Картинки с выставки. Альбертина: от Рубенса до Макарта

Мы с женой впервые были в Вене в январе 2018 https://sergvos.tourister.ru/photoalbum/39027 . Не прошло и полутора лет, мы снова здесь. Целых два дня (6–7.05.2019) предоставлены сами себе. С утра 6 мая наведались в Карлскирхе, о которой я уже поделился впечатлениями (https://www.tourister.ru/world/europe/austria/city/wien/temples/34552/responses?id=5841).

Потом бродили по улицам и улочкам Внутреннего города (inner Stadt) — исторического центра Вены. Ноги как бы сами собой привели к музею Альбертина, который запомнился с прошлого визита как самый демократичный из всех, нами посещённых, и в то же время предлагающий очень интересные выставки наряду с шикарной постоянной экспозицией. Тогда, в январе 2018, мы случайно поймали выставку Рафаэля буквально за день до её закрытия. Так, а что сейчас?

А сейчас Светлана Ивановна для начала категорически заявила: в этот раз никаких музеев, гуляем по городу. Но вот мы у Альбертины. На вывески хотя бы можно взглянуть? М-да… От Моне до Пикассо… От Рубенса до Макарта! Пожалуй, от Вены до Перми в ближайшие 100 лет такие выставки едва ли доедут. А тут — вот они, и вот мы…

Картинки с выставки. Альбертина: от Рубенса до Макарта

Всё! Слабенькое сопротивление супруги сломлено (да ей же самой туда хочется невозможно!) — и мы уже внутри.

Около лифта — схема расположения выставок и экспозиций по этажам.

Картинки с выставки. Альбертина: от Рубенса до Макарта

Решили начать с классики, т. е. с Рубенса, а заодно лично познакомиться с Макартом, о котором случайно узнали в Зальцбурге, откуда он родом и где его именем назван самый популярный пешеходный мост через реку Зальцах. Ну пусть не с ним, но с его работами…

Для общего представления изучаем анонс выставки, полное название которой «От Рубенса до Макарта — Лихтенштейн. Княжеские коллекции».

Картинки с выставки. Альбертина: от Рубенса до Макарта

Дальше привожу свой перевод текста этого анонса (выделен курсивом), чтобы дальнейшее представление нескольких «картинок с выставки» было более понятным.

«Великолепные художественные коллекции дома Лихтенштейнов — выдающиеся и наиболее масштабные частные коллекции в мире, сопоставимые с коллекцией британской королевской семьи. Они включают эксклюзивные скульптуры и картины эпохи Ренессанса и барокко Адриана де Вриса, Рубенса и ван Дейка, превосходные работы итальянских и французских мастеров Джамболонья, Каналетто и Гиацинто Риго, шедевры мастеров венского бидермейера Амерлинга и Вальдмюллера, а также изящные картины периода Ханса Макарта.

Княжеский дом Лихтенштейн основала знатная австрийская династия, обладавшая в средние века обширными владениями в Нижней Австрии и Моравии. В 1599 Карл I фон Лихтенштейн был обращён из протестантской веры в католическую. В 1608 он получил титул наследного принца и тем самым заложил фундамент для создания княжеского дома Лихтенштейн. В начале XVIII века коллекции, хранившиеся в принадлежавших княжеской семье замках и дворцах, были перевезены в городской дворец в Вене.

В 1719 император Карл VI объединил соседние владения Вадуц и Шелленберг и возвысил это объединение до статуса Имперского княжества: Лихтенштейн стал суверенным государством в составе Священной Римской Империи. После 1807 Иоганн I Лихтенштейн перенёс разросшуюся картинную галерею из городского дворца в Вене в летний дворец за пределами городских стен. В 1810, спустя пять лет после кончины основателя Альбертины герцога Альберта, княжеский дом Лихтенштейнов по его примеру делает их коллекции доступными для публики.

