Турист oxanabaronina
oxanabaronina
был 27 октября 2022 20:37

Велосипедный тур "Сказочная Каппадокия"

Гёреме — Турция Апрель 2022

Велосипедный самоуправляемый тур «Сказочная Каппадокия».

1. О неизбежности.

Еще до того, как у нас появились велосипеды, и мы стали совершать велопрогулки по Москве, коллега мужа рассказал нам о велодорожке от Сеула до Пусана. С тех пор мы мечтали и планировали проехать эти 600 километров, но случился короновирус и мы отложили это приключение на неопределенный срок. Жизнь продолжалась, мы стали обладателями небольших прогулочных велосипедов и за одно лето проехали по Москве более 700 километров. Это не сделало нас опытными велосипедистами, но добавило нам уверенности в себе и в том, что нам по силам многодневные вело путешествия. И вот, год назад мне в инстаграмме попалась на глаза реклама о вело маршрутах по Турции, «ОК», — сказала я, «когда-нибудь потом, но обязательно» и стала планировать отдых в Мексике, но жизнь всегда вносит свои коррективы… Итак, в апреле из привлекающих нас доступных опций осталась только Турция и велотур.

2. 5 дней до вылета.

Никогда так быстро мы не организовывали наши путешествия. Все было оформлено в рекордно короткий срок. 29 апреля списалась с менеджерами «Парадайз вояж» www.velo-travel.ru составили маршрут, дождались расчетов и одобрения турецкой стороны, отстояв 2-х часовую очередь в офис Turkish airlines за билетами до Стамбула и внутренний перелет до Невшихира и обратно, уже 2 апреля мы вылетели в Стамбул.

3. Маршрут.

Тур был 7-дневный, 5 дней планировалось провести в седле с дневными переездами от 33 до 46 километров. Предполагалось, что принимающая компания предоставит нам велосипеды, позаботится о гостиницах, обеспечит перевозку багажа из одной гостиницы в другую наш трансфер внутри региона. Мы понимали, что во всей этой затее, есть значительная доля авантюризма, начиная от полного отсутствия у нас опыта езды по бездорожью на соответствующих велосипедах и заканчивая достаточно большими расстояниями по неизвестной нам местности, по маршрутам, загруженным в MapsMe. Но выбор сделан. Мы купили себе велосипедные лосины, сняли сёдла и держатель для телефона с наших велосипедов и решили, что мы готовы. В общем так оно и было. А информацию о профиле маршрута, где за один день нам придется подняться на 1000 метров мы проигнорировали, посчитав ошибкой.

4. Стамбул и Гёреме.

Стамбул… отлично провели три дня, прошли 60 километров пешком, увидели много мест, которые уже видели и те, которые даже не предполагали увидеть. Наслаждались вкусным кофе и свежевыжатым гранатовым соком, встретились с другом, и не успели сделать многого из того, что планировали.

Перелет в Невшихир занимает 50 минут. В аэропорту нас встретил представитель принимающей компании https://middleearthtravel.com/ Хасан, который и отвез нас в Гёреме. В офисе компании с нами провели небольшой инструктаж, ничего нового к тому, что было в ранее присланной информации, показали велосипеды и шлемы, которые должны были привезти утром и отвезли в гостиницу. Гостиница, как и многие в городе, да и вообще в Каппадокии, имела в своем названии слово «пещера» (cave). Дело в том, что одной из главных достопримечательностью Каппадокии являются пещеры, вырубленные за тысячи лет населяющими эти земли народами. В основном это гроты в огромных конусах, появившихся благодаря особенностям строения поверхности земли (вулканический пепел и базальтовая поверхность) и процессам выветривания и размывания этой породы в течении сотен тысяч лет. Некоторые гостиницы действительно организованы в таких пещерах, в нашем случае — просто название, хотя построена она из блоков, вырезанных из спрессованного пепла — стены в номере каменные. Нам повезло, не ориентируясь в городе, мы вышли к смотровой площадке с отличным и необычным, я бы сказала, сказочным или инопланетным видом.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Купили местного вина. Из-за священного месяца алкоголь продавали не везде, но в Гёреме с этих проблем не было. Местное вино нам очень понравилось, особенно из винограда Савиньон Блан (почти такое же, как дорогое новозеландское) и красное с длинным названием, которое не запомнили.

