Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 23:07

Стокгольм — Швеция Январь 2019

Из четырех городов, посещеных в рамках небольшого рождественского круиза, трудно назвать тот, который стал номером 1. Каждый из них — и Таллин, и Рига, и Стокольм, и даже Хельсинки — хороши по-своему, в каждом есть своя изюминка, но то, что Стокгольм выделяется среди них своим изяществом, необычностью, так это не поддается сомнению. Половину площади города, расположенного на 14 островах, занимает водное пространство, весь город изрезан каналами, большими и маленькими. И куда бы вы не пошли, вода всегда рядом. Великолепные дворцы, старинные церкви, средневековые яркие дома — все это впечатляет и завораживает, а когда фоном к ним выступает водное пространство, то от такого сочетания просто дух захватывает. Стокгольм- необычный город!

И то, что он необычный, это стало понятно еще до того, как мы сошли на берег.

Еще до прихода в порт Стокгольма часа два мы наблюдали с высоты нашего парома необыкновенное зрелище — острова, островки, скалы. И это вся красота входит в Стокгольмский архипелаг.

Островов около 24 тысяч, да, да, действительно их так много, причем одни из них вполне приличных размеров и на таких островах кроме жилых домов есть и мгазины, и ресторанчики, и даже церкви, ну, а другие совсем маленькие, на которых и один домик помещается с трудом, а есть и вообще необитаемые, на которых никто не живет.

Есть островки-дачи, куда стокгольмцы приезжают на выходные, а есть острова-места постоянного проживания. И основной транспорт здесь, конечно же, водный.

Некоторые дома располагаются совсем близко к воде, кажется даже небольшая волна может зайти «в гости» к хозяевам, но скорей всего такого не случается, домики-то стоят уже не один год, и такое соседство с водой только придает им еще большее очарование.

А наш паром шел неторопливо, и острова, один краше другого, проплывали мимо нас, как в кино, но только это было не кино, а прекрасная реальность, от которой дух захватывало.

Зрелище настолько живописное, что даже не верится в реальность происходящего. Скалистые берега, уходящие под воду, хвойные и лиственные чащи, сказочные яркие домики в традиционном шведском стиле…

Ну, а мы тем временем приближаемся к Стокгольму. Порт уже совсем близко. «Принцессу Анастасию» ждет терминал Фрихамн, а мы после прохождения пограничных формальностей едем на встречу со Стокгольмом.

На Стокгольм у нас был всего один день. Конечно, этого было крайне мало и понятно, что за один день увидеть многое просто невозможно, поэтому хотелось увидеть что-то такое, что наиболее ярко характеризует Стокгольм, является его символом, где интересно и познавательно. Долго думали перед поездкой и в конце концов была выбрана экскурсия в городскую Ратушу, забегая вперед, скажу: экскурсия оправдала все наши ожидания и к тому же она заняла не так уж много времени. К счастью, у нас осталось время и на небольшую прогулку по городу.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Так как сразу с корабля парома мы попали на бал в Ратушу, то и рассказ свой я начну с того, что мы там увидели и чем она нас удивила и чем запомнилось

Стокгольмская Ратуша — одна из самых главных достопримечательностей Стокгольма, символ столицы Швеции. Расположена она на острове Кунгсхольмен и является не только великолепным архитектурным строением, но и важным центром общественной жизни Стокольма — в ратуше работают депутаты, по выходным регистрируются браки, а один раз в год здесь проходит банкет для лауреатов Нобелевской премии, где присутствует король со своей семьей.

Ратуша напоминает старинный замок, и увидев ее в первый раз, все сразу думают, что возраст ее несколько сотен лет, не меньше. А на самом деле это строение начала 20 века, а точнее 1923 год — год окончания строительства. И архитектор -, строивший здание, намеренно состарил его, используя для строительства кирпичи, которые изготавливались по старинному рецепту, как делали их для средневековых монастырей. Цвет у стен получился интересный, коричневый с краснотой, очень насыщенный, к тому на кирпичах выбоины, царапины, как будто время оставило свой след. Так что здание получилось вполне похожим на средневековую постройку и идеально вписалось в исторический квартал, на территории которого оно расположено.

