Турист Crouch Rus (Crouch01)
Crouch Rus
был 11 апреля 16:44

Степанцминда — Грузия Август 2019
Вид на Казбек с высоты 3050 м. со стороны Грузии

Введение.

Вот и настало время моего третьего похода. Кто следит за моими дневниками, знает, что во время первого похода я получил колоссальный альпинистский опыт, во время второго похода не понаслышке познакомился с горняшкой и получил колоссальный коммутативный и социальный опыт. Но после второго похода я частично потерял веру в людей и решил таки рискнуть и воспользоваться услугами компаний. Тем более что раннее бронирование отказалось по очень вкусной цене. Таким образом, я охвачу все виды возможных походов:

— не коммерческие со спортсменами (первый поход);

— не коммерческие с незнакомыми людьми (второй поход);

— коммерческие (нынешний поход).

К сборам рюкзака я, как обычно, подошел ответственно. Вещи складывал в центр зала за несколько дней, упаковал все за сутки.

1. Традиционное фото

2. Мой пассивный друг на время похода.

Из-за экономии места в рюкзаке и минимизации веса, пришлось пожертвовать: теплыми сноубордическими штанами, теплой пуховой курткой, новым штурмовым рюкзаком. На этот сезон был закуплен тремос на 0,75 л. аж за 490 рублей. Тест по теплопотерям он прошел заранее на твердую четверку. Были куплены и беспощадно выпиты ядовитые сладкие напитки в бутылках по 0,6 л. с широким горлышком для удобной сортировки и хранения припасов. Заранее с помощью друга была высушена гора овощей и 1 кг. отборной говядины. Тест подсушки куриной грудки и поглощения её в походных условиях был пройден на высший балл. Билет РЖД в ту сторону куплен заранее, обратный билет куплен накануне в тревожных смятениях по поводу даты — поход может быть продлен на двое суток из-за резервных дней. В итоге, я как оптимист, купил обратный билет на первую дату, с возможностью электронной отмены. Инструкция по отмене билета была вручена специально обученному для этой цели человеку, который по первому же сигналу включиться в процесс.

Глава № 1.

1 августа. Прибытие.

Опускаем и безмятежное чтение «Золотого теленка» на верхней полке купе в одиночестве, и ночное вселение пары с ребенком до года, которые орали друг на друга матом, в том числе и на ребенка.

Вот я уже пру рюкзак на своем горбу по главное пешеходной улице Пятигорска в заранее забронированный хостл. Хостл отказался: дешевым, новым, уютным, просторным, удобно расположенным, с бесплатным чаем и печеньем! Короче, всем рекомендую свою верхнюю койку у окна в номере № 6 с 12 местами. Хостел «Свои».

На связь с менеджером компании я не выходил, но было сказано, что встреча должна быть произведена за сутки в гостинице «Интурист». Я бодрым шагом, налегке, свежий после душа, направляюсь на место встречи. Там, конечно же, никого не оказалось, и даже на ресепшене мне сказали, что такие тут не проживают, а просто снимают офис.

К слову о гостинице «Интурист». При мне заселяли иностранцев. Позже я побывал в этих апартаментах на четвертом этаже и хочу сразу сказать, что хостел «Свои» намного опережает их и по ремонту и по духу. «Интурист» — совок чистой воды. А стоимость, если не ошибаюсь, там в три раза выше моего хостела. Обидно, что иностранцы видят только такой убогий интерьер. Может у них есть и отремонтированные под современный лад номера, но вангую, что цена тогда там не во всего лишь в три раза выше…

Беру контакты менеджера, пишу ему на вотсап. Он не отвечает, и я звоню. Оказывается, всех обзванивали, а я был недоступен. Немудрено, я же был в дороге. Запланировали личную встречу на 15:00. Времени как раз поесть и принести рюкзак для досмотра. Удобно расположенная столовая «Сытый слон» порадовала, как и своими ценами, так и вкусом приготовленных блюд.

Потрошу свой рюкзак в офисе на стол. Удивлен дотошностью менеджера и обеспокоен, что никого, кроме меня нет. На что менеджер меня успокаивает и одобряет всю мою снарягу без дополнительного проката. Выясняется, что в нашей группе планируется 9 восходителей (из которых 3 девушки), два гида и один портер. Портер помимо своего веса несет 15 дополнительных кг., за плату в 20 т.р. кажется.

Далее я оплачиваю заранее заказанную еду у компании, и пакую заново рюкзак, сдаю на хранение штурмовой рюкзак с ненужными вещами. Очень удобно кстати, оставить вещи в компании, им плюс за это. Подписываю бумагу, что вся ответственность лежит на мне, и беззаботной походкой отправляюсь на променад.

Решаю пройти немного в гору по широкой пешеходной улице вверх от «Интуриста», чтобы привести мышцы ног в тонус. Прохожу Ленина, Вечный огонь, фонтаны. Путь манит своей крутизной все выше. В итоге я развернулся в обратный путь лишь после лицезрения очереди в «Бесстыжи ванны», пообещав телу вернуться сюда на омоложение после похода.

А вернули меня к реальности начинающиеся спускаться сумерки. Следовало бы хорошенько отдохнуть и в крайний раз поспать в «домашних» условиях. Ужин в уже описанной столовой принес насыщение в желудок. На завтрак купил осетинский мясной пирог и изрядный кусок пахлавы. Столовая ведь откроется только в 9:00, а наш завтрашний сбор запланирован на 8:00.

В хостеле решил «окупить» цену и пошел пить халявный чай с печенками и сушками. Контингент хостела узнаваем — почти все туристы-альпинисты. Заваливаюсь на свою верхнюю полку и ставлю на зарядку телефон. Им я рассчитываю воспользоваться только раз — написать родным об удачном восхождении или по поводу срочной сдачи обратного билета. Как назло туберкулезный кашель с смачным отхаркиванием нижнего моего соседа не дает мне спать добрую половину ночи. Уже начинаю думать, что «Интурист» не такой уж и плохой со своей комнатой на одного. Но вот сосед, наконец, умер ушел в глубокий сон и я засыпаю.

Глава № 2.

2 августа. Знакомство.

Встаю по будильнику в 6:30. На кухне уже толпиться народ. Благо микроволновка свободна и я грею пирог. Как назло, еда никак в меня не лезет. Съел только два куска и пахлаву. Предлагаю остальным на кухне, но поздно, они уже наварили яиц и сосисок. Один, видимо гид, предлагает мне в ответ туалетную бумагу. Отказываюсь и сразу же соглашаюсь. Отматываю себе еще на всякий случай. Вот такой вот утренний походный обмен.

По пути в «Интерист» решаю перекинуть деньги с карты на карту. При переводе через приложение банк благополучно блокирует карту из-за сомнительной операции. Пробую через банкомат — карта заблокирована. Стою злой посреди утренней безлюдной улицы и лишь зеленый богомол смотрит на меня с молчаливым пониманием. Долго разговариваю с работницей колл-центра, на что она просит назвать кодовое слово. Если учесть, что их услугами я пользуюсь около 10 лет, это уже мне кажется сомнительной операцией. На вскидку бросаю фразу и она оказывается верной! Деньги освобождены и я радостный продолжаю свой путь.

В офисе компании уже люди. Наконец вижу с кем иду. Две женщины в возрасте, будем называть их Подружки. Как раз они и взяли одного портера на двоих. С одной из них я созванивался, чтобы узнать про питание на маршруте. Она уже ходила этой компанией на Эльбрус и должна была знать что почем. К сожалению, большой ясности она не внесла, сказав лишь точно то, что в этот раз питание она берет полностью свое. Парень моего возраста, моего роста и моего телосложения, который является фанатом одной популярной английской футбольной команды, назовем его Футболист. Мужчина старше меня, который занимается горнолыжным спортом, назовем его Горнолыжник. Два гида, один разговорчивый — Первый гид, другой молчаливый — Второй гид. Девушка моего возраста, которая раскидала все нутро своего рюкзака на стол и надолго удалилась. У всех же остальных членов группы рюкзаки само собой собраны. Эта девушка занимается парашютным спортом, поэтому назовем её Парашютистка. Еще один парень, заявленный в поход, так и не вышел на связь. Два оставшихся члена группы едут из других стран сразу в Грузию. Итого уже 8 восходителей, один портер и два гида.

