Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

34 31

Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

@ В. Маяковский

Если вы попросите меня указать две причины, почему стоит посетить Питтсбург, то я, не колеблясь, назову: виды на город с его обзорных площадок и Университет. О площадках я уже писала, пора рассказать о местном Храме Знания.

7
Храм Знания - главное здание Питтсбургского университета.
Храм Знания - главное здание Питтсбургского университета.

Есть чем гордиться.

Питтсбургский университет (он же — просто Питт), основанный в 1787 г., является одним из старейших и престижных ВУЗов США. Среди его выпускников: три сенатора, секретарь казначейства, 5-й президент республики Косово, олимпийский чемпион, а также лауреаты премий Оскар, Пулитцеровской и Нобелевки(одна из которых за вклад в дело мира и две — за вклад в развитие медицины). Именно здесь, в 50 г XX в., группа вирусологов под руководством профессора Джонаса Солка разработала вакцину от полиомиелита, а в 80-90-х XX в. преподавал и проводил исследования один из основоположников транспланталогии Томас Старзл

Звезда пленительного счастья.

Мне очень нравится теория пассионарности Льва Гумилева. Я думаю, что в любой сфере человеческой деятельности есть пассионарии — люди, которые зажигают звезды, люди, влюбленные в свое дело и заставляющие эту планету вертеться. Именно таким зажигателем звезд для Питтсбургского университета оказался его 10-й ректор Джон Габберт Боуман.

3
Дж. Г. Боуман
Дж. Г. Боуман

До 1921 г. Питт представлял собой группу разбросанных по городу зданий, что было неудобно и как-то несолидно. Есть легенда о том, что однажды опаздывающий на работу Боуман поймал на улице такси и попросил подвезти его до университета. Таксист заявил, что не знает местоположения ВУЗа и попросил показать дорогу. Неприятно удивленный этим ректор якобы поклялся, что построит такое здание, которое будет видно со всех точек города. И он сдержал свое обещание. Главный корпус Питта — выполненный в неоготическом стиле 42-этажный Храм Знания (163 м) — является вторым по высоте университетским зданием в мире после главного корпуса МГУ.

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Через тернии к звездам.

Как потом признавался главный архитектор проекта — Чарльз Клодер — возведение Храма Знания было самым большим вызовом в его долгой карьере. Основа здания — стальной каркас, обложенный известняком из штата Индиана. Сердцем строения считается Зал общин (Commons Room) — величественный холл площадью 2000 кв м, высотой в четыре этажа (16 м), окруженный аудиториями — Национальными классными комнатами (Nationality rooms)

1 из 2
Кованые ворота, изготовлены признаным мастером ковки начала XX в Сэмюэлом Йилином. На них - строки из стихотворения Роберта Бриджеса: "Здесь вечная весна, для вас все звезды неба - новы"

Его арочные своды являются реальными, а не декоративными, арками и удерживаются не за счет металлического каркаса, а за счет собственного веса, по тому же принципу, по которому удерживаются каменные своды старинных европейских соборов. Основание каждой арки весит по 4,5 т и способно выдержать вес грузовой фуры

7
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Несмотря на то, что холл является местом, где одновременно проводит время большое количество людей, там очень комфортно заниматься — совершенно нешумно. Такого эффекта удалось достичь благодаря применению плитки Гуаставино в пространстве между сводами. Надо сказать, что такой прием значительно удорожал строительство. Клодер, который видел, что расходы растут буквально на глазах, попытался отказаться от него, но Боуман не поддержал его в этом решении, заявив архитектору: «Вы не можете построить действительно величественный Университет, если будете жульничать в качестве».

