Турист Виктор (grau59)
был вчера 22:40

Крым. Лохмотья впечатлений от поздней осени 2014 года

Симферополь, Алушта, Ялта, Партенит, Ливадия + 1 город — Россия Ноябрь 2014

Конец октября 2014 года… Разношерстно одетый люд вываливался из самолёта, чартера из Саратова, приземлившегося в аэропорту Симферополя. В Саратове холод, то тающий, то замерзающий снег, заставляли людей одеваться потеплее, но в Крыму пассажиры чартерного рейса ожидали тепла. На уровне ассоциаций Крым всегда представляется людям благодатным местом, где много солнца и моря. Большинство прилетевших были одеты в смесь осенних и зимних вещей. Встретили гостей из Поволжья порывы ветра и люди побыстрее скрылись под крышей в ожидании багажа.

В аэропорту Симферополя

По местному радио подробно рассказывалось о вирусе Эбола и чем он грозит. «Может назад в Саратов отправимся, пока самолёт не улетел», — грустно шутили пенсионеры и инвалиды, которым государство сделало приятный сюрприз в виде бесплатных путёвок в крымский санаторий. Только в октябре—ноябре 2014 года было 5 чартерных бортов из Саратова, на которых прибыло около 600 человек. Если бы не присоединение Крыма, то долго пришлось бы ожидать путевок, которых всегда бывает мало и подчас неизвестно куда исчезающих.

«А как мы доберемся до Алушты?» — некоторые новоиспеченные отдыхающие нервничали и искали глазами автобусы, особенно когда на свежеприбывших гостей полуострова налетели местные таксисты и начали уговаривать воспользоваться их услугами: «До Алушты будете добираться больше трёх часов, а мы Вас мигом домчим!». За быструю езду они хотели 500 рублей с человека или 2 000 рублей за машину. Но появившиеся люди с синими плакатами, на которых было написано «Санаторий КИЕВ», быстро перехватили инициативу и начали рассаживать прилетевших в троллейбусы. Для многих было в новинку видеть, что троллейбусы, бегающие в Саратове по определённым маршрутам, здесь могут быть заказными и хотя двигаются по проводам, но куда хотят. Фактически на заказном троллейбусе мы проехали без пересадок и остановок, за исключением когда несколько раз слетали «рога», по междугороднему маршруту «Аэропорт Симферополя» — Алушта» и внутригородскому алуштинскому № 2 «Троллейбусная станция -Профессорский уголок».

Интересно было посмотреть своими глазами, что происходило в Крыму через полгода после присоединения к России. Увидеть известные из книг и кинофильмов города и памятные места. Не был до этого в Крыму ни разу, хотя многократно звали знакомые поехать вместе с ними. По большому счёту на полуострове — всё как во многих местах сезонного отдыха. Есть отдыхающие — есть у местных жителей возможность заработать, закончился туристический сезон — денег нет. Территория впадает в спячку до весны. Улицы полупустынные, как и набережные, особенно в вечернее время. Лишь иногда пройдёт одинокий странник или заблудившаяся пара.

Набережная Алушты вечером

Впадают в летаргический сон до весны многие отели и пансионаты. В Алуште в начале ноября полноценно функционировали три пансионата, связавшихся с социальными путёвками. Многие пансионаты окружены заборами, подчас с колючей проволокой, на территорию заходить или проходить через неё категорически запрещено. Как поясняют охранники: «Это частная территория».

Закрытый пансионат Укрспилка (Алушта)
Закрытый пансионат "Укрспилка" (Алушта)

Гигантский отель на набережной Алушты закрыт вместе с аквапарком, расположенным на одной территории.

Закрытый до весны аквапарк (Алушта)

В огромном помещении функционирует только биллиардная и боулинг.

Снижается интенсивность движения. Если в летнее время троллейбус № 53 от Алушты до Ялты ходил достаточно часто, то в конце октября сжался до одного рейса в день. От нескольких автобусных рейсов от автовокзала Алушты до Судака не осталось ни одного.

На автовокзале познакомился с двумя мужчинами из Судака, один из них когда-то жил в Вольске Саратовской области. Разговорились. «Как будете добираться домой?» — «Через Симферополь, раз нет прямого рейса».

После монетизации льгот в России с 2005 года из натуральной формы в денежную были переведены льготы. А в Крыму Вы возвращаетесь на десятилетие назад: по предъявлению удостоверения на льготы можно ездить бесплатно на городских автобусах и троллейбусах, а на междугородних — скидка в 50%. В особом почёте инвалиды первой группы и участники боевых действий, которых даже во все музеи Крыма пускают бесплатно.

Льготы (Ливадия)

Интересную картину видел, когда возвращался на автобусе из Партенита в Алушту. Тормозит автобус бабушка-одуванчик и спрашивает: «По льготе можно проехать?» Не знаю как на других автобусных маршрутах, но на этом действовало правило: «Могут бесплатно проехать два льготника», даже объявление висело в автобусе. Водитель благосклонно кивает головой и бабушка садится в автобус.