В том числе из-за копошения Парашютистки, выезжаем в 9:30, вместо 9:00. В пути знакомимся друг с другом ближе, откуда я и черпаю данные мной псевдонимы для каждого из участников похода.

К 12:00 водители доблестно привозят нашу команду во владикавказский ресторан на обед. Конечно же, в трико и шортах туда не пускают. Разрешают только расположиться на улице в беседке. Разделять чек они не желают, блюда ждать от 30-ти минут. Ценник, впрочем, не такой большой, как пафос ресторана.

В свою очередь я предлагаю остановиться у любого «домашнего» кафе по трассе и отведать знаменитую по моему второму походу «взрослую» шаурму. На что Второй гид со знающим видом, отвечает, что по трассе кафе нет. Парашютистка выражает свое «фи» на фастфуд. Водители, немного по припиравшись, везут нас дальше, сказав лишь только то, что на границе есть кафе. Я представляю, какой там ценник. Не успев отъехать, мы благополучно проезжаем мимо вышеназванного мной кафе. Я зло негодую по поводу слов Второго гида, насчитываю по пути больше 10 мест приема пищи и бросаю подсчет.

Вот и граница. К моему удивлению, то, что тут называют кафе, по виду даже хуже того, что предлагал я. За мутным стеклом пара салатов, пара видов мяса и пара гарниров. Перове блюдо только одно. Беру половину харчо, салатик и гречку с говядиной. Половина харчо оказалось размером в два раза больше, чем я обычно обедаю. Так то можно второе было и не заказывать. Цена приятно порадовала, да и по вкусу все отлично. Как говориться, нет худо без добра! Неприхотливым туристам могу рекомендовать эту столовую, туалет, правда, платный.

На границе стоим в очереди с 13:00 до 14:00. Льет дождь. Проверку прошли без проблем. Правда был напряженный разговор пограничника с Первым гидом, но все уладилось. На границе разменял 1000 р. на 42 лари. Получается примерный курс 1 лари = 25 рублей. Думаю над риторическим вопросом: «В какой же стране курс рубля выше местной валюты?».

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Таможенный пост зажат в ущелье высокими горами

Выезжаем на грузинскую военную дорогу, с её туннелями, обрывами и отвесными стенами. Две фуры с трудом на минимальной скорости обходят друг друга.

Вот и Степанцминда — небольшая деревенька с кафешками и магазинчиками. Тут иностранных туристов процентов 50, если не больше! У центрального памятника встречаем двух последних членов группы. Они жители ближнего зарубежья, по этому доехали сюда сами. Но наш путь лежит дальше, поэтому мы рассаживаемся по авто снова.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Ну какой же отчет без местного собакена?!
  2. Вид с главной площади Степанцминды

Серпантинная крутая дорога поднимает нас на стоянку возле Церкви Святой Троицы на высоту 2170 м. Какой красивый отсюда вид!

1. Вид с автостоянки.
  2. Вид на Казбек.
  3. Вид на Церковь Святой Троицы.
  4. Вид на Гергети и Степанцминду.

Но расслабляться рано, мы выгружаемся и выдвигаемся на поиск годного места для лагеря. Погода пасмурная, облачно и ветрено. Наш Первый гид нашел идеальное место, отгороженное с одной стороны лесом, с другой небольшой посадкой из берез.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Четвертая палатка спряталась за посадкой

Уже в пути я понял, с кем лучше жить палатке. Так оно и выходит — мне достается 4-х местная высокая палатка, в которой будут жить двое помимо меня: Футболист и Горнолыжник. Компания подходящая. Во второй палатке два гида, в третьей — Подружки и Портер, в четвертой — Парашютистка и иностранцы.

Разбираемся с системой палатки, ставим её, но пренебрегаем растяжками. Приходит очередь дежурства. Вызываюсь быть первым, мой напарнок — Футболиста. Мой выбор очевиден:

1. С парнем моего возраста должно быть весело.
  2. Отдежурив на низкой высоте, где не надо топить снег и ручей под боком, есть вероятность, что «высотное» дежурство меня минует. Правда эта вероятность может сыграть и в обратную сторону, к тому же, мне может выпасть дежурить больше всех.

Оказывается, что из общего котла едят далеко не все, только я, два гида, Футболиcт, Портер и страший из иностранецев. Парашютистка вроде 50 на 50. Итого 6+1. Нам выдают специальное заламинированное меню, которому должны следовать дежурные. Там расписаны: состав, размеры порций и метод приготовления. Забегая вперед, хочу сказать, что следовать меню престали уже на второй день. Использовали его просто как рецепт.

Ужин готов. Сегодня, согласно меню, экзотическое индийское карри.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Судя по преобладанию гороха в карри, первая ночь в палатке располагает к самому тесному знакомству.

2 и 3. На запах ужина волки окружают лагерь

Первый гид начинает сплочать группу методом «знакомставо по кругу» — каждый рассказывает о себе то, что хочет поведать остальным. Так в нашем коллективе появляются иностранцы: Хирург, мужчина старше меня, и Иностранец — парень, моложе меня. Хирург сразу располагает к себе бархатным тихим голосом и неспешной беседой. Даже пошлые бородатые анекдоты выходят у него свежими и смешными.

К 20:20 отужинали, разходимся по палаткам. Состояние отличное. Долину вконец затянуло облаками.

Глава № 3.

3 августа. Акклиматизация на 3000 м.

Я, как дежурный, просыпаюсь первым. Утро дарит нам великолепный панорамный вид на вершину Казбека. Мы с Футболистом на радостях слишком громко разговариваем, за что получаем замечание от Первого гида. Сегодня нас ждет акклиматизационный выход без веса на перевал примерно 3000 м.

1. Погодные условия более чем отличные.
  2. Долгожданные солнечные лучи.

Выход запланирован на 9:00. Выходим с пятнадцатиминутным запозданием. Дорога сперва резко берет вверх, под ногами глина и трава. Затем начинают появляться камни все большего размера. Идти легко, рюкзак почти ничего не весит. По пути встречаются частые туристы и восходители совершенно разных уровней: кто идет с полной разгрузкой, кто налегке с одной треккинговой палкой, а кто вообще в кроссовках и фотоаппаратом.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Акклиматизация на 3000 м. Начало.

Поднимаемся до первого стенда с указанием маршрута. На нем ничего невозможно разобрать из-за ветхости и вандализма. Темп Первого гида мне нравиться — медленнее, чем я способен идти. Следующий привал у траурного камня. На нем написано, что в 2013 Казбеке погибло трое польских восходителей, тело одного так и не было найдено. Чем выше мы поднимаемся, тем больше нас начинает заволакивать облаками, но тепло.

1. Мемориальный камень.
  2. Облачным одеялом накрывает маршрут.

Достигли перевала в 12:30. Час на отдых и обед-перекус. На перевале значительно холоднее из-за сильных порывов ветра и многие утепляются. Наблюдаем, как местный житель на лошадях поднимает грузы в лагерь у приюта. Мы шли по «людской» дороге и не пересекались с ними.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Перевал увенчивает крест с иконами.
  2. и 3. Виды с высоты перевала.