6
Резной подлокотник деревянной скамьи Зала Общин
Резной подлокотник деревянной скамьи Зала Общин

Кроме арочных сводов, Зал общин украшен полом из зеленого вермонтского сланца прямо-таки паркетной гладкости, витражами знаменитого Чарльза Конника (того самого, кто работал над Соборами Св Патрика и Иоанна Богослова в Нью-Йорке), резьбой по камню Джозефа Гаттони (орнаменты, отражающие растительный мир западной Пенсильвании) и изящными коваными лампами и решетками еще одного признанного мастера — Сэмюэла Йилина

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

А еще коваными решетками и витражами украшены 23-й и 36-й этажи, где располагаются смотровые площадки здания и факультет для особо одаренных студентов

1 из 3
Вид со смотровой площадке Храма Знаний

Впрочем, постройка Храма Знания была вызовом не только для архитектора, но и для ректора университета. Проблемы со сбором средств и протесты местных жителей против возведения здания такой высоты заставляли Боумана, метафорически выражаясь, вертеться как уж на сковородке и прыгать выше головы, выискивая все новые и новые пути по привлечению питтсбуржцев к участию в проекте.

1 из 4
Факультет для особо одареных студентов

Существует легенда о том, что в ответ на возмущения против возведения главного корпуса универа ректор заявил, что здание будет строиться не традиционно: снизу вверх, а по новой технологии: сверху вниз. И, действительно, возведение стен началось с третьего этажа, первые два доделывали уже потом. К сожалению, я, будучи махровым гуманитарием, специализирующимся исключительно на строительстве воздушных замков, не могу объяснить как это конкретно работало, но… сработало.

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Пытаясь раздобыть деньги на строительство, Боуман придумал еще один фокус. Он запустил проект для детей Питтсбурга под названием «Купи кирпич для Питта». Школьникам предлагалось выслать в адрес университета 10 центов с сопроводительным письмом о том, как эти деньги были заработаны. В ответ каждый ребенок, отправивший денежку, получал именной сертификат о том, что в стене Храма Науки заложен и его кирпич. Всего было выслано 97 тыс таких сертификатов.

3
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Национальные классные комнаты — как отражение мультикультурности города

Но самая гениальная идея ректора, которая сделала университет по-настоящему своим для горожан, — это проект под названием «Национальные классные комнаты». Питтсбург, как и США, всегда был городом мультикультурным и многонациональным. Боуман обратился к местным иммигрантским общинам с предложением выбрать по одному из помещений, отведенных под аудитории в Храме Знания, и декорировать их так, чтобы они отражали уникальность и культурное наследие того народа, который община представляет.

Правда, при этом должно было соблюдаться несколько условий:

1. Декор комнаты должен ярко отражать культурную уникальность народа и оформляться в том стиле, который был принят в его стране-прародине до 1787 г. (года основания Питтсбургского университета)

2. Запрещено использование изображений политических лидеров и любых ныне живущих знаменитостей.

3. Запрещено использование политических и религиозных символов.

4. И архитектор, и дизайнер проекта должны родиться и получить образование именно на родине, в своей стране, что считается гарантией сохранения аутентичности при выполнении проекта.

5. Проект аудитории должен быть предварительно рассмотрен и одобрен к исполнению специальным представителем универа, курирующим это направление.

6. И проект, и его реализация должны быть полностью оплачены из кармана общины. А это ооооочень недешевое удовольствие. Если обустройство первых аудиторий занимало от 3-х до 10 лет и обходилось в среднем в $440 тыс, то современные обходятся уже в $750 тыс и выше.

Успешный успех.

Эта затея Боумана имела огромный успех среди питтсбургских этнических общин. На данный момент на первом и третьем этажах Храма Знания располагается 31 одна такая аудитория. 29 из них являются рабочими, 2 имеют ограниченный доступ как музейные помещения. В рамках 1,5 ч экскурсии по университету посмотреть все не представлялось возможным, покажу сейчас те, которые нам лично довелось увидеть.

Самыми первыми из таких аудиторий с национальным колоритом были Немецкая, Русская, Шведская и Шотландская классные комнаты. Вот с Немецкой и начнем.

Немецкая классная комната (открыта 08/07/1938).