Цены на проезд в троллейбусе просто смешные. Образовались они видимо по принципу: брали курс в гривнах, умножали на коэффициент и получали цену в рублях. Проезд в троллейбусе был в Алуште — 4 рубля 25 копеек. Но так как мелочи не хватает, то большинство пассажиров платит по 5 рублей и лишь счастливые обладатели полтинников могут заплатить по 4–50.

Из-за малолюдья закрываются кафе и рестораны, но продолжают функционировать винные магазинчики, где можно попробовать вино, коньяк и чачу. Минимальная доза, отпускаемая с пластиковых стаканчиках, 50 грамм, максимального ограничения нет. Можно налить вина и на вынос, для этого Вам предложат пластиковые бутылки. А вот подобные точки, не приспособленные для работы в холодное время, закрываются. Хозяин одной из них говорит, что смысла нет работать, когда нет потока отдыхающих клиентов.

В ноябре наверно работать уже не буду (Алушта)
"В ноябре наверно работать уже не буду" (Алушта)

Постепенно сворачиваются и многочисленные точки по продаже экскурсий и сувениров. Порой идешь меж торговых палаток, большая часть из которых закрыта. А от точек по продаже экскурсий остаются только стенды с названиями экскурсий и фотографиями.

Забытый экскурсионный стенд (Алушта)

Но цены не снижаются.

Сравнение цен в супермаркетах с саратовскими большей частью не в пользу Крыма. Закрыты некоторые достопримечательности и не поймешь то ли временно, на время межсезонья, то ли насовсем.

Крым в миниатюре закрыт (Алушта)
"Крым в миниатюре" закрыт (Алушта)

В Ялте долго искал дом-музей К. А. Тренева и П. А. Павленко, а когда нашёл, то он оказался закрытым и вывеска отсутствовала.

Бывший дом-музей К.А.Тренева и П.А.Павленко (Ялта)
Девушка из дома напротив сказала, что музей закрыт насовсем. Помещение мол продано, а что собираются делать новые хозяева — неизвестно.

В некоторых местах посетителей продолжают пускать, даже экскурсии проводятся, как в парке «Парадиз» в Партените, но там идёт мелкий ремонт, чистятся пруды. Уменьшается время работы выставок. Постепенно, по мере уменьшения светлого времени суток.

Из разговоров с местными вырисовывается интересная картина на рынке труда. Рабочих мест мало, но многие местные жители не рвутся на постоянную работу. В санаториях частенько работают приезжие, так в «Киеве» большинство массажистов было из города Сумы.

Во время поездки из Алушты в Ялту разговорился с женщиной, которая шесть лет назад уехала на заработки в Польшу и наведывается на родину время от времени. У неё два паспорта, украинский и польский, она ехала в паспортный стол в Ливадии, чтобы оформить российский паспорт.

В том же Партнените видел сбор оливок. Мужчины говорят, что подрядились на сбор из-за отсутствия работы. Женщины скромно промолчали, но когда я попросил разрешения сфотографировать их, то молодая девушка начала громко кричать, что я не имею права. Ушел от горластой девахи от греха подальше, а она в это время стала объяснять своей напарнице, что эти туристы размещают потом фотографии в интернете. А женщина-напарница удивлялась, да кто же будет на нее смотреть в старой одежде и не накрашенную.

Сбор оливок (Партенит)

Несколько странно, что нигде не слышна украинская речь, вот татарскую слышал, а так все больше разговоры по-русски. Зато на дорогах во многих местах до сих пор указатели и таблички на украинском языке.

Указатель возле села Лучистое (трасса Симферополь-Алушта)

Попадаются объявления с ценами в гривнах.

Цены не в рублях, а в гривнах (Алушта)

Телевидение в пансионате «Киев» было представлено двумя крымскими, двумя украинскими и несколькими российскими каналами.

Температура в конце октября- начале ноября менялась, пару дней даже было 24 градуса и многие пошли купаться, хотя температура воды была 16 градусов.

22 октября 2014 (Алушта)

Потом падала и ниже нуля, особенно по ночам. Но и в Алуште, и в Партнените видел купающихся в пасмурную погоду в начале ноября.

Из крупных сотовых операторов в Крым вошёл только МТС, номера краснодарские. Если у Ваших знакомых в России МТС, то можно подключиться на тариф, где за 100 минут исходящих звонков снимается рубль с копейками в сутки. Удобно. Неудобно лишь отсутствие возможности оплаты по карточкам, приходится платить через терминалы с комиссией. Отвык я как-то от такого. Девушки продавцы-консультанты рассказывали, что раньше можно было рассчитываться по карточкам. У некоторых людей возникла проблема с наличными деньгами из-за того, что они были уверены в наличии банкоматов Сбербанка в Крыму и очень удивились их отсутствию. Деньги они сняли в Алуште в филиале РНКБ (Российского национального коммерческого банка). Потом вообще от карточных систем Крым был отключен благодаря санкциям.

