Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Псков — Россия Июль 2018

Во Пскове мы уже были, и про основные достопримечательности и Кром я когда-то давно-давно рассказывала. Этот же визит в древнейший и красивейший город был событийным и кратковременным. Собственно говоря мы приехали на свадьбу дочери наших ближайших друзей, но это не помешало нам насладиться прогулкой по городу на следующий день после торжества. Предлагаю маршрут по центру Пскова для тех, например, кто там проездом. Вы никогда не задумывались почему во Пскове столько храмов, и большинство из них 15-16-17 веков? Во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней, а эти не тронуты ни временем, ни войнами, ни советской властью….Почему так, интересно? Жили мы в фантастическом и неповторимом гостевом доме «У Покровки», про который я рассказывала тут, и соответственно путь мы начали отсюда, от улицы Воеводы Шуйского. Вся улица на реке Великой выглядит необыкновенно — сохранившиеся особнячки 18го века и стилизованные новостройки — очень ухоженные и приятные глазу.

Церковь Покрова и Рождества от Пролома 15–16 века. Название этой церкви связано со знаменитой обороной Пскова в ходе Ливонской войны. «Пролом» — брешь в крепостной стене, через которую пытались ворваться в город войска Стефана Батория в 1581 году. Интересен этот храм тем, что он составлен из двух церквей: Покровской и Рождества Богородицы.

Старый воевода Псков

Времена осады Пскова помнит как раз Покровская церковь, а имеющая с ней общую стену Рождественская была построена в память об отбитой атаке, случившейся в праздник Рождества Богородицы.

На западной стене возвышается классическая псковская двухпролетная звонница, а сама «сдвоенная» церковь — типичный образец северного зодчества, но при этом на удивление миниатюрна и смотрится сказочно. Перед храмом установлен каменный крест в память о погибших при обороне города псковичах.

Старый воевода Псков

Напротив храма одноименная — Покровская башня и остатки крепостных стен Окольного города.

Это самая мощная из крепостных башен Псковаи одна из крупнейших в Европе. По сравнению с другими укреплениями башня кажется гигантом: ее размеры таковы, что говорят, что внутри можно ездить на коне. История у этого бастиона бурная: именно это мощное укрепление со стенами 6-метровой толщины принимало на себя главные удары войск Стефана Батория. Через »Баториев пролом» выходим на набережную.

Старый воевода Псков

На противоположном берегу реки Великой, на Ольгинской набережной — Мирожский монастырь.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь насчитывает в своей истории уже больше восьми веков. Среди достопримечательностей Псковаон известен благодаря уникальным, сохранившимся домонгольским фрескам. Мы тут не были ни в прошлый раз, ни в этот, поэтому оставлю его на будущее.

Чуть поодаль Мирожского монастыря, со всех сторон окруженная корпусами областной больницы — очень необычнаяцерковь. Церковь Климента папы Римского относится к храмам периода расцвета псковской школы зодчества.

Старый воевода Псков

До наших дней он сохранился в первозданном состоянии. Храм этот бывший монастырский. Когда и кем был основан мужской «Климентовский монастырь» неизвестно, но в хрониках 14 века она уже фигурирует.

Дальше сворачиваем с набережной в сторону центра города на улицу Георгиевскую, которая берет начало от красивого древнейшего храма — Церковь Георгия со Взвоза 1494 года.

Старый воевода Псков

В старые времена некоторые улицы Пскова, выходившие на берега рек, называли «Взвозами». Толковый словарь Даля определяет слово «взвоз» как въезд у реки, подъем от моста. Таких подъемов во Пскове несколько: Георгиевский, Плоский, Лубянский. Каменная церковь «Егорий святой со взвоза на полонище» была построена в 1494 году, и в 16–17 веках многократно упомянута в псковских летописях. В середине 18 века к храму сделан придел во имя Петра митрополита, колокольня, главы покрыты осиновым лемехом, деревянные кресты — жестью.

Церковь закрыли в 1923 году, и использовали ее как склад, а в 2013 началось восстановление.

Напротив церкви — жилой дом, усадьба Н. А. Беклешова.

Старый воевода Псков

История дома восходит к 17–18 векам. В конце 17 века деревянный дом на каменных погребах, принадлежавший Е. Е. Сиверсу, был продан псковскому дворянину, боевому офицеру и участнику турецкого похода 1769 года Николаю Беклешову, который после стал псковским губернатором. Он перестроил купленный им дом, средневековые подклеты стали подвалом нового дома, и был надстроен деревянный жилой этаж. В 1816 году дом был продан для размещения губернской мужской гимназии. В начале 20го века, в период Первой мировой войны в этом здании был штаб Северного фронта. В советское время до 1950 года дом использовался народным отделом образования. а позже здесь было жильё и магазины.

Дальше по той же улице Георгиевской Церковь Успения Божией Матери с Полонищ.