На мой взгляд, Немецкую комнату можно назвать одной из самых красивых и богато украшенных аудиторий университета. Дизайн комнаты отражает Немецкое Возрождение XVI в. Потолок, двери, арки, стулья студентов, преподавательская кафедра и книжный шкаф выполненны из орехового дерева. Из него же изготовлены и панели стен. Над классной доской — панель с изречением Ф Шиллера: «Упорство в достижении цели, которое не могут поколебать встреченные на пути трудности, приводит к истине». На противоположной стороне еще одна сентенция. На сей раз из Гете: «Великое искусство — результат ограничения, и только закон может привести к свободе»

1 из 3

Само по себе роскошное ореховое дерево богато инкрустировано. Переднюю дверь в аудиторию украшает изображение главной площади Нюрнберга, заднюю — фонтан Роттенбурга. Арки над ними венчают гербы двух старейших немецких университетов: Гайдельберга (основан в 1386 г.) и Лейпцига (основан в 1409 г.). Деревянные панели стен инкрустированы знаковыми сценами из немецкой литературы: легенды о Персифале, который искал Святой грааль, Зигфриде — герое сказа о Нибелунгах, поэмы Гете «Полевая роза» и «Лорелеи» Гейне.

1 из 3

Все это великолепие подчеркивается кованными лампами, изготовленными немецкими мастерами, и восхитительными витражами за авторством самого Чарльза Конника со сценами из четырех сказок братьев Гримм: «Красной шапочки», «Белоснежки и семи гномов», «Гензеля и Греттель» и «Золушки». Некоторые элементы витражей являются чудом сохранившимися кусочками оконных узоров из старинных немецких церквей (если я все поняла правильно, вроде даже XIII в. присутствует).

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Русская классная комната (открыта 08/07/1938 г.).

По сравнению с Немецкой комнатой, Русская классная комната кажется слишком простой. Но эта простота — обманчива, потому как буквально КАЖДЫЙ предмет в аудитории несет какой-то двойной зашифрованный смысл и отчетливый оттенок православия. Ну что делать, символизм, как и АС Пушкин, — это наше, русское, все. Давайте разбираться.

В центре аудитории — массивный стол из натурального дуба, который, как деревянные храмы древности, скреплен без единого гвоздя. Кафедра преподавателя (на 1-м слайде ниже справа от девушки в светлом пиджаке) повторяет очертаниями церковный аналой — специальный столик, на который священник кладет тяжелую библию во время богослужения. На потолке в углах комнаты (см 3-й слайд) традиционный узор с творожных пасх, символизирующий четыре времени года: бутоны как символ весны, подсолнухи — лета, виноград — осени и шишки — зимы.

1 из 3

На дальней стене аудитории расположился киот, где хранится вышитое полотно-аппликация с изображением святого Георгия Победоносца — покровителя Москвы с XV в. Полотно само по себе является музейной ценностью, потому что сшито из кусочков ткани, изготовленных в Венеции и Париже XVI и XVII вв. Под полотном вырезаны слова на русском и английском языках: «Доблестная юность побеждает силы зла и тьмы». Справа от Георгия Победоносца (см 2-й слайд) — реплика фамильной иконы некой семьи Авиновых с мотивом чудесного спасения града Китежа от монголо-татар. Слева (3-й слайд) — небольшой комод с артефактами: матрешкой и гжелью. Их подарил университету Дмитрий Медведев в 2009 г., когда, будучи президентом, посещал Питтсбургский университет в рамках своего визита в США.

1 из 3

Классная доска повторяет собой триптих — складную трехстворчатую икону, сверху украшенную резной панелью с изображением птиц Сирина и Алконоста как символов печали и радости. Стул преподавателя (на фото ниже перед доской) украшен двумя павлинами, склонившимися перед древом жизни. Похожие узоры и на стульях для студентов. Например, на спинке одного из стульев можно найти оленя — символ тундры, или осетра — символ реки Волги (2-й и 3-й слайды).

1 из 3

Чехословацкая классная комната (открыта 07/03/1939 г.).

