Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Тахуа — Нигер Сентябрь 2017

Ещё в дороге меня предупредили, что в Тахуа все двухместные номера с одной спальной кроватью. В последующем выяснилось, что это прикол не только в Тахуа, но и по всему Нигеру. Всю дорогу мне с моим попутчиком приходилось спать на одной кровати. К счастью Вадик оказался тихим и мирным представителем питерской интеллигенции и на мою честь не посягал.

Если раньше говорили, «я бы пошёл с ним в разведку», то теперь в терминологии путешественников, думаю, правильнее всего говорить, " я бы с тобой в Нигер поехал…». Кстати, сам отель Тарка оказался вполне приличной трёшкой.

Забегая вперёд, отмечу, что я был честно и искренне удивлён уровнем нигерских отелей. Кто едет в Нигер, непонятно, но отели здесь вполне приличные, однокроватные, и, самое главное — отнюдь не дешёвые.

Повар в Тарки оказался медлительным профессионалом. По всей видимости, толпа из 20 человек его попросту озадачила. Меня же в тот вечер более всего поразило обилие саранчи. В одном из уличных туалетов дверь была не закрыта, и саранчи там, на раковине, на унитазе, на полу и на стенах собралось видимо-невидимо. Стены и пол в буквальном смысле шевелились. Подобного я никогда не видел.

Жаль, но утром все эти твари дрожащие разбежались. Я думал, мне удастся сфотографировать подобное месиво. Однако, нет, насекомые в большинстве своём исчезли.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Позавтракав, я прикинул, что до выезда из отеля целых 2 часа и потому решил прогуляться по городу.

Отель находился на окраине. Я его на всякий случай сфотографировал и отправился изучать город.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Кроме колоритной нищеты, ничего интересного рядом не было.

Дорожные рабочие что-то уже своими тракторами ковыряли, стараясь, как можно больше успеть сделать до жары, но сам город ещё только просыпался.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Всевозможной спецтехники в Тахуа довольно много.

Подобное не удивительно, ибо вчерашний дождь оставил после себя большие лужи, глядя на которые, вспоминалась наша родная российская глубинка, где передвигаться проще всего именно на тракторе.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Проходя мимо людей, я со всеми здоровался и они мне отвечали. В какой-то момент рядом притормозил мотоциклист. Молодой парень поприветствовал меня, предложив сесть сзади него. Он довёз меня до ближайшего перекрёстка.

Я же, интуитивно почувствовав, что человек он вполне надёжный, показал ему мелкую денежку, знаками предложив, прокатить меня по городу. Уговаривать не пришлось. Мой новый знакомый с радостью согласился. Мы понеслись по дороге на его трескучем мотоцикле.

Местные смотрели на меня как на самое настоящее чудо.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Первой остановкой, куда мотоциклист привёз, стал городской базар.

Он же был и чем-то типа автовокзала.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Я слез с мотоцикла и отправился в народ. Люди реагировали на меня вполне нормально. Во всяком случае, никакой агрессии я не чувствовал.

Изучая карту мира, взгляд на странах подобных Нигеру, никогда не останавливается. Вроде как ничего тебя в этих местах не цепляет. Смотришь и думаешь, там пустыня и нет никакой жизни. Теперь же про Тахуа буду знать — есть такой город Тахуа и люди там живут. Подобные селения образовывались как места для отдыха караванов.

Тахуа расположен в зоне Сахеля и является столицей одноимённого департамента, население которого составляет 186 992 человек (2004 год). В настоящем Тахуа крупнейший город центрального Нигера.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Скажу честно, смотреть в Тахуа особо нечего.

Город низкий, одноэтажный и даже асфальт положен здесь только на главной улице.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Сами дороги многократно перекопаны и перерыты.

Зато, как сказало бы Армянское радио — у нас есть аэропорт. Следующей остановкой куда меня доставил мотоциклист, стало знаковое для Тахуа место.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Нет, всё там было по-африкански бедно и вполне обыденно, но при этом среди пёстрого хаоса выделялись два пятнистых деревянных жирафа. Рядом располагалось что-то похожее на кафешку. По всей видимости, хозяин заведения купил жирафов для привлечения клиентов.

Надо отметить, что с задачей он справился.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Далее мы кружили по городу, и везде, где только был намёк или полунамёк на что-то интересное, я старался фотографировать.

Центр Тахуа выглядит приличней его окраин.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Запомнились большие рекламные щиты.

На моих глазах открывались магазины и лавки, трудовой люд спешил на работу.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Исторически в этих местах жили туареги и фульбе. Первые пришли сюда с севера, вторые с юга.

В начале 19-ого века фульбе привели к исламу множество народов современного Нигера. В городе они занимают господствующее положение. Это видно по их одеждам и особенно по машинам.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Вот так сходу судить тяжело, но мне показалось, что фульбе живут отдельным кварталом, или, во всяком случае, в богатом районе их попросту много.

