Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 23:10

Санкт-Петербург — Россия Март 2020

10 февраля — день памяти великого русского поэта А. С. Пушкина. Мой визит в петербургскую музей-квартиру на Мойке состоялся в марте 2020 года

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке
От посещения, помимо воспоминаний, остались не слишком удачные фотографии, сделанные при ужасном освещении и очевидной безрукости автора, поэтому откладывала написание отчета.

Но в памятный день, когда хочется говорить исключительно о поэте, могу позволить себе отступление от требований к качеству фотоматериала — душа требует сопереживания. Ни один из музеев мира не вызвал в моем сердце столько эмоций, как этот.

Я туда попала, когда о пандемии только-только заговорили всерьез, но еще не ввели никаких ограничений. Народа, желающего приобщиться, в музее практически не оказалось — буквально несколько человек. Об организованной экскурсии речь не заходила, но наушники выдали. По-моему, в квартире на Мойке, 12 для впечатлительной души, сострадающей, умеющей сопереживать, не нужен лишний человек — экскурсовод. Аудиогид (голос в наушниках) на столько профессионален и проникновенен, что возникает ощущение, что эту экскурсию записали только для тебя: она звучит не дежурным рефреном, а выстраданной темой. После экскурсии я выяснила, что трепетный голос, меня сопровождавший, принадлежит заведующей Мемориальным музеем-квартирой Седовой Галине Михайловне. Почти с первых минут записанной экскурсии у меня потекли слезы, и пока я переходила из зала в зал, слушая рассказ, спазм постоянно сжимал горло и слезки струились из глаз непроизвольно. Когда все закончилось, пришлось бежать в туалет, чтобы смыть размазанную по лицу тушь (имейте в виду).

В дом на Мойке, 12 в 1837 году привезли смертельно раненого Пушкина после роковой дуэли. Сюда, к дверям пушкинской квартиры, приходили жители и гости Санкт-Петербурга, чтобы узнать о состоянии здоровья поэта. Здесь 29 января по старому стилю (10 февраля по новому стилю) в 2 часа 45 мин. пополудни остановилось сердце поэта. «Солнце нашей поэзии закатилось», — писали в газетах того времени. Историю дома я не буду рассказывать, хотя она тоже интересна, поговорим лишь о последнем жилище великого русского поэта, ставшего для России святыней (А. А. Ахматова).

С 1810-х годов квартиры дома, принадлежащего С. Г. Волконской, сдаются в наем, в одну из которых и переехал поэт с семьей осенью. 1836 года

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

На Мойку выходили окна комнат старших сестер Гончаровых, спальня, столовая и буфетная. Это были лучшие комнаты квартиры. Окна кабинета и детской смотрели во двор, как и комнаты слуг. Переехав на Мойку, Пушкин писал стихи и прозу, руководил журналом Современник. Приходилось очень много работать, чтобы содержать семью. Здесь была закончена «Капитанская дочка». О дуэли и о том, что ей предшествовало, упускаю, поскольку тема огромная, неоднозначная и болезненная. Замечу лишь, что Пушкин был истинным патриотом и любил свое Отечество, но не государство в лице императора Николая I. После гениальных строк, написанных М. Ю. Лермонтовым на смерть поэта, мне нечего добавить:

Погиб поэт! — невольник чести

— Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!…

Экскурсия, сопровождаемая аудиогидом, во многом посвящена последним дням жизни Пушкина и его роковой дуэли с Дантесом

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

В комнатке цокольного этажа размещена небольшая экспозиция, состоящая из различных письменных свидетельств тех событий, гравюр, литографий, писем, портретов друзей Пушкина

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Дуэльные пистолеты (не те, из которых стрелялись Пушкин и Дантес)

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Проклятая анонимная записка, в которой Пушкина обозвали «рогоносцем» и которая стала поводом (но не причиной) для дуэли

Здесь же можно увидеть бальные туфельки Наталии Гончаровой (размер явно не Золушкин. Наталья Николаевна была высокой, даже по современным представлениям — 176 см)

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

На втором и третьем этажах в комнатах разного предназначения размещены вещи семьи Пушкиных. Сотрудники музея скрупулезно долгие годы собирали и продолжают собирать по разным фондам вещи, предметы, принадлежащие поэту и его семье. Осмотр начинается с прихожей, затем — столовая с диваном, буфетом, картиной, написанной масляными красками с изображением Невы и Стрелки Васильевского острова

Эта этажерка была приобретена Пушкиным в Кишиневе

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Видимо, он ее очень ценил, поскольку привез издалека. Такие предметы как серебряные ложки, доставшиеся по наследству, маленький поднос из папье-маше, напоминающий о дне венчания, на котором московский приятель поэта Павел Нащокин подал молодым бокалы с шампанским, помнят тепло рук поэта

Прибор из рубинового стекла, из него Пушкин любил угощать друзей мадерой. Пушкины жили скромно, не устраивая больших приемов. За круглым столом встречались друзья — Жуковский, Вяземский, издатель Плетнев, здесь велись оживленные беседы

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Когда привезли поэта, смертельно раненного в живот, здесь готовились к обеду. Стол был уже накрыт. Можно представить… За этим же столом в столовой, отделенной ширмочкой, чуть позже собрался консилиум врачей

Гостиная

Шахматный столик

Пушкин и Наталья Николаевна иногда играли в шахматы по настоянию супруга, старавшегося развивать свою жену, мечтавшего и о том, чтобы она была ему еще другом и единомышленником. Как же я люблю Александра Сергеевича — для меня он безупречен, как человек, наделенный всеми добродетелями и пороками (кто не без греха?) в очень правильном соотношении!

