Турист Анна Поротникова (AnnaPoro)
Анна Поротникова — была сегодня 11:43
Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный (с)

Миасс, Челябинск, Копейск, Касли — Россия Июль 2021

«Я называю это синдромом местного жителя, — смеялась моя алтайская подруга, тревел-блогер, объездившая полмира, практически всю Россию и уделившая наконец неделю Уралу. Из нее три дня — нашему, Южному. — Люди готовы рассказывать о дальних путешествиях, раздавая кучу советов и рекомендаций, а как дойдет до родного города — «да что ж у нас смотреть?» На самом деле мои раздумья из серии «что показать-то?» были связаны не со скудостью достопримечательностей, а с ограниченностью времени и маршрута. Миасс, Челябинск, Копейск входили в ее планы изначально. После оставался денек на Екатеринбург, откуда она уже летела домой. «Давай из Челябинска заедем еще в Касли, — предложила я, — как раз посередине между моим и твоим пунктом назначения». Так и сложился трехдневный маршрут по южноуральским городам и городкам.

Первый день начался с нашего Миасса, а Миасс — с озера Тургояк. Как раз год назад вместо грунтовой дороги (а кое-где вообще тропки через поле) до озера проложили Тропу здоровья, по которой от моего дома прямо до пляжа теперь можно идти все 40 минут по асфальту, не считая старого мостика через р. Миасс. Мне кажется, мост не изменился с моего детства, хотя быть не может, чтоб не меняли за столько лет; а вот храм Архангела Михаила для меня уже новый, построен в 2007 году. Старую церковь снесли в советские времена, и я хорошо помню на этом месте кинотеатр повторного фильма «Луч» — увы, и его уже нет.

Храм Архангела Михаила

О городском пляже я писала два года назад. С тех пор его еще чуток облагородили. Горки, кафе, раздевалки в окружении сосен… Горы обрамляют берега, придавая пейзажу слегка суровую величественность. Наше озеро прекрасно, и, хотя на песочке Майами, Тенерифе или Дубая, скажу честно, лежать комфортнее, чем на нашей гальке, такой чистой воды я не встречала ни в одной поездке. В России Тургояк считается вторым после Байкала. Прозрачность до 17 метров — цифры говорят сами за себя.

На Урале лето — на ура!

Я все-таки искупалась, раз уж пришли)) а подруга тем временем сняла видео:

Вот такая она, наша жемчужина. Мы счастливые люди, нас не тянет летом «куда подальше», и мониторинг авиабилетов с июня по август сходит на нет — куда важнее становятся прогноз погоды и температура воды в Тургояке…))

* * *

После «пляжинга» у нас была намечена прогулка по Машгородку. О Миассе время от времени пишут туристы, но в основном о центральной части. Наш Машгородок гораздо моложе и менее известен в силу объективных обстоятельств: буквально на пустом месте в конце 50-х началось создание так называемого КБМ — конструкторского бюро машиностроения, окруженного завесой секретности, как все оборонные предприятия в то время. Это северная часть Миасса, отделенная от остального города сначала лесом, затем промзоной; она больше напоминает отдельный город с населением почти в 50 тысяч. С 59-го года сюда приезжали молспецы со всего Союза, в основном выпускники престижных вузов: МФТИ и МИФИ, Казанского и Куйбышевского авиационных институтов, Ленинградского Военмеха, Уральского университета, Уральского и Челябинского политехов; они потом и стали местными, «аборигенами». И архитектура здесь заметно отличается от других районов. Не зря в 1975 г. группа строителей и архитекторов получила Госпремию РСФСР «За проектирование и комплексную застройку Северного района Миасса при сохранении живописного ландшафта». Наша главная улица носит имя академика В. П. Макеева, ученика С. П. Королева и основателя, а также первого генерального конструктора того самого КБМ, ныне называющегося Государственным Ракетным центром (имени его же). Я живу в доме № 1 по пр. Макеева, а Виктор Петрович жил в 5-м, в нашем же дворе — сейчас на 5-м доме висит памятная табличка. За 60 лет проспект протянулся до дома № 87, и мы, конечно же, прогулялись с подругой до самого конца. Понимаю, что Машгородок достоин отдельного рассказа, здесь покажу лишь несколько фотографий. В центре его стоит бюст академика Макеева на фоне Дворца культуры «Прометей»

На Урале лето — на ура!

