Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

Музей Нортона Саймона находится в Калифорнии, в городе Пасадине, недалеко от Лос-Анджелеса. Представленная в нем коллекция состоит в основном из произведений собранных промышленником-миллионером Нортоном Саймоном в середине двадцатого века и считается одной из самых ценных частных коллекций искусства в мире.

В коллекции около 12000 объектов — единственное на западном побережье полотно Рафаэля, три портрета Рембрандта, шесть выдающихся холстов Ван Гога, более сотни работ Дега и важное собрание искусства Индии и Юго-восточной Азии.

Я иногда посещаю музей Нортона Саймона, хожу на выставки, несколько раз была там на лекциях. А моя последняя поездка в Пасадину в середине июля 2021 года была приурочена к долгожданному событию — открытию музея после многих месяцев карантина.

Мне хочется поделиться впечатлениями от увиденного. Я покажу лишь небольшую часть европейской коллекции, но при этом постараюсь, чтоб избранные произведения искусства дали читателю верное представление о художественной ценности всего собрания и, конечно, доставили удовольствие.

Здание

Если театр начинается с вешалки, то музей, наверное, начинается с дома, где живут картины. В девяностых годах здание музея и территория вокруг него подверглись существенным переделкам. Архитектором проекта выступил Франк Гэри, известный многим как автор стиля «смятая консервная банка». Здесь модернистский почерк Гэри ещё не просматривается. Облицованное терракотовой плиткой приземистое здание выглядит неброско снаружи и удобно спланировано внутри.

6
Радостное музейно-направленное настроение задала природа, нарисовав у главного входа галереи вот такую картину. Солнечные пятна, тени и мексиканские платаны напомнили до боли знакомую «Березовую рощу» Куинджи.
Радостное музейно-направленное настроение задала природа, нарисовав у главного входа галереи вот такую картину. Солнечные пятна, тени и мексиканские платаны напомнили до боли знакомую «Березовую рощу» Куинджи.

В жаркой Калифорнии многие музеи окружены небольшими парками или садами, но далеко не везде ландшафтный дизайн интересен как здесь. Мисс Саймон, жена Нортона Саймона, была романтически настроенной персоной. Ей захотелось такого оформления сада, где было бы место для уединения и беседы, где нашла бы отражение романтическая живопись 19 века и импрессионизм. Сад в духе Живерни создала дизайнер Нэнси Госли Пауэр.

8
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

Говорят, что для придания большего сходства с Моне, в прудах высадили лилии разных цветов. Нам повезло, мы застали их в самом пике цветения, но все водяные цветы, вопреки обещанию, были одинаково белые.

6
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

3
Любителям Родена здесь раздолье. Специально отлитые для музея скульптуры ненавязчиво выстроились вдоль стен, а до реконструкции «Граждане Кале» (здесь не показаны) перегораживали аллею ведущую к входу и пугали зрителей.
Любителям Родена здесь раздолье. Специально отлитые для музея скульптуры ненавязчиво выстроились вдоль стен, а до реконструкции «Граждане Кале» (здесь не показаны) перегораживали аллею ведущую к входу и пугали зрителей.

Фойе

2
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

Мне хочется начать рассказ с картины Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553) «Адам и Ева», которой во время посещения в музее не оказалось.

Такое случается: диптих могли увезти на реставрацию или какую-нибудь выставку. Но вспоминая тяжбы последних лет по возвращению украденного нацистами искусства, а «Адам» и «Ева» — многолетние участники одного такого разбирательства, начинаешь подозревать недоброе.

Захватывающая история последнего столетия жизни этих шедевров полна драматизма.

Картины до приобретения их Нортоном Саймоном в 1970 году побывали в руках большевиков, в Музее искусства Украинской академии наук, в собрании известного голландского арт-дилера, в коллекции рейхсмаршала Германа Геринга, у американских военных, у голландского правительства и у русского князя Строганова-Щербатова.

А один эпизод биографии картины показался мне уж совсем удивительным.

