Турист vladka
vladka
был вчера 7:42

Красноярск — Россия Сентябрь 2023
  1. Град столичный Красноярск.
  2. В Дивногорск и обратно

О Красноярске думалось давно, а побывать там удалось только в сентябре 2023 г. почти спонтанно, воспользовавшись скидками авиакомпании «Сибирь» и несколькими днями кратковременного отпуска.

Судя по описаниям и отзывам очевидцев, в Красноярске и его окрестностях можно было провести время с пользой, познакомиться с историческими достопримечательностями и природными красотами и все это — не выходя особо из зоны комфорта; в общем, все, как я люблю.

В сответствии с этими сведениями сложился план: погулять по центральной исторической части города (культура-архитектура), посетив некоторые музеи по дороге, сходить на концерты-спектакли, съездить в нац.парк «Красноярские столбы» и в Дивногорск. Такая вот получилась программа-минимум, она же, как выяснилось, максимум, поскольку вместить больше в четыре дня, последний из которых неполный, да еще с поправкой на погоду, не получалось никак.

Итак, в Красноярск наш лайнер (на самом деле, достаточно маленький самолетик для короткого перелета из Иркутска) прибыл на место уже ближе к вечеру. Местный аэропорт в целом напомнил мне владивостокский. Правда, космического аппарата под потолком в нашем нет.

Град столичный Красноярск.

Снаружи восхитил хвойный массив прямо через дорогу и конструкция в виде моста на фасаде. Позже выяснилось, что мосты в Красноярске — это прямо такая тема-тема. Кстати, под этим «мостом» находится и автобусная остановка, от которой можно доехать в том числе до Красноярска. Рядом с остановочным пунктом — стойка с информацией о маршрутах.

Я купила билет на автобус в здании аэропорта (за 125 руб), но, по-видимому, его можно было приобрести и непосредственно у водителя. Кстати, автобусы из аэропорта едут в Красноярске только до междугородного автовокзала, и лучше взять обратный билет заранее, поскольку день в день на нужный рейс его может и не быть. От остановки рядом с вокзалом легко добраться в центр на городском транспорте.

Моя гостиница располагалась как раз в самом что ни на есть центре, на перекрестке ул. Ленина и Дзержинского. По дороге к ней я успела еще зайти в булочную и магазинчик, чтобы обзавестись сдобой и кефиром на вечер. Кстати, про гостиницу «Север» я прочитала в одном из отзывов на «Туристере». Хотелось бы сказать несколько слов об этом месте. Здание гостиницы достаточно старое, историческое (1949 г.) и условия жизни там разнятся в зависимости от номеров. Я выбрала для проживания одноместный номер с удобствами (заказывала его на сайте гостиницы) и не прогадала: номер оказался со свежим ремонтом и всем необходимым, включая чайник и холодильник. Чего же было еще желать? Разве что кондиционера, но и это было не принципиально, поскольку номер успевал проветриваться, пока меня в нем не было. Не принцииальным для меня был и подъем на четвертый этаж без лифта по удобным широким ступеням. В стоимость проживания входил еще и завтрак в столовой на первом этаже, вполне приемлимый.

Град столичный Красноярск.

Номер был угловым, и из окна (одного из двух) я следующим утром увидела кусочек ул. Дзержинского, которая влюбила в себя с первого взгляда.

Первый отрезок улицы, до пересечения с пр. Мира, практически пешеходный, очень зеленый. Там приятно прогуляться и можно обнаружить немало интересного. Например, в здании напротив гостиницы находится театр Кукол (к сожалению, в дни, когда я гостила в Красноярске, вечерних спектаклей там не было), а в соседнем с нею доме — магазин с сувенирной съедобной и не только продукцией с говорящим названием «Из Сибири».

Несколько дальше — памятник-бюст Ф. Э. Дзержинскому (1974 г.) и сквер его имени с интересным сочетанием растительности.

Град столичный Красноярск.

Забегая вперед скажу, что по ул. Дзержинского проходила я и дальше, до перекрестка с ул. Карла Маркса, но в другой день и на этом участке обнаружила уличную фотовыставку «Путешествуем по Сибири», а рядом с нею — кафе «Столовая № 3 Калинка-малинка» с симпатичным интерьером, хорошим ассортиментом и невысокими ценами.

