Турист Владимир (acvazul-v2010)
Владимир — был сегодня 12:13
https://www.tourister.ru/forums/tourister/faq/4657 ссылка на тему форума.Стоит оставаться на сайте?

Коломна — Россия Ноябрь 2016

Сегодня новейший праздник в России — 4 ноября «День народного единства», призванный заменить собой бывший старорежимный 7 ноября «День Великой Октябрьской Социалистической Революции».

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Этот праздник введён чтобы примирить-объединить наше разношёрстно-идеологическое общество.

Мы решили отметить его в знаковом месте.

И именно там где происходили одни из основных событий четырёхсотлетней давности — Зарайске и Коломне.

В Зарайске перед первым ополчением нёс службу князь Дмитрий Пожарский в должности воеводы. Соответственно, этот город достоин отдельной заметки.

Коломна также «отметилась» в тех героических событиях. Сегодняшний рассказ будет об одной из страниц Смутного времени. Одной из достопримечательностей Коломны — Коломенской (Маринкиной) башни.

Это одна из немногих сохранившихся башен Коломенского Кремля.
Сохранилось их до наших дней меньше половины — всего семь.

Построена она в 1525–1531 годах вместе со всем комплексом Кремля для защиты юго-западных рубежей Московии по приказу Василия III.

Издалека кажется что башня имеет круглую форму, но это обманчивое ощущение.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

На самом деле она многоугольная. Просто эта башня всегда умело скрывала свои старые тайны, даже форму стен маскирует на всякий случай….

А почему Коломенскую башню называют Маринкиной?

Дело в том, что это название ей дали сами коломенцы 400 лет назад.

Как Вы помните из истории (а если нет, то самое время послушать) последнего из рода Рюриковичей малолетнего царевича Дмитрия, сына Ивана Васильевича Грозного, нашли зарезанным в Угличе в 1591 году.

Тщательное и «бесспристрастное» расследование пришло к выводу что это несчастный случай.
До сих пор не прекращаются споры историков о истинных виновных гибели царевича.

А. С. Пушкин в своей поэме «Борис Годунов» назначает виновного этого злодеяния — будущего царя Бориса. Якобы так и не найденные злодеи, зарезавшие восьмилетнего Дмитрия действовали по тайному приказу Годунова.

Ну, а тогдашний «председатель» комиссии по расследованию обстоятельств гибели царевича, старый интриган Василий Шуйский не захотел копать добросовестно и ссорится с всесильным Годуновым. Вот и вынес вердикт — зарезался сам неосторожно, играя в ножички.

«Quid prodest» — в переводе с латинского «Ищи кому выгодно!».

И действительно, очень вовремя последний из рода Рюриковичей ушёл из жизни, освободив место для новой династии Годуновых.

Многоходовочка достойная великого шахматиста.

Вот только счастья это злодеяние так и не принесло потомку новоявленного царя Бориса.

После скоропалительной смерти Бориса Годунова его сын вместе с маменькой были задушены в царских покоях.

Ибо Зло порождает зло!

Преступление рождает новое преступление….

Не сложилось у Годунова с новой династией.

Зато убийство Дмитрия в Угличе открыло ящик Пандоры и посыпались на землю Русскую напасти: многочисленные бесконечные «чудесным образом спасшиеся от смерти» Лжедмитрии, гражданская война, чехарда власти, грабежи, убийства, банды, интервенция.

Почуяв смерть, как падальщики-вороны в поисках наживы хлынули на нашу землю авантюристы всех мастей. Искатели власти, денег, удачи воровской.

Одной из этих авантюристов была и полячка Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Ежи Мнишека и Ядвиги Тарло.

Родилась она около 1588 года.

И что только не предпринимала эта решительная женщина, чтобы стать новой московской царицей. Она ещё в Польше в 1605 году обручилась с Лжедмитрием Первым (бывшим монахом Гришкой Отрепьевым), поддавшись отчасти ещё и на уговоры католического духовенства.

Католики мечтали утвердить эту веру в царстве российском.

Не в этом ли причина тогдашней неудачи интервентов?

Хитрые монголы не посягали на религию покоренных народов. Вот и была под игом татарским Русь 250 лет!

Ведь по большому счету народу русскому все равно кто сидит на троне — Рюрики, Романовы, Годуновы, Путины или Мнишеки.

Лишь бы позволяли жить в привычном мире, молиться привычному своему Богу, да не лезли бы с преславутыми непонятными «западными ценностями».

Как бы то ни было, Маринка наша обручилась с бывшим монахом (холопом) ещё когда успех его похода на Москву был вилами по воде писан.

То ли она поддалась уговорам католических церковников, а скорее всего ей понравились обещания самозванца одарить её бриллиантами, Псковым и Новгородом (в случае успеха предприятия).

Кроме того ей была обещано право выйти замуж повторно в случае неудачи Лжедмитрия и исповедать католичество.

Поначалу удача благоволила нашей авантюрной даме.

Борис Годунов скоропостижно умер, его сын удавлен. Гришка Отрепьев входит в Москву победителем.

