Турист Ilona Yaroshenko (Ilona_Yaroshenko)
Ilona Yaroshenko
была 18 ноября 2023 13:09

Экс-ан-Прованс, Марсель — Франция Ноябрь 2017

Начитавшись ужасов про Марсель и его порт, было решено ехать в соседний, богато-буржуазный Экс-ан-Прованс. Тем более, что была суббота и там обещала быть ярмарка. А ярмарки в маленьких городках совершенно очаровательны. Как же это было правильно!

Круизный порт Марсель. Экс-ан-Прованс

В моей душе давно идёт спор между Италией и Францией за звание любимой страны. Последние годы, с небольшим перевесом, побеждала Италия. Гуляя по Экс-ан-Провансу, я стыдилась, краснела перед Францией и старалась не думать, что сравнивала комплект: Рим-Флоренция-Тоскана с голым Парижем. Естественно, добавка Прованса немедленно перетянула весы в пользу Франции. Тем более под восторги мужа(человека сурового, патриотичного и совершенно неевропейского), вдруг объявившего Прованс своей второй родиной, а всему причиной оказалось вездесущее дегтярное зелёное мыло. Мыло, которое я требую выкинуть из дома и чей запах так любит муж…и, кто бы мог подумать -прованцы %F0%9 °F%A4%94! Мыло продавалось во всех магазинчиках, по ценам и местам на полках гордо возвышаясь над вкусно пахнущим обычным прованским. Элитный продукт! Представив как будут благоухать наши чемоданы в сочетании сыр+ дегтярное мыло, я привычно пригрозила разводом, муж привычно не поверил, но мыло покупать не стал.

Про дорогу: порт Марселя огромный и если вас меньше 4 человек, проще взять экскурсию на корабле. Мы взяли просто трансфер по 40 евро с человека, без самой экскурсии и угадали. Пока мы медленно, с удовольствием бродили по узким мощенным улочкам городка, принюхиваясь и присматриваясь к мылу и лаванде, торгуясь и пробуя всякое на ярмарке, мимо нас пару раз бодрой рысью пронеслись группы с нашего корабля. С другой стороны, это на любителя… Возможно они узнали о Провансе много больше нас. Но мы сибариты и мизантропы:) Автобусы комфортные. Время в пути 45 минут. Увозят и привозят к кораблю. Времени в Экс-ан-Провансе вполне достаточно, чтобы обойти центр города, купить много всякого прекрасного и даже посидеть в кофейне и поесть фуагры с мидиями и прекрасным прованским вином. В дороге можно полюбоваться впечатляющей стоянкой океанских лайнеров в порту:

В самом Эксе нам понравилось абсолютно все: старый тихий городок, жители, знающие английский ещё хуже нас, но от этого не менее доброжелательные. Красивые женщины. Пожилые парочки. Папа с сыном в ресторанчике. Магазинчики с лавандой и мылом и конечно ярмарка. Мы обрели 11(!!!) кусков мыла, лаванды, сыра и колбасы много. Ели фуагру и были абсолютно счастливы.

Ярмарка субботняя прекрасна. Это несколько разных локаций по городу. Гуляешь и то тут то там встречаешь группки прилавков с разным интересным. Тут и сыры, и овощи, и колбаски, и выпечка, и винтажные вещи и шляпки, сшитые самим продавцом. В общем, очень колоритно и очень приятная атмосфера. Запомнились белые грибы на развале и морские ежи. Напробовались сыра, купили домой невероятный сыр с трюфелями и все это в атмосфере душевного единения с колоритными и разговорчивыми продавцами.

Сам город красив прежде всего архитектурой и историей. Маленькие пешеходные улочки и множество площадей, украшенных фонтанами здесь на каждом шагу. Я встречала в сети прозвище Экс-ан-Прованса «город тысячи фонтанов». За тысячу не отвечу, но если посчитать все водные сооружения, включая питьевые фонтанчики, то очень может быть. Каждый фонтан тут уникальный и неповторимый. Среди них есть творения великих зодчих и маленькие источники в виде замшелых камней с тихо журчащим родником.

Есть музей Сезана (Ателье Сезана), ибо именно тут жил и творил этот художник. Мы, к сожалению не дошли, оставила это на следующий раз. Импрессионистов очень люблю и советую не пропустить. Ателье Сезанна располагается несколько в отдалении от исторической части города. И уж если позволит время нужно непременно прийти в Парк живописцев — отсюда открывается вид на гору Сент-Виктуар- любимую «модель» художника. Из интересной архитектуры есть кафедральный собор Святого Спасителя (St. Sauveur) — смесь романской, готической архитектуры и барокко. Еще одна церковь, посвященная Святому Жану Мальтийскому, считается самым высоким сооружением Экса — высота ее башни составляет 67 метров. И изысканный район Мазаран, застроенный особняками в стиле барокко — место обитания аристократии XVII века.

В старой части города обратите внимание на старинную ратушу, и ее часовую башню. Деревянные фигурки, олицетворяющие времена года, появляются из-за циферблата каждый час. Так что догулять сюда нужно, глядя на часы. Благо вы все равно будет бродить где то рядом.

Круизный порт Марсель. Экс-ан-Прованс

На ратушной площади находится старинный фонтан и уличный рынок с фруктами, сладостями, оливковым маслом и местными травами, из которых на первом месте лаванда. В общем, очень советую этот город для посещения. Даже один день оставил приятные воспоминания и он точно не менее интересен чем Марсель. А если бы мы не были ограничены временем стоянки корабля, мы бы остались в Эксе дня на два-три.