Турист Сергей Козлов (ERIZO)
Сергей Козлов
был 20 апреля 8:42

Ахты — Россия Июль 2020

Проснулись мы рано. Солнце встает около 5 ти утра, было довольно жарко. А у нас уже были гости! Лагерь окружили коровы. Те же, что гуляли в округе вчера. Поэтому мы живо собрали палатку и поехали в Мискинджи. Подъем на гору осуществляется с уровня около 2000 метров, где расположен мавзолей Сулеймана, священное место для мусульман. Это был святой, после смерти которого прилетели голуби и унесли его тело в горы, где он и был похоронен. Дорогу до этого места может преодолеть только внедорожник и в Мискинджи рядом с мечетью все это хорошо организовано. Мы подъехали около 8 ми утра, и как раз набиралась группа в «буханку». Подъем до мавзолея Сулеймана занял чуть больше часа. С нами ехали два молодых парня, дагестанцы, и семья из Каспийска с тремя детьми. Они выдавали замуж старшую дочь, и поэтому ехали в священное место, чтобы поклониться и попросить удачи для дочери.

Поездка в буханке, как я и предполагал, была похожа на «болтанку», и заняла больше часа. Дорога была грунтовая, весьма сильно размыта, с глубокими промоинами, и проходила, естественно по серпантину над глубокими ущельями. Я искренне удивлялся терпению детей, младшему из которых было лет семь. Меня в его возрасте выворачивало после часа езды на автобусе по нормальной дороге. Однако, все эти трудности компенсировали потрясающие виды вокруг.

Но, вот мы и добрались до лагеря! Здесь уже гораздо прохладнее, чем внизу. Посещение мавзолея Сулеймана — обязательная часть программы. Перед входом нужно снять обувь. Если не знаешь мусульманских молитв, то нужно молиться по-своему, ведь Бог един, и просить у Сулеймана благословения на посещение святой горы. Все это нам перед мавзолеем объяснил смотритель.

Дагестан. Часть 5я. Шалбуздаг. Высотная болезнь

После этого всех приглашают в столовую, где можно не только выпить чаю, но и отведать тушеной баранины, лепешек, овощей и фруктов, домашнего сыра. И все это абсолютно бесплатно. При желании можно оставить пожертвование.

Мы с удовольствием выпили сладкого чая и съели сыр и помидоры. Людей в столовой довольно много. Кто-то уже спустился с горы, — многие стремятся на вершине встретить рассвет. В лагере с комфортом можно и переночевать, работает гостиница.

Дагестан. Часть 5я. Шалбуздаг. Высотная болезнь

А у нас все было ещё впереди! Заблудиться при подъеме на гору не получится. Тропа одна, да и людей идет довольно много.

Чем выше мы поднимались, тем становилось холоднее, особенно при резких порывах ветра и когда заходило за облака солнце. Незаметно стали проявляться признаки недостатка кислорода. Сначала на меня напал приступ кашля. Воздух казался очень свежим, но пройдя метров 50, приходилось останавливаться из-за сильной одышки. Пульс при моей обычной брадикардии в 54 удара в минуту зашкаливал до 130!

Дагестан. Часть 5я. Шалбуздаг. Высотная болезнь

Несмотря на это, мы вскоре догнали ребят из нашей буханки, которые сразу же пошли на восхождение, пренебрегнув визитом к Сулейману и в столовую. Одному из них было не очень хорошо, он был бледен и у него сильно болела голова. Так же на высоте могут случаться панические атаки, — непреодолимый страх, когда человек даже боится двинуться с места.

Дагестан. Часть 5я. Шалбуздаг. Высотная болезнь

Подъем в некоторых участках был довольно крутой и скользкий из-за осыпающихся камней. Становилось совсем холодно, пальцы рук онемели. Но, наконец-то, за небольшой каменной грядой мы увидели озеро Зем-Зем! Вода в нем кристально чистая и в разгар лета поверхность покрыта льдом! Купаться в нем запрещено, потому что озеро священно. Да и кто рискнет! Мы выбрали безветренное место под солнцем, чтобы немного согреться, отдохнуть и проникнуться торжеством момента.

Дагестан. Часть 5я. Шалбуздаг. Высотная болезнь

Если идти дальше, то впереди будет узкое ущелье, грехомер. Считается, что грешники через него не пройдут. Мы туда не пошли. Не потому, что великие грешники, а потому, что было очень холодно)))

Спускаться было гораздо легче. Навстречу нам поднимался пожилой аксакал. Мы остановились, спросили, не тяжело ли ему. Посмотрев на нас, а потом вокруг, старик сказал: «Мне 75 лет, не могу сказать, что идти легко. Но, ребята, я всю жизнь мечтал подняться на священный Шалбуздаг и не могу умереть, не увидев этой красоты!»

Спустившись к столовой, выпили горячего сладкого чаю. Тело дрожало от усталости, но мы были счастливы, что совершили этот маленький подвиг. Внизу у машины нас смиренно ожидала семья, которая ехала с нами. Все это время они оставались внизу, лишь побродив по окрестностям.

Ночевать мы поехали в то же место. Ведь нам разрешили там жить чуть ли не целый месяц. И конечно же мы заехали в серные бани, чтобы хорошенько согреться.