И вот Марина спешит к «возлюбленному» в мае 1606 года.

Состоялась пышная свадьба в Москве, КОРОНОВАНИЕ новой российской царицы. И даже неделю Марина успела побыть первой коронованной русской царицей!

Чудом не убитая со своим мужем за компанию во время резни 17 мая авантюристка была укрыта боярами, а затем отправлена к отцу в Польшу.

Но не таков был характер Мнишек!

Один раз вкусив власти, она уже не могла остановится. Она жаждала власти и богатства…

Марина проявляла чудеса находчивости и предприимчивости.

Несмотря на отвращение к некрасивому, нехаризматичному Лжедмитрию Второму (Тушинскому вору) она тайно с ним обвенчалась.

Чуть позже она появилась в Коломне с мужем.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Тушинский вор, Лжедмитрий Второй. Фото из интернета.

Обратите внимание, осанка явно не царская. Явно не во что влюбляться честолюбивой панночке.

Через несколько дней после убийства Тушинского вора она родила сына.

До сих пор спорят от кого её сын Иван (Ворёнок). То ли от Лжедмитрия Второго, то ли от любовника атамана Заруцкого?

К сожалению, изображение казачьего атамана Заруцкого в истории не сохранилось.

Атаман был ловок, хитёр, смел, безжалостен и был рисковым малым.

Что ещё надо чтобы понравится женщине авантюрного склада характера?

В один из моментов бесконечных перипетий и безумных событий Смутного Времени москвичи присягнули польскому королевичу Владиславу Сигизмундовичу.

Коронованной царице было предложено отказаться от её притязаний на Москву и ограничиться Самбором или Гродно.

Но она гордо отказалась!

Всё тогда было зыбко и непонятно. Все воевали против всех, все утром легко заключали союзы и также легко вечером предавали союзников.

Марина с Заруцким даже наёмных убийц к князю Пожарскому подсылали!

Но не вышло. Второе ополчение, весь народ русский и князь Дмитрий Пожарский 4 ноября1612 года одержали в Москве победу над польскими интервентами.

Ещё когда ополчение стояло на подступах к Москве Марине пришлось оставить Коломну.

Но напоследок «царица» решила хотя бы не поцарствовать, то хоть руки погреть.
Ограбила всех и украла всё что можно было в городе. Грабила даже церкви и монастыри, срывали золото-серебро с икон.

Недобрую память оставила она у жителей Коломны.

По преданию добыча была столь велика, что её не могли всю вывезти из города. Сокровища зарыли в лесу, сверху положили выломанные в Коломне створки Пятницких ворот и до кучи ещё заклинание прочли от незваных гостей кладоискателей.

До сих пор кладоискатели ищут в окрестностях запрятанные, якобы, Мариной сокровища.

Под натиском войск ополчения Марина и Заруцкий отступают сначала в рязанские земли, а затем в Астрахань.

И везде она не просто бежит, но объявляет сына Ивана истинным наследником престола.

Нет, не смирилась Марина с поражением!

Не тот шляхетский характер!

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Марина с сыном скрываются. Фото из интернета.

Марина с любовником и сыном вынуждена бежать дальше по реке Урал (Яик).

И везде она поднимает казаков на бунт. Есть сведения что Марина с атаманом обручились.

Но их преследуют по пятам романовские гончие, стрельцы.

Наконец, 25 июня 1614 года после кровопролитного штурма они все пленены на острове Медвежий. Беглецов выдают восставшие казаки, чтобы самим остаться в живых.

В оковах и под сильным конвоем их везут в Москву на расправу.

И везде по пути неспокойно. В Астрахани чуть не случился бунт, волнения.

В пути Марина занемогла, простудившись.

И вот с этого момента обстоятельства дальнейшей печальной судьбы Марины туманны и противоречивы. До этого момента всё было понятно и не оспаривается историками.

Многие источники указывают на то, что Мнишек никак нельзя было везти больную в Москву, можно было просто не довезти.

А какая самая укреплённая крепость была по пути на тот момент? Конечно, Коломенский кремль.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Очень многие источники говорят что именно в Коломенской башне она и была заточена.

Это очень символично, что заточение её произошло именно в Коломне, ведь она пару лет назад ограбила этот город.

Конечно, точное местонахождение заточения Мнишек новая романовская администрация старалась не афишировать.

Оно и понятно, ведь власти себя чувствовали ещё неуверенно, а в стране пока было неспокойно. Ещё озоровали многочисленные шайки на больших дорогах и Мнишек или её сына могли просто отбить.

Из-за осторожности романовской кремлёвской администрации заточение авантюристки в Коломенской башне было окутано тайной.

Но разве утаишь шило в мешке?

Обывателям стало всё известно и Коломенскую башню коломенский люд переименовал тут же в «Маринкину». Это название и дошло до нашего времени.

Обратите внимание что башню назвали не «Маринина башня» или «башня Марины», а нарочито уничижительно — «Маринкина».