Годом ранее князь Иоганн I Лихтенштейн бок о бок с главнокомандующим эрцгерцогом Карлом сражался в битве при Асперн (1809). Это была первая победа над наполеоновскими войсками, и она запечатлена на монументальном полотне Иоганна Петера Крафта (сейчас она демонстрируется в залах Альбертины как часть княжеской коллекции).

В XIX веке князь Алоиз II и его сын Иоганн II стали выдающимися меценатами и собирателями произведений Венского бидермейера. Сотни картин Вальдмюллера, Фенди, Амерлинга и Рудольфа фон Альта в сегодняшних венских коллекциях были им подарены Иоганном II.

Коллекции дома Лихтенштейнов уцелели, пережив Первую мировую войну и крушение монархии Габсбургов. Незадолго до Второй мировой войны они, из соображений безопасности, были перевезены из Вены на нейтральную территорию в княжество Лихтенштейн. В период послевоенных экономических трудностей и потрясений, разделивших Европу на Запад и Восток, были проданы многие картины, в т. ч. ключевые работы Леонардо, Каналетто и Рубенса. Только при князе Гансе-Адаме II фамильная коллекция вновь начала существенно расти. Организацией выставки наиболее значимых шедевров из княжеских коллекций Альбертина отмечает 300-летие княжества Лихтенштейн во дворце герцога Альберта и эрцгерцога Карла, отдавая должное установленным ими тесным связям с Домом Лихтенштейнов».

Признаюсь, если бы я мог эту информацию «взять с листа» прямо там, в музее, кое-какие акценты в моих «картинках», вероятно, сместились бы. Но уж как получилось…

Надо сказать, что сведения о коллекции(ях) Дома Лихтенштейнов скудны и противоречивы, из разных версий трудно вычленить одну и считать её официальной. Известно, что значительная часть коллекции картин (а всего их, по разным источникам, порядка 1600–1700) базируется в двух венских дворцах Лихтенштейнов. Один, считающийся официальной резиденцией Лихтенштейнов в Вене, расположен на Банкгассе. Там, по некоторым описаниям, хранится основная часть коллекции живописи эпохи бидермейер. Но большая часть коллекции живописи хранится в «садовом» (бывшем «загородном») дворце в 9 районе Вены, на улице Фюрстенгассе.

В период с 2004 по 2011 год в садовом дворце работала постоянная экспозиция произведений из коллекции Лихтенштейнов, но в 2011 году она была закрыта из-за малого количества посетителей. Теперь шедевры коллекции доступны только для групповых экскурсий по предварительным заявкам или на выставках. Первая такая выставка состоялась в том же 2011 году в Швейцарии. Затем выставки шедевров из коллекций Лихтенштейнов объехали немало стран, в т. ч. были они в Китае и в России (ГМИИ им. Пушкина, 2014).

Выставка в Альбертине самая масштабная, здесь представлено более 100 картин и скульптур. Впрочем, я видел анонс будущей выставки в Вашингтоне в 2021 году — она, вероятно, превзойдёт венскую. Во всяком случае, там обещают показать Леонардо да Винчи и Рембрандта, которых в Альбертине не было.

В моих «картинках с выставки» представлены более тридцати экспонатов, т. е. примерно треть всей экспозиции. Посчитал необходимым сделать эту фотосессию, т. к. мне (думаю, и другим российским зрителям) многие из представленных на выставке картин и сульптур не знакомы даже по репродукциям. Снимал то, что меня лично больше всего «зацепило». Где смогу — дам пояснения по сюжету картин и справочные сведения о художниках, в т. ч. тех, которые у нас «не на слуху». Если что-то в моих фоторепродукциях не так — браните меня, а не художников.

Название выставки «От Рубенса…" достаточно условно, т. к., если выстроить все экспонаты строго в хронологическом порядке, то работы самого Рубенса окажутся где-то в середине списка. Но это имя самое значимое из всей плеяды представленных на выставке гениальных художников.

Итак, начали!

Из всей экспозиции выделяется деревянная скульптура неизвестного художника «Христос во гробе Господнем». Потрясающий образ, одновременно реалистичный и сакральный.

