Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Ниноцминда, Вардзиа, Аспиндза — Грузия Июль 2023

В каждом уголке Грузии есть места, буквально напичканные достопримечательностями. И сколько бы ты ни старался — все их охватить невозможно ни за один визит, ни за два, ни за десять. Вот и в этот раз мы решили досмотреть давнишнюю хотелку, пещерный город Вардзию, я уже показывала альбом из этого восхитительного места. А раз поехали досматривать -то добро пожаловать в регион Самцхе-Джавахети. Это регион не только живописной и восхитительной природы, но также и многочисленных исторических построек разных периодов. В этом регионе мы не впервые, в 2016 году мы посетили Боржоми и крепость Рабат в Ахалцихе. В этом же году мы поехали на самом деле ради Вардзии.

Красоты Самцхе-Джавахети

По дороге мы проезжали много красивых мест, и равнинных, и горных. Дело в том, что регион расположен на вулканическом плато, а поэтому его рельеф там достаточно сложный. Из красивых и примечательных мест хочу отметить озеро Паравани.

Это озеро считается самым большим по площади во всей Грузии. Знаменито оно тем, что именно отсюда начался путь святой Нино, которая подарила Грузии христианство. Ближайший городок, разумеется, назван её именем — Ниноцминда. Тут у меня случилось крайнее удивление. Мы заехали попить кофе в придорожное кафе. Оказалось, что девушка за прилавком не говорит по-грузински. Да, живет в Грузии и не знает языка. Разговорившись с ней мы выяснили, что большинство поселков на этой дороге густо заселены армянами (до армянской границы там буквально 20 километров), и у них просто нет необходимости изучать грузинский язык.

Красоты Самцхе-Джавахети

Дети тоже говорят только на армянском и ходят в армянскую школу. Все вывески и объявления на этой дороге либо на русском, либо на армянском, и лишь только государственные дорожные указатели городов и достопримечательностей на грузинском. Вообще, именно в эту поездку в Грузии меня удивило огромное множество вывесок на русском по всей Грузии, раньше так не было. Еще по дороге мне показалось, что именно этот регион просто какое-то прибежище аистов) Они были буквально на каждом шагу.

По дороге к Вардзии я попросила мужа срочно остановиться, поскольку увидела выступ над местом слияния рек Мтквари и Паравани и ровно над ним — полуразрушенные стены древней крепости. Что это была за крепость на тот момент я не знала, но выглядела она очень притягательно.

Красоты Самцхе-Джавахети

Итак, мы приехали в Вардзию. Я не стану повторно пересказывать историю этого места и жизнеописание Царицы Тамары. Если нужно освежить впечатления, то это можно сделать в альбоме Ак вар, дзиа — прикреплю его внизу, а здесь буквально пару кадров.

Не помню говорила или нет — но комплекс Вардзия включен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Красоты Самцхе-Джавахети

Кстати, именно оттуда открываются до неприличия фотогеничные виды на реку Кура, на горы Эрушети, склоны которых в основном голые, либо поросшие мелким кустарником.

Это связано с тем, что турки в 16 м веке во время осады устроили здесь полномасштабные пожары и выжгли все деревья, нарушив таким образом экосистему.

Красоты Самцхе-Джавахети

Дальше мы едем по невероятно живописной долине реки Мтквари, как её называют в Грузии, или Куры, как её называем мы. Эта дорога достаточно новая, и она ровно по руслу реки огибает скалы и петляет между горами.

Тут и там, как и везде в Грузии — виноградники.

Красоты Самцхе-Джавахети

Иногда нас по дороге сопровождают бурёнки) Те, кто бывал в Грузии знают, что коров можно встретить практически на любой дороге. Пожалуй исключение лишь Тбилиси.

И тут мы видим место, куда хочется свернуть. И это не историческая достопримечательность, но по всей вероятности там должны вкусно накормить. В общем совершенно случайно мы заехали на территорию отеля Vardzia Resort. Там на самом деле оказалась огромная и очень красивая территория, с указателями куда идти.

Красоты Самцхе-Джавахети

Конечно же мы пошли по стрелочке «ресторан».

Он оказался весьма приятным, с высокими для Грузии ценами, и практически пустой. Но тем не менее мы решили остаться и сделали заказ. Пока готовилась еда я пошла посмотреть что там на территории есть. Оказалось, что чего только нет кроме самого корпуса. И беседки, и стульчики, и искусственный прудик, и ухоженные клумбы.
Но самой большой усладой очей моих стал бассейн. И бог бы с ним с самим бассейном, но вид, который открывается в процессе купания меня заворожил.

