Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был вчера 16:18

Минск — Беларусь Февраль 2024

В названии отзыва я органично соединил три понятия — кулинарное, временное и национальное. Почему-то, на мой взгляд, совсем необидное определение прикрепилось к жителям братской Беларуси. Якобы, картошка (бульба) является чуть ли не основным продуктом в этой стране, ее там больше всех выращивают и больше всех едят. Видел цифру 180 кг в год на КАЖДОГО жителя страны. Но, прикиньте — все, включая младенцев, стариков и стройных девушек должны ЕЖЕДНЕВНО съедать по полкило картошки! Так что статистика здесь — очередная «продажная девка» . А что касается производства, то страна даже в десятку крупнейших производителей не входит. Так что, эти версии отбрасываем. Но вот с производством на душу населения — они лидеры.

А почему 44 года спустя? Вот тут — чистая правда. Первое наше знакомство с Минском произошло в июле 1980 года. Мы с моей, тогда еще будущей, женой были там на производственной практике и жили в городе целый месяц. В это время проходила Московская Олимпиада, что благотворно сказалось как на внешнем облике города, так и на необычных для тех времен деликатесах, появившихся ненадолго в продаже. А в Минске проходила часть футбольного турнира и над стадионом гордо реял Олимпийский огонь. Следующее наше знакомство с тогда еще Белоруссией пришлось на 1981 — 1983 годы, когда я служил синоптиком в авиационном полку, расположенном в райцентре Орша. Оттуда до Минска два часа на электричке и я, как-то, на денёк туда смотался.

Что мы помнили о тогдашнем Минске? Очень мало, хотя и гуляли по нему в выходные и на экскурсии съездили — в Хатынь и на обзорку по городу. Но, вот странность. Основными объектами для осмотра были домик, где в 1898 году состоялся Первый съезд РСДРП и районы новостроек, в которых мы жили. Это был первый в стране пример комплексной застройки, когда одновременно с жильем строилась инфраструктура — школы, магазины и т. п. в шаговой доступности, А что там еще было показывать — город в годы войны был почти полностью разрушен.

Так что мы посчитали, что слишком затянули с воспоминаниями и решили очередную годовщину свадьбы отметить именно там, где все начиналось. Выбрали хороший отель — «Минск», не самый шикарный, но первый в городе получивший статус «4 звезды». Расположение — отличное, в самом центре. Везде гуляли пешком. Ну и еще одна маленькая, но приятная фишка. Я, как всегда, написал в бронировании что мы едем туда отмечать годовщину свадьбы. На что администрация сразу откликнулась и предложила принять нас по тарифу «молодожёны», что давало экономию в 21 процент. Взамен попросили, всего лишь, скан свидетельства о браке. Да легко! А еще, кроме нас, там останавливались очень многие известные личности.

Билеты на самолет купил заранее, расписание вполне удобное. В пути чуть больше часа. Только вот задумался, как доехать до отеля. Конечно, Яндекс-такси там работает, но я решил действовать наверняка и заказал трансфер через отель. Нас встретили, привезли, и предложили такую же услугу на обратный путь. Но когда я посмотрел на цены Яндекса (46 рублей), то понял, что понты здесь не катят — за ту же услугу с ВИП доставкой я заплатил в два раза больше.

Кстати, о деньгах. Я везде расплачивался картой МИР Альфа-банка и наличными, которые купил дома. А вот Сберовская карта МИР жены, у которой закончился срок действия, но которая прекрасно работает у нас, там не сработала. Так что, будьте внимательны с этой фишкой.

А наличка мне была нужна потому, что при заказе экскурсий через сайт Sputnik8, было оговорено, что бОльшую часть оплаты надо было произвести гиду наличными и без сдачи.

Пока еще не добрался до повествовательной части еще немного расскажу о наших ожиданиях. Они были традиционными — обзорная экскурсия по городу и выезд в замки Несвиж и Мир — визитные карточки современной Беларуси. А какие еще отличительные черты и образы встали перед нами в этой связи? Я не буду даже пытаться составить и озвучить хоть какое-то глобальное мнение о людях, традициях, привычках братского народа, но отмечу мелкие детали. В моем сознании и представлении (идеалистическом) настоящие белорусы должны выглядеть вот так.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

А основными символами, присущими женщинам, стали бы васильки, а мужчинам — зубры, а объединяли бы их вот такие аисты.