Выходим обратно 13:30. По пути узнаем, что иранская группа не взошла из-за погоды. В базовый лагерь вернулись за 1 час 45 минут к 15:15. Часть группы решает спуститься в Герегети на обед. Гергетти — это еще меньшая деревушка, чем Степанцминда, они даже не имеют между собой границы. Спускаются «жировать»: Парашютистка, Хиругр, Иностранец, Футболист и Горнолыжник. Мы с Первым гидом заказываем по осетинскому пирогу по 10 лари.

После раскола группы, замечаю, что Подружки капаются на поляне на склоне между лагерем и церковью. От голода и безделья решаю к ним подойти. И не зря, они нашли на поляне костянику и чернику! Костяники совсем мало, а вот черники… Короче, добил скудный обед кисло-сладким ягодами прямо с куста.

Перехожу на подножный корм

Каратаем время в разговорах, планируем идти в церковь на песнопения. К вечеру погода портиться. Оставшиеся в лагере идут в церковь. Она футуристично выделяется из пейзажа, то и дело тонет в облаках. Я порядочно озяб, идя в сланцах по росе, и с удовольствием обнаружил, что внутри церкви тепло. Но, не тут то было. Внутри резко бьет в нос запах ладана, воздух здесь сперт из-за горящих свечей. Переживаю за кислородное голодание и время от времени покидаю церковь для глотка свежего воздуха. Подружки, гиды и Портер ни разу не вышли и даже остались на помазанье. Я же за это время успел познакомиться с приходящими туристами и поработать бесплатным фотографом.

Церковь Святой Троицы на высоте 2170 м.

Когда это все вконец мне наскучило, и я уже направился в лагерь, подошли наши объевшиеся члены группы, заставшие конец пения. Пироги они оставили в лагере. Парашютистка, беспардонно проигнорировав призыв не посещать церковь без юбки и головного убора для женщин, и не найдя ничего интересного внутри, начала с помощью бедного Футболиста (он еще и по совместительству фотограф с зеркалкой) увековечивать на цифровом носителе свои силуэты в разных позах на фоне всего, что видно вокруг.

Возвращаемся в лагерь. Пироги само собой остыли, но изголодавшиеся мы с аппетитом поглощаем их холодными. Горнолыжник и Футболист на ночь рассказывают мне о загадочном и манящем чашушули. Планирую его на праздничную трапезу, если таковая будет.

1. Гора — модница.
  2. Вечерний Казбек

Глава № 4.

4 августа. А в Гадюкино дожди…

Всю ночь идет дождь, переходящий в ливень, почти не прекращая. К утру палатку начинает рвать сильными порывами ветра. Подъем в 7:30. Оглядев палатку с внешней стороны, находим надрыв юбки. Первый гид настоятельно рекомендует срочно ставить растяжки на ледорубы. Так и поступаем. Завтракаем, собираем вещи — сегодня по плану перенос лагеря на высоту 3050 м. К 10:00 все готово, кроме палаток. В них мы прячемся от непогоды. Команды к дальнейшим действиям нет, и мы дремлем на пенках. Дождь идет почти постоянно.

В 13:00 происходит всеобщее собрание. По прогнозам только к 22:00 ожидается пасмурная погода без осадков. Решили переждать непогоду — прогноз на завтра хороший. Кидаю идею о завтрашнем раннем подъеме часиков эдак в 5, однако Первый гид отметает эту идеею. От скуки затеваем палаточные политические разговоры. Футболист, выйдя наружу по делам и возвратившись обратно, констатирует факт распространения вируса политического спора на весь лагерь.

После обеда дождь ослабевает и еле моросит. Вершина чистая, все вокруг заволокло. Известная часть команды решает снова спускаться в Гергети на поздний обед. От нечего делать и голода, решаю идти с ними, а заодно планирую тренировку — как спуститься, так и подняться пешком. Вчера они спускались пешком, поднималась же на такси за 40 лари.

Спуск проходит весело, в разговорах. Пока нуждающиеся меняют валюту в обменнике, Иностранец, нырнув в интернет, оглашает, что вчера они обедали в самом дорогом ресторане. Решаем поэкспериментировать и выбрать более дешевое, но не менее вкусное место. Идем в новое кафе, садимся за стол. Дизайн, конечно, оставляет желать лучшего, но мы не привередливы. Хотя не все. Парашютистка, узнав, что у них в меню нет хинкалей, сразу решает уйти. Все остальные не против остаться. Идем даме на встречу и решаем пойти снова в «Панораму». Это так называется самое дорогое кафе в Гергети.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Березовая посадка не сильно спасает от ветра.
  2. Спуск к Гергети
  3. С парковками тут видимо туго
  4. Вид на обратный путь

В «Панораме» мы окунаемся в модный дизайн «лофт». Все погружаются в изучение меню. Большой плюс заведения в том, что чеки здесь раздельные. Бессмысленный шик не для меня и я заказываю харчо, хачапури и бокал белого сухого. Уложился в 30 лари. Остальные же, уже дразнившие себя в прошлый обед изысканными грузинскими блюдами, заказывают полный карт-бланш с тремя или более бутылками вина. Хирург берет стопку медовой чачи. Под конец все позволяют себе даже десерт.

Хачапури за 10 лари

Выйдя на улицу я предлагаю проследовать обратно пешком, себе для тренировки, а кое-кому для уплотнения съеденного в желудках. Как ни странно, все единогласно поддерживают мою идею. Нет не все. Выделяется, как всегда, Парашютистка. Она наотрез отказывается не только идти с группой, но и даже взять с собой булку хлеба (которую мы по заказу Портера купили в местной лавочке) и традиционный пирог для гидов. По-хорошему, группу при таких обстоятельствах разделять нельзя, тем более отпускать девушку под вечер одну. Однако, настрой группы, которая уже уступила ей в праве выбора ресторана, говорит о том, что Парашютистка в гордом одиночестве поедет одна. Она же, легкомысленно еще и добавляет, что пойдет погуляет по окрестностям. В деревне. Где нет ничего, кроме памятника в центре. Желаем ей удачи и дружным строем штурмуем крутую горную дорогу.

По пути нам встречается небольшое стадо коров с острыми рогами. Ели-ели расходимся с ними без увечий — одна, самая дерзкая норовит откусить добрую часть от хлеба Портера.

1 и 2. На обратном пути погода к нам благосклонна

1. Самая дерзкая — вот та третья, с острыми рогами.

Горнолыжник сильно отстает от группы, греша на лишний десерт в виде чизкейка. Он очень комично смориться среди горного пейзажа с коробкой от пиццы в руках. Шутрим, что это самая высотная доставка пиццы).

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Вечер дарит нам чистую панораму на Казбек.

Глава № 5.

5 августа. Заброска лагеря на 3050 м.

Подъем в 7:00. Сперва ясно, даже видно перевал и вершину. Потом потихоньку начинают набегать облачка. Но нам отступать уже некуда, ведь из-за ливня сутки потеряны, и сегодня нужно, во что бы то ни стало, закинуть лагерь на следующую высоту в 3050 м.

1. Утренний Казбек
  2. Утренняя шыпаситая гостья

По плану выход в 9:00. Реально же выдвигаемся в 9:30. К этому времени все вокруг уже затянуло облаками. Дорога нам уже знакома, лишь только груз от рюкзака омрачает подъем. К тому же теперь к весу наших рюкзаков еще и «прилипло» общественное снаряжение. Я, как самый быстрый и наглый, выбрал себе 50-ти метровую веревку. На мой взгляд, она более компактная и удобная, чем палатка. Палатку разделили между собой два моих «однопалаточника»: дуги и колышки взял Горнолыжник, тент — Футболист.

Перевал покорился нам к 13:10. Пьем чай и перекусываем, скрываясь за камнями от ветра. Мимо идут лошади, груженые туристическим скарбом.

