Гид по Бельведеру в трех частях. Часть 1: Нижний Бельведер — душещипательное средневековье и модерн

Art-with-me — Рекомендую Дворец Бельведер, Вена Февраль 2018
2

Из всех Бельведеров этот дворец больше всего посещаем самими венцами. Сами подумайте, сколько раз можно ходить смотреть на «Поцелуй» или «Наполеона», а вот меняющиеся выставки — другое дело. Поэтому именно тут и «Клуб друзей» расположен и кафе тут лучше. И именно здесь в дальней пристройке расположена коллекция настоящих сокровищ средневековой живописи, которая открыта только два часа в день и куда туристы редко добираются, а зря. Но по порядку.

Главный вход в Нижний Бельведер со стороны улицы Ренвег (Rennweg, 6). Фото: Юлия Абрамова, январь 2018

От Ринга до Нижнего Бельведера можно дойти пешком на 10 минут или проехать 2 трамвайных остановки, поэтому трудно представить, что вообще-то это была загородная резиденция принца Евгения Савойского. Он, правда, вскоре после постройки Бельведера прикупил пару дворцов подальше, совсем в глуши.

1 / 9
 
"Зал гротесков" с фресками с мифологическими сюжетами. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018

То, что это здание предназначенно для жизни, а не для демонстрации искусства видно и сейчас, после более чем двухсот лет службы этого здания музеем: залы с временными выставками перемежаются с историческими комнатами, а пристройках можно и потеряйся. Гардероб и туалеты есть только в подвале, лифт один, а в некоторых переходах детскую коляску или инвалидное кресло придётся спускать на тормозах.

1 / 5
 
Дорога в собрание средневекой живописи

Постарайтесь придти утром, тогда вы сможете посмотреть на редкость хорошо сохранившуюся коллекцию средневековой живописи и скульптуры, она открыта только с 10.00 до 12.00. Для этого вам надо пройти мимо красот мраморного и золотого залов, выйти на улицу и следовать указателям (см. фото). Тогда вы окажитесь в бывших парадных конюшнях принца. Дорогие лошади были таким же объектом престижа, как современные средства передвижения. Поэтому лишь мраморные поилки в форме раковин да лепная лошадиная голова над фонтаном напоминают об изначальной функции этого помещения. Но ведь и ангар для автомобиля Агента 007 тоже ничего не имеет общего с гаражом для семейного хетчбэка.

1 / 4
 
Собрание средневековой живописи в Парадных конюшях Нижнего Бельведера. Фото Юлии Абрамовой, январь 2018

Нарисованные на деревянных панелях алтарные изображения висят сплошняком и, если вы хотите точно знать, как именно зовут святого, что так безропотно дает вытянуть себе кишки, то возьмите на входе брошюрку с подписями. Но, поверьте, это излишне. В этих залах достаточно только смотреть, особенно на детали. Побудьте ребенком — читайте картинки и вы не ошибетесь. Ведь художники «интернациональной готики» замещали своими работами Евангелия для простецов и их истории ясны и вдохновенны.

1 / 5
 

Злодеи видны сразу и они отвратительны — у них темные лица, кривые подбородки, свиные носы и недостаток зубов. Смотрите — вот они пихают в печь святого Вита (какая замечательная прореха на штанах мучителя), вот скалясь бросают кости, разыгрывая вещи Христа, вот распинают апостола Андрея. А история Логнина удивительным образом передается нюансами — вот он тыкает Господа своим копьем, кровь брызгает ему в глаза, один глаз уже прозрел и его лицо в толпе «злых» уже выделяется полупросветлением. Без кино, без комиксов передан процесс духовной трансформации.

1 / 16
 

Добрые же, конечно, прекрасны. Их красота не земными измерена стандартами, они не миловидны, они одухотворены. Если вы давно хотели узнать, что такое религиозное умиление — в конюшнях принца Евгения самое правильное место, чтобы это почувствовать, будь вы хоть самый воинствующий атеист. Дева Мария — здесь всегда Царица Небесная, мало имеющая отношения к реальной женщине, как через пару веков её будут представлять художники. Нет, здесь она в короне, полна достоинства и высшего спокойствия. А цветочки под её ногами на полузабытом языке символов говорят о страстях и спасении.