В первый день в Красноярске я решила разведать дорогу к ж/д вокзалу, поскольку намеченные загородные маршруты начинались как раз оттуда. Итак, по пр. Мира я отправилась на прогулку в этом направлении, отмечая по дороге самое для себя интересное.

Наиболее яркое впечатление производят в центральной части города, конечно, монументальные «сталинки», причем не только отдельные здания, но целые архитектурные ансамбли, вписанные в окружающее пространство. И даже то, что было выстроено в более позднюю и сдержанную эпоху, не выбивается из общего строя, а то, что построено раньше, на этом фоне не теряется. Никакой тебе точечной чересполосицы. Видимо, Красноярску в свое время повезло с градостроителями, архитекторами, а также руководством и с тех пор продолжает везти. Вот, например, какая красота находится на ул. Обороны.

Град столичный Красноярск.

Здание, в котором располагается Правительство края, фасадом развернуто к пр. Мира.

Напротив — зеленая зона вокруг площади Революции, где мне побывать не удалось, поскольку она находилась на реконструкции. А вот это — участок проспекта на подходах к ул. Горького Здание на первом плане — Управление Красноярской ЖД.

Град столичный Красноярск.

С другой от него стороны — интересные постройки конца 1940-х и 1930-х годов, а на торце последней — мозаика позднесоветского времени.

На перекрестке пр. Мира и ул. Горького в угловом здании располагается ж/д-ный музей, который я по дороге посетила. Как всегда, в таких музеях, все оказалось на высоте. Стоимость посещения без экскурсии — 150 руб (можно с экскурсией за 200).

Напротив музея — храм Иоанна Предтечи 1890-х годов постройки, памятник архитектуры федерального значения с памятником Св. Луке (в миру Ф. В. Войно-Ясенецкому) перед ним.

Град столичный Красноярск.

Отуда дошла до перекрестка проспекта с ул. Робеспьера, который фланкирован двумя зданиями с башенками (одно из них на снимке ниже).

Затем пересекла Красную площадь с обелиском Погибшим за Советскую власть, к сожалению, совершенно невыразительным. Далее — по ул. Братьев Абалаковых до площади ж/д вокзала, примечательного места со многими интересностями. Во-первых, конечно, это сам вокзальный комплекс, который в нынешнем виде существует с 2004 г. Первое небольшое здание вокзала здесь было выстроено в 1895 г., второе, побольше, в 1961-м, а сейчас вот это сооружение, стиль которого назвать затруднюсь.

Град столичный Красноярск.

В центре площади — стелла с гербовым красноярским львом в окружении фонтанов (куда же в Красноярске без них). А еще примечательна мозаика (1978 г.) на стене здания рядом с вокзальным, в которой отображены сцены восстания ж/д-х рабочих и В. И. Ленин с соратниками.

Пригородные кассы располагаются в пристройке с правой стороны вокзала; автобусная остановка — перед вокзальным зданием. Вернее, остановок там две. К Красноярским столбам посадка у дальней.

Разузнав, что мне интересно, до следующего своего пешеходного маршрута на берегу Енисея решила, для экономии времени, подъехать на троллейбусе № 1, остановка которого находится неподалеку. Общественный транспорт по улицам Красноярска ездит разного возраста и оснащения, тот, которым я воспользовалась, был из новых.

Град столичный Красноярск.

Из троллейбуса я вышла на остановке через дорогу от Красноярской филармонии. Неподалеку от этого места, у впадения в Енисей реки Кача, начинается территория Центральной набережной. Виноградовский велосипедно-пешеходный мост перекинут отсюда на остров отдыха Татищев.

Град столичный Красноярск.

Рядом — целая россыпь арт-объектов: памятный знак в честь основания острога Красный яр, памятник казацкой лошадке, пьющей воду у берега Енисея, Поклонный крест за нею на фоне филармонии.

В 1980-е годы чуть выше этого места, на стрелке Енисея, был сформирован архитектурный комплекс из Музейного центра, филармонии, делового центра «Метрополь» и башни КАТЭК НИИ угля. В 2007 г. в центре площади Мира был установлен памятник командору Н. П. Рязанову, который в 1807 г. скончался в Красноярске по дороге в Ст. Петербург.