Видимо, сами белорусы со мной согласны и эти символы страны встречаются, буквально, на каждом шагу.

Еще одним интересным фактором приобщения к «загранице» стал белорусский язык. Вообще, проблем с пониманием нет никаких — везде надписи и объявления на белорусском, русском и английском языках. Необычно только ответвление в сторону «China friednly». Во многих местах, в том числе в нашем отеле, надписи иероглифами — обычное дело.

Я сделал вывод, что в белорусском языке буква «О» — почти под запретом. Мы много раз тихонько фыркали, когда встречали некоторые надписи, но апофегеем стало это объявление на вокзале. Попробуйте прочесть его вслух, но следите, чтобы рядом не было детей.

Но, пора начать рассказ о поездке. Она была недолгой, но насыщенной, поскольку уж теперь — то Минску есть что показать. А еще — есть чем накормить! Ибо, одной из целей поездки мы ставили ознакомление с местной кухней и фаворитами были блюда из картошки. Когда я заикнулся, что хорошо бы заказать на ужин колбаску, жена строго сказала: «Ты что, колбасу сюда приехал есть?»

Таким образом, начну рассказ не по порядку, а по разделам. Итак, мы питались в отеле — завтраки (скромные, но достаточные) и, однажды, бизнес-ланч за 18 рублей с человека (1 местный рубль, примерно, равен 30 нашим).В него входили салат, суп, горячее с гарниром, булочка и морс. Нас вполне устроило.

Первым в очереди на посещение был сетевой ресторан «Лидо». Мы помнили его по посещениям в Таллине и Риге и ожидали нечто подобное. Увы, это жалкая пародия. Оговорюсь — мы были в том, что на улице Немига. Есть еще один, побольше, но туда мы не добрались. Небольшое помещение, масса народа, довольно скудный выбор. Зато цена приятная. За обед с салатами, горячим с гарниром и пивом мы заплатили 35 рублей.

В первый же вечер мы решили посетить один из самых популярных сетевых ресторанов «Васильки» с традиционной кухней. Тем более, что он был в 5 минутах ходьбы от отеля. Попытался забронировать там столик — ан, нет, только живая очередь. Тем более в субботу. Ну, ничего. Пошли, сразу сели и стали выбирать. Первыми попались цеппелины и картофельные пирожки с говяжьими щечками, два салата и красное домашнее вино. А закончили трапезу замечательными наливками. Это стоило 87 рублей. Замечательную атмосферу создает звучащая там музыка «Песняров».Еще один заход туда же включал два салата, драники, и сельскую сковородку с долгожданными колбасками. С вином и наливками — 75 рублей.

Однажды, по совету гида, зашли в кафе «Свои». Совет этот она дала в ходе автобусной экскурсии, после чего, как минимум, 7 человек туда направились. А завлекла она туда рассказом про драники с мачанкой — отдельно подаваемым соусом с мясом, колбасками и т. п. Мы их попробовали, нам понравилось.

Там, за традиционный состав, мы заплатили 73 рубля.

Ну и один раз, в праздничный вечер, добрели до известного ресторана «Кухмистр», но, взглянув на меню поняли, что здесь не разгуляешься и ограничились Вилейскими колдунами с грибами, щучьими котлетами и вином. Вышло 112 рублей. ИМХО, очень дорого.

Пару раз ограничились кофе с пирожными, что стоило, примерно, 25 рублей.

Таким образом, план по валу мы выполнили.

Ну вот, такой важный раздел организации проживания я осветил, пора переходить к другим аспектам. Первый день мы посвятили прогулке по новым улочкам Старого города. Я писал, что в прошлом гостям показывали Новый город. Сейчас уже совсем не стыдно показать и старый. Отремонтированные домики, дворики и необычные для центра панорамы мы обнаружили на улочках с совсем уж архаичными названиями — Комсомольская, Интернациональная, Революционная.

Как-то совсем не коррелирует с такими названиями, например, вот этот Красный двор с кафе «Синяя коза». А еще памятник Уху желаний и китайскому философу Конфуцию, чье имя присвоено местному Университету.

В первый же день дошли до большого ТЦ «Галерея Минск» с продуктовым гипермаркетом «Гиппо», где прикупили кое-что для «домашнего ужина». А вообще, самая распространенная сеть продовольственных магазинов там называется «Соседи» — по уровню — наш «Магнит».