Рядом с «Прометеем» — первая и практически единственная на Машгородке гостиница «Нептун» (несколько современных квартирных хостелов не считаю) — в ней с 73-го года и до сих пор селятся командированные инженеры. На ресторане при гостинице справа виден бог морей)) Сейчас некоторых туристов удивляет, почему в сухопутном городе упоминается Нептун, но раньше туристов у нас не было, а у приехавших в КБ по работе такой вопрос не возникал))

Фонтан через дорогу от нашего дома помню столько же, сколько себя саму))

На Урале лето — на ура!

Он тоже был единственным — до прошлого года, когда к 1 сентября открыли еще один: современный, световой (но не музыкальный, ибо стоит во дворе). Наверное, это символично — старый стоит у дома № 2, а новый — во дворе дома № 87 по пр. Макеева, т. е. открывает и завершает проспект, соответственно.

* * *

День второй, солнечный и прохладный. В противоположную сторону от пр. Макеева, на юг, тянется проспект Октября. По нему мы ездим в центральную часть города. В 2010 г. на пр. Октября открылся Парк гигантских канцтоваров, Валера замечательно написал о нем два года назад. Год назад, в июне планировали солидно отпраздновать первый юбилей парка, но мы же помним, каким был июнь прошлого года… Пять фигур — скрепка, линейка, ножницы, кнопка и циркуль — указывают на деятельность компании «Бюрократ», занимающейся продажей канцтоваров. Однако, хотя офис ее находится в другом районе города, хозяин решил разбить парк именно на Машгородке, в честь наших ракетостроителей, мол, инженеры всегда пользовались циркулями, линейками и скрепками. Между прочим, уже через год после создания парка Скрепка вошла в Книгу рекордов Гиннесса, обогнав предыдущую рекордсменку из Норвегии на несколько метров))

А метрах в ста от парка стоит стела, которую тоже помню с детства — приятно, что не снесли ее. И дети наши, совсем иное поколение, воспринимают ее как родную, и называют все это место испокон веку «У Стрелы». Даже не знаю, с какой из двух сторон она интересней))

Вот так, двигаясь на юг, мы въезжаем в промзону и на минутку заезжаем к площади перед Ракетным центром — хотя бы на проходные глянуть.

Это ворота для служебных машин, а проходные для сотрудников гораздо монументальнее, целые здания с офисами.

И дальше уже без остановок едем полчаса в южную часть города — к Ильменскому заповеднику. Основную часть его территории занимают Ильменские горы, богатые минералами. Нет, богатые — не то слово. Минералов здесь великое многообразие, а точнее, более 270 видов, 16 из которых даже были открыты именно в Ильменах. Навскидку десяток известных самоцветов наших недр: аквамарин, гиацинт, сапфир, топаз, амазонит, гранат, корунд, турмалин, а еще ильменит и миаскит — те самые, найденные здесь впервые в мире. И уникален наш заповедник тем, что он минералогический, т. е. охране подлежат прежде всего не флора и фауна — они здесь вполне обычны для лесов и гор Урала, а минералы. Кроме них на территории заповедника найдено 50 стоянок древних людей. Заповеднику 101 год, он был открыт по декрету Ленина и носит его имя до сих пор. Научно-исследовательский институт заповедника входит в состав Уральского отделения Российской Академии наук.

На Урале лето — на ура!

Мы приехали к началу работы музея, сразу были не одни, и за первый час народу стало еще больше — это так правильно, когда гости города в нежаркую погоду хотят познакомиться с богатством наших гор. Музей очень солидный, три этажа с просторными залами; подробное описание займет отдельную статью, а пока просто пройдемся по этажам для общего представления.

Обзор начинается с зала фауны заповедника на 3-м этаже

А еще нам повезло попасть на временную фотовыставку «Река Миасс», предоставленную Историческим музеем Южного Урала. Работы южноуральских фотографов просто очаровали — никогда не видела нашу реку такой…))

"Сердце реки"

Мне кажется, после просмотра снимков из музея никакие рекомендации не нужны — мужчины и дети, открыв рот, ходят за экскурсоводом, и даже самые равнодушные к природным камням дамы надолго зависают в двух магазинах при музее)) Добавлю лишь, что те же самые изделия из самоцветов в Челябинске вдвое дороже, в Екатеринбурге — втрое, а в Москве и Питере уже в пять раз, сама видела не раз)) Сборные группы пока не формируются, но можно прийти готовой группой до пяти человек. Взрослый билет 150 руб., льготный 70, семейный (с двумя детьми) — 350; фотосъемка платная. Работает музей со среды по воскресенье с 10 до 16.30. Доехать можно с Автозавода (так называется центральная часть города) на маршрутке № 39, на машине ориентируемся на начало шоссе Миасс-Чебаркуль.

