Турист Илья Антонов (stereo21)
Илья Антонов
был 26 апреля 16:16

Мурманск — Россия Январь 2023

В конце 2022 года у меня внезапно появилось еще 10 дней отпуска. Мы с женой решили не затягивать и отгулять в январе 2023 г. Начали думать, где его провести. Ну и учтя время года, текущую ситуацию в стране и мире, обратили свой взор к северу европейской части России. Мы уже бывали там, но хотелось большего. Памятуя наш опыт и опыт друзей, созвонились с ребятами, занимающимися арктическими путешествиями и договорились о снегоходном туре к Северному ледовитому океану и внесли предоплату. Потихоньку начали сборы. Купили билеты на «Победу» до Мурманска (на двоих вышло 16 тыс. руб. в оба конца). Так же запаслись термобельем, балаклавами, самогреющимися стельками, и прочими утепленками. И вот, после новогодних праздников, 12 января мы улетели в Мурманск. В полете провели 2часа 20 минут. Город встретил нас околонулевой температурой, что было необычно после 7 градусов мороза в Москве.

Из аэропорта на 106 автобусе приехали к автовокзалу в центр города,

зашли в Harat`s Irish Pub, который мы всегда стараемся посещать в любом месте, где бываем. Там, под темный стаут и морские блюда, на «Суточно.ру» сняли двухкомнатную квартиру в шаговой доступности от паба. Обычная квартира за 2000 руб./сутки, где мы переночевали и на следующее утро отправились на встречу с организатором нашего тура. Он сообщил, что в этот заезд мы будем только вдвоем и что нам очень повезло — будет индивидуальный тур, а это очень удобно, скорость на маршруте будет выше и больше сможем посмотреть. Там мы подписали договоры, оплатили оставшуюся часть стоимости тура, сели в комфортабельный микроавтобус и поехали в поселок Старая Титовка, откуда начинается тур. За окном полярная ночь, светает около 10 часов утра, но солнце из-за горизонта не появляется. Пока ехали, водитель рассказал нам, чем живет Мурманск, какие особенности погоды, как отдыхают жители — в общем историко-географический экскурс получился. Ехали около двух часов, наконец, после приграничного КПП, на котором у нас проверили паспорта, мы заехали на точку старта. Там нас встретил гид Алексей, который тоже отметил нашу удачу по поводу индивидуального тура. Хотя я, если честно, поначалу был немного расстроен, что не будет компании. В дальнейшем, я понял, что зря напрягался -все было просто супер! Алексей провел нас в теплый контейнер, где полностью экипировал — подобрал нам ботики, комбинезоны, подшлемники, шлемы, перчатки. После этого показал нам нашего «скакуна» — сверхлегкий и мощный снегоход BRP Lynx 49 Ranger 600 ACE. Провел предварительный инструктаж по правилам вождения, все оказалось очень просто, снегоходом может управлять даже ребенок. Мы последние годы путешествуем только с рюкзаками, так как давно поняли, что в путешествиях нужны самые необходимые вещи, а не все это барахло, которым девушки обычно стремятся набить чемоданы. Так вот верхнюю одежду и рюкзаки Алексей упаковал в гермо-мешок и закрепил на нашем снегоходе. Разобравшись с органами управления двинулись в путь на базу. Снегоход был отличный — легок в управлении, ручки, курок, ниши для ног греются. Посадка удобная, короче одно удовольствие. Наш путь лежал на полуостров Средний через перевал в сопках. Ехали отлично — на улице около нуля, в комбинезонах тепло, даже жарко. По пути останавливались полюбоваться местными красотами.

Открывая Арктику

Природа здесь совсем иная нежели та, к которой мы привыкли — кругом снег, деревьев мало, встречаются незамерзающие ручьи. Алексей увлекательно рассказывал об истории этих мест. В одну из остановок Алексей сообщил, что настало время ланча (что было весьма кстати, так как уже проголодались). Он накрыл стол — это было очень вкусно — горячий куриный бульон с травами, мясная, сырная и колбасная нарезки, семга малосольная, сникерсы, горячий чай. В общем уплетали за обе щеки. На запах еды из ниоткуда появилась хаски, которая, однако, очень придирчиво отнеслась к предложенным угощениям.

