Турист Alla Mordovina (Alla_Mordovina)
Alla Mordovina — была 7 апреля 11:28
"Странствия — лучшее занятие в мире" (К.Паустовский)

Чухлома — зачарованная Глухомань

Чухлома — Россия Январь 2018

Однажды зимой мы отправились в тур под названием «Зачарованная глухомань». Тур весьма интересен. Посещаются города Галич, Солигалич, Чухлома, Асташовский терем. До Вологды нас затем везли на мотовозе (!!!), но сейчас эту развеселую и экзотичную часть тура отменили и завершается маршрут в Галиче.
Так вот, Чухлома. Как-то она упоминается всегда мельком, поэтому посвящу ей отдельный пост. Небольшой. Она ж тоже невелика собой!

Городок очень мил и трогателен, тихий и уютный, утопающий летом в зелени, зимой — в снегу, затерянный среди глухих костромских лесов!

Настоящим украшением городка является Чухломское озеро, впервые упомянутое в летописи XIV века, а ныне входящее в список особо охраняемых водных объектов Костромской области. Ледниковое происхождение и сапропелевые отложения на дне делают его чрезвычайно интересным для исследователей. Для тех, кто приедет летом, на озере оборудован очень неплохой пляж — песок, чистая вода, кабинки для переодевания.

Озеро знаменито золотым карасем, которого подавали еще к царскому столу. Чухломский карась нигде больше не встречается, он уникален, попытки переселить его в другие окрестные озера не увенчались успехом. Когда-то его охраняли — во время нереста запрещался колокольный звон, впадающие в озеро речки и ручейки крестьяне очищали от гниющей травы.

Золотой карась. Фотография сделана в  краеведческом музее.
Золотой карась. Фотография сделана в краеведческом музее.
Чухлома — зачарованная  Глухомань

На высоком берегу Чухломского озера в древности стояла деревянная крепость, окружённая земляными валами и глубокими рвами. Сейчас на этом месте находится городской парк. Чухломская крепость просуществовала до 1727 года и была уничтожена пожаром. На возвышении, оставшемся от земляных валов, очень удачно расположена смотровая площадка с прекрасным видом на Чухломское озеро.

Крошечные точки на заснеженнос люду озера — это рыбаки, ожидающие если не золотого карася, то щуку, язя, окуня или линя, которые в изобилии водятся в водах озера.

А на противоположном берегу озера находится Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь. Монастырь основан в XIV веке, за свою историю пережил немало потрясений, в 30-годы был закрыт, возрожден в 1991 году. Место очень светлое и умиротроряющее. Верующие имеют возможность приложиться к мощам Святого Преподобного Авраамия. Из истории — здесь находятся захоронения семьи Лермонтовых, а также возведена часовня в память Джорджа Лермонта, основателя российского рода Лермонтовых, получившего здешние земли за службу Отечеству.

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь
Чухлома — зачарованная  Глухомань

Чухломичи (или чУхломцы) бережно хранят память о своих выдающихся земляках.

Один из уроженцев здешних мест — Михаил Александрович Иванов— народнай артист, советский и российский цирковой артист, акробат, канатоходец, дрессировщик.

Михаил Пуговкин в представлении не нуждается!

Чухлома — зачарованная  Глухомань

Память актера увековечена в аллее деревянных скульптур, изображающих наиболее известные роли Михаила Пуговкина.

Вы и только Вы напоминаете мне мою любимую, мою чернявую, мою безотказную… гаубицу! (Свадьба в Малиновке)
"Вы и только Вы напоминаете мне мою любимую, мою чернявую, мою безотказную… гаубицу!" (Свадьба в Малиновке)
Я не узнаю Вас в гриме... (Иван Васильевич меняет профессию)
"Я не узнаю Вас в гриме..." (Иван Васильевич меняет профессию)

Кроме того здесь ежегодно в июне проводится творческий фестиваль «Чухломская пуговка». Символ этого события — трёхметровая деревянная пуговица, установленная на площади.

Фестиваль проводится летом, зимой пуговицы не было. Поэтому фото из интернета.
Кинотеатр Экран имени Михаила Пуговкина
Кинотеатр "Экран" имени Михаила Пуговкина

В 1981 году на центральной городской площади был установлен памятный камень «600 лет Чухломе». Камень был привезен с Майковой горы, которая находится недалеко от городской черты.

Чухлома — зачарованная  Глухомань

Церковь Успения Пресвятой Богородицы- одна из немногих церквей, которая не закрывалась в советский период. Чухломичи отстояли храм, всем миром собрав всю сумму налога, затребованного властями с прихода.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Есть в городе и Чухломский краеведческий музей имени А. Ф. Писемского, в котором расскажут о природе, истории Чухломского края, а также об интересных людях, внесших свой вклад в развитие этой местности. Музей находится на первом этаже двухэтажного кирпичного особняка, недалеко от аллее и деревянными скульптурами. Основан в 1919 г. местными краеведами Л. Н. Казариновым, А. Н. Черногубовым, А. А. Остаповичем при содействии Уездного отдела народного образования. В 1945 г. музею было присвоено имя писателя-земляка А. Ф. Писемского. Музей небольшой, говорят, что большую часть экспонатов переместили в Костромской музей.

Город будет интересен любителям русской старины, русской провинции, он сам — как музейный экспонат. Очень хотелось бы, чтобы его включили в программу поддержки малых городов, он этого очень заслуживает.