Дизайн Чехословацкой комнаты (несмотря на то, что такой страны больше не существует, ее так и продолжают называть — «Чехословацкая», потому что создавалась аудитория в 30-х гг XX в. именно чехословацкой общиной) вобрал в себя элементы декора словацкого фермерского дома, чешской деревенской церкви и Карлова университета в Праге.

Вся деревянная отделка класса выполнена из лиственницы, произрастающей в Карпатских горах. На задней стене комнаты — ниша с узором «дерево жизни» и рамкой с репринтом указа чешского короля, императора Священой Римской империи, Карла IV об основании Пражского университета (1348 г.). В витрине на одной из стен спрятались артефакты и письмо-обращение к студентам первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика с цитатой Яна Амоса Каменского о том, что «Образование — это мастерская человечества» (см 2-й слайд). Оштукатуренные стены в оконных нишах расписаны пражскими художниками Карелом и Мари Словински (см 3-й слайд). На них изображены волшебные деревья с флорой и фауной, которые можно встретить в Чехии и Словакии

1 из 3

Этими же художниками, в точном соответсвии со стилем, в котором крестьяне украшали словацкие деревенские дома, расписаны и балки потолка. Эта часть аудитории — самая настоящая энциклопедия растений, произрастающих на территории, которая некогда называлась Чехословакией. Кроме того, на потолке можно найти изображения 8 знаковых чешских и словацких просветителей, среди которых: вышеупомянутый Ян Амос Каменский, Ян Гус, Кирилл и Мефодий и пр. Под ними — бронзовый медальон с изображением Масарика и лозунг «Правда побеждает»

1 из 2

Также на себя обращает внимание роскошная инкрустация кафедры с изображением научных дисциплин работы моравского мастера В. Копки

1 из 2

Китайская классная комната (открыта 06/10/1939 г.)

Дизайн китайской аудитории вдохновлен дворцовым залом Запретного города в Пекине. Сама комната посвящена Конфуцию и его демократическим принципам обучения без оглядки на социальную иерархию. Оттого и стол, вокруг которого сидят студенты с преподавателем, имеет форму луны. Все равны перед Знанием. На стуле преподавателя вырезано изречение: «Давай знания постепенно и непрерывно»

6
Окна - из закаленного стекла
Окна - из закаленного стекла

На задней стене класса — барельеф на сланцевой плите — Конфуций собственной персоной, такой, каким он изображен в храме родного города Цюйфу провинции Шаньдун. Над красной лакированной дверью (2-й слайд) — каменная арка с еще одной сентенцией: «Неразвитый ум ведет к высокомерию». По бокам — вырезаны ветви цветущей сливы (национального цветка Китая) и несут охрану львы — мифические защитники Закона, символы могущества и силы. На обратной стороне классной доски — восемь благих китайских символов (3-й слайд). Под доской (4-й слайд): символы инь и янь, окруженные багуа — восемью триграммами гуа, представляющими фундаментальные принципы бытия

1 из 4

Кессонный потолок аудитории — настоящее произведение искусства. В самом центре его извиваются золотой дракон с пятью когтями и облака, символизирующие свободу и энергию. Окружают их рисунки драконов, которые держат жечужину мудрости и фениксы с цветами пионов — символами культурного богатства (2-й слайд)

1 из 2

Сирийско-ливанская комната (открыта 28 июня 1941 г.)

Сирийско-ливанская комната — одна из двух аудиторий, которые являются музейными помещениями без права доступа. Посмотреть ее можно только через стекло закрытой двери. Дело в том, что эта аудитория — сама по себе артефакт. Это реальная комната-библиотека постройки 1782 г. из дома богатого сирийского купца. Шесть лет потратила сирийско-ливанская община Питтсбурга на то, чтобы собрать деньги, выкупить, перевезти и установить в Храме Знания эту драгоценность.

Стены и потолок комнаты обшиты липовым деревом, расписаным в технике левкас (на грунт из смеси мела и клея нанесен рисунок, серебро и сусальное золото). Основания диванов — комбинация белого и красного мрамора, матрасы — из сатина. В центре — ажурная ниша михраба (специально установлен так, чтобы не указывать на Мекку).

