Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 5:12

Оркино — Россия Сентябрь 2022

24 сентября 2022 года в селе Оркино состоялся традиционный мордовский праздник Шумбрат.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Я побывал на нём в составе пресс-тура, организованного Министерством внутренней политики и общественных отношений Саратовской области.

Шумбрат по мордовски означает «Здравствуйте», именно это приветствие встречало гостей фестиваля, когда они входили в здание Мордовского культурного центра.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

На фасаде Оркинского сельского дома культуры находится именно это название, а внутри здание и на площади перед ним происходили события фестиваля.

На территории Саратовской области проживает более 160 национальностей. Мордва является одним из древнейших народов, населявших Поволжье, но вот в Саратовской области они появились сравнительно недавно. Саратовская область находится на 12 месте в России по числу проживающих в ней представителей мокшан (мокша) и эрзян (эрзя), которые являются субэтносами мордовского народа. Одним из «главных» мордовских сёл в области является Оркино. Здесь проживает много представителей мордвы и село стало неофициальным центром народа в Саратовской области.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Наиболее ранней предположительной датой основания Оркина называется 1712 год. Заселено Оркино было ясачной мордвой из Пензенского уезда (тогда Пенза входила в состав Казанской губернии) и русскими крестьянами. Своё название село получило по имени одного из первых поселенцев мордвина Орьки, примерно тогда же появилось и второе название Кучугуры (холмы, кучи, холмистая местность), в котором отразились особенности окрестного ландшафта.

Когда мы ехали к месту проведения праздника, то проехали мимо старинного храма Рождества Христова, построенного в 1844 году.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Потом пешком дошли до него. Рядом с церковью располагается братская могила советских активистов, погибших от рук белогвардейцев.

В наше время село Оркино стало местом ежегодных межрегиональных фестивалей мордовской культуры и быта «Шумбрат».

Сезонные обряды мордовского народа зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ. Основной идеей праздника Шумбрат является демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. Проводится в Оркино в сентябре -октябре. Интересно, что в 2022 году праздник стал крайним в череде подобный праздников по всей России.

На праздник приехали почётные гости из Мордовии и других регионов России, а также представители правительства Саратовской области и руководства Петровского района.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Им были вручены традиционные «хлеб-соль».

Первыми встречала гостей праздника фотозона «Овощное изобилие «, созданная женщинами ансамбля мордовской песни"Лисьмене».

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Перед зданием центра раскинулась небольшая ярмарка.

Здесь состоялось несколько интересных встреч. Ирина Ивановна Шупикова из Советского рассказала мне про обереги подарила мне один из них, пригласив приехать в Советское в гости.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

С удивлением увидел дунган, народа, который в основном проживает в Киргизии, Казахстане, Китае. Я в своё время с удовольствием пробовал их пищу в Алма-Ате. Здесь же с удовольствием полакомился жаренным лагманом и какими-то сладостями, напоминающими русский хворост — хрустящее печенье, которое не выпекается, а обжаривается в кипящем масле.

Оказывается в Саратовской области проживает самая большая диаспора дунган России.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Внутри центра располагается библиотека и музей.

На одном из стендов музея находится информация об Александре Сергеевиче Кузнецове, который много сделал для родного Оркина, как в деле укрепления его материально-технической и социальной базы, так и для развития и пропаганды эрзянской культуры.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Во время праздника была открыта мемориальная доска, посвященная ему,

а под ней — множество цветов.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Внутри центра проводились различные мастер-классы.

А уж сколько ярких красочных народных костюмов

и замечательных улыбок.

Причем в костюмы были одеты люди разных возрастов, от мала до велика.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

В зале располагались многочисленные стенды с информацией.

Завершился праздник большим праздничным концертом.

Поездка на мордовский праздник Шумбрат на Саратовской земле

Была зажжена особая свеча — Шатол, которая издревне присутствовала на каждом молении.