1. А вот и перевал
  2. Платная заброска снаряги

Далее лежит дорога к приюту на 3050 м. Она почти пологая и никакой сложности из себя не представляет. Если только переход по прогибающейся железной лестнице через бурный поток горной реки, но это дело техники. Достигаем приюта к 14:10. Однако, все места у ручья заняты восходителями. Я вызываюсь в помощь к Первому гиду для поиска подходящего места для лагеря. Мы с ним идем вверх, Второй гид с помощником идут вниз. Находим пару подходящих мест, но Первый гид решает узнать результат поиска Второго. Второй уверяет об отличных стоянках внизу. Решение отдано в пользу нижних лугов, а не верхних камней. На что я грустно волочусь в конце группы — никак не хочется терять набранную высоту.

1. Правильная поза для отдыха на привале
  2. До приюта уже рукой ледорубом подать
  3. У приюта яблоку карабину некуда упасть
  4. Новый дом на одну ночь

Разбиваем лагерь ниже приюта. Начинает сказываться высота — при резком вставании темнеет в газах и легкое головокружение. У 4-х появляются первые мозоли. Место выбрано живописное — ниже нас долина, которая, как бассейн, полностью заполнена мягкими белоснежными облаками.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Так и хочется разбежаться с буквы «Н» и прыгнуть в мокрую вату.
  2. Буратино сушит промокший колпак.

Я никак не могу дождаться ужина, скудный обед-перекус уже давно мной переварен. Горнолыжник сжалился надо мной и делится своей порцией макарон с тушенкой, за что ему огромное спасибо.

Небольшое отступление про питание, а точнее про обеды, которые состоят из перекусов, без готовки. Например, вот раскладка на обед, на так называемый в меню «Большой переход»:

— Протеиновый батончик.

— Сыр 25 гр. + колбаса 25 гр. (или орехи) + ржаные хлебцы 25 гр.

— Какао с сахаром.

При таком раскладе я и маленький то переход не осилю, не говоря уже о большом. Мало того, ужин готовиться не раньше 18:00, сегодня мы пришли на место лагеря в 14, значит 4 часа ожидания ужина обеспечено.

Меня спасало только одно — я брал себе дополнительное питание. Это были сухофрукты, орехи и сникерсы, выше положенной нормы. Но даже этого мне не хватало. Так я понял то, что в следующий раз нужно брать себе горелку и готовить горячее в любое время. А лучше два горячих).

Не дождавшись еды, на исследование приюта отправляются: Парашютистка, Футболист, Иностранец и Хирург. К ужину они возвращаются, Футболист с 1,5 л. пива, Парашютистка с 0,5 л. Дама выпивает свой напиток во время приема пищи.

Поужинав, мы с Горнолыжником так же интересуемся приютом и видом с него. Поднимаемся. Футболист, Хирург, Иностранец и Парашютистка идут играть в настольные игры в приют. Насмотревшись видов, я заглядываю внутрь приюта. Там стоит дровяная печь и лицо начинает пылать жаром. Присоединяюсь ко всем вышеперечисленным, однако алкогольные напитки категорически игнорирую. Наша с Парашютисткой партия в шашки с закончена ничей. Я прошу Футболиста разрешение написать родне с его телефона. Он великодушно дает согласие, и я отправляю первую весточку о себе за три дня.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Нет желания восходить с раритетной снарягой?
  2. Из Русского только Довлатов
  3. Зато горит в печурки огонь
  4. Тут все по 5 лари: начиная от туалета, заканчивая зарядкой для телефона.

Быстро темнеет, опускается туман, напитки заканчиваются, приют закрывается. Возвращаемся в лагерь. Нас ждет прохладная ночь.

Пока я отсутствовал, Горнолыжник нашел небрежно оставленный мной походный блокнот с карандашом и от скуки набросал в нем актуальный эскиз. Я пообещал ему опубликовать этот рисунок в своем отчете, что и делаю.

Сдержанное обещание

Глава № 6.

6 августа. Заброска лагеря на 3850 м.

Подъем в 6:30, мы снова дежурные. Ясно, холодно, сильный ветер. Прогноз на 7 число, на которое по предварительному плану должно было быть восхождение, сильный ветер — 40 км/ч. Наши намерения под большим вопросом. Согласно данным Mountain-forecast окно для штурма появиться послезавтра, 8 августа.

1. Солнце светит, но не греет
  2. Зато открылся отличный вид на Казбек!

Лагерь собран, выдвигаемся в 9:30. Скачем по камням, время от времени преодолеваем неглубокие бурные ручьи от ледника. На водных переходах очередь — тут ходят толпы народа.

1. Отличный образец защиты от ультрафиолета
  2. Модная фотография в стиле «Следуй за мной»
  3. А слабо за водичкой сгонять?

Форсируем водные преграды.

Достигаем ледника. Тут уже несколько групп одевает или снимает кошки. Звучит команда: «Кошки-каски». В 11:35 Первый гид проводит урок ходьбы в кошках. После краткого курса выдвигаемся. Ледник грязный, кругом ручьи. По такой поверхности, в принципе, можно спокойно идти и в ботинках. Тем более, что владельцы лошадей идут в обычных кроссовках.

1. «Неумытый» ледник
  2. «Рана» ледника
  3. Хорошо, что наша группа идет не в связке, как некоторые

Поднимаемся до каменного взлета под метеостанцией, снимаем кошки. Остается совсем чуть-чуть и в 13:25 мы достигаем цели. Организовываем личный скудный обед. В результате сбора последних слухов, сегодня никто не поднялся из-за сильного ветра.

1. Видишь метеостанцию? А она есть!

2 и 3. Палаточная вечеринка на платной территории метеостанции.

4. Единственный сугроб для тренировки срыва занят

Оказывается, что ставя палатку у метеостанции, ты обязан заплатить за место. Это, конечно же, не запланировано нашей компанией, и наш путь лежит еще выше. Цены на еду и жилье на метеостанции нереально завышены, тем более, что внутри полная разруха.

1 и 2. Метеостанция снаружи

3 и 4. Метеостанция внутри.

Мы проходим мимо частично занятых стоянок «Белые Кресты» и к 15:50 достигаем места установки штурмового лагеря на высоте 3850 м. под названием «Верхние Кресты» или «Черные Кресты».

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Те самые «Черные кресты»
  2. Облачная мантия
  3. Склон не лавиноопасен.

Наша палатка находит себе сомнительную ровную поверхность, огороженную невысоким каменным забором. Кухню организуем в «лунке» неподалеку, благо источник воды совсем рядом. Помимо нашего лагеря здесь еще только один, состоящий из трех палаток.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Аппликатор Кузнецова нервно курит в сторонке.
  2. Штурмовой лагерь установлен!

Высота начинает ощущаться все сильнее, у Хирурга идет кровь из носа, у многих начинаются головные боли. Иностранец чувствует легкое недомогание из-за простуды, еще бы, он почти весь маршрут шел только в одной футболке.

Наученные горьким опытом, мы тщательно растягиваем и укрепляем нашу палатку камнями. Футболист увеличивает высоту каменной стены. По плану на завтра акклиматизационный выход без веса, поэтому пытаемся заснуть пораньше. Само собой все тщетно и мы коротаем время, любуясь удивительно ярким млечным путем, считаем падающие небесные тела.

Глава № 7.

7 августа. Ежики в тумане.

Всю ночь дует сильный ветер. Спал мало, если вообще спал. За ночь насчитал три группы восходителей. К утру пошел сильный снег в виде крупной крупы. Окончательно проснулись в 6:30. Выходим на завтрак, вокруг все в снегу. Снежную крупу несет сильный ветер, не завидуем восходителям. Решено ждать улучшение погоды для сегодняшнего акклиматизационного выхода. Ветер не утихает, сидим по палаткам.

Снег. Град. Туман.

