Такси с восточным колоритом: рекомендации по передвижению в Шанхае

2

Такси в Шанхае — это непривычное соотношение доступной цены и сервиса высокого уровня.

К сожалению, для тех, кто приезжает в Китай и не любит общественный транспорт, взять автомобиль в аренду практически невозможно. Все дело в том, что Китай не признает международные права. Есть вариант — автомобиль с личным водителем, но это дорого. Большинство же путешественников предпочитают такси. Этот вариант гораздо дешевле и доступнее.

Доступнее — в смысле не проблема поймать. Например, в Шанхае на 18-миллионный город приходится более 450 тысяч такси. И можно смело назвать такси одной из неповторимых особенностей современного Китая.

Рикши и не только…

Удивительно, но до сих пор частным извозом помимо такси занимаются рикши. Что такое современная рикша? Можно сказать, это оригинальное транспортное средство в виде трехколесного велосипеда. При этом в Китае можно увидеть бесчисленные варианты рикш: с колясками, с кузовами (как спереди водителя, так и сзади), с навесом (что очень удобно в случае дождя), с кабинкой и без. Как правило, навес — брезентовый тент или чехол, почти всегда синего цвета с окошком или прорезью сзади. Забавно выглядят навесы, сбитые из досок или ДСП.

Если стоит моторчик, то получается «моторикша». Нередко можно наблюдать картину: велорикшу, на которой едут не очень худенькие туристы, толкает ногой водитель моторикши, помогая бедолаге без моторчика. При этом чаще всего моторикши в Китае самодельные, хотя можно увидеть и заводского производства.

Есть еще и уникальное для всего мира и привычное для Китая явление — «электрорикши», а также электророллеры. Это безбензиновые транпортные средства, с зарядкой от розетки 220 вольт, которой хватает километров на 80 (пока весь мир решает — ездить или не ездить на электромобилях, в Китае уже сменилось целое их поколение). Сейчас электротранспорт очень популярен в Китае во многих видах, но это отдельная тема.

Не так давно, перед Олимпиадой в Китае, появились рикши нового поколения, так называемые велорикши Mini. Их производит китайская компания Chen De Bao по лицензии BMW. Рикша Mini представляет собой трехколесное транспортное средство на педалях, передняя часть которого выполнена в классическом стиле велорикши (т. е. руль, педали и сиденье водителя как у велосипеда), а задняя часть рикши представлена отрезанной задней половиной автомобиля Mini Cooper с задним диваном и ремнями безопасности. Правда, такая рикша пока не получила массового признания на всей территории Поднебесной. Скорее всего, на таком тяжелом «велосипеде» нелегко крутить педали, плюс достаточно высокая для китайцев цена.

Надо заметить, велорикши здорово выручают. Скажем, ехать не настолько далеко, чтобы нанимать такси, а пешком идти некогда. Да и просто для экзотики, чтобы сполна почувствовать восточный колорит, надо хотя бы раз проехаться в этом анахронизме. Как правило, проезд на рикше стоит около 6 юаней, но можно еще и торговаться. Несмотря на бешенное дорожное движение в Китае, ехать в рикше довольно безопасно. Для вело- и мототранспорта предусмотрены огороженные отдельные дороги с обеих сторон городских магистралей (поэтому-то в Китае собственные правила дорожного движения).

Кроме рикш, частным извозом занимаются и простые мотоциклисты, коих можно не только увидеть, но и услышать у выходов из метро, на перекрестках, у магазинов. Поначалу это раздражает, кажется, к тебе пристают, однако позже вы можете заметить, что кричат и сигналят они не только вам, как «белому человеку», но и местным старикам, молодежи, женщинам, мужчинам, да всем прохожим. В общем, мотоциклы — это тоже вид такси. Стоит это удовольствие 3 юаня за 3–5 км. И, кстати, мотоциклы большей частью добротные, японского производства: Honda, Yamaha, Suzuki.

Без экзотики

Что же касается обычных такси, «без экзотики», то в Китае это очень удобный, недорогой и достаточно надежный вид транспорта. Абсолютно все шанхайские такси — машины марки Volkswagen, и притом все новые, но… китайского производства!