»В 1927 году уполномоченный по делам изъятия художественных ценностей в религиозных учреждениях Василий Ищенко, сотрудник Всеукраинского культурно-исторического заповедника, созданного большевиками на территории Киево-Печерской Лавры, обнаружил под лестницей на колокольню Церкви Святой Троицы в Киеве доску с изображением двух стоящих обнаженных фигур — мужской и женской. Картину почистили и выставили в Отделе культов Лаврского музея в качестве символа антирелигиозной пропаганды." (Источник: Deutschland Welle)

Искушение. Художники всех времён любили этот сюжет, и гений немецкого ренессанса Кранах несколько раз к нему возвращался, немного меняя композицию и характеры Адама и Евы. В Пасадинском варианте мне особенно нравится Ева — женщина маловероятных пропорций с кудрявыми волосами, которые живут своей собственной жизнью.

4
Лукас Кранах Старший (1472—1553). «Адам и Ева»
Лукас Кранах Старший (1472—1553). «Адам и Ева»

 

Иконография Девы Марии представлена в музее большим собранием полотен, алтарных фрагментов и одним полным алтарем.

 

3
Гвариенто ди Арпо (1310—1370) Коронация Девы Марии (1344)
Гвариенто ди Арпо (1310—1370) Коронация Девы Марии (1344)

1 из 2
Джованни ди Паоло (1403—1482) Мадонна Бранкини (1427)

 

1 из 5
Нероччо де Ланди (1447—1500) Мадонна с младенцем (1470—1480)

Жемчужиной собрания Нортона Саймона считается полотно Рафаэля Санти (1483–1520) «Мадонна с младенцем и книгой»

В прошлом 2020 году мир должен был отмечать 500 летие со дня смерти Рафаэля. Пандемия, увы, отменила все торжества, но мы смогли, хоть и с опозданием, вспомнить гения и насладиться его ранней работой.

Книга — это обычный атрибут в ренессансной живописи. По традиции считается, что Мария читает Премудрости царя Соломона, а в тех случаях, когда книга находится в руках младенца Иисуса, она символизирует Евангелие.

Музейная этикетка информирует, что здесь в центре композиции художник поместил руки матери и младенца, которые держат Часослов, открытый на девятом часе — богослужении, где вспоминается крестная смерть Иисуса Христа.

1 из 2
Рафаэль Санти (1483—1520) Мадонна с младенцем и книгой (1502)

 

Франческо Раиболини (1450–1517), прозванный Франчья из Болоньи, был золотых дел мастером, создателем изящных вещей из драгоценных металлов и гравировщиком.

Но почетное место в истории искусства доставила ему, главным образом, его живопись, «его гладкое, опрятное письмо, его несколько резкие контуры и переходы красочных тонов».
Джорджио Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний» и не самый достоверный из биографов, пишет, что Франческо Раиболини умер от переполнившей его зависти, увидев один из алтарных образов, написанных Рафаэлем:)

3
Франческо Раиболини (1450—1517). Мадонна с младенцем, святым Иеронимом и Святым Франциском (1500)
Франческо Раиболини (1450—1517). Мадонна с младенцем, святым Иеронимом и Святым Франциском (1500)

Бачиччио (1639–1709) — это новое для меня имя. Хотя картину «Иосиф с младенцем Христом» я видела и раньше, но ошибочно запомнила её как работу Рубенса.
Хочется подольше задержаться у этой динамичной, волнующей, наполненной контрастами света и тени картины — яркого образца стиля барокко. Сюжет ее достаточно уникален. В живописи муж Марии редко качает на руках младенца, а изображений подобных созданному Бачиччио — со светящимся от радости Иосифом-отцом, я не встречала вообще ни у одного художника.

1 из 2
Джованни Баттиста Гаулли (1639—1709) по прозванию Бачиччио «Иосиф с младенцем Христом» (1670—85)

 

Ниже приведу ещё несколько полотен со сценами из жизни Марии, Христа и святых.

1 из 2
Филиппино Липпи (1457—1504)  Святые Бенедикт, Аполлония, Павел и Фредиано (1483) Вышеупомянутый Джорджио Вазари восхищался этими панелями, когда увидел их в церкви Сан Понциано в Луке. Об этом есть упоминания в его «Жизнеописаниях художников».

 

1 из 6
Мастер Мэнси-Магдалины Оплакивание Христа (1505-1530). Руке этого неизвестного голландского художника приписывают около двух десятков замечательных полотен в разных музеях мира. Его прозвище, Мастер Мэнси-Магдалины, происходит от картины из коллекции Джованни Баттиста Мэнси, изображающей Марию Магдалину. (Картина сейчас хранится в Берлинской картинной галерее).

