Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры

Пожалуй, трудно найти такого туриста, который ни разу не привозил бы из путешествия сувениры? А у тех, чей счет поездок перевалил за несколько десятков, холодильники, как новогодние елки — все в магнитиках, стены в тарелочках, а полочки заставлены всякой всячиной.

Сувениры порой дают начало коллекциям. Я из тех, кто питает слабость к куклам в национальных одеждах. На протяжении всего времени путешествия, я порывалась купить пару представителей «кукольной национальности». Но гид уговаривал не задерживаться на сувенирных «кукольных развалинах», а немного подождать. И, наконец, на второй день пребывания в Бухаре, он и познакомил меня с уникальным музеем-мастерской Buhara puppets. В 1995 году Искандар Хакимов создал первый частный кукольный театр — студию «Хумо» в Узбекистане. Театр — студия занималась сбором, изучением и использованием этнографических материалов в постановке спектаклей, театрализованных представлений, народных праздников. Основной целью частного театра было возрождение и развитие ремесла кукольников, народных обрядов и традиций.

5
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры
4
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры

В музее-мастерской, который расположен в комплексе Ляби — Хауз, направление к Синагоге на улице Ценральная 2,

1
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры

можно не только познакомиться с древним искусством, но и купить на память сувенирную куклу.

4
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры
2
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры
3
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры

Многие туристы, купив такой сувенир, присылают позже в мастерскую фотографии, на которых изображены реальные люди, очень похожие на кукольные персонажи. А некоторые находят в музее своего двойника

3
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры
2
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры
2
Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры

Вся жизнь игра, а люди в ней актеры.

Недаром говорил Шекспир!

У каждого есть маска наготове.

Которую достать, готовы в миг.

Пытаясь спрятать все проблемы.

Меняя маски каждый миг.

Мы путаемся к сожалению,

Какой нас путь сейчас постиг.

Путь одиночества нам близок и понятен.

И вроде окружают все тебя!

И создается красок впечатления.

Но это лишь иллюзия твоя.

В реальности вокруг один театр.

Живя играть, меняя маски.

Меняя маски чтоб играть.

(Алексей Жарков)

На территории древнего и средневекового Узбекистана были широко распространены танцы в зооморфных масках и другие увеселения, а затем эти виды представления перешли и в репертуар традиционного узбекского театра.

Начиная с IV в. до н. э., в Средней Азии возник театр, который получил прочное название «масхара». Театр «масхара» ряд веков (с I до нашей эры по VII век нашей эры) был театром масок, а человек надевший маску, становится потенциальным кукольником. В V веке из театра «масхара» выделяется театр кукол. В основу театра кукол легли те представления театра «масхара», когда актеры выступали с куклой.

Слово «уйин» (игра) — зрелище, исполнительное искусство народных талантов. Оно объединяет все народно-зрелищные искусства, в основу которых положены площадность, виртуозное мастерство, зрелищность. Узбекский народный театр кукол назывался «кугирчок уйин» (игра кукол), кукловод — «кугирчокчи» (кукольник).

«Чодир жамол» — театр, в котором представления, подчеркнутые из повседневной реальной жизни показывают днем, с помощью кукол, надеваемые на пальцы рук. Чодир» (ширма, шатер) — это сцена и театр. А «жамол» — красота, прелесть. В переносном смысле: яркий, светлый, дневной. Слово «жамол» определенно указывало, что представления шли днем, при естественном свете.

В Бухаре артисты, музыканты занимали целый квартал под названием «Дарвозаи Углон» (ворота Углон), где в первой половине XIX века жило 40 семей представителей искусства. В данном квартале жили не только музыканты, но и кукольники.

Труд профессионального танцора, музыканта приравнивался к труду ремесленников. Профессиональные исполнители, подобно ремесленникам объединялись в особые цеха. Мастер кукольник стремился к тому, чтобы его искусство унаследовал собственный сын, или племянник. Примерно в IX веке кукольники Средней Азии узаконили свое искусство и свои общественные функции в самостоятельном Уставе — рисоля

Бухарские сувенирные куклы

«Кукольный театр» — профессиональное искусство, основывающееся на устном творчестве и импровизации. Им могли заниматься только те, кто десятки лет обучался у ведущих мастеров, проходил специальную школу, и только тогда мог быть удостоен звания «кугирчокбоз» — кукольник.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Музей и мастерская кукол

ул. Центральная, 2, Бухара, Узбекистан Подробнее об объекте