или с приглашёнными исполнителями — это незабываемо. Бесплатные органные концерты проходят по будням в 15.00, продолжительность 30–35 минут. Актуальную информацию о концертных программах на вечерние часы и выходные дни можно узнать на официальном сайте Петерскирхе https://www.tourister.ru/go?url=http://www.peterskirche.at/cd-und-dvd/musik-aktuell/

Всего доброго!

Комментарии

Церковь Святого Петра в Вене

Petersplatz, 1, Вена Подробнее об объекте