7
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Роскошный потолок подсвечен старинной лампой из мечети. Основа ее — медная, а плафоны, в которых раньше в смеси масла и воды плавали фитили, — стекло ручной работы.

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Норвежская классная комната (открыта 15/05/1948 г.).

Дизайн норвежской аудитории (в стиле деревенского дома XVIII в.) был разработан архитектором Георгом Ильяссеном буквально накануне Второй Мировой войны. Чертежи с огромным трудом умудрились отправить в США с самым последним кораблем, уходящим из Петсамо (сейчас это Печенгский р-н Мурманской обл).

Стены и потолок комнаты обшиты еловыми досками, вручную натертыми воском. Заднюю стену аудитории украшает витрина с копией гобелена 1695 г. на тему библейской притчи о десяти девах. Стулья с низкой спинкой — в традиционном норвежском стиле. На кресле преподавателя вырезаны типичные для викингов обереги от зла: головы чудовищ и дракон. Зона классной доски (см 2-й слайд), выкрашенная в нежно-голубой цвет и расписанная в популярной в XVIII в. технике роземалинг («роспись розами»), является отсылкой к традиционным норвежским встроенным в стену шкафам-кроватям.

1 из 2

Скошенный потолок, который в норвежских домах сделан для того, чтобы зимой было удобно счищать снег с крыш, тоже обшит еловыми досками. Он украшен лампой с деревянным абажуром, на котором вырезана дата открытия аудитории, и двумя розетками — «солнцами полуночи» — символами полярного дня.

1
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Еще из декора комнаты обращают на себя внимание камин (фотографии которого у меня почему-то нет), столетние «дедушкины часы» и небольшие шкафы с артефактами, также украшенные роземалинг.

1 из 2

Итальянская классная комната (открыта 14/05/1949)

Дизайн итальянской комнаты несет в себе отчетливое влияние тосканского монастыря XV в. как очага культуры, где изучались религия, живопись, музыка, наука. Лавки вдоль стен, ставни на окнах, зона классной доски (которая напоминает армадио — шкаф за алтарем, где священнослужители хранят свое облачение) — все имеет несколько монастырский вид. Плиты пола из красной черепицы, уложенные «елочкой», можно считать оммажем флорентийскому Палаццо Векьо. На спинках студенческих скамей — даты основания итальянский университетов, старейшим из которых является университет Болоньи (1088 г.)

5
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Бирюзовый кессонный поток, украшенный резными позолоченными розетками, еще одна отсылка — на сей раз к монастырю Сан Доменико в Пезаро

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Кроме того, аудиторию украшают оригинальный флорентийский камин из песчанника карьеров Фиезоле и стулья саванаролла

3
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Над классной доской — бронзовый бюст Данте Аллегьери, а на задней стене — фреска с изображением Елены Лукреции Корнаро Пескапии — первой женщины в мире, получившей ученую степень в университете Падуи в 1678 г. (к сожалению, у меня фото не сохранились:(

Комната израильского наследия (открыта 01/11/1987 г.)

Эта аудитория отражает простоту галилейского дома собраний 1 в. н. э. На деревянной входной двери вырезаны 10 заповедей из Ветхого завета. Скамьи в точности повторяют те, что были найдены в синагогах Капернаума (2–3 вв. н. э.). На них вырезаны имена двенадцати племен Израилевых. В витрине на задней стене — античные кувшины для вина и реплика одного из Свитков Мертвого моря — Свитка Исайи (самой древней из библейских рукописей) со знаменитой цитатой «… И перекуют они мечи свои на орала и копья свои на серпы…» Профессорский стол — это бывшая подставка под каменную менору (светильник, который зажигают в течение восьми дней Хануки — еврейского праздника огней), обнаруженная в сгоревшем иерусалимском доме 1го столетия.

