Арени — Армения Март 2023

Уникальность села заключается в том, что у него прекрасное географическое положение в долине реки Арпа.

Древнее виноделие

Река берёт начало на склонах Зангезурского хребта, протекает по узкому и глубокому ущелью, в среднем течении долина расширяется, переходя в нижнем течении в равнину. Основное питание снеговыми и дождевыми водами. Арпа протекает через село, рассекая его на две неравные части. В селе издалека привлекает внимание церковь над быстрой Арпой храм Сурб-Аствацацин (1321) - церковь Святой Богородицы.

Древнее виноделие

Творение Момика, последнего великого зодчего Армении, церковь выглядит какой-то особенно выверенной. Одна из уникальностей Момика - плавающий силуэт: с разных ракурсов церковь то видится широкой монументальной постройкой, то сжимается в высокую башню. Момик был не только архитектором, но и резчиком по камню, а потому его церкви не обходятся без роскошных барельефов. Арени — село с богатейшей историей, бывшее в своё время столицей Сюника - историко-географического региона Великой Армении. Арени расположилось у подножья горы, которая при определённом ракурсе видится гигантским моржом, вылезшим на сушу.

Здесь сложился уникальный микроклимат: когда в 2-3 километрах идёт снег или дождь в этом селе вполне может светить солнце. Не случайно в 2-х километрах выше по реке находится "Птичья" пещера, в которой в результате археологических раскопок найдена одна из первых виноделен с древних времён. Из-за низкой влажности в пещере возникли уникальные условия, препятствующие гниению органических материалов, что позволило сохраниться останкам эпохи медного века (энеолита).

Древнее виноделие

Остановился я в частном доме, в виду закрытия туристического сезона, точнее он ещё не начался, в моём распоряжение оказался целый этаж, но пользовался я, естественно, одной комнатой.

Древнее виноделие

Хозяйка угощала меня вкусными завтраками.

В 10 километрах от села глубоко в горах высится на вершине скалы монастырь Нораванк. Если не знать, сюда можно добраться лишь на машине или такси, а если знать - есть и альтернатива. Я пришёл сюда пешком из села.

Древнее виноделие

Нужно лишь свернуть с трассы на дорогу, идущую в долину левого притока Арпы, пройти каньон, долину и подняться в гору. Весь путь протяжённостью двенадцать километров в одну сторону занял у меня чуть более двух часов, но оно того стоило.

Древнее виноделие

Всего в километре от основной трассы находилась Магелланова пещера, оборудованная дорожной службой для своих нужд и охраняемая здоровенным кавказцем. Злобная собака без намордника, без привязи не пропускала меня, не давая пройти мимо неё. Лишь благодаря тому, что я не испугался, удалось преодолеть это неожиданное препятствие. Странно, что встретил её я только на обратном пути от монастыря.

Древнее виноделие

На уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа возвышается монастырь, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Её ещё называют Буртелашен. Ущелье славится отвесными красными скалами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис.

Древнее виноделие

Храм Буртелашен — архитектурный шедевр Нораванка. Трехъярусная композиция здания выстроена по принципу увеличивающейся высоты ярусов и сочетает утяжеленное основание с разделенной серединой и полуоткрытым верхним ярусом. В качестве внутреннего убранства здесь использованы колонны, небольшие арки, карнизные перевязи в форме крестов различных очертаний, медальоны, наличники окон и дверей.

Древнее виноделие

Вторая церковь монастырского комплекса — Святого Карапета — крестово-купольное строение с двухэтажными ризницами в четырёх углах.

Древнее виноделие

В комплексе сохранилось несколько хачкаров. Самый замысловатый из всех выполнен Момиком в 1308 году.

В заключение о монастыре хочу сказать, что место его нахождения обладает исключительной силой, которую я ощутил сразу как только приблизился к комплексу, красоватые скалы вокруг усиливали это чувство. Ещё один момент, дорога к монастырю проходит через широкую долину, где велись архелогические раскопки. Их можно осмотреть, свернув с дороги у указателя.

Древнее виноделие

Гулять в окрестностях села очень интересно. Можно подняться в горы или пройти по узким ущельям, прорезанными здешними ручьями.

Древнее виноделие

Особое место - кладбище вокруг церкви Святой Богородицы. Здесь появились свежие захоронения жертв Карабахского конфликта. Так что рядом с древними хачкарами соседствуют свежие могилы.

Древнее виноделие

Помимо нескольких очень приличных гостевых домов в селе есть винозавод, да здесь каждая семья занимается виноделием. Очень самобытное место. Нужно отметить ещё один момент, от села до границы с Азербайджанским Нахичиванью всего пара километров.