Здание Ратуши, высота башни которой достигает 106 метров, видно из многих точек города. На самом верху башни установлены три короны — символ и герб Швеции.

На высоте 73 метров находится смотровая площадка, с которой открываются изумительные виды на Стокгольм. Вообще-то эта смотровая площадка была одной из причин, по которой я и захотела посмотреть ратушу. Но, к сожалению, смотровая площадка не работала и вообще она в зимнее время не работает. Надо же, упустила такой факт.

Но это было единственное, что меня огорчило, в целом экскурсия более чем удалась, было интересно и познавательно.

Ратуша стоит на берегу озера Меларен. Перед ней расположена уютная набережная, конечно, в теплое время года, особенно в солнечный день, все более радостно и позитивно, но и зимой здесь приятно прогуляться.

Набережная очень красивая, украшена различными скульптурами.

Скульптура "Песня"

Немного в стороне высокая стелла, установлена она в честь народного героя Швеции — вождя восстания шведов против датчан.

Стокгольм — город, плывущий над водой

А главное здесь — живописные виды на город, на Гамла Стан. Если смотреть с набережной на противоположный берег, то перед тобой открывается великолепная панорама старого города.

Прогулялись на набережной, полюбовались восхитительными видами, ну, а теперь пора в Ратушу.

Через изящные арки входим во внутренний дворик. Дворик не очень большой, но невероятно красивый, красно-коричневый кирпич на стенах Ратуши делает его торжественным и строгим, а летом, говорят, стены обрамлены плющом, зимой, к сожалению, этого нет, но зато стоит елочка, совсем небольшая, для шведов новогодние праздники уже закончились, но вот елочка осталась.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Если стать спиной к входу в Ратушу, то и из дворика можно полюбоваться набережной и озером.

Двор квадратной формы и украшен угловыми квадратными башнями.

В наружные стены Ратуши на уровне где-то второго этажа встроены скульптуры. Это скульптуры людей, известных и важных для Швеции — первый король, епископ, государственные деятели. —

А еще во дворе растет дуб, посаженный в 1923 году, когда закончилось строительство Ратуши. Без листвы он не очень-то и привлекает внимание, а вот на летних фотографиях его зеленая крона очень оживляет дворик.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Без гида в Ратушу не пускают. Но так как у нас была экскурсия, купленная на пароме, то гид нас уже ждал, и при этом экскурсия была на русском языке, что бывает не очень-то часто.

И вот мы в Ратуше. Самый большой и самый важный зал Ратуши и называется он голубой, хотя в голубом свете здесь ничего нет. Такой же красный кирпич, как и снаружи. А почему такое название? Да просто изначально архитектор задумывал покрасить стены в голубой цвет, а потом, когда зал был построен, ему так понравился вид стен из красного кирпича, что он решил оставить все так, как есть. Ну, а название у зала «Голубой» осталось.

По периметру зала установлены колонны, делающие зал еще более торжественным.

Именно в этом зале чествуют лауреатов Нобелевской премии, именно здесь проходит банкет, посвященный нобелевским лауреатам. Это грандиозное и очень торжественное событие, особую важность ему придает присутствие на нем королевской семьи. Правда, вручают премию в другом месте, в Концертном зале.

Вручение премии и банкет проходят каждый год — 10 декабря, в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля. Вот только в этом году такого роскошного праздника не будет, а вручение премии пройдет в онлайн-формате. Но не будем о печальном, лучше представим, что мы гости на этом шикарном банкете.

Стокгольм — город, плывущий над водой

На банкете присутствуют около 1200 гостей. Все продумано до мелочей, скатерти, салфетки, посуда, цветы на столах, уникальные блюда, которые готовят самые лучшие повара Стокгольма — все специально для этого банкета. И сам банкет проходит по строго определенным правилам: кто где сидит, продолжительность банкета, время подачи блюд и т. д. — все строго по регламенту. Помпезно, роскошно, шикарно! Атмосфера праздника, приподнятого настроения царит на банкете.

