Турист Роман Рытов (romanryt)
Роман Рытов
был 30 апреля 13:01

Алматы — Казахстан Май 2018

Традиционно на майские праздники наша комания собирается в небольшие пешие походы на Урал, южный Казахстан или Киргизию. Впервые мы решили променять ходьбу под рюкзаками на автопереезды. В программе несколько досторимечательностей Казахстана, раскиданных довольно далеко, пешком не все не успеть. Берем билеты до Алматы и 4 мая выезжаем из Омска.

06.05.2018 Начало похода.

С утра подъезжаем к Алмате, после холодов Омска и Астаны тут кажется середина лета: уже высокая трава, деревья полностью в листве, летние запахи. Справа от поезда цепь гор с заснеженными вершинами, в свете восходящего солнца снег кажется особенно ярким и чистым. Выходя из поезда, встречаем группу туристов: несколько студентов с небольшими рюкзачками и пакетами, платками, спальниками в руках — явные клиенты школы Игоря Муравьедова. На привокзальной площади встречаем наш микроавтобус, водитель улыбается открыто и приятно; поехали. Дорога опять идет вдоль горной цепи, вокруг дороги все зеленое с вкраплениями ярких маковых полянок. Через пару часов зелень уступает место степному или даже пустынному пейзажу: желтые пески и чахлые серые колючки.

Часов через шесть прибываем в нац.парк Алтын-Еремель, пока оформляемся и ждем проводника без которого досту в парк запрещен, гуляем в местном саду.

К нам присоединяется проводник, и едем по безлюдной степи непонятно куда. Полтора часа тряски и мы в сказочном месте. Разноцветные горы: белые, рыжие, красные — какие-то марсианские пейзажи. Гуляя по каньону высохшей реки, чувствуешь себя как в каком-то фантастическом кино.

Жаль, что времени на прогулку всего час, едем дальше. По пути погода портится и к следующей точке интереса решаем не ехать, ставим лагерь на одном из кордонов парка. Задул сумасшедший ветер, начался дождь. Нас спасало только то, что на кордоне есть летняя кухня, где можно спокойно приготовить и поесть. К восьми вечера уже стемнело, делать совсем нечего, ложимся спать. Палатку бьет ветром, во рту ощущение песка. К часу ночи погода утихла, можно было выйти на улицу. Какие в степи звезды! Это одна сильнейших из причин путешествовать, в городе такого неба не будет никогда.

07.05.2018 День второй.

Погода за ночь наладилась, утром ни одного облачка. Оказывается наш лагерь стоял в маленьком оазисе посреди огромной, почти голой степи, окруженной кольцом снежных гор.

Быстренько собрались и снова в дорогу. Через полтора часа прибываем к настоящему чуду природы: посреди степи огромный метров 50 высотой и три километра длиной песчаный бархан из чистейшего мелкого песка, такой чистоты песок я видел разве что в песочных часах.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Как этот бархан тут оказался, почему не двигается и не разрушается, несмотря на сильнейшие ветра, до сих пор загадка. Попыхтев, забрались на вершину, тут ощущение пляжа: горячий мелкий песок, но при этом высоко и с видами да речку и горы. Обратно спускались на попах, если катиться вниз открывается еще одна загадка этого места: бархан начинает гудеть и вибрировать, и чем больше человек одновременно спускается, тем сильнее гул. И сколько бы человек не спустились по склону, оставив следы своих ног и поп, завтра склон снова станет идеально гладким. Все вернулись к автобусу счастливые как дети после катания с горок.

Берем курс обратно, по пути заезжаем умыться на родник в туранговой роще — деревьев, которые тут росли еще во времена динозавров; заезжаем на кордон погладить лошадок Пржевальского и далее длинный переезд в Чарынскую долину.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

По пути любуемся горами, степью, фотографируем небольшие песчаные смерчи.

Чарынский каньон — еще одно чудо природы, отвесные стены, колонны, необычные фигуры, напоминающие полуразрушенные замки. Очередное ощущение неземного пейзажа.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Нафотографировались, спусились вниз, поставили лагерь, поужинали и уже стемнело. На небе опять появилось множество звезд, непривычное после города.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Спать не хотелось и мы пошли гулять вверх по дну каньона. Гулять, когда из источников света только звезды очень непривычно. Если остановиться и оглядеться, вокруг абсолютно неподвижный мир, ветра нет совсем, ничего не двигается, полная тишина, от которой с непривычки слышен гул в ушах. Единственное движение — проползет по небу спутник или мелькнет метеорит. Я там так и залип, не знаю насколько времени, просто лежал на скамейке и смотрел на звезды. Звуков нет, движения нет, мысли уходят, ощущение времени пропадает…

Похолодало и пришлось возвращаться на стоянку. Там остановилось много компаний и каждая как отдельный мирок со своим языком, темами для разговоров, музыкой, кухней. Пока шел к своей палатке слышал беседы на русском, казахском, польском и английском языках.

08.05.2018 День третий.