Мы, в начале, не могли найти ближайший к дому продовольственный магазин, но, случайно, спустились в подземный переход под проспектом Незалэжности и обнаружили там вход в гигантский, подземный, трёхуровневый торговый комплекс «Столица». Московский «Охотный ряд» — отдыхает. Огромное количество магазинов, едален, детская площадка и т. д. — и все под площадью.

Еще одним привлекательным для нас объектом стал местный ГУМ — по словам гида — островок советского прошлого. Само здание — шикарное, антураж внутри — такой же, а вот товары… В основном, белорусские, скажем так.

Еще один заповедник белорусских товаров — Первый национальный торговый дом. Циклопическое и совсем пустое помещение, где всем регионам и городам выделены специальные площади для демонстрации и продажи исключительно своей продукции. Как видно, желающих приобщиться совсем немного.

Чтобы закончить с этой темой покажу уже современный ТЦ «Дана — центр» у метро «Восток» — вот там выбор, примерно, как у нас в Галерее пару лет назад.

Первый вечер мы завершили прогулкой по окрестностям и радовались находя и вспоминая дома или объекты, которые видели в 1980 году. Например, вот это.

Сильно реновированный стадион выглядит космически. От него, случайно, пошли в сторону железнодорожного вокзала и вот там — шок! Во-первых, «башни близнецы» Ворота в Беларусь. Выглядят эффектно днем, а, особенно, вечером.

Ну и сам вокзалище — один из крупнейших в Европе. Его строительство (по проекту архитекторов Крамаренко и Виноградова — авторов проекта еще и Национальной библиотеки) длилось почти 10 лет, до конца 2000 года. Но получилось — на загляденье. Совершенно не чувствуется, что ты на вокзале. Одна вот эта галерея с живыми деревьями чего стоит.

Чистота, порядок, доступность информации — все на вполне современном уровне.

Со следующего дня началась познавательная программа. Я заказал места на трёхчасовую автобусную экскурсию по городу. Они стоили 120 рублей и начиналась поездка от площади Свободы. Но туда еще надо было дойти! Проблема возникла на ровном месте и явилась следствием приверженности белорусов чистоте и порядку. В первые два дня погода выкинула страшный фортель — на город опустился туман и гладкая плитка тротуаров покрылось тонкой плёнкой льда, что делало перемещения, практически, невозможными. Только специальная рельефная полоса для слабовидящих позволяла идти по ней без риска упасть. Так все и делали.

В итоге, доползли до площади, нашли экскурсовода, но перед началом произошли несколько интересных событий. Во-первых, у подземного перехода через улицу Немига обратили внимание на вот такой мемориал.

Оказывается, в этот день там проходил пивной фестиваль, на который собралось очень много народу. И в самый разгар хлынул жуткий ливень с градом. Все побежали прятаться в переход и там возникла давка, приведшая к самой страшной в истории современной Беларуси трагедии.

Во-вторых, в Свято Духовом кафедральном соборе собрались верующие, чтобы прикоснуться к частице пояса Пресвятой Богородицы. Там проходила торжественная служба с колокольным звоном и огромное количество жаждущих несколько дней стояли в очереди. Кстати, раз уж дошли до этой темы. Минск — многоконфессиональный город и в этом можно убедиться только на примере площади Свободы, где расположены Собор сошествия Святого Духа, монастыри бернардинцев и базилианок, костел Святого Иосифа и Собор Девы Марии. А соотношение православных и католиков, примерно, 70/20 процентов. Остальное — более мелкие конфессии.

И в-третьих, началу экскурсии предшествовало некое ежедневное действо, в ходе которого из Ратуши выходил местный войт (вот памятник ему) и предоставлял желающим возможность попробовать открыть сундук с городской казной. Тот, кто выбрал правильный ключ, получает вот такой сувенир.

Конечно, в ходе экскурсии осмотрели памятник городским весам, конке и музыкальную скамейку, которая играет полонез Огинского если знать, как правильно на нее сесть.

После осмотра старой части города поехали на автобусе в новые районы. И вот там — снова шок. Шикарные новостройки на проспекте Победителей, огромный спортивный кластер, здание Национального олимпийского комитета, правительственные здания, сады и парки — к сожалению, фото на ходу сделать не удалось. Но, однозначно, город снова раскрылся с необычной стороны.

Следующий выход был связан с посещением острова с памятником и часовней в память воинов — афганцев. Очень важный и впечатляющий мемориал, где каждый камень, дерево или объект имеют сакральный смысл, связанный с памятью о погибших.