12:00. Сильный пронизывающий ветер со снегом. Видимость около 50 метров. Такая погода по-прежнему не располагает к акклиматизационному выходу.

В 14:00 начался дождь. После обеда проверяем по прибору насыщение кислородом и пульс у всех членов группы. У меня и Футболиста 83% и 103 удара. Прямо скажем не лучший результат. У Хирурга, несмотря на непрекращающуюся кровь из носа и боль в голове — 88% и 90 ударов. Пытаемся уснуть, но сильные порывы ветра шумно теребят нашу палатку. К 15:00 дождь прекращается, однако видимость ухудшаеться до 30 метров из-за опустившегося тумана.

К позднему ужину погода начинает проясняться. Иногда даже показывается вершина. Так мы пропускаем день акклиматизации. У нас в запасе остается только один резервный день на штурм. Я в срочном порядке, через телефон Футболиста, прошу вернуть мой обратный билет. Смс уходит не сразу — связи тут почти нет.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Погода к вечеру проясняется.

С течением обстоятельств, Первый гид принимает решение идти на штурм без акклиматизационного выхода. Группа полностью поддерживает это решение. Первый гид связывается по спутниковому телефону с менеджером компании, который передает актуальную сводку погоды. Решение Первого гида такое — на завтра запланирован штурм в 5:00. Вот тут уже в группе появились недовольные, включая меня. По нашему мнению, чем раньше выйдем, тем вероятнее дойдем. Тем более, что по статистике гора видна только с ночи и ранним утром, далее её скрывают тучи. Но споры с гидом бесполезны и многие ложатся спать со смятением в душе.

Глава № 8.

8 августа. Штурм.

Спал ночью плохо, постоянно просыпался. Примерно с часа ночи заснуть вообще было невозможно — открылся бескрайний поток восходителей с сопутствующим постукиванием треккинговых палок по камням, шумными разговорами и засветами налобных фонарей нашей палатки. Только ближе к 4 утра удалось немного задремать, но тут уже дежурные зашумели кухонной утварью.

Дежурят Хирург и Парашютистка. На завтрак гречка с моим засушенным мясом. Парашютистка как обычно перетягивает одеяло на себя и не разрешает добавить сушеные овощи в общий котел, типа пусть каждый себе потом добавит в порцию по вкусу. Даже не пытаюсь с ней спорить и доказывать очевидный факт, что овощи без варки не имеет никакого смысла добавлять. Все мои силы прибережены для финального рывка к заветной вершине.

Еда хоть и вкусная, заходит плохо. Еле доел свою порцию, зря положил еще один половник — не доел. Мои вещи упакованы с вечера, как и залит термос. На кухне происходит уже традиционная возня с термосами — кому надо только кипяток, кому уже надо варить чай и т. д. В итоге выходим на штурм в 5:20 с небольшим 20-ти минутным запозданием. Я иду в середины строя. Пока идти легко. Уже светает и включенные фонарики скорее по традиции, а не по необходимости. Сзади нас почти нет восходителей — наша группа одна из последних. Начинаю мысленно винить Первого гида в том, что тот выбрал такой поздний выход.

Красивый рассвет омрачили тучи

Сперва идем по заснеженным мелким камням, затем камни увеличиваются в размере, склон становиться все круче. Наступает рассвет и мы приближаемся к леднику. Первый гид командует одевать снарягу: страховочные системы, каски и кошки. Он достает веревку и по очереди на равном расстоянии пристегивает наши карабины к ней. Получается, что я иду примерно в середине связки как раз между двумя Подружками.

Вот мы уже преодолеваем первые трещины и промоины в леднике. Парашютистка как всегда выбивается из стаи и легкомысленно делает селфи на фоне трещины. Первый гид срывается на нее с критикой, но без мата. На что я советую забрать у нее телефон на время перехода опасных участков. Впереди нас идет еще одна группа, но нам её не догнать.

Внезапно, я явственно начинаю ощущать, как ровно посередине моего затылка под каской кто-то пристраивает саморез. Сперва легкое надавливание, как говориться «накернить», а потом и легкие неуверенные первые витки. С каждым шагом саморез погружается все глубже в кость, боль увеличивается с увеличением диаметра самореза. Короче, все, как рассказывал Горнолыжник о своих симптомах горной болезни на прошлом восхождении. Мысленно шлю ему огромный привет, и думаю, проявились бы эти синдромы, если бы я про них не знал. Хотя в моем первом походе кто-то тоже рассказывал об гвозде, забиваемом в голову.

Ледник оказывается огромный по протяженности, не то, что ледник Колка, который с российской стороны. Чтобы хоть как то ослабить боль и замедлить скорость закручивания самореза пытаюсь петь песни не вслух. Репертуар, конечно, группы ДДТ и стихотворение «Я узнал, что у меня…" из культового фильма «Брат-2». Это заменяет мне мой фирменный подсчет шагов.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Погода начинает ухудшаться, то и дело начинает накрывать туманом и мы идет уже в молоке, порывы ветра становятся все сильнее. По мере отвлечения моего сознания на творчество Юрия Юлиановича, боль утихает или исчезает вовсе. Хирурга мучают головные боли, Парашютистка, якобы даже заранее выпила лекарства от головы, и, судя по ее поведению на трещинах, таблетки подействовали.

Наконец преодолев ледник (может часа за 1,5), Первый гид собирает нас на ровном заснеженном участке и командует выстегиваться. Это место для обучения по самозадержанию. Клеймю Певрого гида за «своевременную» задержку — видимость окончательно ухудшается, начинает сыпать крупа, подгоняемая сильным ветром. Чтобы тебя услышали приходиться кричать. Тем временем уже редкие восходители бредут мимо нас обратно. Краткий 30-минутный урок усвоен ровно на столько, на сколько его можно усвоить в таких экстремальных условиях.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Встегиваемся обратно и продолжаем свой путь. А путь наш представляет из себя узенькую полочку на склоне шириной в 25 см. Это что то похожее на эльбрусскую «косую полку», но гораздо круче в наклоне. Тут уже нас постоянно обходят возвращающиеся восходители. На мои расспросы и русском и английском языках, выясняется, что львиная доля восходителей возвращается ни с чем. Оказывается, что сегодня на гору вышло около 300 человек, что создало огромную пробку на вершину. Как сказал один иранец: «Там бутылочное горлышко и все мерзнут в очереди». Далее выясняется, что еще и последний взлет на вершину сплошь покрыт льдом и из-за частых срывов, веревки групп перехлестываются, приходиться подолгу распутывать завалы из людей. После этого я теряю половину уверенности, что мы взойдем на вершину. Однако наш Первый гид продолжает стойко вести группу вверх. Меня начинают терзать сомнения, я то виню Первого гида в запоздалости, то думаю, что может оно и хорошо — пробка к тому времени уже рассосется. Тем более, что Первый гид пока не выражает сомненья в правильности своего решения.

При первых признаках приближения самореза к голове меня снова выручает русский рок. Казбекская «косая полка» оказывается еще длиннее эльбрусской. Заканчивается она крутым взлетом на плато, наподобие эльбрусской «седлорвины», но гораздо меньшего размера. На всем последнем участке мы «соревновались» с иранской группой, то обгоняя ее, то отставая от неё. Самое противное, что на этом крутом взлете, как назло, мы снова пересекаемся. Приходиться обходить их слева, т. к. скорость у них ниже нашей. Это не так то просто, когда ты идешь по рыхлому снегу под двойным углом, то и дело толкаясь с более медленной группой, идущей по тропе. Мне кое-как удается пройти человек 5 и обогнать медленную группу, однако на всем протяжении этого пути приходиться буквально тащить за собой одну из Подружек. Ей сложно идти моим способом — она постоянно просит меня остановиться, на что я выхожу из себя и срываюсь на мат.

