Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 8:02
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Йемен Январь 2014

Йемен — яркая и уникальная жемчужина не только Аравии, но и всего Ближнего Востока.

Кат

Центральный рынок столичной Саны, это самый настоящий музей под открытым небом.

В свою очередь, кат — национальное бедствие Йемена. Как бороться с наркотической зависимостью от ката, правительство не знает, впрочем, уже и не борется.

Кат

Кат — это кустарниковое растение с ярко зелёными листьями — именно эти листья и обладают наркотическим действием, которое схоже действию кокаина.

Кат и родственные ему растения растут и в других странах, но нигде они не потребляются в таких огромных количествах как в Йемене.

Кат

В различных городах и деревнях можно наблюдать как после 12 часов (иногда и раньше) образуются рынки, на которых продают зелёные ветки с листочками, возле которых суетятся йеменцы.

Ценятся молодые листья с красными прожилками, они стоят дороже.

Кат

Покупатель приобретает зелёный букетик, и после, сполоснув листья водой, а иногда и без этого, начинает их жевать.

Листья не имеют запаха, на вкус горьковаты, их сок во рту слегка вяжет. Пережёванная масса накапливается и отправляется за щёку. Во второй половине дня почти всё мужское население Северного Йемена превращается в эдаких хомячков. Причём, наблюдая за ними, можно заметить некую неадекватность в поведении и возбуждённое состояние.

Кат

Кат жуют все — нищие на базаре, водители, солдаты и полицейские, операторы телевидения, официанты, торговцы, смотрители музея и даже женщины.

Чем больше отправишь за щёку, тем сильнее эффект.

Кат

С женщинами порой забавно всё это выглядит. Иду я с женой и с гидом в Сане по одной из базарных улочек, и захотелось мне двух женщин на длинном кадре сфотографировать. Дамы сидели вдалеке на ступеньках, и чем-то торговали, разложив партию товара возле себя. Вдруг они берут и накрываются покрывалом. Я воспринимаю это на свой счёт — увидели фотоаппарат и не хотят попасть в кадр. Фотографирую лоток с бананами, и иду своей дорогой.

Далее мы пообедали в кафешке и примерно через час вновь вышли на базаре именно на это место. Рынок опустел, всё вокруг погрузилось в послеобеденный сон. Однако женщины так и сидели под покрывалом, словно, два изваяния. Мы приблизились, и слышим, из-под покрывала доносится смех и какое-то щебетанье.

Наш гид Мунир подошёл, прислушался и далее начал громко отчитывать развеселившихся баб. Торговать с земли считается не престижным — нищенки-торговки оказались эфиопками. Они что-то за день уже заработали, купили кат, и, накрывшись покрывалом, решили прибалдеть (женщина с набитой щекой ходить не может — это считается неприлично).

Видимо хорошо пошло! Бабаньки забыли о своей нищенской доле, начали громко смеяться, обсуждая свои занятия с мужьями кое-чем…

Кат

Кстати, по моим данным (проверить это нереально) подобные темы разговоров в арабской среде у женщин наиболее популярны.

Сам я кат пробовал 8 лет назад, когда впервые попал в Йемен. Мы на машине возвращались в отель. Я жутко устал и решил попробовать кат, набив полную щёку этого зелья. Сижу, смотрю в окно и ничего не чувствую. Вдруг вижу, справа от нас водитель едет, у которого золотая корона на голове сверкает. Я стал громко кричать: «Смотрите! Король! Король!…»

В нашей машине были водитель, гид, жена и дочь, все всполошились, и пытаясь искать взглядами йеменского короля, но монаршую особу никто ничего так и не увидел.

Меня наоборот злость обуяла — король то нас обгоняет, а никто его кроме меня не распознал… Позже я пригляделся, в легковушке на крыше люк был слегка открыт, вот луч солнца голову водителя и короновал. Открытый люк — вызвал глюк!

Приехали в отель, мне стало нехорошо. Участилось сердцебиение, на душе началась какая-то суета… Уснуть в эту ночь удалось лишь под утро. Не понравился мне кат, и с тех пор я его больше не пробовал. Сами йеменцы обычно под вечер запивают кат молоком, дабы хорошо спать. Ну ладно мне, один раз простительно, но как понимать людей, живущих именно для того, чтобы жевать? От ката они все худые, ибо есть после этой жвачки совершенно не хочется.