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Портрет Ареста Кипренского, заказанный художнику другом поэта Антоном Дельвигом (оригинал передан в Третьяковскую галерею)

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Ширма или перегородка делила комнату на две части, одна из которых спальня (будуар) принадлежала Натальи Николаевне

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Туалетный столик с ее акварельным портретом, написанным Карлом Брюлловым. В ящичке, стоящем на туалетном столике, Наталья Гончарова бережно хранила письма от любимого супруга — их любоь была взаимной. Все его письма пронизаны особым теплом и нежностью. Пушкин гордился красотой своей жены и всецело ей доверял.

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Флакончик для духов, бальное украшение для цветов, ножницы семьи

Часы с фигуркой Психеи. Детская комната

В дальнем углу ковра стоит скамеечка для ног, а на ней — крошечные пинеточки — очень трогательная вещица. Оказывается, эти пинетки были найдены под полом квартиры во время ремонта в 1887 году. На диванчике — гарусное одеяльце, связанное крючком Натальей Николаевной, но не для детей, а уже для внуков. К сожалению, ни одной личной вещи детей Пушкина не сохранилось, кроме крестильной рубашечки старшего сына

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

По воспоминаниям детей чета Пушкиных любила ездить по ярмаркам и приобретать дешевые народные игрушки для своих милых ангелочков — куколки, лошадки, деревянные волчки. В экспозиции находятся подлинные игрушки 19 века, заимствованные из других замечательных музеев города. Пушкин гордился своей большой семьей и любил своих маленьких детей нежной любовью. На момент его гибели старшей дочери Маше исполнилось лишь пять лет, сыну Александру — три года, Григорию — два, а малышке Наташе — 8 месяцев

Портрет. выполненный маслом, уже повзрослевшей Марии. Старшая дочь Александра Сергеевича — Мария Гартунг (по мужу) прожила долгую жизнь и застала 20-й век с его трагическими изломами. Она, единственная из детей поэта, не забыла, каким был отец при жизни и до конца дней сохраняла о нем трепетную память. Добавлю интересную деталь, что Мария была близко знакома со Львом Толстым, который настолько вдохновился ее внешностью, что наградил Анну Каренину чертами дочери Пушкина. Портреты остальных детей размещены на этажерке

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Самым впечатляющим местом квартиры является кабинет поэта, где он провел последние 46 часов жизни

Жилет Пушкина со следами крови, выставленный здесь, напоминает о смертельном ранении

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

Диван, на котором он встретил мучительную смерть (пуля раздробила поэту тазовые кости, разорвала кишечник, но он не позволял себе даже стонать), и каминные часы, остановленные в 2 часа 45 минут пополудни, в момент смерти поэта. В кабинете, где на этом диване умирал раненный поэт, днем и ночью находились рядом его друзья А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, доктор В. И. Даль. Кроме окровавленного жилета, в кабинете находится посмертная маска, выполненная скульптором С. Гальбергом. У меня есть фотография маски, но не хочу ее показывать — не люблю такие вещи.

Александр Сергеевич всегда считал, что настоящее место писателя есть его рабочий кабинет. В кабинете воссоздана огромная пушкинская библиотека. Книг у него было, около четырех с половиной тысяч на 14 европейских и восточных языках. Среди книг очень много словарей, есть и поварские книги, приобретенные для Натальи Николаевны. Поэт считал, что он должен научить свою молодую женку вести хозяйство. Отдельного внимания заслуживает письменный стол, за которым Александр Сергеевич когда-то работал, и разложенные на нем личные вещи: трубка, перо и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка, подаренная Павлом Нащокиным

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке

На стенах — портреты друзей и жены

В центре — портрет молодого Жуковского, подаренный Пушкину в день окончания написания поэмы «Руслан и Людмила» с надписью: «победителю — ученику от побежденного — учителя»

Кресло поэта, подаренное Натальей Николаевной и ее сестрами

Трость — любимая игрушка Пушкина, с которой он любил захаживать в клубы. Картина с изображением Дарьяльского ущелья, сабля и дорожный ларец напоминали поэту его посещение Кавказа

День памяти А.С. Пушкина. Мемориальный музей дом-квартира на Мойке
После смерти А. С. Пушкина Наталья Гончарова вместе с детьми покинула Петербург, уехав к родителям в Калужскую губернию. Перед отъездом все вещи и мебель она раздала родным и друзьям. В последующие годы квартира много раз сдавалась и перестраивалась, а в 1910 году подверглась глобальной реконструкции. Вот и подошла к концу наша экскурсия по Мемориальному музею. Друзья! Пока мы живы и разумны, будем любить великую русскую культуру, построенную на тех гениальных принципах гуманизма и изящной словесности, которые нам завещал великий Александр Сергеевич — поэт вне времени и пространства!