Вот, наконец, наша связка в полном составе вырвалась вперед и мы уже на «седловине». Парашютистка начинает радоваться, что мы взошли, на что я злобно её осаживаю. Видимость очень плохая и даже Певый гид спрашивает у соседней группы, где же вершина. Ему отвечают на иностранном языке нечто невразумительное, но становиться окончательно понятно, что это еще не конец.

1 м 2. Разойтись на этой полке крайне сложно

3 и 4. Условная «Седловина»

Командуют привал, но выстегиваться запрещают. Даже на уговоры отпустить меня в туалет, Первый гид говорит: «Пусть девушки отвернуться». Плохо себе представляю, как можно сходить «по-маленькому», когда от тебя на максимум 1,5 метрах сидят 11 человек, 3 из которых женщины и это только известные тебе люди, не говоря уже о других восходителях. И дело даже не в этом, а в том, что на тебе надето: легкое термо, теплое термо, треккиноговые штаны, страховочная система и к тому же ты встегнут карабином в толстую веревку, которая тянет тебя к низу — остальные же сидят на снегу. Последним козырем становиться то, что против ветра, а именно так стоит наша группа, маленькая радость может превратиться в оскорбительный казус. Отбрасываю мысль о туалете до лучших времен.

Пока пьем чай и перекусываем, дует сильный ветер, видимость очень плохая. Группа напротив начинает подмерзать. Они становиться в круг и обнимаются. Одиночки согреваются прыжками и похлопываниями по замерзающим конечностям. Ветер сильный, но меня вроде бы пока не продувает. Временно открывается вид на вершину и наш единственный путь. Взглянув на него, мне сразу становиться понятно, почему сегодня такой большой процент развернувшихся восходителей. Взлет на вершину представляет собой сужающуюся к верху, зажатую между камнями, обледенелую поверхность, примерно с 50-ти градусным уклоном. По всей поверхности взлета хаотично расположены застрявшие связки или одиночки-двойки.

Мы выдвигаемся к последнему отрезку пути. Примерно на 1/3, как раз под всеобщей свалкой, Первый гид внезапно командует принять влево к камням. Мое сердце падает в горные ботинки. Когда перед тобой какие-то жалкие 200 метров по вертикали, и долгожданная вершина то и дело подмигивает своей белизной сквозь туман, мучительное томление равноценно смети. Однако, Первый гид пока не дает никаких комментариев по поводу нашей внеурочной заминки. Второй же гид выстегивается и с легкостью порхает в кошках перпендикулярно склону наперерез восходителям. Это ему приспичило «по-большому».

1. Пресловутая очередь на вершину

2. В ожидании освобождения обледенелого «бутылочного горлышка»

В ожидании Второго гида меня посещает блестящая идея, которой я незамедлительно делюсь с Первым гидом. Предлагаю всем желающим (если таковые остались) встегнуться усами от самотраховки к Первому гиду и по очереди, взойти таким образом до вершины. Я-то уже почуял настрой группы и как минимум трое (Подружки и Хирург) теоретически могут воздержаться от дальнейшего восхождения. Первому же гиду всего лишь остается 5 раз взойти на вершину Казбека, установив некий рекорд. На это Первый гид удивленно отказывается от моей сногсшибательной идеи и успокаивает меня, говоря, что дойти должны все вместе. Успокаивает меня это не сильно, т. к. я оцениваю физическое и моральное состояние некоторых из группы как неудовлетворительное.

Второй гид возвращается. Мы все с замиранием наблюдаем, как он в одиночку попеременно втыкает носы кошек в крутой склон, страхуясь лишь ледорубом. Тем временем, хаос на взлете начинает поддаваться логике, однако скорость некоторых настолько мала, что непонятно вверх или вниз движется связка. Многие просто зарубились на склоне и чего-то ждут.

1 и 2. Погода поминутно меняется с «Ясно» до «Все пропало»

3. Кому мало экстима — ищут альтернативный путь.

Первый гид командует спасительное: «Вверх!». Я по прежнему встегнут меду двумя Подружками, вторым после гида идет Горнолыжник. Наловчившись за свой первый грандиозный поход 2017 года, я без страха и раздумий рвусь ввысь. Но не тут то было. Подружка ниже меня ну никак не хочет сдвигаться с места. Её скорость убийственно мала и я как марионетка растянут на веревочке между восходителями. Сперва эта ситуация меня очень злит и я ругаюсь и кричу. Вижу, что моя тактика не приносит успеха, решаю ретироваться. Захожу с другой стороны и играю роль «доброго полицейского». Как ни странно это срабатывает! Подбадриваниями и доводами типа: «Осталось совсем немного!», «Давай еще пару шажков!» мы медленно, но стабильно двигаемся вверх.

Главной ошибкой Подружки было то, что она, не выдерживая нагрузки от «планки» (носы кошек — ноги, руки — ледоруб), то и дело становилась на колени для передышки. Колени же, разгружая кошки, скользили по склону. В это время Первый гид постоянно спрашивал, почему не идет группа. Объяснить причину не представлялось возможным из-за сильного ветра и концентрации своих действий на опасном участке склона.

По закону подлости, как только мы начали пересекать самый скользкий участок пути, происходит срыв нижнего участника иранской связки, состоящей из трёх человек, которая находиться выше нас. Наш Первый гид дает команду «Срыв!» дважды, но никто из троих не может зарубиться. К тому же нижний сорвавшийся иранец теряет на склоне ледоруб. Первый гид подрывается к брошенному ледорубу, зарубает его в склон и своей веревкой фиксирует схватывающим узлом общую иранскую веревку к ледорубу. Далее он дает команду Горнолыжнику зарубить ледоруб ниже ноги иранца для дополнительной фиксации. Горнолыжник же в это время руками держит сползающего на него иранца.

Слава богу, срыв остановлен вовремя — наши веревки не успели перепугаться. Горнолыжник определяет, что срыв произошел из-за неправильно надетой или поврежденной кошки, которая начала сползать у иранца. Он тщетно пытается помочь, иранец же в это время находиться в каком-то ступоре, и не совершает ни каких действий. Он просто ждет, когда проблему решат за него. Безрезультатно провозившись с чужой кошкой, Горнолыжник, по команде Первого гида осторожно забирает свой ледоруб и мы снова двигаемся ввысь. Я сгоречью осознаю, что спуск займет у нас гораздо большее время и отнимет последние силы у группы. Но это все потом, главное сейчас — вершина!

Вот мы взбираемся на пик. Там уже человек 8. Обессилившая Подружка, которую я тащил, падает без сил. Все выстегиваются. Наша группа 8 августа 2019 года в полном составе в день альпиниста взошла на вторую по величине высоту Грузии — Казбек 5033 метра над уровнем моря!!!

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Ура! Я на вершине Казбека 5033 метра!

Обнимаемся и поздравляем друг друга! Погода преподносит нам подарок в виде открывшихся великолепных видов с вершины. Солнце освещает наши радостные лица для качественных фотографий. Мы смеемся, фотографируем друг друга и допиваем оставшийся в термосах чай. Цель достигнута! Вершина взята! Та самая подружка не скрывая эмоции, сообщает, что взошла благодаря мне. Это мне льстит, и я очень стыжусь, что вначале выбрал не ту тактику убеждения. На вершине мы пробыли рекордные для меня минут 30. Хотя сложно оценить время, которое ты провел в эйфории. Я делаю традиционное фото с фото любимых жены и сына, которую я заранее заламинировал и взял с собой.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

От усталости некоторые валяться с ног

Наступает время спуска. Первый гид в очередной раз встречает знакомых, сговаривается с ними о коллективном спуске, объединив общественное снаряжение. Это гениальное решение решает все наши проблемы по спуску. Гиды совместными усилиями провешивают две веревки по 50 метров, организуя на склоне две станции. Участники походов поочередно за счет силы трения веревки по карабину или восьмерке спускаются дюльфером вниз. Для меня это не впервой и я лихо прыжками оказываюсь на «седловине». Для некоторых участников потребовалось значительное время, чтобы понять и осуществить данный вид спуска.