Старый воевода Псков

Этот необычный храм в стиле классицизма начала 19 века был монастырским храмом, построенным в 1417 году. Спустя три столетия монастырь был упразднен, но в 19 веке он был отреставрирован и воссоздан помещицей А. Л. Шишковой, бабушкой известного декабриста М. А. Назимова, на свои личные деньги. Сам декабрист, вернувшись из ссылки, часто бывал в церкви Успения и до смерти соблюдал традицию: каждый год, 14 декабря, он заказывал в храме заупокойную молитву о своих казненных товарищах-декабристах. Наша «принимающая сторона» во Пскове вспоминала, что в советское время они сюда бегали на дискотеку…

А мы идем дальше и с улицы Георгиевской поворачиваем на улицу Некрасова. Ресторанно-гостиничный комплекс Двор Подзноева. Точнее, это сейчас там какбак и гостиница, а раньше в этом здании 17го века это было богатое посадское жилище, принадлежащее помещику Подзноеву.

Старый воевода Псков

Буквально впритык к этой пафосной гостинице, в которой останавливался «аж сам Путин» стоят знаменитые Поганкины палаты.

Палаты были построены в 17 м веке по заказу богатейшего псковского купца того времени Сергея Ивановича Поганкина. В 1711 году умер последний представитель этого рода — Григорий Юрьевич Поганкин, и палаты и все имущество его, согласно завещанию, были переданы церкви. В 1747 году здание было приобретено казною.

В палатах был устроен провиантский склад, позже — пороховой. В 1900 году они были переданы Псковскому археологическому обществу, а спустя два года, после первой реставрации, в них открыли Исторический музей. Музей там и сейчас — уникальная коллекция живописи, иконы, серебро.

Дальше мы решили свернуть на улицу Советскую, хотя местные этот район называют Романова горка, или Романиха. И первое же здание там — Палаты Меньшиковых 17го века.

Старый воевода Псков

Они состоят из четырёх зданий, объединённых общим двором и подземными ходами. Палаты Меньшикова имеют довольно драматичную судьбу. В результате катастрофического пожара, который разгорелся в Пскове в начале 18 века, они очень сильно пострадали: сгорели перекрытия, помещения, кладка третьего этажа. После этих событий наследники Меньшиковых решили продать свои палаты и больше никогда там не жили. На сегодняшний день в полностью отреставрированных палатах открыты сувенирные лавки, где продаются керамические изделия, тематические книги, открыт цветочный магазин, а также музей завода «Гончар». На противоположной стороне улицы — более современная застройка.

Баня № 1 это тоже современное здание, открылась она в 1933 году, и самое удивительное, что до сих пор функционирует по назначению!

Мало того, раз в неделю там социальный день, и при бане есть столовая с необычнями для Москвичей ценами.

Старый воевода Псков

Сразу следом за баней удивительно сохранившийся Дом Софьи Перовской 19го века.

Это единственный сохранившийся в Пскове памятник классицизма, построенный в дереве. Дом сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был впоследствии восстановлен в первоначальном виде. Какое то время в нем была поликлиника, сейчас это просто памятник архитектуры, а что внутри я так и не поняла.

А мы идем дальше, в сторону детского парка. Там — древнейший храм, Церковь Василия на горке.

Старый воевода Псков

Первое упоминание об этом храме относится ко времени возведения деревянного храма — 14 му столетию. Существующий каменный храм был построен в 1413 г. и остается в Пскове единственным каменным храмом начала 15 века.

Горка, на которой живописно возвышается храм, окруженный зеленью деревьев, в древности представляла как бы островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка, ныне превращенный в улицу Пушкинскую. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города. Она проходила как раз возле церкви и тут же стояла башня, с которой открывался вид на далекое пространство. На башне висел осадный колокол, в 1581 году оповестивший горожан о наступлении войск Стефана Батория.

Поскольку обширное болото в те времена называлось «всосом» или «усохой», то понятно название следующего храма, который находится буквально через дорогу от церкви Василия на горке. Речь идёт про Церковь Николы со усохи.

Старый воевода Псков

Первый храм на Усохе появился в 1371 году. Предполагают, что он был деревянным. Он простоял более полутора веков, неоднократно горел на пожарах и за ветхостью был сломан.

В 1536 году вместо него построили новую церковь, главу которой украшала ярко-зеленая керамическая черепица, а рядом с ней посадили яблоневый сад. С этой церковью также связано интересное предание, основанное на реальном историческом событии. В 1569–1570 годах царь Иоанн IV Грозный вместе со своими опричниками ездил усмирять непокорный Новгород. Поход сопровождался массовыми убийствами и вошел в русскую историю, как «Новгородский погром». На обратном пути из Новгорода опричное войско въехало воПсков. Здесь царь лично предал смерти игумена Псково-Печерской обители — Корнилия, а опричники по приказу царя убили около 50 псковичей и разграбили их имущество. Когда царь ехал мимо Никольской церкви, раздался колокольный звон. Конь под ним испугался набата, и Иоанн IV Грозный приказал отрубить уши самому большому колоколу. Как только слуги царя выполнили приказ, из колокола хлынула кровь. В 1929 году храм был закрыт большевиками, во время ВОВ он сильно пострадал и тогда же утратил росписи.