Пообедав, двинулись дальше. На верхней точке перевала, температура снизилась, поднялся сильный ветер, но в экипировке было очень комфортно. Так что мы на ветер не обращали внимание, особенно, когда на горизонте появилось море!

Спустились с перевала,

Открывая Арктику

ветер стих, и мы двинулись вдоль морского побережья

Заезжали на древний корабль, выброшенный штормом со дна залива.

Открывая Арктику

Потратив на весь путь около 3 часов и проехав около 50 километров, мы доехали до базы. Это городок из юрт.

Открывая Арктику

Каждая юрта оснащена всем необходимым, в каждой печка с набором брикетов для отопления.

Открывая Арктику

А еще на базе живет лис Митрич с семьей.

К нашему приезду наша юрта уже была протоплена. Мы переоделись, немного выдохнули и пошли в сауну, там усталость от дороги как рукой сняло. Погрелись и пошли на ужин в юрту — столовую, где нам подавали вкуснейший суп сливочный с крабом, котлеты из оленины с гарниром, салаты, фрукты, компот из шиповника, чай. Питание на базе организовано по типу шведского стола, но так как мы были одни и с нами Алексей, нам приносили все индивидуально. Все очень вкусно, я не мастер гастрономии, но знатоки удивятся. За ужином Алексей рассказывал об особенностях арктического туризма. Вообще он оказался очень интересным собеседником, у нас нашлось много общего. Расходиться не хотелось, но начинало клонить ко сну. Вернувшись в нашу юрту, собрались было спать, но тут увидели то, за чем в Арктике охотятся многие путешественники — северное сияние!

Открывая Арктику

Вышли из юрты и не могли насмотреться. Фото не передает всей красоты этого явления. Сначала оно было цвета перистых облаков, но чем дальше, тем цвет становился насыщенней.

Переливы, сполохи, на черном ночном небе звезды горят как лампочки у гирлянды -очень ярко, не как в наших краях. Немного замерзнув, вернулись в юрту и через прозрачный купол наблюдали за сиянием прямо в кровати. Это было незабываемо!

Открывая Арктику

Хочу отметить, что с момента выезда из Старой Титовки мобильная связь пропала, как и интернет. Поначалу очень хотелось поделиться с друзьями фото и видео этой красоты, но очень быстро привыкли к отсутствию всякой связи -мозг перегружается отлично. В отпуске нужно выключать телефон.

На утро, проснувшись, позавтракали, сели на снегоходы и поехали к полуострову Рыбачий.

Открывая Арктику

Периодически делали остановки для фото, и Алексей не уставал сопровождать рассказами наше путешествие. В этих местах во времена ВОВ была линия соприкосновения, и история этих мест дышит героизмом, что находит свое отражение в периодически попадающихся памятниках. На побережье океана довольно спокойно, почти штиль, поэтому подъезжали прямо к воде. По пляжу снегоходы тоже умеют ездить.

Открывая Арктику

Такой пляжный отдых на Баренцевом море. Сначала приехали на мыс Кекурский с отвесными утесами и слоистой породой. Там пообедали прямо на камнях среди волн.

Открывая Арктику

На красоту этого места невозможно насмотреться!

Открывая Арктику

Погуляли и поехали на мыс Немецкий. Это самая северная точка Европейской части континентальной России. На пути к нему проезжали заброшенный гарнизон,

Открывая Арктику

а также выброшенный на берег корабль — краболов.

На самом мысе есть маяк, который работает и подает сигналы.

Открывая Арктику

И дальше в России ничего нет - только Северный ледовитый океан!

Уже темнело и мы отправились в обратный путь.