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Классная доска (1-й слайд) закрыта ставнями с репликами трех секций мурала VI в., обнаруженного в Дура Европос: Эзра читает скрижали народу, Моисей добывает воду в пустыне, сыны Аарона освящают Храм. В простенке между окнами (2-й слайд) — копия надписи со стены синагоги из Тель-Рехова с выдержкой из Талмуда с руководством о посадке с/х культур (VI  в. н. э.). На стене возле двери (3-й слайд) — фриз (тоже реплика найденного в Капернауме) с изображением граната, винограда, фиников, произрастающих в древней Галилее.

1 из 3

Ну и дивный мозаичный пол копирует пол галилейской синагоги Бейт Альфа. Более того, если я правильно поняла гида, та часть, где изображен неугасимый огонь даже является оригинальной.

1 из 2

Комната Африканского наследия (открыта 17/12/1989 г.)

Комната Африканского наследия является своеобразной отсылкой к двору храма Асанти в Гане, который использовался для богослужений, учебы и церемониалов. Гипсовые изображения на фризах символизируют изобразительное искусство, музыку, науку, литературу Африканского континента (2-й слайд). Панели стен с барельефами, два ряда студенческих скамей и ступени, крашенные в цвет бычей крови, напоминают о полированной глине, из которой выстроен храм, белые резные ставни на окнах — о его верандах (3-й слайд)

1 из 3

Деревянная кафедра у доски отлично гармонирует с шестью лакированными скамьями в центре комнаты (1-й слайд). Это бывшие кресла вождей на совете племен. У каждого лидера был свой, личный стул, который сжигали после его смерти. Настенная панель под доской украшена традиционными мотивами: ромбами, популярными у народа игбо, и птицами Санкофа, любимыми народностью Акан. Вообще, Санкофа — очень любопытный символ. Он изображает птицу, которая развернула голову назад, держа во рту бесценное яйцо. Это своеобразная иллюстрация аканской пословицы: «Нет ничего плохого в том, чтобы вернуться назад, если ты что-то забыл/упустил». (см 2-й слайд, фигурка справа)

1 из 2

Деревянные панели, закрывающие классную доску, дублируются точно такими же на задней стене аудитории. Изначально второго набора не существовало. Но питтсбургский климат окзалася слишком влажным для африканского дерева, и первый комплект панелей пошел трещинами практически сразу. Устроители комнаты в срочном порядке заказали новый, а старый приспособили в качестве декора на заднюю стену. Если открыть классную доску, то за деревянными дверцами можно обнаружить вторые, металлические, золотистого цвета. На них выгравированы названия всех языков и диалектов, на которых говорят народы Черного континента. (1-й слайд). На фризах над доской — слова из самых известных за пределами Африки наречий.

1 из 2

Любопытна и деревянная дверь в аудиторию (1-й слайд). По задумке нигерийского скульптора Ламиди О Факейе — резчика по дереву в стиле племени Йоруба — она должна познакомить учащихся с великими древними царствами материка: Египетским, Нубийским, Эфиопским, Бенинским, Конго-Анголезским, Бакуба, Малийским и Зимбабвийским.

1 из 2

Украинская классная комната (открыта 17/06/1990 г.)

Украинская классная комната показалась мне самой уютной. Хотя бы потому что там очень приятно пахло свежеоструганным деревом. Одна туристка даже поинтересовалась: не является ли эта аудитория недавно открытой. Как оказалось, нет. Комнате, как Илье Муромцу, уже 33 года. Но из-за большого количества дерева, использованного в отделке, его аромат продолжает витать в воздухе и после стольких лет (со слов гида).