Старый воевода Псков

Правда восстанавливать его начали ран. И под охрану он был взят уже в 1960 году, а вот вновь служба началась в нем лишь в 2008.

Ну, пойдем дальше: на пересечении Советской улицы и Октябрьского проспекта стоит Памятник княгине Ольге,

Старый воевода Псков

открытый к дню празднования 1100 летия первого упоминания Пскова в летописи. Она тут увековечена с внуком — князем Владимиром. У Ольги в руках крест — символ православия, а у внука — лик Христа. Дальше отходим в сторону от магистралей, чтобы не шагать через такую развязку

Старый воевода Псков

по пешеходной зоне приятнее, мимо дома архитектора Спегальского,

проходим мимо красивого здания начала 20го века — это Академический театр драмы имени Пушкина

и далее по улице Ленина

Старый воевода Псков

где нам встретился паб Карл Фридрих с необычной инсталяцией ледового побоища.

К большому сожелению мы проскочили мимо Церкви архангелов Михаила и Гавриила с Городца.

Старый воевода Псков

Дата ее основания 1339 год, и какое то время этот храм был кафедральным собором Пскова. Хорошо сохранился на барабане двойной пояс из глазурованных узорчатых изразцов конца 17го века.

Там еще внутри много чего сохранилось, но мы не заходили. Мы пошли к сердцу города — Крому.

Старый воевода Псков

Про Кром и довмонтов город я подробно рассказывала еще в 2013 году. Попасть туда можно, например, от площади Ленина через проход у Рыбницкой башни (или башни у святых ворот) — возведенной в 15 м веке.

Внутрь мы, разумеется не заходим, а обходим Кром вокруг снаружи — по набережной реки Пскова, за стенами окольного города. Проходим мимо Троицкой башни возведенной в 1400 году.

Старый воевода Псков

У неё много названий — Троицкая — в честь собора, потом в 17 м веке на ней сделали часы и она стала Часовая, а потом Лубянская, Великая.

За стенами города виден Троицкий собор. Собственно говоря, он виден, мне кажется, из любой точки города. И рядом с ним шестиярусная колокольня с часами.

Она, как и собор датирована концом 17го века. Обходим дальше стены окольного города, и на противоположном берегу реки Пскова видим симпатичный район — эту набережную псковичи называют «золотой».

Старый воевода Псков

Но новостройки — это не интересно, куда интереснее башни))), Проходим мимо средней башни 1416 года (он в середине стен города) ,

дальше башня Кутекрома 1400 года (в Куту Крома, т. е. в углу кремля). В начале 19го века тут была беседка, в которой любил отдыхать Пушкин., когда приезжал во Псков. Поворачиваем от реки Псковы к реке Великой. На противоположном берегу Ольгинская часовня — современное сооружение начала 21го века и Храм Успения Божьей матери «с Пароменья» (т. е. у парома) первое упоминание о которой в летописи относится к 1444 году.

Старый воевода Псков

А в нынешнем виде храм был построен 100 лет спустя и хорошо сохранился, даже при советской власти в 1960 году взят под охрану государства как памятник республиканского значения. По левому же берегу Великой продолжаем идти вдоль стен окольного города. Довмонтова башня, (или Смердья)

Рядом с ней находились единственные ворота, которые вели на вечевую площадь, и соглдасно преданию, когда мощи князя Всеволода-Гаврииила переносили в Троицкий собор — рака встала неподвижно не желая пройти через Смердьи ворота. Той же ночью князь явился во сне одному псковичу и сказал: «Не хочу идти в те врата, что зовутся Смердьими. Скажи князю и посадникам, чтобы пробили врата от Псковы и через них несут мои мощи в церковь святой Троицы». Собственно так и появились Троицкие ворота, которые сейчас считаются главными. Ну и последняя на сегодня на нашем пути -оборонительная Власьевская башня 15го века.

Старый воевода Псков

Название свое она получила по храму Власия у Довмонтовой стены.

Дальше по набережной Памятник морякам.

Старый воевода Псков

Точнее он увековечил в 2011 году всех флотоводцев, мореплавателей и строителей Российского флота. А в этом уголке любят проводить время молодожены — за углом центральный городской ЗАГс.

А мы возвращаемся в гостиницу по улице воеводы Шуйского с которой мы и начали прогулку и видим последий на сегодня Храм — Церковь Иоакима и Анны.

Старый воевода Псков

Почему хочу на ней остановиться и закончить? Это самый таинственный городской храм. До сих пор не известно даже примерное время его основания, в летописях же он был упомянут как уцелевший в пожаре 1544 года, и что в то время тут была Якиманская женская обитель. Сам Якиманский монастырь упоминается в грамотах 1308 года, но не понятно этот храм тогда уже был или нет. Так что, возможно, это и есть древнейшая церковь Пскова….Такая прогулка занимает примерно 3–4 часа, учитывая что внутрь мы зашли всего в 3 храма. Если дополнить нашу прогулку посещением Крома и Троицкого Собора — как раз будет полноценный однодневный маршрут по городу. Приезжайте во Псков, тут, обычно, всем очень нравится. Я точно приеду снова, и еще не раз.