День первый — обретение уверенности.(Selime-Ihlara Valley-Belisirma-Ihlara Village-Llisu-Guzelyurt)

Хасан приехал за нами в 9. Было бы здорово выехать раньше, но завтрак в гостинице начинался в 8:30. За завтраком мы наблюдали воздушные шары — еще одна из достопримечательностей Каппадокии. Полеты на них обычно выполняются рано утром, пока нет ветра. Увы, увидеть одновременный полет большого количества, нам не удалось, наверное, не сезон. Маршрут первого дня начинался из Селима, куда Хасан отвез нас туда вместе с велосипедами. По ощущениям, наверное, километров 40 от Гёреме. Место известно монастырём, вырубленном в вулканической породе. Мы видели только портал входа, решили не задерживаться, в первый день, трудно было представить сколько время потребуется на маршрут в 42 километра. После замены сёдел, двинулись в путь. Оказалось, что двигаться нам предстоит не только по дорогам и даже не только по тропинкам, маршрут в телефоне был проложен по полям и оврагам, т. е. там, где не было никаких признаков, что кто-то проехал здесь до нас. Пытаясь снимать на ходу, я упала. Не стоит быть излишне самоуверенной! Это было первое, но далеко не последнее падение. Тропа проходила по долине, двигались мы бодро, периодически проходилось катить велосипед рядом или перетаскивать его через камни.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

До первого населенного пункта Белисирма мы добрались легко. Встретив там Хасана, он встречал нас почти в каждом населенном пункте, по пути нашего маршрута, двинулись дальше. Поднявшись из долины, двигались по асфальту, На горизонте были видны заснеженные горы, по которым проходит граница Каппадокии и одним из трех вулканов, которые миллион лет засыпали Каппадокию пеплом. Часа через полтора дорога пошла в гору, подъем был изматывающий, километров 15. Оставалось радоваться, что было не жарко. Сделали привал и пообедали удачно купленными и приготовленными накануне айраном и бутербродами. Надо сказать, что в течение всей поездки мы не следовали советам в путеводителе, и игнорировали указанные удобные места для обеда. Бутерброды выручали нас каждый раз именно там и в то время, когда нам хотелось есть. Подъем закончился в деревне Илишу и дорога какое-то время шла вниз, и мы наслаждались такой редкой в этот день возможностью двигаться не крутя педали. Маршрут мы завершили в поселке Гюзельюрт в шестом часу. Хасан предложил осмотреть монастырь, но сил уже не было, да и впечатлений за день хватало. Наши вещи были уже в номере. Гостиница с номерами в пещере с ужасно холодным полом в ванной, маленьким оконцем и потрясающим видом с террасы, только открылась после зимы. Хороший ужин здесь входил в стоимость тура.

Купив сыр, хлеб и мясо для бутербродов на следующий день и воду, мы легли спать.

День второй — еще сюрпризы. (Guzelyurt-Sivrihisar-Red Church-Nar Lake-Sofular_Gaziemir)