Если сидит на рынке продавец, вокруг него обязательно трутся его друзья, которые ждут окончания базара, дабы угоститься нераспроданными остатками. Когда йеменцы собираются где-то, они обязательно жуют кат — это традиция, примерно как у нас посиделки с бутылкой. Порция на 3 раза стоит 5 долларов. Кат приносит огромный доход, его продажи превосходят бюджет страны. Но откуда каждый раз берут деньги потребители этого зелья? Для меня это так и осталось загадкой?

Йемен страна очень бедная, и дети здесь даже в столице бегают босиком. Казалось бы, если один-два раза отец семейства пропустит процесс жевания — и вот тебе ботинки для ребёнка. Но «жевать» никто не пропускает — в Йемене это важнее чем говорить. Люди, таким образом, забывают о проблемах, большинство из них не видит другого выхода из нищеты, поэтому и обращаются к кату. Во время жевания отступают тяготы жизни, мир становится светлым, унылое земное существование превращается в «небесный рай».

Кат

Наш гид Мунир суннит по вероисповеданию настоящий приверженец идей ислама, про кат высказывался очень отрицательно. Мунир рассказал, как из-за наркотической зависимости в Йемене распадается множество семей, хотя процедура развода в исламе довольно сложная.

Когда мы были в горах близ Манахи, мы совершили небольшой трекинг, проходя мимо горных деревушек. Я был очень сильно поражён тем трудом, который проделан не за века, а именно за тысячелетия поколениями живущих здесь людей, ибо все окрестные склоны выдолблены под террасы полей.

При дожде выпадавшая влага не пропадает просто так, она остаётся на обустроенных среди скал огородах. Горы Хараз весьма каменистые, это вам не Юго-Восточная Азия, однако человек и здесь сумел покорить природу, обустроив горы под свои нужды. Что это была за цивилизация? В любом случае её инженеры обладали математическими знаниями.

Кат

Однако именно здесь понимаешь, все масштабы этой огромной трагедии под названием кат! Помидоры, огурцы, горох, кукуруза — всё это теперь в прошлом. Сажать их просто невыгодно. Нет, конечно, местные фермеры что-то оставляют под огород, и если выпадет дождь, что-то у них для себя вырастет.

Как объяснил мне одни крестьянин, нужно выживать, поэтому он и выращивает у себя на участке кат, ибо волшебные листья можно собирать круглый год. Вот и зеленеют на террасных полях, которые деды и пращуры готовили под рис и кукурузу, огромные плантации ката.

Кат

Кат растёт в горах на определённой высоте.

Растению необходима хорошая почва, много влаги и заботливый уход, соответственно, фермеры закупают воду и поливают его. Цветов у ката не бывает. Взрослый кустарник достигает в высоту двух и более метров. На плантациях между кустами ката часто высаживают кофейные деревья, но урожай кофе собирают не всегда — дерево ценят за тень, за которой может спрятаться кат.

Драгоценные листики снимают с куста поздно вечером или ранним утром и сразу заворачивают в газету или в пакет. Упакованные, они сохраняют свежесть в течение трёх дней. Мелкий фермер везёт листья в Манаху на базар, и там отдаёт перекупщикам. К крупным плантаторам перекупщики приезжают сами.

Кат

Никто в прежние годы не мог даже предположить, что катомания достигнет таких масштабов. В народе бытовало поверье, что там, где растет кат, не бывает чумы. Отправляясь куда-либо из дома, люди клали себе за пазуху в качестве оберега против заразной болезни зеленую, только что сорванную ветку ката.

Христианское население Абиссинии употребляло кат как тонизирующее средство. Знахари применяли его в целях врачевания. Листья жевали, а кашицу выплевывали на больное место. Из листьев также делали алкогольный напиток, который применялся как лекарство. Если высушенные листья смешать с медом и залить кипятком, получится знаменитый эфиопский чай. В наше время катом уже не лечатся, зато жуют его даже на Сокотре.

Кат

Слово «кат» в русском языке прежде обозначало — палач.

В настоящем кат — это самоуничтожение йеменского народа. И что будет дальше, сказать тяжело?

Кат

Кат запрещён к культивированию и обороту на территории России, он занесён в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в России запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами.