Великая китайская стена. Ненаучное расследование дилетанта.

Перед поездкой в Китай я часто думала, каково там? Другая часть света, другие люди, другой часовой пояс, другая еда… Я помню свои первые шаги по Пекину. Не те, что в аэропорту, а следующим утром, когда мы вышли из своего отеля, чтобы отправиться к Великой китайской стене.

11
18

Мне казалось, что с этих самых первых шагов здесь все будет не так, как раньше. Ну, земля пружинит как батут, например, идёшь и проваливаешься и подскакиваешь попеременно. Или наоборот, гравитация меньше, чем обычно, и время от времени придётся прилагать усилия, чтобы спуститься на землю. (На самом деле, все так и было, только сильно завуалировано. Проваливаешься, но не замечаешь, взлетаешь, но все вокруг тоже летают, и ты не обращаешь на это внимания.)

Но каким бы необычным все вокруг не казалось, сильно мы никуда не провалились и не улетели, да ещё и благодаря совету Сергея Архипкина сумели без всяких проблем добраться до участка стены Мутяньюй. А благодаря рассказу Константина Павлова, я была уже, так сказать, исторически подкована. Хотя, все мои знания об этом сооружении только усугубляли собственные сомнения, а правильно ли мы понимаем назначение этой стены, цели её строителей и многих поколений поддержателей в нормальном состоянии и восстановителей после разрушений?

9

Если здесь все другое, то может и не надо пытаться за уши подтягивать Великую китайскую стену к своей логике? Ведь, при всем моем снисходительном отношении к китайцам (это в отместку за снисходительное отношение ко всем иностранцам, коих там кличут лаоваями) я ни в коем случае не считаю, что в Китае живут дураки, причём не только сейчас, а начиная с 3 века до нашей эры.

6

А идея строительства такого длиннющего оборонительного сооружения на мой дилетантский женский взгляд совершенно дурацкая. Ладно, если бы тогда китайцев было как сейчас полтора миллиарда, и можно было расставить на каждый её километр по 169453 человека, но их тогда было всего пять миллионов, включая младенцев и пенсионеров, а это существенно снижает шансы её эффективной защиты и повышает шансы взяточничества и предательства — от китайцев оторванных от сообщества можно ожидать чего угодно.

9

Ведь если никто не видит, то и лицо потерять нельзя. А это очень важная часть китайской жизни — спасение собственного лица от потери)) Не это ли стало причиной неверной трактовки предпосылок для строительства Великой китайской стены? Ну, скажем, сохранились записки императора. Так и так, построил затем-то и тем-то.

14

А китайский учёный историк взял да и не понял пару слов из всего текста. А чтобы не потерять лицо, взял да соврал, что построена стена для обороны от пришельцев.

8

А почему сразу для обороны. Я вот навскидку могу назвать вам несколько совершенно отличных от этой причин.

1.На спор. Мог же император с кем-нибудь поспорить.

12

2.Отмывание денег. Это уже не императорская затея, а чиновничья. Предоставили императору бизнес план, и давай из него деньги тянуть на его реализацию. Вложения серьёзные — по любому в карманах что-то да осело.

3

3.Отвлечение людей от важных событий в государстве. Не буду копаться в многотысячелетней китайской истории, но наверняка в ней были события, которые нужно было разрешить без привлечения широкой китайской общественности.

11

Еще ВКС может оказаться ничем иным, как гигантским тренажёром. Вы же знаете, что китайцы используют любую возможность для физической активности. Порой их снаряды для физкультуры бывают весьма странными.

2
3

Почему бы Великой китайской стене не оказаться одним из них.

5

Это сходу. А если перестать шутить и задуматься, то вполне можно решить, что построена ВКС совсем с другой целью. Вы слышали о Зеленой китайской стене? Зеленая китайская стена — проект, призванный предотвратить расширение пустынь на территории КНР. В Википедии есть ещё много интересной информации о том, как на Китай наступает пустыня, и как северные его территории все чаще и чаще страдают от сильнейших песчаных бурь. Но меня поразила всего одна фраза:«В проекте задействован весь китайский народ». И это не пустые слова. Китайцы не мыслят себя отдельно от своего народа в целом, отдельно от ближайшего окружения в частности. Вы видели где-нибудь в путешествиях китайцев поодиночке?

1

Если да, то наверняка это даже не исключение, а настоящий форсмажор! И каждый абсолютно, даже попавший под действие форсмажорных обстоятельств китаец гордится Великой китайской стеной.

4

Не это ли главная цель строителей стены — создать общество, в котором все люди будут действовать как один, когда от них это потребуется. И вполне себе да, ВКС — это тренажер, только вовсе не для мышц, а для объединения нации. И кто однажды выиграет в противостоянии, наше общество выскочек и недолговечных коалиций, с одержимостью идеей личных достижений или слившийся воедино, объединенный на протяжении тысяч лет идеей превосходства над всем миром китайский народ?

7
3
9
11

Скажете, слишком долгосрочный проект?) Да. Но в нашем мире столько загадок, что я совсем не удивлюсь существованию какой-нибудь высшей расы, которая способна на такое долгосрочное планирование.

4
8

На этой воодушевляющей ноте можно было бы рассказ и закончить. Но если честно, мне совсем не хочется застать время, когда китайцы решат продолжить строительство ВКС по всему миру. Поэтому закончу я некоторыми практическими подробностями нашей поездки.

Как я уже говорила, воспользовавшись советом Сергея, мы без труда нашли автостанцию и автобус под номером 916. Несмотря на его подробные рекомендации, у меня все равно оставались некоторые опасения, потому что в других отзывах я читала, что дорога к этому участку стены не всегда складывается гладко. Например, еще до прибытия в конечный пункт — автостанцию города Хуайжоу (HUAIROU), на промежуточных остановках, расположенных уже в пределах этого населенного пункта, предприимчивые частники, занимающиеся извозом, начинают добывать из автобуса направляющихся к стене туристов. То есть тебя уговаривают выйти, обещая отвезти к стене, а потом могут заломить цену, в несколько раз превышающую нормальную. Причем описываются случаи, когда несговорчивых туристов чуть ли не силой выталкивают из автобуса. С нами такого не произошло, хотя на остановках, действительно заходили и что-то предлагали. Мы сидели далеко от дверей и не реагировали на предложения, благополучно доехав таким образом до конечной. Там нам повезло. Мы встретили девушку гида, которая везла к стене двоих иностранцев. Она уже договорилась с таксистом за 40 юаней за машину для себя и заодно и нам помогла сторговать ту же цену, и мы с Ростиком в компании еще двух испанцев добрались до цели, заплатив всего по десятке.

На обратном пути пришлось платить уже сорок. Таксист попался противный, или он сделался таким, когда ему пришлось снизить цену вдвое, но в конце поездки возмутил меня до глубины души! Он отказался везти нас на автостанцию, высадив у автобуса с нужным номером, но посреди города. Я долго отказывалась выходить из машины, показывая ему и карту, и иероглифы, но он уперся, и ехать категорически не хотел. Хорошо, что в автобусе были свободные места, но их ведь вполне могло и не быть. На автостанции мы могли и следующего подождать, самим решить, в конце концов, в каком автобусе нам ехать, а тут пришлось довольствоваться выбором, который сделал за тебя какой-то посторонний китаец. Еще и переживала, пока ехали по городу. А вдруг автобус идет не в Пекин, а из Пекина, и привезет на автостанцию, где нужно будет пересаживаться в другой? А денежки-то уже брошены в запечатанную коробочку)) Но все закончилось хорошо. Сначала побагровевший, а потом почти посиневший от злости на нас таксист (он так и не смог понять, почему мы не хотим выходить) оказался прав и добрались мы благополучно, не считая того, что дорога назад заняла в два раза больше времени из-за пробок. Но это Китай. Почти любое действие там превращается в лотерею)

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
onegina17
Таксисты там да, очень своенравные и нервные, я закипала от общения с ними. Видно у них сепцотбор - самые вредных берут в таксисты! А ВКС очень хочу увидеть, но пока от Шанхая не остыла, погодить надо...
LiubovTukalo
По этому участку стены было очень приятно гулять - и людей немного, и пейзажи очень красивые. А таксист... Да ну его))
Tatiana_Dudarenko
Китай очень разный, да и таксисты тоже. Но это не важно, главное ваша цель была достигнута, а путешествие закончилось благополучно. Это здорово!
LiubovTukalo
Согласна, Татьяна! Тем более, нам всего дважды попадались неприятные таксисты, и с одним из них мы не поехали))
Tatiana_Dudarenko
И правильно! Мы-туристы" "заказываем музыку"
А вот мое начало подъема на китайскую стену. Холодно жутко - напялили на себя все что было, ветер, подъем почти вертикальный, ступеньки разные 30- 50 см. - как-то трудновато было.
LiubovTukalo
Это Бадалин, наверное? На нашем участке тоже был один непростой подъем)) Только еще и жарко было, градусов 35. А ступеньки, правда, разные. Ужасно неудобно было идти местами)
Tatiana_Dudarenko
Название не помню. Но вид у Стены потрясающий с любого места.
Spinkedzzz
А на нашем участке вот такой подъем был )
sovikont
Вот все-таки и зачем они ее построили и теперь все еще поддерживают.. Возможно сейчас она становится актуальным строением...) Интересно ,Любаша! Вот опять у тебя другая сторона Китайской жизни! Спасибо тебе за такое путешествие!
LiubovTukalo
Спасибо, Сонечка!
sovikont писала 15 июля 2017 г. 13:59
Вот опять у тебя другая сторона Китайской жизни!
Китай, он такой. Там столько этих сторон))
sovikont
spatefillum писал 15 июля 2017 г. 14:06
Китай, он такой. Там столько этих сторон))
Значит будут и еще !!! Отличная новость!
Arkhip251166
Хорошо,что все закончилось хорошо,но уточню,что по перепеси китайцев уже во 2 веке до нашей эры их было около 60 миллионов, и Китай всегда был самым населенным,а в Римской империи в 1 веке на пике могущества было около - 25 миллионов!
LiubovTukalo
Я все-таки оказалась недостаточно исторически подкована
Arkhip251166
А участок Мутяньюй я выбрал из ещё 5 вариантов,которые я просматривал и он оказался самым живописным из всех и эффектным!
LiubovTukalo
По-моему, до всех остальных, кроме Бадалина, еще и добираться дольше? Тогда Мутяньюй во всех отношениях самый лучший)
valerovna
Люба, только я собралась написать в комментах, что у тебя в рассказе китайцы очень милые, как тут
Таксист попался противный,
Хорошо, что всё хорошо закончилось!
Стена великолепна! Много км прошли по ней?
Рассказ
LiubovTukalo
valerovna писала 15 июля 2017 г. 15:06
китайцы очень милые
в основном они такими мне и показались. Но если бы я не написала хотя бы об одном "плохом" китайце, меня бы могли заподозрить в приукрашивании ситуации
Участок стены, где мы были небольшой. Точно не знаю, где-то километра три в общей сложности прошли
denis111
Отличный отзыв! Да, я тоже был именно на этом участке ВКС, и тоже благодаря советам Архипкина) Так да, там не очень людно, а на некоторых участках совсем даже безлюдно.Только я был в начале мая и там не было еще изнуряющей жары
LiubovTukalo
Мы в начале мая не рискнули ехать, побоялись китайских праздников))
denis111
А я рискнул, и как оказалось, ничего страшного на самом деле. Правда я приехал прям на следующий день после окончания официальных праздников)
happiness
Да Любаш ,эта китайская достопримечательность ооочень впечатляет! Место эмоциональное.От видов одних зашкаливает
LiubovTukalo
Согласна, Линочка! Место очень живописное выбрали для этого участка)
sonnenschein
На философствования сподвигла тебя стена, Любаша! По мне так хорошо, что она есть, живописная она, чертовка
LiubovTukalo
sonnenschein писала 15 июля 2017 г. 15:58
По мне так хорошо, что она есть, живописная она, чертовка
ты знаешь, Лен, такая мысль тоже была - ее могли построить для красоты
Chedty
Я всегда думал, что стена постороена чтобы налогооблагаемая база не разбегалась. У нас есть опыт великой берлинской стены. Спасибо очень приятный рассказ.
LiubovTukalo
Chedty писал 15 июля 2017 г. 18:54
чтобы налогооблагаемая база не разбегалась

Спасибо, Михаил!
Leolik
Вы видели где-нибудь в путешествиях китайцев поодиночке
Видели. В основном молоденьких девочек почему-то!
ВКС необычное сооружение, что и говорить, Любаш. И версий можно придумать массу, зачем её построили. Думаю, что древние китайцы были провидцами и знали, что через тысяч5летия потянутся к ней страждущие и тогда не оскудеет китайская казна!
LiubovTukalo
Leolik писала 15 июля 2017 г. 19:35
В основном молоденьких девочек почему-то!
планы внеземной цивилизации по поводу китайцев могут нарушить молоденькие девочки
Leolik писала 15 июля 2017 г. 19:35
Думаю, что древние китайцы были провидцами и знали, что через тысяч5летия потянутся к ней страждущие и тогда не оскудеет китайская казна
все-таки хорошо, что есть загадки. Какое обширное поле для фантазии
Tomi-Aleks
Удивительно, но мы тоже были когда-то именно на этом участке. Причем выбор мы сделали сами. Решили просто соригинальничать и поехать подальше. Бадалин - показался слишком доступным и там могло быть очень много народа. Из центра туда все время отправляются автобусы. Сыматай, говорят, был "на ремонте". Добирались с трудом - всему виной языковой барьер. Китайцы напрочь не хотят учить английский. Уже найдя автостанцию, мы с трудом определили автобус, так как написано все было только иероглифами. Так что в Пекине срабатывает не "язык до Киева доведет... а жесты

Насчет таксистов - они именно из-за языкового барьера не хотят сажать иностранцев - проносятся на скорости мимо. Так что мы вдоволь находились по мегаполису пешком. Хотя - здорово выручает метро... А потом - купили велосипеды. Таких чокнутых, кто провел в столице 20 дней едва ли найдешь...
LiubovTukalo
Tomi-Aleks писал 15 июля 2017 г. 20:13
Так что в Пекине срабатывает не "язык до Киева доведет... а жесты
и карточки с иероглифами. У нас отлично получалось) Почти всегда))
20 дней в одном городе для меня слишком большая роскошь. Тем более в Китае такие роскошные национальные парки)
Tomi-Aleks
Мы тогда еще не занимались туризмом, в котором по 20-30 городов одной страны за одну поездку посещаешь...
Ivan_Kuchin
Стена - грандиозное сооружение. Китайцам есть чем гордиться.

Где-то я читал, что стены как единого целого не существует. Есть отдельные участки, которые показывают туристам. Проверить сложно.
LiubovTukalo
Ivan_Kuchin писал 15 июля 2017 г. 21:09
Стена - грандиозное сооружение.
зачем бы ее не построили, это главное)
marsada
Интересное расследование), видя некоторые у астки с подъемами версия с тренажером не кажется такой ж безумной )))
LiubovTukalo
marsada писала 15 июля 2017 г. 21:40
версия с тренажером не кажется такой ж безумной )))
lenasven
Мы тоже были на этом участке Мутяньюй. Есть, чем гордиться китайцам. Забацать такую Стену... Молодцы, китайцы, что тут скажешь.
LiubovTukalo
lenasven писала 15 июля 2017 г. 22:21
Мы тоже были на этом участке Мутяньюй
мне он очень понравился. Природа вокруг очень красивая
KonstantinPavlov
Спасибо Люба за упоминание моей скромной персоны читая рассказ, втянулся в версии её предназначения и подумал, а может это был подарок от тех китайцев своим потомкам. Подарили туристический актив и нынешние китайцы очень неплохо на этом зарабатываю а как оборонительная преграда Стена фактически не работала, кому надо было сильно, те её преодолели без труда
LiubovTukalo
KonstantinPavlov писал 15 июля 2017 г. 22:27
Подарили туристический актив и нынешние китайцы очень неплохо на этом зарабатываю
тогда таких подарков было не один Китайцы получили богатейшее наследство!
catys
Люб, ты знаешь, мой дилетантский женский взгляд полностью согласен с твоим И больше всего мне импонирует вторая версия, коррупционная. Наверное, это примерно как с нашим КАДом - построили и сразу же начали ремонтировать... и ремонтируют и ремонтируют, и каждый год в одних и тех же местах!
Ну или просто это был акт откровенного идиотизма со стороны одного императора, а другим просто стыдно было признаться, что их предшественник так облажался, вот и достраивали всем миром
LiubovTukalo
И больше всего мне импонирует вторая версия,
да, Катюш, подсмотрела ее в реальности. К сожалению, примеров масса...
Ну или просто это был акт откровенного идиотизма со стороны одного императора,
не хотелось бы так думать. Эта версия самая обидная
catys
spatefillum писал 16 июля 2017 г. 19:08
К сожалению, примеров масса...
да, к сожалению... коррупция, видимо, появилась на свет вместе с человечеством
Yurijvar
Очень интересные размышления. И - отнюдь не дилетантские ...
LiubovTukalo
Спасибо, Юрий) В каждой сказке есть доля сказки))
NataliaC
Люба, вот и вы увидели это китайское чудо!!
ВКС — это тренажер, только вовсе не для мышц, а для объединения нации.
-вот эта версия мне понятна более других!
Но все закончилось хорошо.
-таксист паразит!!
Почти любое действие там превращается в лотерею)
-но почему так, ведь туристы народ особый, они привозят им деньги! Но вы дома, и вы покорили эту странную и удивительную страну!!
LiubovTukalo
Для того, чтобы нам было в Китае абсолютно комфортно, китайцы должны измениться сами и изменить свою жизнь. Но тогда это будет уже не интересный Китай)
NataliaC писала 16 июля 2017 г. 15:19
вы покорили эту странную и удивительную страну!!
Спасибо, Наташа!
Anna_08
По какой-бы причине не отгрохали, сооружение интересное. Правда я очень быстро сошла с дистанции, жарко было
LiubovTukalo
Согласна, Анна! Причины и предпосылки сегодня не особенно важны)
Нам тоже было жарко, особенно на последнем отрезке. Но сходить с дистанции было некуда
YaroslavGlukhov
Величественное сооружение! Впечатляет, насколько же стена длинная и мощная! А виды извивающейся вдоль зелёных гор стены - это очень красиво!
LiubovTukalo
YaroslavGlukhov писал 16 июля 2017 г. 17:02
А виды извивающейся вдоль зелёных гор стены - это очень красиво!
стена стала неотъемлемой частью этих гор. Мне тоже очень эти виды понравились
vasilets
Люба
На счет твоих версий в отношении стены согласиться не могу, хотя все они и не лишены оригинальности...
Сам участок, где ты побывала - очень интересный и на вид весьма аутентичный. Мы на Бадалине были - там все туристоризировано до невозможности
LiubovTukalo
vasilets писал 16 июля 2017 г. 18:24
хотя все они и не лишены оригинальности..
спасибо, Сергей! На переворот в общественной мысли насчет стены я и не рассчитывала))
vasilets писал 16 июля 2017 г. 18:24
Сам участок, где ты побывала - очень интересный
здесь стена очень красиво вписана в пейзаж. И видно ее на большой протяженности. Даже здесь размеры впечатляют...
vasilets
spatefillum писал 16 июля 2017 г. 19:26
спасибо, Сергей! На переворот в общественной мысли насчет стены я и не рассчитывала))


Люба,
На счет переворота общественной мысли не скажу ничего определенного. Но то, что в твоих мыслях после Китая переворот произошел - это факт. В прошлый раз на Гомера замахнулась, сейчас на исторические истины посягаешь - Китай сильно тебя встряхнул
LiubovTukalo
"— Меня вчера муха укусила.
— Да. Я это заметила.
— Или я с цепи сорвался.
— Это уже ближе к истине.
— Значит, я с цепи..."(с)
Maksim_Starostin
Сколько интересных мыслей!
Особенно про строительство Стены с целью "освоения стредств" :)
Мне это напомнило строительство другой стены ;)
LiubovTukalo
Спасибо, Максим) Все версии взяты из жизни))
Maksim_Starostin
А вот так выглядела стена до реставрации :)
Снято вот тут -
https://goo.gl/maps/X3umUuq8Yr72
Это участок Цзюйюнгуань. Как будто специально для туристов участок закольцевали. А вот дальше в горы реставрацию продолжать не стали, хотя какие-то руины там по-прежнему видны.
LiubovTukalo
Такие, не реставрированные, участки впечатляют ещё больше)
AnastasiaJulia
Любаш, фото супер! Такой простор, и почти совсем нет китайцев)) ты волшебница!
LiubovTukalo
Спасибо, Юля! Магию Хогвартса не применяла, просто участок стены такой, малолюдный))
AnastasiaJulia
Это тоже нужно уметь выбрать!)
LiubovTukalo
Наше туристическое сообщество не даст промахнуться))
borisnov
Прекрасный рассказ но я всё же придерживаюсь мнения о оборонительном характере. На примере Адрианова вала, о котором всё известно. Я не о размерах - сравнивать нельзя, а о аналогии. Вал был 117 км, 16 фортов по длине. Через 7 км. В каждом форте до 100 человек , откуда "командировались" по два-три в сторожевые башни. То есть 1 600 человек. Главная задача - заметив врага, который явно не мог атаковать на всех 117 км, предупредить остальных дымом, задержать насколько можно и сигналами известить войска в глубине. Если проводить аналогию, то на всё протяжение Кит. стены надо было бы около 100 000 человек, что ж Китай позволить мог Но безусловно, что вал, что стена - против варваров и кочевников. Против порядочного войска бессильна. ... Я где-то видел фото, на стене просто давка туристов, у Вас пусто. Это только отдельные места "перенасыщены" ?
LiubovTukalo
Спасибо, Борис!
borisnov писал 17 июля 2017 г. 12:05
но я всё же придерживаюсь мнения о оборонительном характере
очень интересная информация, теперь я не такой уж и дилетант)
borisnov писал 17 июля 2017 г. 12:05
Я где-то видел фото, на стене просто давка туристов, у Вас пусто. Это только отдельные места "перенасыщены" ?
есть несколько участков стены, доступных для туристов. На том, где были мы, Мутяньюй, по отзывам людей всегда не очень много, что и подтвердилось в наш визит. Скорее всего, фото с давкой с участка Бадалин. Он ближайший к Пекину и туда возят тургруппы
Maksim_Starostin
Там давка только на первых участках. Дальше народ выдыхается и до конца доходят только самые стойкие :)
innabulgakova
1.На спор. Мог же император с кем-нибудь поспорить.
Почему бы и нет?
2.Отмывание денег. Это уже не императорская затея, а чиновничья.

3.Отвлечение людей от важных событий в государстве.
Известный приём!
Еще ВКС может оказаться ничем иным, как гигантским тренажёром.
Самый правдоподобный вариант!
Спасибо, Люба, посмеялась - интересное исследование ВКС!
LiubovTukalo
Спасибо, Инночка!
innabulgakova писала 17 июля 2017 г. 14:24
посмеялась
значит, мой рассказ приносит пользу
innabulgakova
spatefillum писал 17 июля 2017 г. 14:30
значит, мой рассказ приносит пользу
marysar
Грандиозное зрелище- эта Великая Китайская Стена. Красивые у вас фото, Люба, получились!
Можно и я кусочек своей Стены покажу?
LiubovTukalo
marysar писала 25 июля 2017 г. 12:51
Можно и я кусочек своей Стены покажу?
ВКС много не бывает))
marysar писала 25 июля 2017 г. 12:51
Грандиозное зрелище
согласна. А как она красиво смотрится на горных хребтах!
Спасибо, Марина!
Olegka
однозначно на спор!)
А еще может для того, чтобы все знали, что это за народ такой великий - китайцы, спустя столетия...
LiubovTukalo
Olegka писал 28 июля 2017 г. 22:16
однозначно на спор!)
Svet-lanka
Вот ты и прикоснулась к великой китайской стене! Пейзажи симпатичные! И рассказ , с интересом читала .
LiubovTukalo
Пейзажи премилые, согласна) Если бы солнце не палило, можно было подольше там зависнуть)
vadimbryansk333
Стена почти без людей да еще и в мае??!!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.

Великая Китайская стена

Великая китайская стена Подробнее об объекте