Аудитория декорирована в стиле «украинское барокко» и напоминает приемную в доме вельможного господина. Вход в комнату, выполенный в архаичной трапецевидной форме, щедро украшен резьбой: символами, обозначающими воду, пшеницу и подсолнухи. Над дверным проемом даты: 988 -1988 гг — тысяча лет христианства на территории Украины. На мощной балке, разделяющая потолок на две зоны, цитаты из стихов Тараса Шевченко. Например, эта: «Учiтеся, брати моi! Думайте, читайте, I чужому научайтесь, — Свого не цурайтесь." («Учитесь, братья! Думайте, читайте, изучайте иностранцев, но не стыдитесь своей Родины») (1-й слайд). На правой стене — медный барельеф, который рассказывает о важных вехах в истории страны за прошедшую тысячу лет (2-й и 3-й слайды)

1 из 3

На панелях, закрывающих классную доску, вырезано древо жизни. Над ними — карниз с тремя вариантами украинского алфавита: XI, XVII и XIX вв (1-й слайд). Нижние панели тоже примечательны: узору, которым они украшены, тысячи лет (2-й слайд). Печь горделиво блестит изразцами с жанровыми сценками (3-й слайд), а в задней части комнаты, у окна, витрина с артефактами (4-й слайд)

1 из 4

Под потолком радуют глаз яркая керамика и кованные лампы. А над покутей («красным углом», расположенным по диагонали от печи) — четыре иконы: Николая Чудотворца, Божьей Матери, Христа Учителя и Георгия Победоносца.

1 из 3

Австрийская классная комната (открыта 09/06/1996 г.)

Еще одна аудитория с ВАУ!- эффектом. Источником вдохновения для нее послужили зал для торжественных ужинов венского Хофбурга и Гайдновский зал дворца Шлосс Эстерхази в Айзенштадте, где Йозеф Гайдн служил капельмейстером с 1766 по 1778 гг. Комната — квинтесенция великолепия. Комната — воспоминание об Австрийской империи. Комната — отражение блистательного императорского двора времен правления Марии Терезии и Иосифа II. Бархатные портьеры, стены и стулья обитые красной тканью благородного оттенка, белая лакированная мебель, зеркала, позолоченные пилястры — все создает в комнате удивительно торжественную атмосферу.

6
В шкафах прячутся артефакты, а в шоу-кейсах - карты-схемы развития многонациональной Австрийской империи и места рождения знаменитых австрийских композиторов с 1000 по 1918 гг.
В шкафах прячутся артефакты, а в шоу-кейсах - карты-схемы развития многонациональной Австрийской империи и места рождения знаменитых австрийских композиторов с 1000 по 1918 гг.

Обратите внимание на люстры: они были заказаны в Австрии, в компании «Лобмейер», которая славится изделиями из хрусталя высокого качества. Когда руководители компании узнали, что австрийская община Питтсбурга заказала точную копию шандельера из дворца Марии Терезии для национальной комнаты в американском университете, они решили сделать своим заокеанским землякам подарок и изготовили еще одну точно такую же люстру в подарок. Дизайнер аудитории несколько опешил от такого поворота, потому как у него была задумана роспись потолка с учетом только одного шандельера. Ему пришлось все срочно переигрывать по ходу пьесы. Но конечный результат, вдохновленный сценами из римской мифологии с потолка Гайдновского зала, без слов говорит нам о том, что дизайнер с поставленной задачей справился блестяще.

6
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Ну и завершает этот парад изящества наборной паркет с узором звездочка, который так и манит невесомо скользить над ним в легком вальсе. Если не телом, то хотя бы мыслью:)

7
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Турецкая классная комната (открыта 04/03/2012)

Турецкая классная комната имитирует баш одаси с айваном — служащий приемной большой сводчатый зал, который открывается (не имеет стены) во внутренний дворик. Образцом послужил построенный в 1663 г. павильон султана Мехмета IV, примыкающий к Новой мечети на пристани Эминеню. Скамьи из твердых пород древесины, изображающие диван, идут по всему периметру команты и призваны подчеркнуть демократические принципы обучения: перед Знанием все равны. Узор на спинках скамей повторяет традиционный декоративный прием старинного турецкого дома: ниши, украшенные присборенными шторами. Половина окон комнаты представляет собой мурал — вид на Стамбул, который открывается из окон Зеркального зала дворца Топкапы (1-й слайд). Вторая половина — окна с витражами, изображающими тюльпан — символ оттоманской империи XVIII в. (2й слайд).