А рядом с ним — еще один современный объект — вот эти жилые дома. Сначала, самым шикарным был тот, что поменьше и в нем были двухуровневые квартиры. Но рядом построили еще один — повыше. И квартиры там уже трёхуровневые. И виды из окон — шикарные.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

Ну и потом проехали по проспекту Незалэжности до улицы Калиновского с прекрасным храмом Всех Святых и вернулись к нашему отелю на площади Независимости, где совсем диссонансным на фоне домов, а стиле «конструктивизм», «сталинский ампир» и даже «модерн» выглядит костел святых Симона и Елены с домиком местного ксёндза. Сейчас костёл закрыт на ремонт. Его история очень интересна, но если попытаться пересказывать все услышанные истории, то не хватит букв и места на сайте. Поэтому, я этого не делаю, а только отмечаю интересные объекты и места.

После экскурсии мы пообедали, отдохнули и пошли в Национальный художественный музей Беларуси. Вход для пенсионеров Союзного государства стоит 10 рублей. Я надеялся увидеть в этом музее нечто спокойное, традиционное, непафосное. И мои ожидания оправдались. Русская классика, некоторые зарубежные авторы, советские и современные белорусские авторы довольно прихотливо перемешаны на трех этажах. Вот что запомнилось. Есть предметы быта из разных стран и континентов.

Праздничный день завершился в «Кухмистере», а на следующий день нас ожидала долгая экскурсия по еще двум визитным карточкам современной страны — замкам Несвиж и Мир. Почему современной? Построены они были давно, но только в 2010 году были восстановлены и теперь принимают гостей. Я заказал индивидуальную экскурсию на автомобиле длительностью почти 8 часов. И водитель и экскурсовод — Елена Алинская, нам очень понравились. Замечательная особенность индивидуальных экскурсий — отсутствие гонки, подробный рассказ, возможность вести диалог с экскурсоводом и удобство доставки. Правда, и стоит это немало — я заплатил за поездку 560 рублей, плюс еще 60 за билеты в замки без экскурсий. До Несвижа мы ехали больше часа в течение которого Елена ну очень подробно рассказывала нам об истории замков и их обитателей — князей Радзивиллов с именами Сиротка, Рыбонька и Пане Коханку. Бесполезно даже пытаться пересказать здесь его долгую историю с расцветом и разрушениями, восстановлением и реставрациями. Отмечу только, что полностью он открылся для посетителей 20 июля 2012 года, а уже 1 октября заработал первый миллион долларов на экскурсионной программе.

По замку мы гуляли самостоятельно и уже один из первых залов сразу напомнил нам картинную галерею Баскервиль холла. Ну и далее — шикарные залы, мебель, охотничьи трофеи, зеркала и потолки. Это было интересно.

После прогулки мы встретились с Еленой и по очень романтично выглядевшей в тумане аллее пошли к еще одному местному шедевру — костелу Тела Господня. Внешняя его часть находится на реставрации, зато внутри — блеск и красота, типичная для католических костелов.

Далее мы двинулись в Мирский замок. Ученые до сих пор гадают, почему это место так называется. Нас убедила версия, рассказанная Еленой. До посещения замка мы заехали в городок и посмотрели т.н. Местечко. Это небольшая площадь, где на участке, примерно, 200 на 200 метров находятся и мирно сосуществуют костел Святого Николая, Троицкая церковь и Синагога. Вот вам пример МИРной жизни в поселке Мир. Сам замок не менее интересен.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

Только там для осмотра по комплексному билету предлагают не только интерьеры, но и подъем в крепостную башню и на галерею, а также посещение часовни усыпальницы последних владельцев замка Святополк-Мирских.

Что касается подъема в башню. Хорошо, что я полез туда один. Высокие ступени на которых моя нога 46 размера не помещалась, узкая-узкая лестница, на которой я постоянно упирался своими не самыми широкими плечами в стены — за такие «удовольствия» надо не деньги брать, а доплачивать. Зато виды из башни и с галереи очень романтичные.

Еще одной фишкой замка является загадка, которую нам рассказала Елена. На крепостной стене надо было разглядеть некий исторический знак, присутствие которого, по легенде, обеспечивало сохранность самого замка. Вот он знак — голова барана. Интересная фишка.

На обратном пути мы больше говорили о современности — об истории возникновения белорусского языка, о дорогах (которые, кстати, все трое водителей, которых я о них спрашивал, дружно ругали), о самоидентичности белорусов и т. д. и т. п.