По статистике Нигер одно из самых молодых государств в мире. Половина населения младше 15 лет, тогда как средняя продолжительность жизни составляет 47 лет. В любом городе утром можно видеть спешащих в школу учеников. Здесь же школьников я как-то не заметил.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Возможно занятия уже начались, и потому детей не было. Есть и ещё один момент, школьную форму ученики в Нигере не носят, а дети кочевников и вовсе не учатся.

Как следствие этого, читать и писать умеет только треть жителей страны.

Когда мы остановились на одной из улиц, я долго не мог понять, что же мой новоявленный гид хочет мне показать. Позже, когда проехали машины, я догадался. Парень с гордостью предъявил мне — светофор!

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Уже после, изучая дома информацию, я узнал, что в 2007 году туареги подняли в Нигере восстание, одним из мест действия которого стал Тахуа. После этого тот жидкий туристический поток, что капал сюда из Европы и из Америки, сошёл на нет. Я постоянно твердил моему автогиду, дабы тот подрулил к главной мечети города. Она фигурирует во многих справочниках по Нигеру.

Понял тахуанец меня или нет, но какую-то большую мечеть он мне всё же показал. К сожалению возле неё собралась большая лужа, и потому подойти близко, чтобы всё подробно узнать и хорошенько рассмотреть, у меня не получилось.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Далее парень отвёз меня куда-то на край города к другой мечети. Зайти внутрь снова не довелось. Мечеть была закрыта.

Тут я заметил колоритного туарега и в буквальном смысле его зафотографировал.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Когда я был в Ливии, Кадаффи ещё оставался у власти. Мне довелось общаться с туарегами. Однако в тот далёкий 2009 год они представлялись мне мифическим народом из восточной сказки. На тот момент окружающий мир казался мне нерушимым и вечным…

Через два года мне посчастливилось побывать в Тимбухту. Правительство Мали проводило возле Тимбухту фестиваль дружбы народов. Обстановка была в принципе нормальная, и тем не менее некая напряжённость в Тимбухту чувствовалась. Через год после этого туареги в очередной раз подняли восстание и установили в городе свою власть. Подавить мятеж удалось только при помощи Франции.

Если говорить честно, Пятая Республика настолько завязла в Африке, что просто непонятно, где она сама, а где её бывшие Заморские территории. Разделение Африки на ряд государств, а также появление автомобиля, лишило туарегов их былого величия. Если в прежние времена они держали все торговые пути Сахары, то с появлением грузовиков нужда в верблюдах и в самих караванщиках резко сократилась. В настоящем туареги в местах компактного проживания по-прежнему при власти, но о былом их величии говорить не приходится.

Любопытно, но именно после этого мы свернули на дорогу, заставленную грузовиками.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Трасса Ниамей — Агадес вторая дорога страны, при этом сам Тахуа между Ниамеем и Агадесом расположен примерно посередине. Не смотря на взошедшее солнце, некоторые водители ещё спали, причём прямо под машинами.

Кто-то уже проснулся и готовился к дороге.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

За предыдущий день на трассе мы почти не видели фур, тогда как здесь их была собрана целая тьма. Как позже выяснилось, водители, в целях безопасности, стараются идти группой. Нам повезло, что мы ни разу не попали в такую колонну, иначе плелись бы вслед за фурами на малой скорости или замучились бы обгонять. Время поджимало. Через 20 минут был назначен дальнейший выезд по маршруту. И тут как назло в одном далёком от отеля месте мой мотоциклист не смог завести свой драндулет.

Он стучал ногой по педали, и топливо подкачивал, и свечу достал и почистил. Однако ничего не помогало. Понимая, что кроме этого аппарата до отеля я более ни на чём не доберусь, я начал жутко нервничать.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Слава Богу, через пять минут мытарств мотик завёлся. Когда мы подрулили к отелю, гид Али, увидев, что я катался по городу с местным парнем, отругал меня, заявив, что в Тахуа для белого человека очень опасно.

В последующем, когда я хотел самостоятельно погулять по Агадесу и Зиндеру, Али сидел возле выхода и караулил именно меня. Я же из своего опыта отмечу, что опасность приходит не тогда когда ты её ждёшь. Она всегда является полной неожиданностью.

После экскурсии по Тахуа, мне невольно вспомнилась такая формулировка, объясняющая возникновение ветра: воздух из области высокого атмосферного давления устремляется в зону более низкого. Никакие здания и даже небоскрёбы ветру не помеха.

Примерно всё то же самое можно говорить и про миграцию. В наше время процесс миграции из Африки в Европу с каждым годом усиливается.

Нигер. Ч - 7. Тахуа — африканская терра инкогнита

Подобное неудивительно, ибо народ из деревень переезжает в Тахуа, его жители устремляются в Ниамей, тогда как ниамейцы направляются в более богатые африканские страны, а также в Европу.