Натюрморты

Франсиско де Сурбаран (1598 -1664) многим известен как создатель образов мучеников и святых, но он был ещё и одним из величайших мастеров натюрморта. Самым выдающимся холстом в этом жанре в коллекции Нортона Саймона считается его «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».
Натюрморты Сурбарана обычно очень простые, в них три-четыре искусно выписанных отдельно стоящих предмета на темном фоне и больше ничего нет. Но это гениальная простота: деликатная, изысканная и безупречная.

2
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

5
Франсиско де Сурбаран (1598 —1664).  «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»
Франсиско де Сурбаран (1598 —1664). «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой»

Питер Клас (1597- 1661) — голландский мастер мёртвой природы. Писал завтраки на каменных столешницах с наполовину очищенными лимонами и упавшими бокалами. Как и другие холсты автора, «Натюрморт» отличается исключительной тщательностью письма.

3
Питер Клас (1597— 1661)
Питер Клас (1597— 1661)

Очень хорош ещё вот этот «Натюрморт с пустыми стаканами» Себастьяна Стоскопфа (1597–1657)

3
Себастьян Стоскопф (1597-1657). Натюрморт с пустыми стаканами
Себастьян Стоскопф (1597-1657). Натюрморт с пустыми стаканами

Луиза Муайон (1609 — 1696) — французская художница эпохи барокко.

6
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779)— реалист, один из известнейших художников 18 века, также работал в жанре натюрморта. Среди его заказчиков были высокопоставленные лица. Екатерина II, например, для которой художник написал одно из лучших аллегорических полотен «Натюрморт с атрибутами искусств».

3
Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с кухонными принадлежностями» и «Натюрморт с дичью».
Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с кухонными принадлежностями» и «Натюрморт с дичью».

В «золотой век» голландской живописи натюрморт стал важным самостоятельным жанром, в котором цветочные композиции заняли особое место. В музее мы найдём самых знаменитых мастеров цветочных букетов: Рашель Рюйш (1664–1750), о которой я уже не раз писала, и Яна Давидса де Хема (1606–1684) — одного из «королей» жанра.

5
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

7
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

 

Портреты

Портретная коллекция Нортона Саймона обширна и очень разнообразна.

Джованни Беллини (1430–1516)

3
Джованни Беллини (1430—1516) Портрет Йорга Фуггера (1471) Это одна из самых ранних сохранившихся работ великого венецианского художника и одна из первых картин, написанных маслом.
Джованни Беллини (1430—1516) Портрет Йорга Фуггера (1471) Это одна из самых ранних сохранившихся работ великого венецианского художника и одна из первых картин, написанных маслом.

Рембрандт Ван Рейн (1606–1669)

3
Рембрандт Ван Рейн (1606—1669) Автопортрет (1636).
 Рембрандт любил писать автопортреты и нет такого момента в его биографии, когда бы он их не писал. Согласно музейной этикетке, рисуя себя в бархате и с золотой цепью, художник «поднимает» свой социальный статус в то время, когда статус художников среди культурной элиты не был высок.
Рембрандт Ван Рейн (1606—1669) Автопортрет (1636). Рембрандт любил писать автопортреты и нет такого момента в его биографии, когда бы он их не писал. Согласно музейной этикетке, рисуя себя в бархате и с золотой цепью, художник «поднимает» свой социальный статус в то время, когда статус художников среди культурной элиты не был высок.

«Портрет мальчика» с золотыми локонами работы Рембрандта, говорят, был одним из трёх самых любимых холстов Нортона Саймона, наряду с показанными выше Рафаэлем и Сурбараном. «Портрет мальчика» ещё называют «Титус», хотя неизвестно, кто изображён на портрете и когда писалось это полотно. Более того, портрет не завершён, только лицо прописано полностью.

Коллекционер приобрёл его на аукционе Кристи в Лондоне в 1965 году при необычных обстоятельствах. При последнем ударе молотка все участники торгов подумали, что картина уже ушла к некоему лондонскому дилеру, который дал самую высокую цену. В этот момент поднялся Нортон Саймон и заявил, что его представитель не заметил его секретного сигнала повысить ставку и потребовал продолжения аукциона. Последовали несколько минут горячего спора, и — беспрецедентный случай, торги возобновили, и мистер Саймон получил вожделенный холст за $2.2 млн.