1
Христос во гробе господнем.
Верхнерейнский или западно-швейцарский скульптор. 1350-1360
Деревянная скульптура (дуб)
Христос во гробе господнем. Верхнерейнский или западно-швейцарский скульптор. 1350-1360 Деревянная скульптура (дуб)
1
Мужской портрет.
Флорентийский мастер Франчабиджо, 1517
Мужской портрет. Флорентийский мастер Франчабиджо, 1517

Картина «Налоговые коллекторы» была выполнена в Антверпене во время финансового кризиса 1520-х годов. В городе, который считался колыбелью капитализма и быстро превратился в важнейший коммерческий центр Европы, Квентин Массейс (1466–1530) обратил внимание на опасный рост жадности и алчности. Текст книги на переднем плане картины указывает на профессии двух изображённых лиц. Человек в очках и в красном тюрбане — муниципальный казначей, подбивающий дебит — кредит в бухгалтерской книге. Его коллега, который смотрит из картины на зрителя, отвечает за фактический сбор налогов. Судя по выражению его лица, монеты, разбросанные по столу, едва ли попадут в казну. Массейс мастерски изобразил заявленную тему на грани морализаторства и жанровой сцены, при этом виртуозно выписав мельчайшие детали.

2
Сборщики налогов.
Квентин Массейс, 1525-30
Сборщики налогов. Квентин Массейс, 1525-30

Уроженец Флоренции Франческо де Росси (1510–1563), прозванный Сальвиати, был универсальным художником. Один из выдающихся представителей молодого поколения флорентийских и римских маньеристов, он разработал индивидуальный стиль, характеризующийся творческим богатством, блестящей техникой и живописной сложностью. На картине из коллекции Лихтенштейнов изображён молодой человек, стоящий с лёгким наклоном. Его правая рука бережно лежит на шее прирученной лани. На скульптурно выписанной голове подчёркнуты безупречные черты лица: большие глаза, полные губы, сильный нос и смуглый цвет лица. Он ищет зрительный контакт со зрителем несмотря на лёгкое косоглазие, которое художник не пытался скрыть.

1
Мужской портрет.
Франческо де Росси (прозв. Сальвиати), 1543-48
Мужской портрет. Франческо де Росси (прозв. Сальвиати), 1543-48

Джузе́ппе Арчимбо́льдо (1526/27–1593) — итальянский художник, обычно причисляемый к представителям маньеризма — переходного течения от ренессанса к барокко. Считается, что свою дань маньеризму отдали Микеланджело (роспись Сикстинской капеллы, 1508–1512), Эль Греко («Вид Толедо», 1596–1600), Тинторетто («Тайная вечеря, 1592) и другие крупные художники XVI века. Некоторые критики и художники XX века усматривали в творчестве Джузеппе Арчимбольдо предвосхищение сюрреализма. После смерти его эксперименты были быстро и надолго забыты, но вновь приобрели большую популярность в 1930-х годах.

2
Терра (аллегория Земли). Джузеппе Арчимбольдо, 1570
Терра (аллегория Земли). Джузеппе Арчимбольдо, 1570

Далее — две картины, связанные с именем Питера Брейгеля Старшего (1526–1569). Что значит «связанные»? Сейчас узнаем.

«Притча о слепых». Группа из шести слепых изображена на склоне местности на фоне типично голландского пейзажа. Они показаны на различных стадиях падения. Мораль основана на притче из Евангелия от Матфея («Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму»). В шестнадцатом веке это был популярный мотив в живописи, критикующий отсутствие интеллектуальной независимости. Эта картина Лукаса ван Валькенборха (1535–1597) является высококачественной копией произведения, написанного Питером Брейгелем Старшим в 1568 году. Композиции, придуманные Брейгелем, прародителем большой династии художников, приобрели большую популярность уже при жизни художника и были широко распространены в виде подражаний. Кстати, копирование картин в те времена было обычным явлением, высококачественные копии высоко ценились. Известны, например, многочисленные копии Рубенса с картин французских и итальянских художников.