Красоты Самцхе-Джавахети

Вернувшись за стол я обнаружила, что уже принесли вино.

Спустя некоторое время принесли и еду — всё было достойно, вкусно.

После обеда мы еще какое то время прогулялись по территории, и поняли, что тут вполне можно остановиться и задержаться на некоторое время, в случае если ехать в регион с ночевкой.

Меня не отпускала мысль, то мне очень нужно найти входвъезддорогу к той самой крепости, которую я обнаружила по дороге сюда. Я начала канючить, что тут недалеко, что мы остановимся ненадолго. В итоге муж согласился, и как же здорово, что мы всё-таки сюда заехали! Это оказалась крепость Хертвиси, одна из самых древних сохранившихся построек на юге Грузии.

Красоты Самцхе-Джавахети

Поскольку она расположена на холме, да еще и в месте слияния рек — феодалам постоянно приходилось её реконструировать, поэтому очень сложно сказать в какой именно временной промежуток она была построена, но есть сведения, что стояла она еще на Великом Шелковом Пути и контролировала пересечение двух торговых путей из Турции и Армении в Грузию.

Вход на территорию стоит 10 лари, при желании можно взять на месте экскурсовода, за 15 лари на грузинском языке и за 30 на русском или английском. Крепость очень эффектно вписывается в окружающий природный ландшафт и выглядит на фоне гор неимоверно красиво.

Красоты Самцхе-Джавахети

На входе при описании на стенде написано, что город-крепость Хертвиси существовал, когда Александр Македонский совершил свой поход в Закавказье. Только проблема в том, что насколько я помню, Александр Македонский со своей армией никогда в Закавказье не был.

В 1283 году в регионе произошло сильнейшее землетрясение и от крепости остались одни руины. Единственной уцелевшей постройкой была главная башня, поскольку она наиболее древняя из сохранившихся построек и не была серьезно перестроена.

Красоты Самцхе-Джавахети

Хертвиси состоит из двух частей. Одна из них — это длинная цитадель или верхний замок, а вторая — достаточно бесформенный нижний замок. Верхний замок делится как бы на три части и ворота входа ведут в среднюю.

На территории верхнего замка есть небольшой храм, построенный в 10 веке (предположительно в 985 году).

Красоты Самцхе-Джавахети

К церкви ведет наверх очень неудобная и крутая лестница, практически без ограждения. И я даже сначала раздумывала — а стоит ли туда карабкаться с Дато.

Красоты Самцхе-Джавахети

Однозначно это того стоило. Около церкви есть смотровая площадка, с которой открываются ошеломительные виды и на часть крепости, и на окружающие пейзажи.

Башни цитадели разные как по форме, так и по высоте. В крепостных стенах и башнях отчетливо видны пустые глазницы бойниц.
В 13-м веке Хертвиси была разрушена монголами, а позднее перешла под власть турков.

Красоты Самцхе-Джавахети

В 19 м веке эти земли перешли под власть России, крепость вновь стали восстанавливать для размещения в ней военного гарнизона. В настоящее время является кандидатом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Грузии.

В итоге мы там пробыли не совсем немножко, а больше часа. Как видно по небу на фотографиях — сгущались тучи. Муж настороженно предупредил, что нужноторопиться, что будет дождь — а у нас впереди 250 км из которых добрая сотня по серпантину.

Красоты Самцхе-Джавахети

В итоге дождь нас застал ровно на перевале, в горах на серпантине. У меня нет фото, мы с Дато сидели прижавшись друг к другу потому что это был не дождь, а ураган с ливнем и градом с грецкий орех. За какие то 10 минут температура опустилась с 35 градусов до 14, спрятаться было негде, комья льда швыряло о стекло машины, и так страшно мне не было никогда в жизни. Стоять на серпантине с нулевой видимостью было бесполезно, и мы несмотря на стихию с черепашьей скоростью крадучись спускались вниз. Эти 50 километров перевала мы преодолевали более двух часов! Каково же было моё удивление, когда мы спустились в Тбилиси — там вообще не было дождя, только небольшой ветер, но при этом грохотал гром и было видно, что в горах, с которых мы только вот как спустились сверкают молнии, т. е. там стихия продолжалась. Это было второе августа. Третьего августа случиласьтрагедия в Шови, когда оползень смёл горнолыжный курорт. Причина оползня понятна — гроза была нешуточная, и нам просто повезло, что мы успели проскочить. Да, если бы мы не свернули в Хертвиси — мы бы запросто проскочили вообще мимо стихии. Но считаю, что то, что в итоге мы увидели стоило всех этих эмоций.