Из Голубого зала в Золотой ведет широкая лестница. И лестница здесь особенная, ширина и высота ступенек подобрана специально для того, чтобы гостям удобно было подниматься, особенно, конечно, архитектор позаботился о женщинах в длинных платьях и на каблуках, в тком наряде можно и оступиться, а по дугому одеться нельзя — на этот банкет женщины должны приходить только в таких платьях, и желательно черного цвета, хотя возможны и другие темные цвета.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Рассказывают, что Светлана Алексиевич, если кто знает, белорусская писательница, автор книг про войну, «У войны не женское лицо» — одна из них, была лауреатом Нобелевской премии, и вот она — первая в нобелевской истории — пришла на банкет в изысканном брючном костюме, и организаторам банкета пришлось смириться с этим.

А еще в этом зале был наш земляк — писатель Шолохов Михаил Александрович, в 1965 году ему вручили Нобелевскую премию. Процитирую: «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время», то есть — за «Тихий Дон».

На банкете он был с женой. В музее Шолохова в Вешенской целая комната посвящена сборам семьи Шолоховых в Стокгольм, уже тогда я поняла, что вручение Нобелевской премии — событие великой важности, а в Ратуше убедилась в этом. И еще надо сказать, что за счет средств Нобелевской премии был построен клуб и библиотека в Вешенской, а также Шолоховым была оказана некоторая помощь при строительстве автомобильной дороги к своей родной станице.

И вот теперь я тоже побывала в этом зале и даже поднималась по той же лестнице, что и нобелевские лауреаты, только длинного бального платья на мне не было… А подниматься по лестнице действительно удобно.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Еще на что надо обратить внимание в этом зале, так на барельеф Нобеля, учредившего эту премию. Нобель был химиком, инженером и филантропом и вообще очень разносторонним и талантливым человеком. Главное изобретение — динамит, далеко не мирное вещество, но кроме динамита он оформил более 350 патентов на другие различные изобретения. За всю свою жизнь он заработал кучу денег. И чтобы память о нем сохранилась на годы, он и завещал свое состояние на создание фонда, которому он поручил вложить средства в ценные бумаги, а проценты, а это весьма солидные деньги, направить на присуждение премий тем, кто внес свой вклад в историю в определенных областях. Награждать выдающихся людей, независимо от страны и происхождения — это требование самого Нобеля.

Нобелевская премия очень престижна, можно сказать это самая важная премия в мире.

Стокгольм — город, плывущий над водой

По пути в зал по длинному коридору — закрытые двери, за которыми кабинеты чиновников мэрии. Но в один из них нам все-таки разрешили заглянуть. И скажу вам, интерьеры кабинетов шикарные, роскошная мебель, ковры, люстры. Догадываюсь, как хорошо работается в таком кабинете!

А мы идем в Золотой зал. Тут уж его название точно соответствует его виду.

Стены Золотого зала украшены мозаичными картинами, которые сложены из огромного количества фрагментов, сколько их здесь, представить трудно. Колоссальная работа! Каждый фрагмент покрыт тонким слоем золота. Но хоть слой и тонкий, все равно в целом на этот зал было использовано около 10 килограммов чистого золота.

Центральной фигурой в Золотом зале является Королева Мерлен, Королева озера, на водах которого расположился Стокгольм. И Королева Мерлен — это символический образ Стокгольма. Картина занимает всю стену зала, расположенную прямо напротив входа в зал. Поэтому войдя в зал сразу обращаешь внимание на эту картину, и скажу вам, картина поражает своим величием,

Стокгольм — город, плывущий над водой

Зал роскошный, мозаика, статуи. Действительно, в таком зале и должны происходить шикарные балы, и именно этот зал становится местом, куда после банкета поднимаются нобелевские лауреаты. Изысканные наряды, запах дорогих духов, чудесная музыка, бальные танцы и приподнятое настроение царит в этом зале.

И еше одно великолепное место — галерея Евгения. Это торжественный длинный зал с темно-синими колоннами, при этом колонны разной формы — одни круглые, другие граненные, что делает зал необычным.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Из галереи открываются виды на озеро. В оконных нишах интересные барельефы. А за колоннами — фрески, созданные самим принцем Евгением, в честь которого и названа галерея.

В галерее устраиваются приемы для особо почетных гостей.

И наконец Зал Советов, в котором действительно заседает Стокгольмский городской Совет. Здесь рассматриваются различные вопросы, касаемые жизни города, принимаются важные решения. Вообщем место крайне важное для Стокгольма. И тем не менее сюда водят экскурсии, правда в то время когда проходят заседания Совета, зал закрыт для туристов, но сказать, что он закрыт для всех посторонних, не членов Совета, нельзя. По бокам зала установлены ложи для журналистов и простых жителей города. Власть должна быть прозрачной, хочешь услышать, как там совещаются городские власти, приходи и наблюдай. Но у меня возник вопрос: а как можно простым жителям попасть на заседание? Наверное, записываться надо заранее, ведь ложи небольшие и много народу там не поместится.

Интерьер Зала Советов поражает. Хоть обстановка в зале деловая, но определенной роскоши зал не лишен. Полированные столы и красные кресла расположены полукругом, рабочие места оснащены по последнему слову техники.

Богатые обои, красные шторы и красивый шелковый балдахин, под которым стол мэра — все это очень впечатляет. А по поводу балдахина- мол, мэр же не король, зачем все так помпезно, но как говорят в мэрии, он усиливает акустику, ну и заодно очень украшает зал.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Ну, а высоченный потолок — настоящее произведение искусства, похож на перевернутую ладью. Согласно легендам, викинги под своими ладьями как раз и устраивали свои военные советы. Так что все символично.

На этом наша экскурсия окончилась. А дальше нас ждала небольшая прогулка по Стокгольму, а точнее по Гамла Стан — Старому городу.

Прогулка по Старому городу — это встреча с настоящим среднековьем: узкие улицы, разноцветные здания, брусчатка под ногами…

Стокгольм — город, плывущий над водой

В Старом городе есть что посмотреть. Одна из главных достопримечательностей Стокгольма — Королевский Дворец, который имеет многовековую историю. Первый замок полностью сгорел в самом конце 17 веке, практически сразу начали строить новый дворец, но из-за недостатка средств его строительство затянулось на целых 60 лет и лишь к 70-м годам 18 века строительство дворца завершилось и королевская семья переехала в него.

Размеры Дворца впечатляют. Говорят, это самый большой королевский дворец по количеству помещений — 608 комнат! И еще он известен тем, что открыт для посещения, по дворцу проводятся экскурсии, понятно, что не все доступно для осмотра, но все-таки увидеть можно много интересного. На вторую экскурсию у нас не хватило времени, хотелось еще погулять по городу. Так что мы увидели его только снаружи, но и это очень впечатлило нас.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Мы подошли ко Дворцу с набережной по улице Slottsbacken или Дворцовому склону, названному, конечно же, в честь Дворца, расположенного на этом же склоне.

На Дворцовом склоне красуется Южный фасад Дворца. Колонны, много лепнины, вдоль всего фасада бронзовые скульптуры… И сам Дворец весь такой основательный, солидный.

Возле Дворца пост дворцового караула. На смену караула мы не попали, а рассказывают, что это действительно впечатляющее зрелище.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Перед входом в Королевский дворец на Дворцовом спуске стоит конный памятник королю Швеции Карлу XIV Юхану.

Сейчас королевская семья здесь не живет, но король сюда приезжает, здесь у него рабочий кабинет, здесь же он принимает послов других государств. Если над Дворцом развивается флаг, значит, король здесь. И как нам рассказывала экскурсовод, королевскую семью действительно любят и уважают в Стокольме.

Прямо вверху по Дворцовому спуску Никольская церковь — самый старый храм в Стокгольме. Храм многократно перестраивался, и сегодня восстановленный храм выглядит, как в начале 15 века. Храм стоит рядом с Королевским дворцом, поэтому коронации и венчания монархов проходили именно здесь.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Совсем недалеко от Королевского Дворца располагается здание Шведского парламента — Риксдаг, построенное на рубеже 19 и 20 веков. Здание внушительное и очень красивое. И что интересно, парламент можно посетить с экскурсией, причем экскурсия бесплатная, но по предварительной записи. Вот такая открытая страна эта удивительная Швеция.

Нашли мы и мальчика, смотрящего на Луну. Это самая маленькая скульптура в Стокгольме, высота ее всего 15 сантиметров. Расположена эта крохотная скульптура в небольшом дворике, но найти ее не так и трудно, туда идут многие туристы, ну и мы за ними. Эта скульптура — символ удачи, всем, кто погладит мальчика по голове, ожидает удача. А еще возле скульптурки оставляют монетки, чтобы вернуться в Стокгольм. Так это или не так, но мальчик популярен среди туристов, да и местные жители любят его, вот даже кто-то шарф одел, зима же на дворе.

А это одна из самых узких улиц в Европе, улица имени Мортена Тротцига. Улица-лестница, ее ширина всего 90 сантиметров. Вдвоем тут трудно разойтись, так что заходя на улочку, нужно смотреть, есть кто на ней, а если нет, то быстро-быстро вниз.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Узкие улочки Старого города уводят в средневековье… Застройка в Старом городе плотная, дома стоят близко друг к другу, а ширина улочек как раз такая, чтобы по ним могли проехать экипажи — основное средство передвижения в средневековом городе.

И улочки нас вывели к интересному памятнику. Это святой Георгий Победоносец. Он поднял меч, чтобы нанести смертельный удар дракону. Но не все так просто с этим памятником. Его заказал представитель известного шведского рода Стен Стурре и со временем Георгия Победоносца стали отождествлять с самим Стурре, который спасает Швецию. Так что можно сказать — это памятник самому себе.

А вот и площадь Стурторьет — одна из самых старинных в Стокгольме. Раньше здесь собирались жители города, чтобы решить свои важные проблемы, а сейчас тут гуляют многочисленные туристы. Совсем недавно тут проходила рождественская ярмарка и елочка все еще украшает площадь.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Площадь окружена прекрасными старыми зданиями построенными в 15–18 веках и прекрасно сохранившимися до наших дней.

Привлекают внимание яркие узкие домики. Эти дома середины 15 века.

Самый интересный из них красный дом. Сейчас, к сожалению, он на реставрации и фасад его прикрыт баннером. А на фальшфасаде точно изображен настоящий фасад дома, так что дом выглядит, как настоящий.

В середине 17 века новый хозяин дома решил этот дом перестроить и сделать его в некоторм роде памятником, который бы напоминал о кровавых событиях, которые произошли на этой площади. А события здесь происходили очень трагические, в начале 16 века здесь было казнено около сотни шведов, обвиненных в заговоре против датского короля. Страшные были дни, кровь текла рекой по площади.

Так вот, дом был выкрашен в красный цвет, и на его фасаде появились белые камни, число их равняется количеству казненных. Вот такая печальная история у этой старинной площади. Но это было очень и очень давно…

А это музей имени Нобеля. Здание 18 века, вполне вписывающееся в общий вид площади. Раньше, когда площадь была экономическим центром города, здесь находилась биржа, а теперь вот Нобелевский музей.

Стокгольм — город, плывущий над водой

Одновременно со строительством биржи был сооружен и этот колодец, и долгое время он исправно исполнял свою функцию — служил источником питьевой воды для жителей города, но потом он начал пересыхать и с середины 19 века воды в нем уже не было. А в современные годы колодец подключен к фонтану и теперь это уже не колодец, а самый настоящий фонтан.

А тем временем наступил вечер. И город стал еще более величественным и даже загадочным. А вообще-то Стокгольм прекрасен в любое время года, в любое время суток.

Просторная набережная Шеппсброн — старейшая набережная Стокольма. И тут еще один памятник шведскому королю, одному из самых выдающихся правителей Швеции — Густаву III.

Вот так и закончилось наше свидание со Стокгольмом, прекрасным городом, где бережно сохранено далекое прошлое, где яркие домики и массивные старинные сооружения очаровывают всех, где каналы опутывают город со всех сторон и где живут и правят страной настоящие короли.

Хотелось бы подольше побродить по городу, увидеть его в более теплое время года, и я вообще-то и собиралась это сделать этим летом или осенью, но беспощадный вирус внес свои коррективы в наши планы. И я желаю всем, чтобы как можно скорее закончились для всех нас эти трудные и беспокойные времена, и чтобы каждый мог сказать: «А я лечу завтра в Стокольм… Рим… Барселону… Париж…!!!»