К работе в такси допускаются только лицензированные таксомоторные компании, которых в одном только Шанхае 150. Снаружи в левом углу лобового стекла автомобиля такси находятся звездочки, и чем их больше, тем более квалифицированный водитель вас везет. Так, у пятизвездочного такси водитель, по идее, говорит по-английски. Хотя на практике — лучше написать название того места, куда держите путь, иероглифами. Так надежнее. Таксисты обычно отделены от пассажиров решеткой или прозрачной перегородкой с прорезью для передачи денег (это при том, что гулять в Китае можно до полуночи и не бояться нарваться на приключения). В конце поездки таксист должен распечатать чек, который содержит информацию о такси, в том числе номер автомобиля. Это очень удобно, на случай, если пассажир что-то оставил в такси. Более того, расплатиться можно специальной пластиковой карточкой для общественного транспорта (этой же карточкой можно платить в метро, автобусах, троллейбусах и даже на речном пароме).

Большинство такси в Шанхае с кондиционерами и цветными сенсорными телевизорами для пассажиров, сидящих сзади. А это уже, пожалуй, снова для нас — экзотика. Однако очень быстро наступает разочарование. Несмотря на большое количество программ, все они показывают только рекламу.

Как и следует ожидать, в Шанхае самое дорогое во всем Китае такси — 430 юаней, или 4 тысячи рублей. Сюда включается посадка и первые три километра. Далее за следующий километр — по 2–2,8 (21 рубль). Стоимость поездки в такси равна примерной себестоимости бензина, просто большинство машин ездят на газе. В ночное время (с 23:00 до 5:00) такси стоит на 30% дороже. В принципе, такси недорого не только по меркам России — в Китае это также весьма доступный вид транспорта для большинства горожан.

Смысл цвета

Цвет такси в Китае, возможно, благодаря восточной культуре, имеет глубокий смысл. Хотя фэн шуй тут не причем. К примеру, в Гонконге цвет машины такси показывает его ареал работы, так сказать примерный маршрут.

В Шанхае же цвет является визитной карточкой таксомоторного бренда и своего рода знаком качества. Сейчас по городу разъезжают такси десяти цветов. Но не все компании могут создать свой цвет. Только компании, таксопарк которых насчитывает более 1000 машин, могут иметь брендовый цвет. Таких фирм в Шанхае семь: машины компании «Dazhong» — небесно — синего или бирюзового цвета, авто компании «Qiangsheng» — оранжевого, «Jinjiang» — белого, «Bashi» — зеленого, «Haibo» — сапфирово-синего, «Fanlanhong» — красного, а «Lanse Lianmeng» — темно-синего цвета.

Довольно разнообразная палитра, хотя не всегда можно сразу отметить разницу между бирюзовым, просто синим и темно синим оттенками, а ведь надо еще и опознать в них любимую фирму.

Есть еще так называемый «Голубой союз» такси. Нет, это не специальное обслуживание нетрадиционных клиентов… В этот союз входят и, соответственно, окрашивают свои авто все компании, имеющие меньше 1000, но больше 200 таксомоторов.

А вот алые такси пользуются дурной славой. Это машины мелких по меркам Китая компаний (40–100 машин в парке), с более низким, чем в больших компаниях, качеством обслуживания. Правда, недавно был выделен еще один цвет такси — бордовый. В этот союз отобрали небольшие компании (менее 200 машин), но с хорошим качеством облуживания и репутацией. Считается, что компании бордового союза настолько дорожат своей честью, что обслуживают намного качественнее, чем машины известных цветов.

Другие особенности восточного такси

Наверное, можно еще долго рассказывать о китайских такси. Например, весной таксомоторные компании отзывают с дорог все такси, в номерах которых присутствует несчастливая «4». Дело в том, что на традиционном китайском языке слово «4» звучит как смерть, а на шанхайском диалекте как «человек-неудачник». В связи с этим многие родители абитуриентов отказываются садиться в такси, которые могут привести к «несчастью» на вступительных экзаменах.

Китайские правила гласят: «Не нужно останавливать такси на перекрестках». Не потому, что машины не остановятся, а как раз потому, что непременно затормозят. Нередко можно увидеть картину, когда такси останавливается, высаживая или подбирая клиентов на оживленном перекрестке, в самый разгар движения, перегородив тем самым путь прочему транспорту.

Таксист не может вам отказать в извозе, если вы уже внутри. Это, конечно, не закон, но обязательное правило. Так что главное — успеть сесть и закрыть за собой дверь! Правда не факт, что таксист знает куда ехать. И все же, будьте уверены — он все равно поедет!

В общем, такси в Китае — это удобное и комфортное средство передвижения, единственной проблемой при выборе такси может стать лишь отсутствие способностей различать оттенки и цвета, т. е. дальтонизм. Тогда можно воспользоваться рикшей или мотоциклом…

! Нашли неточность? Сообщите нам.

Бронирование отелей
в Шанхае

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.