* * *

По этому шоссе, мимо Чебаркуля, мы и поехали дальше — в Челябинск. Подруга отвела на него всего полдня и попросила показать ей центр для знакомства с городом. Начали мы с набережной реки Миасс, продолжая, так сказать, начатую у нас в Миассе тему)) Здесь река несравнимо шире (невольно задумалась: а почему город назвали по реке не там, где она «широка, глубока, сильна», а где чуть шире ручейка?..). Рядом с набережной, «тылом» к реке, стоит Исторический музей Южного Урала. Оказывается, «с тыла» у него стоят некие забавные фигуры (см. 3-й слайд); но нашей целью были фигуры из песка.

Панорама Челябинска с набережной реки Миасс

В Челябинске как раз проходит фестиваль песчаных фигур (где-то пишут — песочных, но я углубилась в вопрос и выбираю все-таки «песчаных»). Работы мастеров из Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Пензы и Рязани посвящены истории Челябинска. За два дня до нашего визита четыре скульптуры попортили вандалы (((но теперь все уже восстановлено. Песок, кстати, местный, и цвет фигур — натуральный. Мастера сравнили его с доминиканским — очень плотный, работали не одним мастихином, как обычно, а кое-где даже киркой и топором.

Скульптура Транссиб

С набережной выходим на улицу Кирова — челябинский «Арбат». Обычно опускаю в рассказах заведения общепита, но «Цыплята табака» не могу не упомянуть)) Начнем с того, что этот ресторан позиционирует себя «старейшим семейным» в городе. Дом был построен предпринимателем Холодовым в конце XIX века, Кировка тогда называлась Уфимской улицей и была не менее популярна, чем сейчас — к примеру, на ней располагался весьма известный публичный дом))

На Урале лето — на ура!

«Цыплята» же появились без малого пятьдесят лет назад и для меня памятны прежде всего тем, что в это кафе мы регулярно захаживали с мужем в студенчестве — тогда в Че было не так много приличных мест со вкусной едой и в центре. Часто приходилось отстаивать очередь с улицы, затем сажали за столик — не всегда отдельный, никакого меню не приносили, просто подавали цыпленка. Каждый раз с разным гарниром)) Зал был небольшой, столиков на семь. Он и остался таким, но теперь в нем находится стойка с барменом, через зал все проходят во дворик, где стоит десяток больших столов. Большинство блюд в меню — грузинские, декор дворика тоже в грузинском стиле.

Вот теперь, после обеда, можно не спеша пройтись по Кировке. Здесь, как и в любой пешеходной зоне, много самых разных скульптур.

Пожарный

Недалеко от ул. Кирова находится исторический парк «Россия — моя история». Это общероссийский проект, на сегодня его парки есть в 24 городах. Думаю, знакомы с проектом многие, поэтому очень уж распространяться не буду. Однако на сайте нашла единственный отзыв — от Бориса, о тюменском, так что все же расскажу в общих чертах. Статус парка не совсем точно отражает суть места: это, скорее, интерактивный музей. Или комплекс экспозиций, ну очень интерактивных! В Челябинске он находится по ул. Труда, 183, работает ежедневно с 10 до 20 ч. Дольше, чем обычные музеи, да, но и ходить там можно очень долго. Четыре основных части музея — это «Рюриковичи», «Романовы», 1914–1945 и с 45-го до наших дней. На каждый период уходит полтора-два часа, если смотреть не бегом, поэтому за один раз рекомендуется взять билет в две части — «царскую» или ХХ век. Обязательно посвящу музею отдельный отзыв, а пока немного для общего представления. Весь материал представлен не вживую, а в мультимедийном формате: мониторы, стойки с зацифрованными документами, плакатами, картинами, фотографиями. Выбираешь на дисплее тему, нажимаешь, затем подтему, и так можно «проваливаться» вглубь и вглубь.

На Урале лето — на ура!

Почти в каждом зале есть 1–2 стойки с рассказом на ту же тему, только конкретно о нашем регионе. Например, «Культура Южного Урала после войны» или «Здравоохранение в Челябинской области в 60-е годы». По моим прикидкам, процентов 90 — общие для всех музеев проекта по стране, а небольшая часть в каждом городе — своя, местная.

