«От Моне до Пикассо» в Альбертине

В любой рекламной брошюре вы прочитаете, что музей Альбертина обладает одним из самых значительных мировых собраний графических работ — 14 000 рисунков, 200 000 принтов. Легендарный «Зайчик» Дюрера смотрит за зрителя со всех полок музейного магазина. Но чтобы посмотреть дюреровский оригинал надо хорошо подгадать с приездом, так он выставляется один раз в пять лет (следующий раз в 2019), а в остальное время в парадных залах дворца его замещает копия. То же с рисунками Микеланджело, Рембрандта, Шиле и прочих гениев карандаша. Просто рисунки очень чувствительны к свету и влажности.

1 из 5
«От Моне до Пикассо» в Альбертине
 
Вход в экспозицию выставки «От Моне до Пикассо», 2018. Фото: Юлия Абрамова

Именно поэтому Альбертине приходится часто менять экспозицию, которая не всегда одинаково привлекательна для публики и в конце концов Альбертине удалось поменять концепцию музея. Десять лет назад Герберт и Рита Батлинер, финансисты из Лихтенштайна, передали Альбертине на бессрочное хранение 500 работ из своей коллекции искусства 19–20 века, большей частью живописных. Это самое большое поступление от частных лиц за всю историю австрийских музеев. Так Альбертина одним махом стала музеем с самой обширной коллекцией модернистского искусства в Австрии и именно на эту экспозицию музей вот уже одиннадцатый год ежедневно приглашает зритетей.

Выставка «От Моне до Пикассо» представляет часть коллекции, временные рамки которой охватывают период от «Портрета молодой девушки» Огюста Ренуара (1879) до «Обнаженной с птицей и флейтистом» Пабло Пикассо (1967). Залы поделены по группам и направлениям: французский импрессионизм, постимпрессионизм, «Наби», «Синий всадник», вплоть по позднего Пикассо согласно хрестоматийному порядку.

1 из 6
«От Моне до Пикассо» в Альбертине
 
Кес ван Донген «Дама с голубыми глазами», 2018. Фото: Юлия Абрамова

Но хрестоматийных произведений, подходящих для изданий типа «Сто культовых художников» или «История искусства в картинках», немного. Две из них обрамляют экспозицию: «Пруд с водяными лилиями» Моне на входе и «Дама в зеленой шляпе» Пикассо на выходе. Это как бы начало и конец истории, обещанной в программе. Основная часть экспозиции не так ярка, но именно поэтому она, очень мягко подхватив зрителя, незаметно погружает его в историю, и в ровном ритме ведет от автора к автору, от направления к направлению. Ощущение такое, будто после просмотра фильма взялся за книгу и кроме уже известного основного сюжета просмотрел предыстории и прошелся по второстепенным сюжетным линиям.

1 из 5
Картина Рене Магритта в экспозиции выставки «От Моне до Пикассо», 2018. Фото: Юлия Абрамова

Частная коллекция — это всегда проявление личного вкуса владельца. Герберт Батлинер гордо заявляет, что он прислушивался к экспертам, но покупал по зову сердца. Возможно, потому многие портреты — «Материнство» Шагала, «Обнаженная в сорочке» Модильяни, «Девушка в шляпе с цветами» Явленского, «Белая лошадь по кличке Газель» Тулуз-Лотрека, «Мадонна» Мунка и другие — при всей их безусловной разности создают сходное умиротворенное настроение и изучать историю классического модернизма по этой выставке кажется легко и приятно.

Юлия Абрамова — Art with me!

январь 2018

Комментарии

Галерея Альбертина