Пока остальные спускаются, я ем. Снизу поднимается одинокий восходитель. Пуховка расстегнута, в голых руках ледоруб, рюкзака нет и в помине. Это мужчина лет 60-ти с редкими зубами и спутанной бородой. Он с трудом вываливается на «седло», начинает доставать тонкую сигарету. Долго прикуривает, пряча огонек от ветра в воротнике пуховки. Дым как назло в мою сторону и мои без того обескислороженные легкие начинают отказывать. Старик же отмачивает анекдот: «Действия восходителя на восьмитысячнике: Поднимаюсь до высоты 8000, обессиленный падаю на вершине лицом в снег, переворачиваюсь на спину, достаю сигарету и делаю долгожданный спасительный первый вздох». Один из наших участников ведает ему об дальнейшем пути и о срывах, на что бородатый отвечает так же шуткой: «Зарубился сам — заруби товарища!». Кроме этих двух фраз он ничего нам больше не сказал.

1. Желающих идти на вершину после нас совсем мало.
  2. Спуск в облака.
  3. Снежный занос высотой в три этажа.

Глава № 9.

Сказ про уставшего бычка.

Наша группа снова в сборе и мы строимся вдоль веревки. Спуск идет очень медленным темпом, почти таким же, как мы шли вверх. Для меня это убийственно, так как я привык вниз всегда идти своим темпом, причем этот темп — чем быстрее, тем лучше. Однако не тут-то было. Я представляю себя несмышленым теленком, которого постыдно ведут на привязи. Даже те, кто спускается, обгоняя нас, говорят, что склон не опасный и можно идти без веревки. Но Первый гид верен своему решению, и мы плетемся с черепашьей скоростью. Я начинаю уставать и потеть. То и дело выходящее солнце все сильнее способствует второму. Грешным делом, от скуки, в моей голове даже созревает лукавая мысль сделать самопроизвольный срыв и проверить полученные группой на уроке навыки. Лишь скудные остатки здравого разума сдерживают меня от этого поступка.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Отличный склон для тренировки «внезапного» срыва.

При каждой остановке, участники группы, как с капусты, начинают стягивать с себя слои одежды. Те, кто поделился с нами своей веревкой, поднимались по маршруту с российской стороны и туда же спускаются. Выйдя с нами почти одновременно, их фигурки уже давно превратились в едва различимые черные точки на снегу. Я мысленно возвращаюсь в свой поход 2018 и как будто бы вижу, как я мог бы подняться тогда по этим их следам. Вижу и пик ОЖД 4271 м., на который должен был быть мой акклиматизационный выход. Надеюсь, что я смогу когда-нибудь взойти на Казбек и по этому маршруту.

Пик ОЖД 4271 м.

Вот ледник подходит к концу, начинаются камни и разрыхленный подтаявший снег. Мы по прежнему идем черепашьим строем. Даже когда заканчиваются все трещины, как будто в отместку, Первый гид все еще держит нас на поводке. Я сдерживаюсь и не возмущаюсь, отдавая дань тому, что он не развернул нашу группу на полпути на вершину. Грешным делом даже представляю какая будет потеха, если весь оставшийся путь до штурмового лагеря мы проделаем в связке. Со стороны это будет смотрится более чем глупо. Наконец, команда привал, на которой мы расстаемся со своими путами.

1. Каменный гриб.
  2. Последние минуты в связке.

Гиды меняются местами и дальше нас ведет Второй гид. Путь лежит через ущелье, где ежесекундно срываются булыжники и непредсказуемо рикошетят в нашу сторону. Это самое страшное и стремное, что я ощутил во время нашего похода. Короче, ты слышишь, летит камень, останавливаешься, чтобы посмотреть, куда он летит и готовишься от него увернуться. Вот он пролетает мимо, но в это время уже подлетает еще два или три камня и ты по-прежнему стоишь, цепенея от страха. Нужна большая сила воли, чтоб, не отвлекаясь на бомбардировку, продолжать движение. Кода мы шли в ту сторону, солнце еще не подтопило склон, и камни не сыпались.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Каменный обстрел ведется вот на этом участке.

После этого опасного участка Второй гид, к огромному моему облегчению, разрешает преодолеть оставшийся путь до лагеря своим темпом. Услышав данный приказ, мои ноги сами понесли меня по камням и сыпухе с огромной скоростью, предчувствуя приближающийся долгожданный обед и горизонтальное положение тела.

Для себя я выделил такой распорядок действий, при входе в лагерь:

1. Скинуть опостылевший рюкзак.
  2. Снять теплое тремо и дать вздохнуть свежего воздуха ногам, скинув ботинки.
  3. Приступить к разогреву недоеденного завтрака в виде замершей гречки.

Путь до лагеря заметно укорачивается — легко идти своим темпом, не придерживаясь общей скорости. В 17:32 я уже ворвался серебряным призером в штурмовой лагерь. Золото забрал Иностранец, бронза досталась Горнолыжнику. После выполнения двух первых запланированных пунктов, я с радостью обнаружил, что гречка не заморозилась. Начался разогрев ужина, остальные постепенно возвращаются в лагерь. Состояние группы ниже среднего: Футболист отказывается от еды — пьет остывший чай; Горнолыжник так же воздерживается от гречки; Парашютистка заваливается в палатку и дремлет; Хирург-дежурный стоит на кухне, но аппетита на его лице не наблюдается. Только я прыгаю вокруг кастрюли — смотрю, как бы не подгорела моя еда.

Вот ужин разогрет, и я с охоткой поглощаю первую тарелку. Затем вторую. Затем третью. После третьей тарелки решаю остановиться — вокруг уже негодуют участники группы — не все могут пить чай, а я тут обжираюсь. Позже выясняется, что Портеру не хорошо. Он идет мерить давление к гидам. Говорит, что давление зашкаливает, уходит в палатку. Через некоторое время его начинает рвать. Он пытается пить чай, я советую ему идти спать. К слову, у Портера на счету за последний месяц два подъема на Эльбрус, но и его накрыло. Это говорит о том, что даже с хорошей акклиматизацией в горах никто не застрахован от таких вот проявлений горной болезни, ну или тупо от накопленной усталости.

Я предусмотрительно начинаю заранее паковать рюкзак — мои разложенные на камнях вещи уже успели подсохнуть. Спонтанно собираемся в круг, пьем чай. Горнолыжник достает волшебную фляжку, из которой ему не разрешили пригубить на вершине. Приглашаем тех, кто способен передвигаться к «столу» и поздравляем друг друга с вершиной! Фляга делает три круга и опорожняется. Сегодня я планировал лечь пораньше, в итоге за беседой незаметно темнеет. Расходимся по палаткам уже в сумерках. Горнолыжник романтично изъявляет желание остаться встретить млечный путь. Мы с Футболистом залегаем, но сон не идет. Беседа льется горной рекой, вплоть до возвращения Горнолыжника. После этого мы успокаиваемся и засыпаем.

Глава № 10.

9 августа. Дом. Милый дом

Спал я плохо. Мешали редкие восходители и камни, впивающиеся в тело с разных сторон. Копчик и костяшки таза изрядно намялись за три ночи на камнях. Сегодня дежурим снова мы с Футболистом. Так как после штурма не все еще пришли в себя, решаем не делать общий завтрак, а просто согреть две кастрюли кипятка — еда по желанию. Достаю свои сублимированные омлеты Гала-Гала, угощаю желающих. Выходит по 1,5 порции на каждого. Я успешно съедаю свою долю, смачно приправив её своим сушеным мясом прямо поверх омлета. Горнолыжнику омлет не пошел, и он отдает свою порцию мне. Футболист, Хирург и оба гида остаются довольны завтраком.