1
Притча о слепых.
Лукас ван Валькенборх 
(копия картины Питера Брейгеля Старшего, 1568)
Притча о слепых. Лукас ван Валькенборх (копия картины Питера Брейгеля Старшего, 1568)

«Перепись в Вифлееме». Согласно Евангелию от Луки, Император Август приказал провести перепись, для которой Мария и Иосиф должны были поехать в Вифлеем, где Мария родила Иисуса в хлеве. Следуя приёмам своего знаменитого отца, Питер Брейгель Младший (1564–1636) изобразил это событие в зимнем пейзаже, в современной ему обстановке повседневной деревенской жизни. Родителей Иисуса трудно отыскать на картине среди множества людей, животных и предметов, хотя они находятся в центре композиции (Мария — в синем плаще на лошади, Иосиф — перед лошадью, он почему-то в соломенной шляпе и с пилой на плече). Картина привлекает реалистичным описанием шума и суеты в заснеженном пейзаже.

2
Перепись в Вифлееме.
Питер Брейгель Младший, 1607
Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель Младший, 1607

Надо сказать, что и эту картину трудно считать оригинальной. Оригинал, скорее всего, опять же принадлежит Питеру Брейгелю Старшему, написавшему картину с тем же названием, сюжетом и композицией ещё в 1566 году (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель). Произведение Питера Брейгеля Младшего, отличаясь в некоторых деталях, в целом представляет собой если не точную копию, то повтор. Да, высокого качества, но не оригинал.

Дальше нам предстоит познакомиться с произведениями сразу нескольких фламандских художников. Но прежде попробуем разобраться, чем отличается фламандская живопись от голландской. Чтобы не изобретать велосипед, процитирую интересную статью Анастасии Платетской «Фламандская и голландская живопись» (02.05.2017, сайт thewallmagazine.ru), её текст выделен курсивом.

«В результате революции в XVII столетии Нидерланды поделились на две части: Голландию и Фландрию (территория современной Бельгии), которая осталась под властью Испании. Историческое развитие их пошло разными путями, равно как и культурное. А значит, стало возможным разделение некогда общего понятия нидерландской живописи на голландскую и фламандскую.

Основные различия голландской и фламандской живописи.

1) В Голландии главным заказчиком искусства становится рабочий слой населения, во Фландрии — королевский двор и знать.

2) Сюжеты. Разные заказчики просят разного. Простой народ заинтересован в картинах, изображающих окружающую обыденность, среди знати ожидаемо востребованы античные и библейские сюжеты, демонстрация роскоши.

3) Манера письма. Характерной чертой голландской живописи становится тонкое чувство светотени. Отныне это главный инструмент, позволяющий облагородить изображение неприглядной реальности. Во фламандской живописи центральное положение занимают характерные для барокко средства художественной выразительности — пышность форм, блестящий колорит, изобилие и роскошь».

Голландская живопись представлена на выставке такими яркими именами, как имевший прозвище «мужицкий» Питер Брейгель Старший (хотя и в копиях), Франс Хальс, Адриан ван Остаде. К этой же плеяде относится и Рембрандт, но его картин на выставке нет.

И вот мы подходим к работам художника, чьим именем названа эта выставка. Питер Пауль Рубенс (1577–1640) — выдающийся фламандский художник, основоположник искусства барокко в живописи. Исследователи насчитывают 1300–1400 картин, написанных им лично, примерно столько же — в соавторстве с его учениками, которых у него были сотни. Среди учеников Рубенса — Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, работы которых также представлены на этой выставке.

Интересно, что Рубенс «без отрыва от живописи» успешно занимался политико-дипломатической деятельностью. Например, пользуясь тем, что Рубенс как успешный художник (особенно как портретист) был вхож во многие монаршие дворы Европы, правительница Испании Изабелла не раз поручала ему деликатные дипломатические миссии. Художник, работая над портретом очередной монаршей особы, одновременно под видом лёгкой светской беседы вёл секретные межгосударственные переговоры.

Питер Пауль Рубенс был также выдающимся менеджером, сумевшим на базе своего художественного гения построить очень успешный бизнес, обеспечивший ему безбедное существование.