Град столичный Красноярск.

Особый характер этому месту придает близость к Енисею, от одного взгляда на который становится понятно происхождение легенды о сбежавшей к нему Ангаре. К такому какая хочешь побежит! Мощный, стремительный, студеный даже на вид Енисей — одно из самых сильных моих красноярских впечатлений. Вдоль реки мне предстояло совершить прогулку, по дороге посетив музеи «Площадь Мира» и «пароход «Святой Николай», расположенные вдоль набережной чуть дальше рядом друг с другом. По-своему интересен каждый из них.

Площадь Мира — обширное арт-пространство, в котором каждый уголок, включая кафе, тщательно продуман и где нашлось место для экспозиций на разные исторические темы (в том числе история создания музея, который двери открыл как филиал Центрального музея В. И. Ленина) и просто художественные.

Град столичный Красноярск.

В старинном пароходике «Святой Николай» — своя изюминка: не только сохранившийся механизм и воссозданные каюты, но и другие экспозиции, как постоянно действующие, так и временные. Например, в прошлом году это были выставки «Радио-магия эфира» и «Кунсткамера на берегах Енисея». Стоимость билета по льготному тарифу составила по 150 руб. за музей.

После посещения музеев по пешеходной дорожке набережной прошла до здания Речного вокзала постройки середины прошлого века. Что и говорить, Красавец! Кстати, напротив вокзала у причалов стоят суда, на которых можно соверщить водную прогулку по Енисею продолжительностью от часа до трех до пос. Удачный, Гремячего лога или Дивногорска, в том числе экскурсионную, по определенному расписанию, в которое я, к сожалению, не вписывалась.

Град столичный Красноярск.

В полукилометре от этого места на другой берег Енисея перекинут Коммунальный мост. Название непритязательное, а мост красивый и интересный в том числе сочетанием архитектурных эпох, поскольку «спроектированный еще в духе сталинского ампира, он строился позднее, на заре эпохи модернизма». А еще этот мост был внесен в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» «за уникальность технологии монтажа железобетонных полуарок… и замыкание сводов на плаву в пролете», впервые в мировой практике! Ну, как такой обойти вниманием? С Коммунального моста открывается широкий вид окрест: справа, за зеленым массивом набережной — дома на ул. Дубровинской, впереди — возвышение Никольской сопки, посередине — остров с говорящим названием Посадный, слева — невысокие горки Красноярских столбов.

В планах первого дня не стояло продолжение прибрежной прогулки и я по ул. Вейнбаума (который был, так же, как и Дубровинский, видным в Сибири деятелем времен революции и Гражданской войны), мимо здания Краеведческого музея (к нему решила вернуться позже) и здания городской администрации

Град столичный Красноярск.

прошла до пр. Мира и дальше до ул. Дзержинского, по дороге знакомясь с достопримечательностями этого отрезка пути. Среди них — один из корпусов СибГУ науки и технологии им. М. Ф. Решетникова, одного из заслуженных деятелей космонавтики в нашей стране.

Далее, уже на нечетной стороне улицы стоят рядом здания деревянного Благородного (1858 г.!) и каменного Общественного (1913) собраний. В последнем сейчас располагается Дом офицеров.

Град столичный Красноярск.

За перекрестком с ул. Перенсона (еще одна революционная фамилия) в здании, построенном в 1900 г. на деньги купца-мецената Данилова находится не только Центральная городская библиотека, но и камерный зал драмтеатра им. Пушкина. Основная сцена театра — в соседнем здании, построенном в «греческом стиле».

Любопытно, что в Красноярске сравнительно мало зданий в историческом кирпичном стиле, столь популярном на стыке прошлых веков. Вот одна из самых интересных построек такого рода, сохранившихся в городе.

Град столичный Красноярск.

Интересно и то, что предназначение этого здания, выстроенного на деньги жертвователей еще в 1900 г. для аптеки Общества врачей, сохранилось тоже. Сегодня там находится еще и музей. А рядом с домом разбит аптекарский огород с сезонными лекарственными травами.