Утро мы начали с осмотра монастыря и церкви. Церковная мечеть интересная тем, что стоит на месте церкви, построенной в 4 веке по приказу из Константинополя. В подземном монастыре никого не было, на нижние ярусы, куда вел 4-х метровый колодец с отверстиями в отвесной стене, мы решили не спускаться. Нам предстояло проехать 32 километра. После предыдущего дня, казалось все будет легко. Мы поднялись на перевал по асфальтовой дороге, под дождем. На перевале указатель показал, что мы на высоте 1770 метров. В поселке Сиврихишар, мы свернули с дороги. Для понимания, практически по всему маршруту, попадаются высеченные стенах гор, гроты и пещеры, что делало местность необычной и живописной. Поднявшись через поселок по сугробам мы вышли к горному водохранилищу и на развилке тропы, муж заметил, что мы сбились с пути.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Было абсолютно не понятно куда дальше двигаться. Походив в разные стороны с телефоном и GPS, решили возвращаться. Пришлось вернуться на 2,5 км назад. То место, куда нам следовало свернуть не было похоже на съезд, тем более, что проход был завален разрушенной стеной. К следующей контрольной точке — красной церкви мы подъехали со значительной задержкой.

Чуть дальше, по дороге мы заинтересовали трех здоровых собак, не позволявших нам двигаться дальше. Простояв так пять минут, их вожак решил, что мы достойны и нас пропустили. Двигались по плоскогорью, с обоих сторон были невысокие холмы, из базальтовых камней, покрытых зеленым мхом. На этой дороге следующие 15 километров мы не встретили ни одного человека и случись что-то непредвиденное, мы вряд ли смогли получить там помощь. Еще и дорога, толи из-за времени года, толи из-за прошедшего дождя была покрыта слоем грязи.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Ехать было невозможно. На колеса налипало столько грязи, что они не проходили под арку передней вилки. Несколько раз приходилось чистить звездочки от мелких камней, попадающих с глиной, от чего заднее колесо клинило. А еще дорога шла все время вверх.

Зато спуск со следующего перевала был веселым и экстремальным. Я опять упала, удачно. В следующей деревне опять были сложности с определением пути, помогла местная жительница — пальцем показала на развалины через которые нам следовало пройти. Со склона очередного холма мы увидели внизу вулканическое озеро Нар — практические правильной круглой формы. Было одновременно похоже, что это кратер и на место падения метеорита. Спускаясь к озеру, муж упал так, что впервые потребовалась аптечка. В конечной точку маршрута — Газемиру мы подъехали без ощущения, что этот день был легче предыдущего. На последнем участке маршрута, мы долго ехали через заброшенную деревню, состоящую из древних пещер и пристроенными к ним домами. Многие дома выглядели очень хорошо, даже богато с орнаментом и барельефами на стенах. Почему ее оставили, отсутствие воды или электричества, осталось загадкой. Иногда казалось, что мы попали в иную реальность, появлялось ощущение, что мы повторяем маршрут из фильма «Властелин колец». Вот такие же испытания были и у нас: тропы, перевалы, снег, грязь…. Подземный город в Газемире был закрыт. Хасан сказал, что туда нет доступа уже какое-то время. Нас отвезли к месту ночевки — Соганли. Даже не деревня — несколько домов. В нашей комнате стояла дровяная печь.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Комната в уже привычном стиле — каменные стены, сводчатый потолок, крошечное оконце. В ванной проточный электрический водонагреватель. Хозяйка гостиницы чье имя переводится на русский, как счастье, долго возилась с печью, огонь в котором никак не хотел загораться, а сама печь дымила, от чего в комнате не было видно противоположной стены. Но все, в конце концов, получилось, стало теплее, увы ненадолго. И когда через час, после вкусного домашнего ужина, приготовленного только для нас и Хасана, мы ложились спать, дрова в печи прогорели и было холодно.

День третий — приятное разнообразие.(Soganli-Baskoy-Derventbasi-Sobessos-Taskinpasa-Keslik-Mustafapasa)

Позавтракав утром, мы осмотрели расположенные недалеко две церкви с сохранившимися образами на стенах. Особенно поразила первая. Большинство доживших до нашего времени церквей — это вырубленные помещения внутри конусов, снаружи нет признаков культового сооружения. Здесь же был вырезан купол и портал входа с колоннами. Увы церковь сильно пострадала от времени и следующие поколения ее уже не увидят.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