Сегодня по планам день отдыха от поездок, гуляем, загораем, купаемся, едим. Отличная летняя погода, и народ до обеда разбрелся по каньонам.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

После обеда все спрятались в тени деревьев на берегу речки и, болтая о разном, щелкали семечки. Солнце было еще высоко, и у народа проснулась жажда деятельности, решили свернуть лагерь и подняться наверх. С рюкзаками, бутылками воды и вязанкой дров вскарабкались наверх и разбили новый лагерь на краю каньона. Рядом была уютная беседка, и вечер прошел там за вкусным походным ужином: картошка и салат из фунчезы с овощами.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Ночь была опять звездной и теплой. Где-то в семь утра нас разбудил подъехавший свадебный кортеж при полном параде. А еще через час уже жаркое солнце и сильный ветер совсем разогнали сон.

09.05.2018. День четвертый.

Встречаем День Победы над каньоном, завтракаем «солдатской кашей» — гречка с тушенкой и берем курс дальше к Большому Алматинскому озеру (БАО). По пути нас остановил очень упитанный сотрудник ДПС и оказал услугу «оплата штрафа на месте». О пути к озеру проехали через всю Алмату, вот он настоящий город-сад, все в зелени. Как раз в это время люди расходились с парада, многи в военной форме тех лет, с плакатами родственников — участников войны. Пообедали в отличной столовой, утолили голод телесный, а многое и интернет-голод, пообщавшись наконец в скайпе, вибере и т. д. Выезжаем из города через улицу шикарных ресторанов и поднимаемся в горы.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

БАО встретило холодным ветром, а само озеро было покрыто льдом. Народу вокруг как на параде.

Что делать дальше мнения разделились, часть людей хотели остаться здесь на ночь, часть спуститься на ночевку в более теплое место. Я, Вика и Ира так и сделали: поставили палатку под огромной елкой, окруженной березками. Недалеко текла чистейшая горная речка, над дорогой были видны снежники, настоящий походный пейзаж. Впервые за поездку удалось набрать дров на хороший костер. У костра за ужинов и разговорами пролетел вечер. Отличное место, хорошая погода, теплая компания, день удался; единственное что портило отдых, это огромное количество мусора вдоль трассы. Места вдоль дороги популярны для пикников у местных жителей, и они оставляют огромное количество мусора, такого я еще нигде не видел. Особенно ярким контрастом это было после Алтын Еремеля и Чарынского каньона, где идеальный порядок, там где люди любят эти места и заботятся о них.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Вторая часть нашей команды посвятило эту часть дня и утро следующего прогулкам по живописным окрестностям озера.

10.05.2018. День пятый.

Отличное утро, хорошая погода, тишина, никуда спешить не надо. Не торопясь позавтракали и валялись на солнышке, пока ближе к обеду не подъехала наша команда с БАО, и мы поехали в Алмату заселяться в хостел. В городе мы опять разбились на кучки по интересам и разбрелись по городу. Наша дружная палатка: я, Вика и Ира первым делом двинули на местный рынок, там уже горы клубники, черешни, всяких фруктов и овощей. Закупившись ягодами, дошли до парка и там, сев прямо на траву, объелись клубникой.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Ходили по городу только пешком, еще раз убедились, что Алмата — город-сад: очень много зелени, цветов, идеальная чистота, почти нет уличной рекламы, чувствуется что город создавали для комфортной жизни. Таких шикарных парков я еще не встречал, идем из одного парка в другой, парк на горе Коктобе. Поднявшись на гору на канатной дороге восхитились видом города и окружающие его гор. Там же зависли в грузинском ресторане с видом на всю красоту города. Шикарная еда, красивые виды, а нашим девушкам и официант понравился; отдых удался.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Дальше идем за острыми ощущениями, катания на американских горках, жаль трасса совсем короткая, но девочки навизжались.

Обратно спускаемся на той же канатке под звуки «Катюши» на казахском языке. Сбегав до хостела и обратно, встречаем наших за кружками Гинесса в пабе.

Так за этот день мы прошли пешком по улицам около 20 километров и все, что мы видели, вызывало только восхищение.

11.05.2018. День шестой.

Сегодня день отъезда, у нас только полдня до поезда. Едем в самый большой парк — парк первого президента. Огромный, ухоженный, красивый, много различный деревьев и цветов; в сосновой роще понаблюдали за играющими белками. Жаль, что сильная жара не дала погулять вдоволь.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

После парка едем снова на рынок закупаться едой в поезд и обратно в хостел. Фотографируемся перед дорогой у хостела и нашего автобусика и едем на вокзал.

Как мы променяли пеший поход на автопопотур по южному Казахстану

Следующие полтора дня пролетели в поезде за игрой в карты и застольными беседами. Даже в поезде были небольшие приключения, сначала членов алкогольной ячейки нашей команды штрафанули за распитие пива, а потом в вагоне сработала химическая бомба из протухшей на жаре рыбы, так что пару часов во всем вагоне невозможно было дышать. Хорошо, что в нашем купе открывалось окно, но в остальных окна были закрыты, несмотря на майскую жару, на зиму, и как там люди дышали непонятно.

13 мая ранним утром Омск встретил нас метелью: «Добро пожаловать в Сибирь».