Еще одна примечательная постройка из кирпича на пр. Мира — памятник архитектуры федерального значения, здание женской гимназии, возведенное, как тогда водилось, на деньги благотворителей в 1885 г. Сегодня это один из корпусов Педагогического университета им. Астафьева с памятником красноярскому художнику Позднееву и фонтаном «Лилии» перед ним.

Град столичный Красноярск.

Оттуда и до ул. Дзержинского было рукой подать. Подходил к концу мой первый день в Красноярске, погода ухудшилась, брызнул дождик, а тут и время ужина подоспело. Укрытие от дождя и теплую обстановку я нашла в ресторане «Толстый край» напротив гостиницы, где помимо фирменных месных блюд можно было отведать и более для меня приемлимые (солянка, фирменные штрудель и чай обошлись в 800 руб).

На следующий день с утра мной была запланирована поездка в нац.парк Красноярские столбы. Но, проснувшись слишком рано, я решила до поездки в туда прогуляться в Покровский парк на Караульной горе. Смена часовых поясов имеет свои приемущества, можно в путешествии успеть больше. Задумано-сделано. Итак, по улицам Ленина — Диктатуры Пролетариата — Ады Лебедевой (еще одно имя, связанное с установлением Советской власти в Сибири) — Кирова, мимо Сретенской старообрядческой церкви

Град столичный Красноярск.

путь лежал к мостику через реку Кача.

Признаться, эта часть города оказалась не столь живописной, как центральная; правда, вдоль речки устроена симпатичная прогулочная зона под названием Набережная р. Кача. А вот когда через мостик я перешла на ул. Достоевского, то сначала очень удивилась ее состоянием, практически деревенским. Запахи травы, дерева, небольшие, приемущественно деревянные дома. Потом подобные картинки видела и в других местах, например, окрестностях жд вокзала. Что ж, и Москва не сразу строилась (и продолжает). Прочитала потом, что жители таких вот районов не очень хотят со своими домами расставаться. Но это так, к слову.

Град столичный Красноярск.

Итак, ул. Достоевского выходит на ул. Брянскую, которая протянулась у подножия Караульной горы. По ней, если свернуть направо, метров через 500, напротив второго перехода-зебры через улицу (первый игнорируем) начинается лесенка, которая по склону ведет вверх, а затем направо, к школе. Кстати, там я за все время прогулок по Красноярску увидела довольно много мусора. Подумала, что, наверное, детки так не вполне культурно себя здесь ведут. Итак, после того, как лесенка сворачивает направо, нужно с нее свернуть налево, поскольку именно этот путь подводит к цели, расположенному вокруг вершины Караульной горы (скорее, горки) Покровскому парку, сравнительно недавно там обустроенному.

На подъеме обнаружились вот такие красно-горские, красно-ярские т. е., живописные картинки.

Град столичный Красноярск.

В самом парке — удобные дорожки, зеленые насаждения, продуманная организация пространства, и, конечно, тур.объекты с отсылкой к истории.

Караульная башня-часовня Параскевы Пятницы (1885 г.), ремонтно-восстановительные работы которой велись на средства уже современного мецената.

Град столичный Красноярск.

Поклонный крест и замечательный обзор на город, в том числе современную его часть, с высоты.

После прогулки по дорожкам парка (вот повезло красноярцам, проживающим в коттеджном поселке поблизости), осмотревшись с высоты на все доступные стороны, обратным ходом я спустилась к мостику через Качу, а оттуда прошла по ул. Републики вдоль речки, свернула на ул. Робеспьера, а там уже знакомым путем дошла до площади ж/д вокзала. Села на автобус № 37, который и довез меня до остановки «Фан-парк Бобровый лог» недалеко от нижней станции канатной дороги. Кстати, плата за проезд на городском транспорте в прошлом году была 36 руб на автобусе, 32 — на троллейбусе и трамвае. Преодолев за незначительную плату более 17-ти км пути, затратив на это немногим боле 40 мин., около 10 часов утра я была у цели.

Т. к. заранее было решено, что на вершину я поднимусь и спущусь с нее на канатке, сразу отправилась за билетом. В два конца по льготному тарифу цена в прошлом году составила 500 руб. При подъеме открывались красивые виды на уже чуть зажелтевший по-осеннему лес. Поразительно и замечательно, что рядом с городом по-прежнему располагаются целые массивы практически нетронутого леса и что это так доступно.