В этот день нам предстояло проехать 46 километров. Вначале пути двигались по асфальтовой дороге вдоль скал с огромным количеством небольших отверстий-окон, похожих на древние многоэтажные дома. Через 10 километров свернули на проселок, ведший через почти заброшенную деревню и старое кладбище с мусульманскими могилами и могилами, над которыми стояли почти разрушенные каменные кресты. Еще километров через пять тракторной дороги мы поднялись из каньона и оказались в небольшой деревне. В этой и многих других деревнях запомнилось, что проезжая часть была вымощена тротуарной плиткой — непривычно и непонятно. Дальше дорога вела нас по полям, где в спину дул сильный ветер, такой сильный, что не было необходимости крутить педали, так мы проехали километров 5 «ветром гонимые», наслаждаясь неожиданной помощью природы. А после мы, наверное, 15 километров катились вниз по асфальтовой дороге мимо огромных подземных картофелехранилищ, вырубленных, как и древние пещеры в вулканическом пепле, через несколько поселков, мимо конусов с базальтовыми глыбами на каждой в Ташкинпаше, мимо цветущих абрикосовых и миндальных деревьев.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Так бы и катились, если бы нас вовремя не остановил Хасан и направил на боковую грунтовую дорогу. Минут через 40 стало понятно, что обещанный прогнозом дождь будет. Вопрос оставался лишь в том, успеем ли мы до его начала добраться до конца маршрута. Но приключения не этом не закончились. Спускаясь в овраг по тропе муж проколол переднее колесо, шипом какого-то кустарника и мы ждали чтобы гель в колесе затвердеет и заделает прокол (как раз и перекусили), а потом качали колесо насосом не подходящим для штуцера на колесе, в общем потеряли минут 30. А начав движение, еще и заблудились, проехав мимо съезда с тропы. Стало ясно, что дождя нам не миновать. Началась гроза — молнии, гром, был виден фронт дождя двигавшийся справа и сзади. Когда ветер ещё усилился мы остановились и надели куртки. Вначале пошёл град, стуча по шлемам и подгоняя нас. Навигатор показывал, что до конца маршрута осталось совсем немного, мы как раз поднялись на очередную вершину и внизу уже был виден городок, когда начался ливень. Повезло, что теперь нам осталось только спускаться. Красноватый грунт на дороге мгновенно превратился в грязь. Шипастые колеса цепляли ее с дороги и бросали в разные стороны. За 15 минут спуска до асфальта мы были все в грязи. Грязь была на велосипедах, рюкзаках, шлемах, даже не телефоне, закрепленном на руле. Кроссовки превратились в бесформенные комья грязи. В таком виде мы и подъехали к гостинице. Я сняла куртку, кроссовки и босиком пошла оформляться. Муж остался на улице с велосипедами, снимать и собирать грязную одежду. Это был первый по-настоящему комфортный отель в Мустфапаше, где и тепло, и сухо, хотя каменные стены тоже были. Старое здание, построенное еще тогда, когда поседение было греческим, с огромным, почти рыцарским залом на первом этаже.

Наверное, не меньше часа ушло, чтобы очистить грязь. А потом мы гуляли по городку и отлично поужинали в гостинице, этот раз за свой счет.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Надо заметить, что это был самый простой день за все путешествие, не смотря на максимально пройденное расстояние. Сотрудники гостиницы на ночь занесли велосипеды внутрь.

День четвертый — непогода.(Mustafapasa-Gomeda Valley-Ibrahimpasa-Uchisar-Love Valley Goreme)