1 из 2

На стене в «айване» висят расписанные вручную панно из глазурованной керамической плитки: портрет отца турецкой нации Ататюрка (XX в.), репродукция картины Мехмеда Сияха Калема «Разговор двух купцов» (XIV в.) , изображение уйгурских принцесс (IX в.) и репродукция рисунка Сулеймана Великолепного на церемонии обрезания шахзаде Бейязита и Джехангира (XVI в.). Панно изготовленны в Анкаре и символизируют важные вехи турецкой историию (1-й и 2-й слайды).

Потолок и панели, закрывающие классную доску (3-й и 4-й слайды), напоминают о летнем дворце эмира Ахмет Бея в Сафранболу и являются прекрасным образчиком применения традиционных техник читакари и кюндекари — своеобразной мозаики из небольших кусочков дерева, соединенных между собой без применения клея или металлических креплений. Также в комнате находятся витрины с артефактами (5-й слайд)

1 из 6

А еще мне очень понравилось, что в турецкой комнате подлокотники для студентов были как с правой, так и с левой стороны. Приятно понимать, что турки подумали об удобстве не только студентов-правшей, но и студентов-левшей.

5
Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Филиппинская классная комната (открыта 09/06/2019)

Филиппинская комната представляет собой вариацию на тему филиппинского каменного дома — бахай на бато. Такие дома стали строить на островах во времена Испанского владычества. Они несли на себе отчетливое влияние смешения трех культур: испанской, филиппинской и китайской. Как правило, это было двухэтажное строение, верхний, деревянный этаж, которого существенно выступал над каменным. Выступающая часть обычно была галереей, затененной раздвижными ширмами, в которых вместо стекла использовались отполированные до полупрозрачности раковины ракушек

3
Фото из интернета
Фото из интернета

Окна аудитории имитируют такую галерею. Спинки стульев изготовлены из ротанга, сплетенного в традиционном узоре «солнечный луч». Панели классной доски из драгоценного махагонового дерева украшены гербами четырех старейших университетов Филиппин (1-й слайд). Потолок и стены расписаны традиционными растительными мотивами, буквами древнего филиппинского алфавита и мифическими животными (1-й и 2-й слайды).

1 из 2

Бронзовая люстра и зеркало из муранского стекла — как отражение европейского влияния на страну (1-й и 2-й слайды). Шкаф в передней части комнаты содержит артефакты доколониальной эпохи: фигурку Золотой Тары — духа покровителя природы по версии племени Манобо и кувшин Манунгул с изображением гребцов в лодке, которых несет река загробной жизни, обнаруженный в захоронении эпохи неолита. Еще на полке лежит символический ключ от комнаты, изображающий фигуры змеи Нага и птицы Сариманок — мифических существ, почитаемых племенем Меранао.

1 из 3

Послесловие.

Ну и в качестве послесловия некоторые организационные моменты. Общий зал и обзорные площадки универа, по идее, можно осмотреть самостоятельно. Но для того, чтобы познакомиться с Национальными комнатами, нужно заранее записаться на экскурсию. Оплата за тур — непосредственно перед ним, в сувенирном магазине. Так как за 1,5 часа, отведенных на экскурсию, все аудитории осмотреть невозможно, гид перед началом тура спрашивает у туристов какие комнаты они хотят посмотреть. Вот здесь есть фото аудиторий с обзором на 360 градусов. Посмотрите и выберете, какие интересны именно вам, чтобы потом озвучить гиду свои желания. Также напомню, что все аудитории (кроме двух) являются рабочими, и если в момент тура в них занимаются студенты, вы их осмотреть не сможете. Поэтому лучше выбирайте для визита выходной день.

Приятного вам знакомства с Храмом Знания!

Цикл материалов "Университеты"

  1. Осенний Принстон: плющ, тигры и Эйнштейн
  2. Весенний Йель: гамаки, бульдоги и ландыши
  3. Храм Знания (Cathedral of Learning) Питтсбургского университета

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии

Питтсбургский университет

4200 Fifth Ave, Pittsburgh, PA 15260, Соединенные Штаты Подробнее об объекте