Град столичный Красноярск.

От верхней станции канатной дороги сначала прогулялась по обустроенной тропе с обзорнымии площадками. На этом маршруте во множестве размещена информация на самые разные около-природные темы: от климатических до зоологических и геологического порядка. Очень интересно и познавательно для самых разных категорий туристов.

Град столичный Красноярск.

Кстати, рядом с последней на обустроенном маршруте площадкой разместилась еще и т.н. «Сувенирная изба». Дальше начинался спуск на большой кольцевой маршрут, который на этот раз в мои планы не входил, а потому я вернулась по тропе к верхней станции канатки. И уже оттуда совершила небольшую прогулку в противоположную сторону по направлению к Большому Толбачику. Маршрут туда идет мимо больших гостевых беседок (видимо, в теплое время года их активно используют для отдыха), с небольшим подъемом к скалам Малого толбачика (они находятся от тропы слева),

к спуску-подъему к Толбачику большому.

Град столичный Красноярск.

Идти дальше я не рискнула. В отзывах читала, что для похода к нему нужна хорошая обувь, мне кажется, что и без палок для ходьбы делать там нечего: мало того, что круто, так еще и сыпучая почва под ногами, а потом также вот мучаться на подъеме с опасностью сверзиться… . Тем более что и вид самый красивый на массив открывается с этой вот точки. В общем, полюбовалась я скальным обнажением, да и отправилась в обратный путь, наслаждаясь видами полу-дикой природы и города на горизонте.

После возвращения в городскую черту у меня еще оставалось время до вечернего похода в филармонию, и я решила провести его с пользой. Во-первых, зашла на обед в «Типичную пельменную на углу ул. Робеспьера и пр. Мира, поскольку поесть местных пельменей стояло у меня в программе поездки. Правда, в меню заведения сибирские пельмени были представлены только парой позиций, из которых я выбрала те, что с начинкой из дичи. Вместе с соком обошлось мне это в 400 руб. После перекуса отправилась в музей-усадьбу Сурикова на ул. Ленина (когда-то Благовещенской). Уроженец города В. И. Суриков, без сомнения, одна из знаковых фигур в Красноярске. Улица, художественное училище и музей его имени, скульптурные изображения художника на улицах города служат тому свидетельствами. Вот, например, одно из них на фоне старейшего в городе (1795 г.!) кафедрального Покровского собора на пр. Мира.

Град столичный Красноярск.

Да и как не гордиться знаменитым земляком, родовое гнездо которго находится практически в центре современного Красноярска.

Фактически, это целая усадьба с жилыми и хозяйственными надворными постройками. Когда видишь, в какой скромной обстановке рос и жил этот великий мастер, понимаешь, что только здесь он мог стать по-настоящему народным художником.

Град столичный Красноярск.

После посещения музея успела еще заглянуть в филиал Художественного музея им. В. И. Сурикова на пр. Мира. В этом здании (на снимке ниже оно слева) расположилась коллекция современного искусства (стоимость билета — 80 руб.). Дальше видна арка, возведенная у границ Площади Мира в год 325-летия Красноярска при входе на площадь Мира.

Прогуливаясь по площади до концерта, обнаружила здесь памятник еще одному человеку, которого наряду с Суриковым, можно отнести к категории знаковых для Красноярска, В. П. Астафьеву, расположенный на фоне филармонии, которая, кстати, с этого ракурса напоминает большой корабль, а пешеходный мостик перед нею — уменьшенная копия большого моста на берегах Енисея.

Град столичный Красноярск.

Второй день в городе закончился посещением местной Филармонии. Моя поездка удачно совпала с проведением в Красноярске фестиваля «Русская рапсодия», на одном из представлений которого — фортепьянном концерте в исполнении Н.Луганского в сопровождении Красноярского академического симфонического оркестра мне довелось побывать.

День следующий я отвела для посещения Дивногорска. Но это уже другая история и рассказ.

А пока — большое спасибо за внимание.

1. Град столичный Красноярск.