Вернувшись домой поужинали и немного прогулялись перед сном.

Следующий день был последним днем нашего пребывания и я оставил его на сладкое — прогулки по местам, которые мы видели мельком, но толком не рассмотрели. Начали с улочек Старого города,

затем дошли до площади Свободы и пошли по интересным улочкам — Музыкальному переулку и Зыбицкой к главной цели — Троицкому предместью.

Этот район до недавнего времени представлял собой собрание ветхих домов позапрошлого столетия. А сейчас — настоящий музей под открытым небом в котором, кроме музеев, памятников, кафе, магазинов и т. п. находятся 60 жилых квартир.

Фишка района — аптека, в которой продают лекарственные травы. Входишь туда — и волна запахов сбивает с ног. Аутентичное местечко.

Неподалеку от одного из входов расположился Памятный знак белорусам зарубежья. Он представлен в виде перевитого вышитым полотенцем большого колеса — символа солнца, жизни, пути. Памятник напоминает о единстве белорусов независимо от их места проживания. Еще больше символизма в скульптуре «Девушка с совой», которая находится около Дома природы в центре Троицкого предместья и выступает символом квартала. Девушка, сова, лист папоротника с цветами, ящерица и три валуна — каждый из ее элементов может означать что-то своё.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

Кстати, сама Зыбицкая улица содержит много интересных мест и зданий.

Вечер перед отъездом мы посвятили знакомству с метро (оно от нашего почти не отличается и стоит 90 копеек по карте МИР) и поездке в район Восток для осмотра уникальной Национальной библиотеки.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

Фишка с динамическим фасадом, конечно, интересна, но уж больно мало креатива — всего лишь реклама.

Зато много креатива в соседнем квартале новостроек. Одни названия домов и кварталов чего стоят: Шишкин, Рембрандт, Делакруа, Модильяни, Ван Гог… Ну и динамическая подсветка радует.

Специально сфотографировал образец советской мозаики на одном из пяти жилых домов, которую помню еще с 1980 года.

Минск. Цеппелины, драники и колдуны или К белорусам 44 года спустя

Не могу не отметить еще одну интересную черточку современного Минска. Она касается, скажем так, неких специфических развлечений. Не секрет, что после запрета игорного бизнеса в России его наиболее активные представители переехали в Минск и от большого количества казино в глазах рябит. А есть еще «весёлый» квартал на Зыбицкой улице и вот такой дом рядом с вокзалом и одним из корпусов Университета. Представить такое 44 года назад было бы просто фантастикой. Да и по сравнению с нашими нравами — прямо, прорыв.

А вот теперь, наконец, я покажу наш номер в гостинице. Он называется «улучшенный люкс», окнами выходит на площадь Независимости и включает в себя 2 комнаты, два телевизора, два туалета и чайную станцию.

Вполне себе удобный номер, белье за 5 дней поменяли дважды. Но есть одна фишка. Может, я и неправ, но прямо под отелем проходит линия метро (а оно в Минске совсем неглубокое) и каждые 2 минуты я явно слышал шум проезжающего поезда. Но это не мешало сладко спать после активных прогулок и поглощения огромного количества новой и интересной информации.

И, напоследок, несколько интересных фото, не попавших в логику рассказа. Как и любой город, Минск прямо наполнен всякими забавными скульптурами.

А вот еще два примера «городского искусства» — советского монументального и современного прикладного. Очень многие трансформаторные будки расписаны такими жизнерадостными сюжетами.

Отличительная черта нового Минска — экологически чистый электротранспорт. Авто можно отличить по номерному знаку зелёного цвета.

Ремюзе. Поездка, как всегда, была организована «без косяков» и почти все (кроме памятника Мулявину), что я запланировал, мы увидели. Наверняка, летом было бы приятнее осматривать город не угадывая — что там в тумане, но и туристов, явно, было бы больше.

Что нас удивило:

1. Почти полное отсутствие рекламы в виде плакатов, перетяжек и т. п.

2. Почти полное отсутствие самокатов. Но нам сказали, что летом они вернутся.

3. Почти полное отсутствие разносчиков еды

4. Почти полное отсутствие лиц небелорусской национальности, в том числе с Юга и с Востока.

Соберемся ли мы туда еще — возможно, но не раньше, чем через 44 года. А вот всем, кто там еще не был — рекомендуем собраться. Всё-таки — заграница!