Наконец, Питер Пауль Рубенс — примерный семьянин, нежно любивший и первую жену Изабеллу Брандт (ум. 1626), и вторую — Елену Фоурмен, и их восемь детей. Все они запечатлены на многочисленных портретах, а портрет дочери художника (Клары Серены Рубенс) из княжеской коллекции украшает все анонсы выставки.

Представляю несколько работ Рубенса с выставки «От Рубенса до Макарта». Портрет дочери Рубенса — из интернета, т.к мой снимок не получился.

2
Портрет дочери. Клара Серена Рубенс. Питер Пауль Рубенс, 1616
Портрет дочери. Клара Серена Рубенс. Питер Пауль Рубенс, 1616
Студийный портрет мужчины.
Питер Пауль Рубенс, 1612
Студийный портрет мужчины. Питер Пауль Рубенс, 1612
1
Венера перед зеркалом.
Питер Пауль Рубенс, 1614/15
Венера перед зеркалом. Питер Пауль Рубенс, 1614/15
1
Нахождение младенца Эрихтония.
Питер Пауль Рубенс, ок. 1616
Нахождение младенца Эрихтония. Питер Пауль Рубенс, ок. 1616

Младенец в корзине, изображённый на картине — будущий царь Афин Эрихтоний (в «Илиаде» и «Одиссее» — Эрехтей). Мифологическая история, которую долго пересказывать, проще найти через поисковик в интернете.

1
Портрет Яна Вермёлена.
Питер Пауль Рубенс, 1616
Портрет Яна Вермёлена. Питер Пауль Рубенс, 1616
1
Марс и Рея Сильвия. 
Питер Пауль Рубенс, 1616/17
Марс и Рея Сильвия. Питер Пауль Рубенс, 1616/17

По легенде, Рея Сильвия родила от Марса братьев Ромула и Рема, основавших Рим…

Далее представляю работы некоторых учеников Рубенса, которые и сами прославились как замечательные художники.

Якоб (Жак) Йорданс (1593–1678), один из выдающихся представителей фламандского барокко

1
Поклонение пастухам.
Якоб Йорданс, ок. 1615
Поклонение пастухам. Якоб Йорданс, ок. 1615

Следующая картина также написана Якобом Йордансом, но я не заснял её выставочную этикетку, поэтому дату создания не могу указать, а название даю в предположении, что она из серии картин с общим названием «Старые поют, молодые играют» (на тему популярной пословицы «Как старики поют, так молодая дудка и играет»).

2
Старые поют, молодые играют.
Якоб Йорданс
Старые поют, молодые играют. Якоб Йорданс

Антонис ван Дейк (1599–1641) считается едва ли не самым талантливым учеником Рубенса. Впрочем, учеником его назвать сложно, у Рубенса он скорее стажировался, проходил мастер-класс. Фламандский живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Создатель нового типа декоративного портрета.

1
Святой Иероним.
Антонис ван Дейк, 1615/16
Святой Иероним. Антонис ван Дейк, 1615/16
Портрет пожилого мужчины. Антонис ван Дейк, 1618
Портрет пожилого мужчины. Антонис ван Дейк, 1618
Женский портрет. Антонис ван Дейк, 1618
Женский портрет. Антонис ван Дейк, 1618
1
Мария де Тассис.
Антонис ван Дейк, 1629/30
Мария де Тассис. Антонис ван Дейк, 1629/30

Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко

1
Львица.
Франс Снейдерс, 1620-30
Львица. Франс Снейдерс, 1620-30

Первая половина XVII века в моих «картинках» представлена ещё двумя картинами, авторы которых из плеяды «золотого века» голландской живописи.

Адриан ван Остаде (1610–1685) написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное.