3
Нортон Саймон — создатель коллекции. Фото из Интернета
Нортон Саймон — создатель коллекции. Фото из Интернета

Теперь этот замечательный живой мальчик, за которого коллекционер так дрался, живет в музее рядом с другими полотнами Рембрандта и восхищает зрителей, вызывая и радость, и грусть.

7
Рембрандт Ван Рейн (1606—1669)  «Портрет мальчика» (1655—1660)
Рембрандт Ван Рейн (1606—1669) «Портрет мальчика» (1655—1660)

Голландский золотой век породил множество мастеров в жанре портрета. Всем, думаю, известен Франс Хальс (1582–1666)— гениальный харлемский художник, заказчиками которого были бюргеры и целые опекунские советы. Писал он и для собственного удовольствия детей, шутов, нищих. Притягательность его персонажей в том, что они улыбаются, ухмыляются, смеются. Словом, они живые.

4
Франс Хальс (1582—1666) Портрет молодого человека
Франс Хальс (1582—1666) Портрет молодого человека

 

1 из 3
По центру ещё два великолепных портрета: Рембрандт «Мужчина с бородой в широкополой шляпе» и Иоганнес Верспронк (1606—1662) «Женский портрет»

1 из 2
Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867) Baron Joseph-Pierre Vialetès de Mortarieu. Жан Огюст Доминик Энгр — французский художник, живописец и график, лидер европейского академизма XIX века. Барон Vialetès был коллекционером и покровителем искусств. Став мэром Монтобана— родного города Энгра, он основал там музей, впоследствии ставший Музеем Энгра.

 

Ван Гог (1853–1890)

«Отдельное спасибо за Винсента нашего за Ван Гога», — написал мне как-то в комментариях Андрей (Ciriulic). С удовольствием перехожу в залы, где мы посмотрим нашего Ван Гога и его предшественников — импрессионистов.

Сейчас Ван Гог — один из самых знаменитых художников на планете. Каждый раз, когда происходит что-то связанное с его именем — выставки или какие-то находки, эти события широко освещаются в мире. О нем написаны книги, сняты фильмы, словом, придумано много легенд.

Ван Гог прожил всего 37 лет, а живописью занялся поздно, уже будучи зрелым человеком. Всего за десять лет активного творчества он прошёл путь от ученика до мастера и создал огромное число работ, но не успел получить при жизни признания и тем более славы.

В настоящее время крупнейшая из коллекций Ван Гога хранится в Амстердаме, хотя многие его холсты не там. Они разбросаны по всему свету. «Ирисы», «Подсолнухи» (одна из версий), «Спальня» (одна из версий) находятся в Америке. Директор музея Ван Гога в Амстердаме рассказывал, что зрители постоянно, но тщетно, ищут в его музее прославленную «Звездную ночь».

Музей Нортона Саймона — один из счастливых обладателей работ Ван Гога за пределами Старого света.

 

2
Винсент ван Гог (1853—1890) «Голова крестьянки в белом чепце» (1885). Предполагают, что этот портрет, написанный в Нюэнене, был эскизом к известной картине «Едоки картофеля».
Винсент ван Гог (1853—1890) «Голова крестьянки в белом чепце» (1885). Предполагают, что этот портрет, написанный в Нюэнене, был эскизом к известной картине «Едоки картофеля».

3
Винсент ван Гог (1853—1890) «Портрет матери». Этот портрет был основан на чёрно-белой фотографии матери художника— Анны Корнелии Карбентус. В письме к брату Тео Ван Гог написал: «Я делаю портрет матери для себя. Я не могу вынести бесцветную фотографию, и я пытаюсь сделать её в гармонии цвета, как я вижу её в своей памяти». Но, увы, с годами что-то случилось с красками на портрете: красный цвет исчез, отсюда и неприятные болезненно-мертвенные тона на лице женщины.
Винсент ван Гог (1853—1890) «Портрет матери». Этот портрет был основан на чёрно-белой фотографии матери художника— Анны Корнелии Карбентус. В письме к брату Тео Ван Гог написал: «Я делаю портрет матери для себя. Я не могу вынести бесцветную фотографию, и я пытаюсь сделать её в гармонии цвета, как я вижу её в своей памяти». Но, увы, с годами что-то случилось с красками на портрете: красный цвет исчез, отсюда и неприятные болезненно-мертвенные тона на лице женщины.