При собирании лагеря все пытаются избавиться от лишнего веса, будь то не съеденная провизия или мусор. По мнению Первого гида, каждый должен нести свой мусор сам, но кто же будет разбираться где чей, если сформирован общий пакет?

Обстановку начинает накалять Портер. Он разыскивает негодяя, который бросил свой газовый баллон. Я прошу его прочитать, чья фамилия находиться на дне баллона (все баллоны, кроме портеровских, подписаны). Портер благополучно узнает, что это его баллон и замолкает.

Следующим начинает умничать Парашютистка. Она заявляет, что те, кто хотел выйти в 9, уже к 8 готовы, в то время как те, кто хотел выйти в 8 еще копошатся. Поле этого заявления у палатки Иностранца-Хирурга-Парашютистки выходит инцидент. Иностранец выплескивает накопленный негатив на Парашютистку, обвиняя её помимо всего прочего в вечном запаздывании их палатки.

В 9:48, наконец, начинаем поздний спуск. Мусор доблестно разделили между собой Футболист и Горнолыжник, за что им огромный респект от меня и благодарность от природы.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

1. Я готов к затяжному спуску под палящим солнцем во всеоружии.

2. Гора грустит, предчувствуя наш уход.

3. На леднике сверху жарит солнце, снизу — отраженные от ледника лучи.

К 10:27 мы на метеостанции. Становиться теплее и я раздеваюсь до легкого термо и шорт, кофту из тонкого флиса пока оставляю. Небольшой отдых с перекусом и снова вниз! Моя тяжелая ноша в виде собранной у всех еды дает о себе знать, и я начинаю терять скудные калории от омлетов. Вот и ледник. К моему глубочайшему сожалению Первый гид дает команду: «Кошки-каски» и я озлобленно потрошу рюкзак. Спасибо, что хоть не в связке пойдем! На мой взгляд, ледник не несет никакой опасности, тем более что ботинки по нему совершенно не скользят. По пути встречаем двух восходителей в рясах и с бородами. Первый гид спрашивает: «На восхождение?», на что они отвечают: «На небо». Видать это служители шуточной церкви. Мне в плечи с каждым шагом все сильнее впиваются лямки рюкзака. К середине пути пытаюсь убедить себя, в правильности решения Первого гида. Ледник неровный и вероятность оступиться без кошек велика.

Успешно минуем ледник, скидываем ледовую снарягу. Я промываю кошки в ручье от ледника. Немного отдохнув, двигаемся далее. Я небрежно кидаю левую ногу на камень, проскальзываю и чувствую, что набил мозоль. Хорошо, что хоть на обратном пути.

Вот уже приют и ручей. Решаем делать привал с легким обедом. Допиваю термос, доедаю почти все запасы. Иностранец и Горнолыжник идут налегке за закладкой из мусора. Отдохнув, продолжаем спуск. Форсируем горную реку по лестнице. Вот уже знакомый перевал, через который плавно перетекает стадо овец. Скрываемся от ветра за перевалом, снова перекур. Остался один большой рывок.

За три «присеста» преодолеваем оставшийся путь, на котором моя мозоль начинает все больше о себе напоминать. Тем более, что весь путь вниз, в свою очередь, палатку несу я, отдав веревку Футболисту. Вес палатки смещает центр тяжести влево и левая лямка рюкзака уже режут кожу.

Спустившись, я скидываю рюкзак и тороплюсь за оставленной ранее закладкой с провизией. Наш трансфер наполовину уже пришел. Возвращаюсь бегом и как раз вовремя — мои вещи уже погрузили, последние восходители спускаются уже при мне. Трансфер везет нас в гостевой дом в Степанцминду.

Так заканчивается мой поход. Дальше будет горячий душ, ресторан с грузинским вином и традиционными блюдами, и долгожданный сон на мягкой кровати под тяжелым красным ватным одеялом!

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Восхождение я отметил загадочным чашушули.

Глава № 11.

Здоровье. Расходы. Итоги. Планы.

Про здоровье. Со здоровьем в этот раз все отлично! Лишь немного подгорел нос, набил одну мозоль, чувствительнось снова потеряли большие пальцы на ногах, но это, как мы помним, временное явление.

Про группу. Несмотря на разницу в возрасте группа у нас получилась сплоченная! Каждый что-то превносил свое в коллектив. С «однопалаточниками» я вообще сдружился и мы договорилисть делиться своими планами на дальнейшие походы — авось снова пойдем водной группе! Одним словом коллектив у нас подобрался приотличнийший!

Про расходы. Как обычно привожу все свои расходы на данный поход в табличном виде:

Наименование

Стоимость, руб.

Примечание

Страховка

«СОГАЗ»

«Спортивный туризм «Б» (поиск и эвакуация)

Дорожные расходы

Питание в общепите

Рестораны, столовые, кафе

Сувениры

Куда же без них, родимых

ИТОГО:

Из таблицы следует, что большая часть средств была потрачена на услуги компании. Если пренебречь расходами на сувениры и оформление альпкнижки, выходит, что стоимость похода составляет чуть больше 30 тыс. руб.

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Советую хорошенько подумать, прежде чем пренебречь грузинскими сувенирами

Идем дальше и вычитаем покупную у компании еду. Я подошел к покупке их еды с умом и вместо 10 тыс. руб. за пакет «все включено», купил у них только то, что не мог приготовить сам. Вышло около 3 тыс. руб. Мало того, во время похода выяснилось, что легко можно было готовить и на себя одного, без общего котла.

Так же, если бы я купил тур еще раньше, у меня была бы скидка еще в 5 тыс. руб. К слову, некоторые, кто купил место накануне, выкладывали уже по 29 тыс. руб. В ходе нехитрых вычислений получаем сумму уже в 22 тыс. руб.

Откинем ужин в дорогом ресторане и получаем ценник в 20 тыс. руб. за 10-ти дневный поход за пределами России с гидами, всеми трансферами и проживанием. По мне, так это более чем приемлемая цена за маршрут данной категории. Даже не знаю, что бы компания заработала на мне при таком раскладе).

Пришло, наконец, время огласить или не делать рекламу этой компании. Взвесив все за и против, я рекомендую вам воспользоваться услугами компании «Страху.нет», если это ваш первый или второй поход. Но не забывайте, что ко всему нужно подходить сто раз взвесив свое решение. Например, львиную часть дохода забирает прокат снаряжения. Я не брал ничего. Но некоторые брали даже каримат за 900 рублей, хотя это его стоимость и можно было спокойно купить себе такой на эту сумму. Каримат, который был у участника, якобы не прошел по толщине и «правильный» коврик навязали в прокат. Чтобы этого избежать, нужно просто напросто заранее готовиться к походу, только и всего!

Дневник восхождения на Казбек со стороны Грузии

Вообще, конечно, нам крупно повезло с первым гидом, ему отдельное огромное спасибо! Считайте, что результат восхождения лежит только на нем, а никак не на руководстве компании. Менеджер тоже заслуживает похвалы — всегда идет на контакт и вовремя решает все проблемы в пользу клиенту. Есть кое-какие минусы в покупном питании, но я подготовлю им письмо и надеюсь, что они поправят эти недочеты. Правда, сейчас на их сайте, на 2020 год можно резервировать места только на Эльбрус со всех возможных маршрутов, Казбек и Непал куда-то исчезли. Надеюсь, это временное решение, и в ближайшем будущем они откроют не только старые направления, но и новые, например Белуху, что первым делом я и доложил их менеджеру.

Так ловко вы узнали об моих планах на 2020 сезон. Как говориться, жди Алтай, я учу мат. часть!)))