Глядя не эти картины и скульптуры можно много рассуждать про композицию, краски, технику и технологию. Например, что скульптура из липы, благодаря мягкости древесины, более свободна в композиции и потому более экспрессивна, нежели чем скульптура из дуба. Но все знание не может сказать, как и почему эти работы воплощают дух и духовность своего времени, своих создателей. И почему все попытки художников последующих веков вернуться, повторить этот дух более или менее позорно проваливались.

1 / 8
 

Когда вас выдворят из Конюшен, отправляйтесь назад через улицу в Оранжерею. Там проходят временные выставки. Часто сюда переносят работы из Верхнего Бельведера, чтобы сложить какое-то послание, месседж выставки. Но обычно тут всегда велик шанс увидеть что-то неожиданное из других, неавстрийских музеев. Сейчас там выставка, проводящая параллели между Веной и Загребом, где я не только подивилась на экстравагантный семейный портрет с оторванными головами Влахо Буховаца, но и открыла для себя хорватскую художницу Настю Роиц, чья внутренняя свобода без привкуса пафоса и протеста выделяет её работы на общем салонном фоне выставки.

Перед уходом их Оранжереи вы можете выйти в закрытый для безбилетных посетителей камерный сад. В хорошую погоду там приятно перехватить свежего воздуха и приготовиться к новой порции искусства.

Я не описываю интерьеры, т. к. Нижний Бельведер — это дворец со всем набором приличных для барокко штампов — золото, мрамор, извивающиеся скульптуры. Принц Евгений не разжился гениями для оформления интерьеров, он хоть и приглашал иностранцев — все больше итальянцев и французов, но уж больно умеренных, поэтому оформление дворца больше говорит о самомнение принца, запечатленного то в образе Геракла, то посреди поверженных турок, то в окружении муз, но не очень интересно за рамками исследования его личности.

1 / 3
 
Балтазар Пермозер «Апофеоз Принца Евгения», 1721. Фото Юлии Абрамово, январь 2018

Надеюсь, вы знаете, куда вы засунули ваш билет, т. к. нам нужно пройти через сувенирный магазин и по предъявлении билета пройти на вторую временную выставку. Сейчас это «Сила возраста». Большей частью современные художники, вернее художницы, высказываются на тему как это нестрашно стареть, главное — победить стереотипы о старости. Не смотря на бодрость работ, а может быть именно благодаря этой особой стариковской бодрости, послание звучит для меня фальшиво. Я замечаю, что у портрета Марты Вилсон, где она наполовину накрашена, наполовину нет, натуральная старость выглядит беспомощнее старости «обихоженной». А танцевальные потуги людей, на пенсии открывших для себя сальсу, вызывают смешки у ровесников и жалость у тех, что моложе.

1 / 7
 
Экспозиция выставки «Сила возраста» в Нижнем Бельведере. Фото Юлии Абрамово, январь 2018

На всей выставке я нашла один рецепт для себя. Его действенность демонстрируют портреты обнаженных Вивьен Вествуд и Хелен Миррен. У этих женщин возраст и связанные с ним темы однозначно на 25-м месте. Они заняты жизнью, в не беспокойством и огонь в их глазах «засвечивает» морщины на теле.

Портреты Вивьен Вествуд работы Юргена Теллера на выставке «Сила возраста» в Нижнем Бельведере. Фото: Юлия Абрамова, январь 2018

Нагрузившись впечатлениями и мыслями самое лучшее — отправиться в сад. Оттуда мы отправимся в Верхний Бельведер, но после паузы.

Юлия Абрамова — Art with me!

февраль 2018

Продолжение:

Верхний Бельведер — не только барокко!

Семь практических советов для гостей Бельведера

«Все в сад!». Бельведер зимой. Январь 2018. Фото: Юлия Абрамова

Комментарии

Ciriulic
1 февраля 2018 г. 9:49
Art-with-me
1 февраля 2018 г. 10:41
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Дворец Бельведер

Prinz Eugen-str. 27 и Rennweg 6А Подробнее об объекте