1
Крестьянские танцы. Адриан ван Остаде, 1635
Крестьянские танцы. Адриан ван Остаде, 1635

Франс Хальс (1582/83–1666), один из ярких представителей «золотого века» голландской живописи, портретист

Мужской портрет. Франс Хальс, 1650-52
Мужской портрет. Франс Хальс, 1650-52

К сожалению, среди полотен XVII века не заметили Рембрандта, хотя как минимум одна его картина в коллекции Лихтенштейнов есть («Амур с мыльным пузырём», 1634). Рембрандт не упоминается ни в анонсе, ни в многочисленных описаниях выставки.

Как бы то ни было, наше путешествие по выставке перепрыгивает сразу на 70 лет. Мы в XVIII веке.

Джова́нни Анто́нио Кана́ль (1697–1768), прозванный Канале́тто — итальянский художник венецианской школы, мастер городских пейзажей в стиле академизма. (Прозвище Каналетто, кроме Антонио Каналя, имел и его племянник, Бернардо Беллотто, также знаменитый пейзажист. Его венские архитектурные пейзажи мы видели в Венском историко-художественном музее).

1
Площадь Сан Марко в Венеции. Каналетто, до 1723
Площадь Сан Марко в Венеции. Каналетто, до 1723

Ян ван Хёйсум (1682–1749) — голландский художник, мастер натюрморта. Был чрезвычайно популярен, среди его покровителей были герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, граф Оксфордский. На посмертном аукционе его натюрморт с живописным цветочным букетом был продан за 1245 флоринов, тогда как за «Голову старика» Рембрандта дали всего 25 флоринов.

2
Цветы в терракотовой вазе. Ян ван Хёйсум, ок. 1725
Цветы в терракотовой вазе. Ян ван Хёйсум, ок. 1725

Но… на этом представительство живописи XVIII века заканчивается. Не могу утверждать, что ничего больше не было, видимо, как-то не зацепило или просто не заметил…

Зато с удовольствием представлю две превосходные скульптуры из того же XVIII века.

Джованни Точчини (Giovanni Toschini). К сожалению, никакой информации об этом итальянском скульпторе не удалось найти.

Бюст Гераклита. Джованни Точчини, первая треть XVIII века
Бюст Гераклита. Джованни Точчини, первая треть XVIII века

Франц Антон фон Заунер (1746–1822) — австрийский скульптор, представитель раннего неоклассицизма. Выступал против манерности в пластике своего времени и стремился к более глубокому изучению античности.

Сидящая Клио. Франц Антон Заунер, 1779
Сидящая Клио. Франц Антон Заунер, 1779

И вот уже мы плавно перемещаемся в XIX век.

Иоганн Баптист Лампи Младший (1775–1837) — австрийский живописец, график, миниатюрист, мастер парадного портрета. Ученик и сподвижник своего отца Иоганна Баптиста Лампи Старшего (1751–1830). Вместе с отцом (до 1797), а затем самостоятельно (до 1804) провёл достаточно много лет в России, был близок ко двору и популярен в российских художественных кругах, избран академиком Российской Императорской академии художеств. В 1813 стал профессором и членом Совета Академии художеств в Вене.

Антонио Канова (1757–1822) считается наиболее значительным представителем классицизма в европейской скульптуре, его работы стали образцом для подражания академистов XIX века. Некоторые критики полагают, что если эпоха Микеланджело длилась век, то эпоха Кановы простёрлась на полтора века. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже. К сожалению, работ самого Кановы на этой выставке мы не заметили. На выставке в Альбертине представлен портрет знаменитого итальянского скульптора.

Портрет Антонио Кановы. Жан Баптист Лампи Младший, 1806
Портрет Антонио Кановы. Жан Баптист Лампи Младший, 1806

Дальше мои «картинки с выставки» представлены работами только австрийских мастеров. Не утверждаю, что больше там ничего не было, но вот задели за живое именно они. Вообще очень рад, что на выставке австрийские художники представлены достойно. Мы их для себя открыли годом ранее в разных музеях Вены, но здесь другой набор картин.

Фридрих фон Амерлинг (1803–1887) — австрийский художник, один из наиболее авторитетных художников-портретистов XIX века. Во времена венского бидермейера был любимым портретистом высшей знати и крупной буржуазии. Большая часть работ Амерлинга находится в австрийских музеях и собраниях. Представляю портрет, от которого невозможно оторваться.