Ну, а после исторического парка мы вышли на главную улицу Челябинска — ничего внезапного, это проспект Ленина)), на остановку около главного корпуса ЮУрГУ. Южно-Уральский университет, бывший политех, — самый крупный и престижный вуз области. Главный корпус начали проектировать в 1951 г. по образцу главного здания МГУ. Но в середине 50-х началась борьба с архитектурными излишествами, шпиль и надстройки велено было удалить. Красоты не получилось ((Только через 40 лет (здание построили в 61-м), в 2001—2004 гг., его достроили, возвели шпиль и две боковые башни.

На Урале лето — на ура!

Пройдясь по Ленина, сели на маршрутку и поехали в Копейск.

* * *

День третий, Копейск. Отдельный город и одновременно пригород Челябинска, до 70-х годов сюда даже ходил трамвай из областного центра. Поселение на этом месте появилось более 300 лет назад, а статус города был присвоен в 1907 г. Почему мы поехали именно сюда? Подруга слышала, что здесь сохранилось немало послевоенных построек, даже довоенных, хотелось посмотреть сталинский ампир. А меня саму очень трогают небольшие домики середины прошлого века, облагороженные и не очень)) В Копейске живут наши друзья, которые прекрасно знают историю родного города, так что небольшая автомобильная экскурсия нам была обеспечена.

Политехнический колледж

Душевно смотрятся все эти послевоенные постройки. Даже голубятни сохранились)) Рядом с современным домом, где живут друзья, стоит памятник дедушке Калинину)) Копейск очень непохож на соседний Челябинск!

Памятник Калинину

Кстати, а почему — Копейск? Название произошло не от копейки, а от копей, т. е. шахт. Теперь уголь не добывают — качество у местного не очень, возят индийский, выходит дешевле, как ни странно. Бывший угольный разрез здесь впервые узнала, чем разрез отличается от карьера)) затапливают грунтовые воды, каждый год все выше. Образовалось вот такое озеро.

На Урале лето — на ура!

Ну и еще немного о славном Копейске. Даже в небольшом городе всегда найдутся свои фишки: известные личности, жившие в нем, какие-то курьезные случаи и уникальные местечки. Из известных людей с удовольствием назову Евгения Кульмиса, участника хора Турецкого. Самый низкий голос России, как позиционирует его Михаил Борисович, знаменитый бас-профундо, вырос в Копейске, окончил музучилище в Челябинске. Высшее образование получил уже в Москве, однако родной Урал не забывает)) Почти каждый год бываю на концертах хора в Екатеринбурге и точно знаю: Кульмису аплодируют громче всех!

А сейчас расскажу об одном необычном приколе: с 2013 года местная газета «Копейский рабочий» стала публиковать фотографии американских кинозвезд… с этой самой газетой в руках! Конечно, поначалу народ решил, что это банальные коллажи. Однако снимки абсолютно реальные. Копейчане покупали газету и любовались Брюсом Уиллисом, Анджелиной Джоли, Леонардо ДиКаприо, Николь Кидман, Джеки Чаном, Шэрон Стоун и пр.)) Оказывается, одна из копейчанок переехала в Америку и вышла замуж за голливудского продюсера Jack Tewksbury. Родной город она не забывала и в один из приездов захватила с собой пачку номеров КР. Время от времени она брала короткие интервью у звезд, во время которого их запечатлевали с газетой в руках, а интервью присылали в редакцию КР.

И напоследок еще об одном месте, единственном в России Музее наперстков. Его открыл директор копейской швейной фабрики прямо в здании фабрики. Это промзона, добраться туда можно только на машине, заказав экскурсию заранее. Гид — сам директор, Владимир Станиславович Малиновский. 9 лет назад он принял по наследству руководство фабрикой. На новом логотипе изобразили наперсток.

На Урале лето — на ура!

