Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 14:21
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Провинция Фарс — Иран Май 2007

Из Язда до Шираза 430 км. Следующая ночёвка по программе тура именно в Ширазе. Дорога тянется по пустыне. Через пару часов монотонной езды Абдалла спросил, хотим ли мы посмотреть старейшее дерево Ирана? Мы, всем автобусом, согласились.

Не помню точно, как называлось место и какой породе принадлежало дерево. Скорее всего карагач. Мощный зелёный купол в виде луковицы начинался у самой земли и поднимался вверх почти на 40 метров.

Былое величие ушедшей империи

Дерево единого целого не представляло, давным-давно раздробившись на отдельные стволы, связанные между собой корневищем. По оценке специалистов, его возраст более 2-х тысяч лет. Не пойми как выжившее посреди степи, оно помнит Ахеменидов и Александра Македонского.

Отойдя от темы, добавлю, в этой поездке нам всем очень повезло путешествовать совместно с известным археологом. Лев Леонидович Галкин много лет провёл в Прикаспийских степях, пытаясь разобраться, что представлял собой город Сарайчик.

Галкин написал множество научных трудов по прошлому Прикаспия. Понятное дело, что история Персии не являлась для него секретом. Благодаря Галкину мы узнали много интересного.

Былое величие ушедшей империи

Следующей остановкой на маршруте стал бывший город Пасаргады с его мавзолеем Кира. Лев Леонидович в доходчивой форме рассказал Легенду о гибели первого в мире царя всех царей, за что мы все были благодарны.

После нам показали Накше-Рустам, знаменитую на весь мир усыпальницу Ахеменидов, о чём и пойдёт рассказ.

Иранцы говорят на фарси. В стране 31 провинция, при этом именно Фарс историческая родина персов, колыбель языка и государственности.

Былое величие ушедшей империи

Латинизированное Персия происходит от древнеперсидского Парса (Фарс).

Трудно сказать, какая империя в мировой истории была первой? В претендентах Китай и государство Шумеров. Империю Ахеменидов первой назвать сложно, скорей первой великой и большой по площади.

Кир II объединил ближайшие земли под своим началом. В 546 г. до н. э. основал Пасаргады, сделав их столицей, но погиб в совершенно необязательном походе на массагетов. Похоронен в Пасаргадах в построенном в его честь мавзолее.

С 522 по 486 г. до н. э. государством управлял Дарий I. Империя разрослась от Балкан до Индии, а столицей стал Персеполис.

Дарий как никто понимал бренность бытия, и хотел прославить себя в веках. Ещё при жизни он начал строительство собственной усыпальницы. Из предложенных вариантов заинтересовала скала, где предполагалось на высоте выбить пещеру, дополнив декоративными узорами и барельефами. Царь согласился.

Когда тело Дария обрело вечный покой в усыпальнице, его пример оказался заразителен. Наследники продолжили строительство. Рядом в подобных гробницах похоронили Ксеркса I, Артаксеркса I, Дария II.

Былое величие ушедшей империи

Пятая неоконченная, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но, более вероятно, — царю Дарию III.

Когда стоишь рядом, впечатление очень сильное. Ты маленькая букашка, пришедшая в этот мир на час, тогда как цари, обретшие покой, победили время.

Былое величие ушедшей империи

Комплекс оказался заброшен после падения Персии от ударов Александра Македонского.

По словам Абдаллы, место считалось священным задолго до появления гробниц. Иранские учёные нашли высеченные на скалах изображения, возраст которых более 3-х тысяч лет.

Название Накше-Рустам произошло от народных легенд. Почему усыпальницы выбивались в скале в форме крестов, точного ответа нет. В народе их называли Персидскими крестами.

Былое величие ушедшей империи

Вход в каждую гробницу в центре креста. Внутри небольшие палаты с саркофагами.

Цари со временем оказались забыты, и люди полагали, что комплекс посвящён герою персидских легенд Рустаму.

Былое величие ушедшей империи

Накше-Рустам — общее название археологической зоны. Кроме гробниц персидских царей, комплекс дополняют барельефы эпохи Сасанидов и Кааба Зороастра.