2
Погружённая в грёзы.
Фридрих фон Амерлинг, 1835
Погружённая в грёзы. Фридрих фон Амерлинг, 1835

Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793–1865) один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в. Известен своими пейзажами, работами в портретной и жанровой живописи, писал идиллические сценки в Вене «домартовского» (до революции 1848 года) периода. Среди его учеников Антон Ромако — художник, почти неизвестный в России, но совершенно сразивший нас годом ранее в Бельведере. Очень жаль, что не увидели в экспозиции его картин.

Ф. Г. Вальдмюллер — один из основоположников стиля «венский бидермейер». Стиль бидермейер отражает идеологию провинциального, отчасти мещанского и сентиментального искусства, распространявшегося в немецко-австрийской провинции того времени, его иногда называют «смесью ампира с романтизмом». Формы стиля ампир в бидермейере преобразовывали в духе интимности и домашнего уюта, с тонким, тщательным изображением интерьера, природы и бытовых деталей.

Цветы в фарфоровой вазе с подсвечником и серебряными сосудами.
Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1839
Цветы в фарфоровой вазе с подсвечником и серебряными сосудами. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1839
Руины греческого театра в Таормина.
Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1844
Руины греческого театра в Таормина. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1844
Материнское наставление.
Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1850
Материнское наставление. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1850
1
Возвращение в жизнь.
Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1852
Возвращение в жизнь. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1852

На следующей картине Вальдмюллера изображена группа паломников, направляющихся навстречу восходящему солнцу по узкой тропе на высоком плато. Паломники, вероятно, отправились в путешествие ночью или рано утром. Их цель — базилика Рождества Девы Марии в Австрийском Мариацелле. Измученная жена паломника опустилась на скалу рядом с тропой, и её спутник подаёт ей бутылку с водой, чтобы освежиться. В этом художественном исследовании Фердинанд Георг Вальдмюллер засвидетельствовал глубокое благочестие соотечественников, которые совершали такие паломничества каждый год. Художник показал не только идиллию, но и негативные стороны суровой деревенской жизни.

1
Прерванное паломничество. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1853
Прерванное паломничество. Фердинанд Георг Вальдмюллер, 1853

Ганс Макарт (1840–1884) — австрийский художник родом из Зальцбурга, декоратор, дизайнер, художник по костюмам, видный представитель академизма. Ганс Макарт — автор больших исторических и аллегорических композиций, множества портретов. При жизни получил широкое признание и имел множество поклонников. Его студия в 1870–80 годах была центром культурной жизни венского общества. Макарт оказал влияние на европейских художников-модернистов, в частности, на Густава Климта. Большинство работ Макарта находятся в музеях Вены.

1
Смерть Клеопатры.
Ганс Макарт, 1875
Смерть Клеопатры. Ганс Макарт, 1875

Существует ещё одна версия картины с таким же названием (иногда — «Умирающая Клеопатра»), тоже 1875 года, но не в коллекции Лихтенштейнов.

2
Молящаяся женщина.
Ганс Макарт, 1880
Молящаяся женщина. Ганс Макарт, 1880

На мой взгляд, один из лучших портретов кисти Макарта. В некоторых публикациях эта же картина называется «Портрет графини Палфи». Я придерживаюсь названия, указанного на выставке.

На этом завершаем наше путешествие протяжённостью 500 лет по великолепным образцам из княжеской коллекции Лихтенштейнов. Остаётся сожалеть о том, что не обнаружили полного каталога выставки. Ещё досадую на себя за то, что не удосужился заснять интерьеры Альбертины, поэтому мои «картинки с выставки» получились несколько изолированными от общего музейного контекста. И особо хочется отметить великолепную постановку света в залах Альбертины: на картинах почти нет бликов и теней, так мешающих их восприятию при личном общении, не говоря уж о фотографии.

Впечатления о другой выставке — от Моне до Пикассо — в следующем рассказе.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Галерея Альбертина