6
Винсент Ван Гог (1853-1890). Портрет крестьянина (Пасьянс Эскалиер)  (1888).

Портрет был написан во время 15-месячного пребывания Ван Гога в Арле— городе на юге Франции, где случился и расцвет творчества мастера, и выработка своеобразной творческой манеры, и приступ сумасшествия, 
закончившийся печально известным отрезанием уха. По поводу «Портрета 
крестьянина» мы находим в корреспонденции художника такие строки: «Я, вместо того, чтобы стараться воспроизвести точно, что перед моими глазами, использую цвет более свободно, чтобы сильнее выразить себя»
Винсент Ван Гог (1853-1890). Портрет крестьянина (Пасьянс Эскалиер)  (1888). Портрет был написан во время 15-месячного пребывания Ван Гога в Арле— городе на юге Франции, где случился и расцвет творчества мастера, и выработка своеобразной творческой манеры, и приступ сумасшествия, закончившийся печально известным отрезанием уха. По поводу «Портрета крестьянина» мы находим в корреспонденции художника такие строки: «Я, вместо того, чтобы стараться воспроизвести точно, что перед моими глазами, использую цвет более свободно, чтобы сильнее выразить себя»

6
Винсент Ван Гог (1853-1890)  Тутовое дерево (1889) 
Почитатели Ван Гога знают, что художник был психически нездоровым человеком. Картину «Тутовое дерево»  он написал за год до смерти, находясь в сумашедшем доме Сен-Реми-де-Прованс. Ван Гог был особенно доволен этой работой. Здесь краска наложена такими мощными мазками, что вблизи 
картина смотрится как барельеф. Это очень яркая, насыщенная картина, 
пронизанная эмоциональной возбужденностью.
Винсент Ван Гог (1853-1890) Тутовое дерево (1889) Почитатели Ван Гога знают, что художник был психически нездоровым человеком. Картину «Тутовое дерево» он написал за год до смерти, находясь в сумашедшем доме Сен-Реми-де-Прованс. Ван Гог был особенно доволен этой работой. Здесь краска наложена такими мощными мазками, что вблизи картина смотрится как барельеф. Это очень яркая, насыщенная картина, пронизанная эмоциональной возбужденностью.

 

В музее представлены все ведущие мастера импрессионизма — Дега, Клод Моне, Тулуз-Лотрек и другие.

2
Стоит у стен немая сцена — толпой мыслители Родена, И ждут у самого порога шедевры Хальса и Ван Гога

1 из 5
Пьер Огюст Ренуар (1841—1919) Букет сирени.

1 из 4
Клод Моне (1840—1926) Устье реки Сены в Онфлере

Музей Нортона Саймона особенно знаменит коллекцией Эдгара Дега (1834–1917). Его танцовщицы и прачки — скульптуры, картины маслом и пастели, расставлены и развешаны по нескольким залам музея.

7
Эдгар Дега (1834—1917) Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица
Эдгар Дега (1834—1917) Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

4
Эдгар Дега (1834—1917) Портрет мадам Детиз-Монин
Эдгар Дега (1834—1917) Портрет мадам Детиз-Монин

4
Эдгар Дега (1834—1917)  Прачка
Эдгар Дега (1834—1917) Прачка

 

На этом я, пожалуй, обзор закончу. Написание его оказалось тяжелой работой. Наверное Нортон Саймон так не колебался торгуясь на аукционах, как я, перебирая фото — какой шедевр вставить в рассказ, а какой — в корзину.

Я непременно сюда ещё вернусь, а вы, если в Лос-Анджелесе, не упустите шанса, загляните и вы в музей, где хранится не самая большая, но замечательно подобранная коллекция искусства.

 

4
Искусство Индии и Юго-восточной Азии не вошло в обзор, поскольку у автора не достало сил на его фотографирование
Искусство Индии и Юго-восточной Азии не вошло в обзор, поскольку у автора не достало сил на его фотографирование

 

Где: 411 West Colorado Boulevard
Pasadena, California 91105

Когда: открыт с 12 дня до 17 вечера, закрыт во вторник и среду

Сколько: $15. Для тех, кто старше 62 — $12, для тех, кто моложе 18 — бесплатно.

 

 

 

 

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей Нортона Саймона

411 W Colorado Blvd, Pasadena, CA 91105, Соединенные Штаты Подробнее об объекте