Во время проживания в пансионате Киев несколько раз отключалось электричество, но если первый раз, в утренние часы, свет дали быстро. То в один из вечером освещение исчезло не только в отеле, но во всём Профессорском уголке Алушты. И до утра… Сотовые телефоны перестали работать, видимо вышки тоже отключились.

А вот почему вечером в автобусах свет не включают — загадка.

Своими глазами убедился о том, что на полуострове проблемы с пресной водой, правда нас они не коснулись, в Алуште с этим проблем не было. Но речушки хилые, больше похожи на ручейки.

Река Демерджи (Алушта)

В одном месте только увидел широкую гладь Симферопольского водохранилища, когда ехали по трассе Алушта- Симферополь. Есть речки, бегущие в трубах под землей.

Люди благожелательны, нигде не отказывались подсказать куда же идти. Когда искал уже в темноте развалины Алустона, то компания молодых людей под неким градусом подсказала где находится вторая башня, о которой немногие знают. А время было тёмное и место безлюдное…

В Партените пожилая женщина даже со мной поднялась по крутой и длинной лестнице, когда я монастырь искал.

Любят местные жители собирать грибы. Грибники встречались подчас в неожиданных местах: на территории пансионатов и санаториев, даже на Малаховом кургане мужчина собирал грибы. Когда я попросил его показать свой улов, он огорошил, сказав, что один мешок с грибами он домой уже отнёс, а сейчас только что назад вернулся для продолжения «тихой охоты».

Увидел в санатории жителей Донецка. Впечатления от общения с ветераном только со знаком плюс

Ветеран из Донецка

, а вот с четвёркой его земляков негативные.

Дедушка и бабушка, немногим за пятьдесят, были с двумя мальчиками-внуками. Когда ребятишки резвились в бассейне, то многие снисходительно смотрели на это, мол дети — что с них взять. Хотя был неприятный момент, когда они чуть не утопили незрячую женщину.

Но скандал, который закатил дедушка в столовой, был неприятен для многих. Во время ужина он встал и истерически начал кричать, что они живут под пулями, есть им совершенно нечего и существуют они только за счёт гуманитарной помощи. Собрав последние деньги, пятьдесят тысяч (не знаю только рублей или гривен), приехали в санаторий, а здесь их морят голодом. Официантки стояли как оплёванные. Потом расспросив их узнали, что оказывается, один из мальчиков не хотел есть голубцы, а требовал гречневую кашу. В санатории действовал регламент, что Вы сами заказываете себе блюда из меню заранее, выбор был хороший. Очень «уважительный повод» для истерии, если учесть, что кашу они не заказывали. Российские пенсионеры сидели и переговаривались, мол 50 000 рублей -это большая сумма, и не понимали «голодающих Донбасса».

Одно из главных городских впечатлений — лестницы, лестницы, лестницы…

Партенит

Устал я от них во время прогулок по разным городам Крыма, иногда ноги уже не хотели идти. Горная местность имеет свои особенности…

А еще маловато ярких красок, в средней полосе России леса осенью горят огнём осенних листьев, а здесь большая часть лесов зеленая, но как-будто припорошенная мельчайшей пылью.

Окрестности Алушты

Летом в солнечном свете Крым наверно выглядит более красиво и празднично. Да и штормов на море наверно меньше…

Небольшой шторм(Алушта)

На обратном пути из Алушты в аэропорт мы стали свидетелями как троллейбус может обогнать другой троллейбус. Наш заказной троллейбус попал на трассе в пробку и, чтобы успеть вовремя в аэропорт, нервничающий водитель после многочисленных звонков нашёл сотовый телефон водителя троллейбуса тихо тащягося по графику. Троллейбус остановился и пропустил нас. Где бы такое увидели… Как же расстраивался водитель, что опоздал — его заказ отдали другому троллейбусу.

Хорошо, что побывал в Крыму. Заодно узнал, что в дьюти-фри аэропорта Симферополя нет в продаже крымских вин. Там вообще никакого спиртного не продают. В багаже много не увезёшь, а попытки пронести не только вино, но и другую тару с дарами Крыма, чётко пресекали при досмотре в аэропорту, заставляя сдавать стеклянную и пластиковую посуду в багаж. Люди злились, но куда деваться… Доехали ли эти бутылки в целости сохранности — большой вопрос.

Посадка на чартер Симферополь-Саратов
Посадка на чартер "Симферополь-Саратов"

После полёта у многих пассажиров чемоданы выглядели как после бомбежки: оторванные колёса, отбитые углы… Постарались саратовские или симферопольские работники аэропорта…