Все мы знаем, что в сувенирных лавках разных стран наряду с магнитами, чайными ложками и колокольчиками всегда можно купить и наперсток. Вот и Владимир Станиславович начал привозить их из своих поездок. А когда коллекция разрослась, выделил под нее несколько комнат. Съездил в немецкий Креглинген, перенял опыт в аналогичном музее, заказал витрины по германскому образцу — и вот уже около семи лет музей принимает посетителей. Расскажу о нем отдельно, там очень много интересного помимо основных экспонатов, а пока — в общих чертах. Наперстки представлены самые разные: фарфоровые, металлические, деревянные, кожаные, пластиковые, бисерные, стеклянные… Есть уникальные, которые сделаны специально для музея — например, зубопротезист сделал наперсточек в виде коронки из керамокомпозита)) Они отсортированы по странам. Мне больше всего понравилась британская витрина: там стоят такие серии на темы Конан-Дойля и Битлз!..

Вот с такими впечатлениями мы прощаемся с Копейском…

На Урале лето — на ура!

…и направляемся в совсем небольшой городок на севере нашей области — Касли.

Вся Россия знает каслинское литье. Ну и мы первым делом пошли в музей, посвященный этому промыслу.

На Урале лето — на ура!

Музей каслинского литья невелик, несмотря на свой возраст (1963 г.), но экспозиции его регулярно меняются. В запасниках лежит больше, чем стоит в зале. Да-да, в зале — он здесь всего один плюс экспозиция о каслинцах-фронтовиках в коридоре.

Таня написала о музее полтора года назад отличный отзыв, так что я покажу какие-то запомнившиеся мне экспонаты. Замечательно, что они совершенно разные, хотя, казалось бы, технология-то одна — от мелких зверушек и даже насекомых до монументальных композиций; ажурные столики и полочки — и мощные этюды на основе знаменитых коней Клодта…

Меня совершенно захватила композиция «Гимн Советского Союза» (1945 г.). В ней скульптор Павел Аникин собрал сразу все популярные символы СССР: Спасскую башню, Ленина и Сталина, правда, немного видоизмененных, но вполне узнаваемых, и, конечно же, рабочего и колхозницу. Что интересно, рабочий с молотом, но уже при галстуке)) К концу войны, когда скульптура была создана, интеллигенция уже была несколько в ином статусе, чем в 20-е годы. И водружено все это великолепие на полусферу, символизирующую советское государство, занимающее одну шестую суши.

На Урале лето — на ура!

Ну и еще несколько фигур — классических и современных.

Заря изобилия, 1957 г.

Музей занял меньше часа. От души желаю ему развития, но, учитывая некоторые нюансы, в расширении сомневаюсь. Находится он под эгидой завода, а случилось так, что немало мастеров с завода ушли и занимаются все тем же промыслом уже кустарно, чуть ли не на дому. Формы у них есть, льют и успешно продают, открывают интернет-магазины, сдают в отделы народных промыслов — Екатеринбург-то близко)) Музей судится с ними, но конца и края этому не видно, а пока пополняются витрины магазинов, но не музея. Впрочем, на кассе музея выставлены на продажу прекрасные работы. Не только статуэтки и скульптуры, но и украшения; хотела купить себе великолепный гарнитур, однако к сережкам не хватало кулона, уже продали отдельно. Представляете, чугунные серьги? — а ведь красивые, изящные и даже нетяжелые…))

* * *

Касли были последним городом нашей трехдневной поездки. Да, кстати, заметила, что все, кто живет за пределами нашей области, путаются в этих двух словах: Касли и Каслинский. Башкирские топонимы — они такие, с ударениями дружат, но своеобразной дружбой)) Помните, как в «Легенде № 17» Тарасов говорит Харламову, мол, приехал сюда из ЧебаркУля? ЧебаркУль-то ЧебаркУль, но ударение плавающее: из ЧебаркулЯ! Вот и здесь правильно будет КаслИ, но кАслинский.

Вот по Каслям мы и погуляли перед расставанием. Я возвращалась домой, «ей — в другую сторону», т. е. подруга ехала в Екатеринбург, откуда через день улетала к себе на Алтай. Ехать нам было почти одинаково — мне 2 часа, ей чуть больше. Пока ждали своих автобусов, дошли до озера Большие Касли,..

На Урале лето — на ура!

обошли кругом Вознесенскую церковь рядом с автовокзалом…

…поцеловались и распрощались.

Вот так — приятно и полезно — прошли три дня нашей жизни. Я рада, что не просто показала наши места подруге, но и сама увидела что-то новое. И хорошо забытое старое))

Приезжайте, друзья, к нам на Южный Урал! Как сказал местный поэт,

И зачем нам далекие дали,
Когда есть несравненный Урал?!
Отдыхаешь на Южном Урале —
Значит, лето пройдет на ура!