Всю ночь шел снег, перешедший в дождь, после завтрака. Опираясь на опыт предыдущих дней и учитывая низкую температуру решили не экспериментировать и исключить грунтовые дороги. Путеводитель обещал на этом участке потрясающие виды, значит, будет повод вернуться. Оставили чемоданы у администратора гостиницы, оделись теплее и в путь. По асфальту добрались до Югрюпа, где решили выпить кофе.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Там обнаружили, что муж опять проколол колесо. Разрез был значительный и гель, в этот раз не спас. Написали Хасану в WhatsApp, он ответил, что находится в другом регионе. Написали директору тур. агентства Атилу и отправили геолокацию, он написал, что направил к нас Исмаила. Минут через 40 нам привезли другое колесо, заодно поменяли тормозные колодки. Совсем отказаться от движения по грунтовым дорогам не получилось. Выехали из города, немного проехали по трассе и свернули в поля. Проехали не до конца размокшую дорогу и выехали к ущелью, где горы свисали над тропой, предлагая нам рассматривать вырезанные в них пещеры. Был подъем, был спуск, но по сравнению в подъемами на перевал, этот день был комфортный, не считая погоды. Так что через 2,5 часа мы спустились к конечной точке маршрута, городу Гереме, проехав мимо национального парка и музея под открытым небом. Так как в отеле мы оказались достаточно рано, у нас оставались и силы и время для посещения музея.

И это было очень правильное решение, не лениться, чтобы увидеть такую красоту! Музей напоминает огромный монастырский комплекс, состоящий из десятков трапезных монастырей, каждый со своей фантастической церковью, часть из которых реставрирована, часть нет и фрески там еле видны, но это только усиливает чувство времени, которое там настолько материально, насколько это возможно. А еще, там я увидела фрески с инопланетными кораблями, как мне показалось.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

День пятый. Неописуемый восторг!(Круговой маршрут Goreme-Gorkundere-Cavusin-Urgup-Rose Valley-Goreme)

Последний велодень предлагал нам круговой маршрут по окрестностям Гереме. (Goreme, Gorkundere, Cavusin, Urgup, Rose Valley). Это круговой вело трек длиной около 33 километров. Выехав около 10 утра, покружив по старым узким городским улочкам, выехали к горе Боз Даги (Boz Dagi), у подножья остановились в кафе и выпили свежевыжатый гранатовый сок. Потом подъем в гору, на последних участках пешком, т. к. было слишком круто. Но это стоило того. Вид с горы открывался великолепный, горы вдалеке, равнины, со сказочными, возвышающимися вверх свечами скал с входами пещер и окнами, виноградники везде, куда ни посмотришь. И если повезет с освещением, то фотографии получатся великолепными.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Спускались с горы мы через виноградники и живописную долину Горкундере. Останавливались почти на каждом шагу, потому что ощущение нереальности происходящего не покидало нам. Высокие возвышающиеся свечки скал, с базальтовыми грибными шапками, стоящими посреди виноградных плантаций, вызывало восторг. Фотографировать хотелось Все!

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Спустившись с гор, проезжали сквозь небольшие городки, но после красивых природных видов, останавливаться и насаждаться урбанистическими красотами совершенно не хотелось. Поэтому города проезжались быстро, не задерживаясь в них. Не скажу, что это был легкий маршрут, все же горы, и если есть спуски, то подъемы будут обязательно. Поэтому проехав маршрут, и последний крутой участок подъема, мы на вершине очередной горы, а внизу — равнины и город Гореме. И этот спуск я буду помнить! Через узкие и широкие дороги, через узкие тропы между скал, когда перед тобой только узкая колея, куда помещается только колесо велосипеда, а скалы настолько близко от тебя, что ощущение, что плечи не помещаются. Это был великолепный и быстрый спуск, адреналин, эмоции, жизнь кипела в крови! Ну и конечно, сам спуск получилось снять на видео, дрожащим то ли от восторга, то ли от тряски телефоном.

Велосипедный тур Сказочная Каппадокия

Ну, а потом дорога в отель, ужин и сбор чемоданов. И на следующий день отъезд в Стамбул и Москву.

ИТОГ: Нам очень понравилось, мы благодарны всем менеджерам, которые нам помогали в оформлении этого тура. Хотим ли мы повторить? Однозначно «ДА». Возможно, следующий наш маршрут будет по побережью Эгейского моря, с дневным пробегом 60 км. И это будет Приключение!