Открывая Арктику

Вернувшись, опять пошли в сауну, хорошенько прогрелись и двинулись на ужин, где нас ждали крабы и морские гребешки.

Выражаю особую благодарность шеф-повару, мне кажется ничего вкуснее я не ел. И опять до ночи душевные беседы с Алексеем. После чего так приятно засыпать под ласковый шорох потрескивающей печки в юрте и завывающий ветер снаружи. На следующий день мы поехали к скалам Два Брата. По пути остановились у памятника защитникам Советского Заполярья с именами героев. А также выезжали на утес, с которого виден российский пограничный корабль на дрейфе. Место очень ветренное.

Открывая Арктику

Далее приехали к скалам. Они действительно похожи на два столба.

, а напротив них есть утес, напомнивший мне мультфильм Frozen

Открывая Арктику

Спустились пешком к пляжу, на мысе Коровий, погуляли по линии прибоя.

. С этого мыса можно увидеть берег Норвегии

Так как в этих местах очень сильный ветер, снега на земле практически нет, поэтому развернули снегоходы и поехали обратно,

Открывая Арктику

по пути традиционно, остановились пообедать в красивом месте впадения реки в море.

Уже во второй половине дня вернулись на базу, погрузили вещи и двинулись в Старую Титовку. За последние два дня мы не встретили ни одного человека.   На обратном пути через перевал температура резко упала до -18 градусов, и тогда я понял, что не зря надел утепленные вещи.

Открывая Арктику

Ехали долго, жена провела за рулем снегохода больше трех часов,приехали уже в глубокой темноте. Настало время прощаться с Алексеем. Он оказался очень интересным собеседником, увлеченным, образованным, очень любящим природу, и просто светлым человеком. Спасибо тебе Алексей, за три дня в твоей компании. Ты настоящий профессионал. Поздно вечером того же дня мы вернулись в Мурманск. Сели в излюбленный Harat`s Irish Pub, там под арктический ужин и звуки бессмертных Animals опять же на «Суточно.ру» нашли и сняли очень симпатичную квартиру на центральной улице с панорамным видом на город. Изначально мы собирались уехать в Апатиты и Кировск, чтоб побывать в Снежной деревне и в Хибинах. Но гигантский поток впечатлений от увиденного немного остудил полет фантазии, можно сказать раздавил своим смыслом наше сознание, и мы решили просто пожить пару дней в Мурманске. Гуляли по городу, обедали в местных кафе, наслаждались видами. Мурманск понравился -красивый, необычный город между сопок на берегу Кольского залива,

с шикарной иллюминацией

Открывая Арктику

, с приятными людьми и вкусной едой.

Открывая Арктику

В Мурманске очень чтут труд моряков и в башне-маяке находится мемориальный зал посвященный погибшим в мирное время морякам с их фамилиями в книгах памяти, а рядом расположен фрагмент рубки подводной лодки «Курск»

Открывая Арктику

Поднимались к монументу, посвященному защитникам Советского заполярья в годы ВОВ

Оттуда открывается непередаваемый вид на город

Открывая Арктику

В порту пришвартован легендарный первый в мире атомный ледокол «Ленин». Я его увидел именно таким, каким видел в детской книге лет 35 назад — дыхание перехватило!

Очень хотели попасть в музей на ледоколе, но он работает всего пару дней в недею, и был закрыт.

Сходили в кино на Аватар 2, конечно на большом экране в 3D это нечто!

Я влюбился в Арктику, и мы улетали из ее столицы с планами вернуться — еще много чего не увидели, но это будет уже совсем другая история. Традиционно хочу выразить признательность своей жене за то, что взяла на себя все заботы по перелетам, переездам, проживанию, утеплению и досугу. Стоимость снегоходной части путешествия составила 112 тысяч рублей (включая все), северное сияние бесплатно! Согласно правилам ресурса, за всеми контактами по организации снегоходных приключений пишите в личку или в комменты.