(Фото из интернета)

С последней ничего толком не ясно. Кааба представляет собой небольшой домик из блоков рядом с гробницами. Предполагается, что огнепоклонники проводили внутри церемонии, но следов копоти на стенах не обнаружено. Есть версия что это усыпальница сасанидского царя Шапура I, однако надписи на скалах подобное опровергают.

По наиболее распространённой версии, здание являлось главным религиозным центром империи Ахеменидов, где хранился кодекс Авесты — собрание священных текстов зороастрийцев.

Былое величие ушедшей империи

После греческого вторжения, Персия более 500 лет оставалась подвластной македонцам, селевкидам и арсакидам. Возрождение состоялось в 224 году, когда Ардашир I разбил парфянского царя Артабана V и основал государство Сасанидов.

Ахеменидов они считали своими предками, уважая их заслуги. Подражая учителям, сасанидские правители ниже ахеменидских гробниц стали выбивать на скалах горельефы, отображающие их деяния, благодаря чему комплекс пополнился семью рельефами.

На ту пору я снимал, формируя альбомы. Из семи сасанидских картин наибольшее впечатление произвёл высеченный в скале рисунок, где Шапур I (241–272) торжествует победу над римскими императором Валерианом.

Напомню, в 260 г. 70 тыс. армия Рима, возглавляемая лично императором Валерианом, была окружена персами и сдалась в плен.

Былое величие ушедшей империи

Думаю, нет нужды объяснять, что усыпальницы Ахеменидов, как туристический объект, у иранцев пользуется любовью и популярностью.

В исламский период многие изображения оказались повреждены, и тем не менее до нашего времени основная часть сохранилась.

Былое величие ушедшей империи

В нескольких сотнях метров от Накше-Рустама расположен Накше-Раджаб, знаменитый скальными рельефами Сасанидов. Подходя ближе, трудно подумать, что среди ничем не приметных скал прячутся шедевры.

Удивило, что изображения не были огорожены, и, теоретически, доступны для вандалов. С первого момента становилась понятна их историческая ценность и культурное значение. Выбитые в камне картины отличались высокой детализацией.

Былое величие ушедшей империи

Через века можно было видеть одежду простых воинов и правителей, черты лиц владык и восхищение подданных.

Сцены на тему войны отсутствовали. Рельефы отображали коронацию царей и их портреты.

Былое величие ушедшей империи

Позже, вернувшись домой, я показывал друзьям иранский альбом с фотографиями, получая в качестве бонусов неизменное восхищение. На тот момент наши туристы разведали путь в Петру, познакомились с Камбоджей, а вот про Иран информации практически не было.

Накше-Рустам и Накше-Раджаб кандидаты на получения статуса объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Я же, через годы, часто возвращаюсь в тот удивительный день, который продолжился осмотром Персеполиса.

Персеполис — один из первых иранских объектов, внесённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО. От усыпальницы царей он находится в пяти километрах.

Что меня поразило ещё на подъезде, так это огромная по размерам стоянка, напоминавшая взлётную полосу. Грешным делом подумалось, а вдруг иранцы устроили где-то в горах ангар для самолётов. Международная обстановка вокруг Ирана на тот момент была сложной.

Многим думалось, что США должны вот-вот напасть на Иран. Последний, в целях обороны, прятал на своей территории секретные заводы и военные объекты. В наши дни добавились ещё и ещё горячие точки, что в любом случае не снижает градус вокруг Тегерана.

Гид Абдалла приобрёл билеты, прочитал короткую лекцию, предложив в течении двух часов самостоятельно изучать город, представлявший собой в буквальном смысле живописные руины.

Если судить по Персеполису, персидская архитектура коренным образом отличалась от греческой и римской.

Былое величие ушедшей империи

Однако, увы, городу не повезло. Он задумывался как столица империи, готовясь к длинному пути сквозь века, но судьба распорядилась по-своему.

После 520 до н. э. Дарий I перенёс сюда столицу, затеяв масштабное строительство. Вместе с тем, отдалённость и труднодоступность делали Персеполис плохо подходящим для руководства империей, чем прежние столицы — Сузы, Экбатана и Вавилон.

При строительстве, в отличие от многих античных городов, здесь не использовался труд рабов. Строители и ремесленники приходили на заработки со всех краёв Персидской империи — в том числе из Вавилонии, Ассирии, Египта и Ионии.

Работы над Персеполем велись параллельно со строительством Дворца Суз. Дарий приказал построить большой зал Ападана и Зал совета (Трипилон или «Тройные ворота»), а также главную имперскую сокровищницу.

Былое величие ушедшей империи

Они были завершены во времена правления его сына Ксеркса I. Дальнейшее строительство зданий продолжалось до падения державы Ахеменидов.

Александр Македонский занял город в 330 до н. э. молниеносным ударом с гор, а через несколько месяцев разрешил войскам грабить.

Восточный дворец Ксеркса подожгла Таис Афинская, и пожар распространился на весь город. Акция была местью за сожжение Акрополя во время греко-персидских войн.

Былое величие ушедшей империи

Были уничтожены драгоценные экземпляры Авесты, написанные на бычьих шкурах золотыми чернилами.

После 318 до н. э. Персеполис какое-то время оставался столицей Персии как провинции Македонской империи, но далее пришёл в упадок, сделавшись городом-призраком посреди пустыни.

Между XIV и XVIII веками руины стали объектом интереса европейских путешественников.

С 12 по 16 сентября 1971 года в Персеполе в присутствии шаха Мохаммед Реза Пехлеви и иностранных гостей была пышно отпразднована 2500-летняя годовщина иранской монархии, приуроченная к смерти основателя Персидского государства Кира II. Шах выделил средства на реконструкцию. Началась эра туризма.

Археологическая зона разделена на кварталы, где каждый имел своё предназначение. В комплекс входят: дворец правителя Аладана, гарем Ксеркса, Стоколонный зал (зал приёмов), жилой царский дворец Тачара и оставшаяся незавершенной гробница Дария III.

Она высечена в нависающей над городом скале и видна со всех сторон. Закончить работы помешало греческое вторжение, через годы дополненное природным катаклизмом.

Былое величие ушедшей империи

Напомню, одна из гробниц Накше-Рустам тоже считается гробницей Дария. Таким образом у последнего царя Ахеменидов сразу две гробницы. Могло ли такое быть? Конечно, нет. Многое из персидского прошлого до сих пор остаётся загадкой.

Пришедшие данники заходил во дворец Аладана через Ворота всех народов. Они были возведены во времена Ксеркса I и до сих пор поражают массивностью. Пришедший должен был осознать силу Ахеменидов.

Былое величие ушедшей империи

Четыре угла ориентированы на четыре стороны света. Вход осуществлялся с запада.

Его охраняли высеченные из камня исполины, по очертаниям похожие на быков Ассирии.

Былое величие ушедшей империи

Среди барельефов дворца сохранились изображения послов, приносящих дары, ликующих граждан и воинов.

Последние представлены в национальных одеждах, каждый со своим оружием.

Былое величие ушедшей империи

Никто не забыт, ничто не забыто — персидские художники отобразили нубийцев, скифов, парфян и многих других, входивших в империю.

На территории комплекса археологический музей. Его основой стал клад, найденный в наше время на территории дворца. Из-за лимита по времени, музей осматривали быстро. Не скажу, что он шикарный, но интересный как минимум.

Былое величие ушедшей империи

Из остатков зданий запомнились капители колон с изображением сказочной птицы Хумай.

Видя неподдельный восторг, интервью у нас пытались взять иранские телевизионщики. Жаль, но прославиться не удалось из-за не знаний фарси и английского.

Былое величие ушедшей империи

Город имел систему подачи воды и канализацию. Последняя являлась одной из самых сложных в древнем мире.

Персеполис построен у подножия горы Рахмат. В начале весны он часто затоплялся из-за растаявшего льда и снега. Поэтому канализационные сети приобретали большое значение.

Канализация использовалась для направления потока сверху вниз от северных областей, а также для обслуживания жителей города в их потребности в воде.

Два часа пролетели как один миг.

Былое величие ушедшей империи

Дабы детально разобраться в былом, ему нужно посвятить значительную часть настоящего. Персия в буквальном смысле напитана историей, и потому учёные постоянно открывают в её прошлом что-то новое.

Бегло осмотрев Персеполис и при этом мало что поняв, переполненные впечатлениями, мы возвращались к автобусу. Впереди ждал Шираз — город поэтов, столица провинции Фарс.