Это показатель как коломенцы относились в душе к коронованной, но всё-таки чужой заморской «царице».

А ещё в народе ходил упорный слух что Маринка на самом деле…….ВЕДЬМА.

И то правда!

Как только Мнишек в качестве невесты появилась в Москве в 1606 году, то поразила всех тем, что вкушала пищу на пиру с помощью, Вы только подумайте,…….вилки.

Народ честной российский видел этот столовый прибор впервые в жизни. Пользовались только ложками.

А поскольку диковинная заморская вилка уж сильно смахивала на вилы чертей, хоть и в уменьшенном масштабе, то Марину за глаза стали именовать ведьмой.

А чего стоит тот факт что полька ни разу не посещала добрую русскую баню?

Да и её муж Лжедмитрий Первый тоже баньку не жаловал. Он, как бы сейчас сказали, придерживался западных демократических ценностей, пытался быть продвинутым просветителем тёмного народа русского.

Нового государя заподозрили в тайном католичестве.

Всё понятно! Черти, колдуны они! На вилы их. Ату!

В Московии того времени обвинение в колдовстве было пострашнее обвинения в гос. измене.

Ибо время было тёмное.

Да хоть вспомнить политический процесс предпринятый Годуновым в 1600 году против опасных для него Романовых. Ведь обвинение было в колдовстве! Последовали репрессии.

Прожив на Руси восемь лет Мнишек так и не приняла русского духа.

Католичка — она и есть католичка…

Даже одевалась она по прежнему не по российски, а на западный манер.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Поэтому в башне в предполагаемой комнате заточения польки воссоздан соответствующий антураж.

В таких условиях пребывала здесь несостоявшаяся царица или более суровых, остаётся тоько гадать.

А возможно она сидела в сыром тёмном подвале, прикованная в растяжку за руки цепью к холодным стенам.

Или вот в этих колодках томилась авантюрная душонка.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Фото сделаны в пыточной камере.

В самом низу башни, в подвале.

Я уже бывал в подобном невесёлом месте, но только в Тульском Кремле.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Правда там ещё был кол на который сажали людей и экскурсовод нам рассказывал об этом процессе, явно смакуя детали.

Но это другая история.

В пыточную огромную толпу туристов гид не водил.

Но мы знали что она тут есть и отделившись от группы быстро её нашли.

Где же ей ещё быть если не в самом низу, в холодном и сыром месте?

Но устроители музея в башне представляют условия содержания знаменитой узницы иначе.
В более комфортных условиях.

Возможно они и правы.

Ведь в государстве всё ещё было зыбко. А вдруг Мнишек ещё окажется на троне и припомнит всё коломенским тюремщикам?

Вон на Украине Тимошенко то в тюрьме на инвалидной коляске, а то уже опять в политике.
А тюремщики как были мелкими пешками в чужих играх, так и остались таковыми.

Но посмотрим на интерьер предполагаемой комнаты заточения.

Западный стиль платья.

Католическое (не православное) распятие.

А вот тут можно и Библию почитать.
Погрустить заодно о так и не сбывшемся царстве в Московии.

И мысли, видимо, нашу «героиню» панночку посещали в башни невесёлые:
«Эх, надо было к папеньке в Сандомир бежать, а не с дикими русами воевать….
Близок локоток, да не укусишь.
И где теперь мой возлюбленный Заруцкий и бедный сынишка четырёхлетний»?

А беспристрастная летопись на этот счёт гласит:
«На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Ворёнка повесиша».

Действительно Заруцкого посадили на кол.

О времена, о нравы!.

А как же сын?

Очевидцы говорят что один из приближённых Романовых затянул верёвку вокруг тоненькой шейки мальца и просто поднял руку с петлёй повыше.

«Ворёнок» упрямо цеплялся за жизнь, хрипел и дрыгал ножками.

Не успевший ещё нагрешить ребёнок ответил за грехи своих амбициозных родителей, подрыгал - подрыгал ножками, да и отправилась невинная душа к Богу.

Царедворец устал держать мальчика и конец верёвки прицепили к Серпуховским воротам.

Так и болтался мальчик несколько дней.

Видимо петля была завязана неумело и по рассказам очевидцев мальчик умер не от удушения, а просто замёрз через несколько часов.

Несомненно, что это было совершено по приказу Романовых или с их молчаливого согласия.

Говорят что когда Маринка узнала обо всех этих делах, то страшно закричала.

Я представил как бился её безумный вопль в этих мрачных стенах, пугая тюремщиков.

И Маринка громко прокляла весь род новых царей Романовых до последнего колена….

Автор данной заметки убеждённый материалист и не верит ни в инопланетян, ни в битву экстрасенсов, ни в другую чертовщину.

Однако, думается мне что в этом проклятии что-то есть.

Как тут не вспомнить об обстоятельствах страшной смерти последнего российского императора Николая Романова и его детей?

Не за грех ли детоубийства трёхсотлетней давности погибла венценосная семья в подвале Ипатьевского дома?

Проклятие свершилось? История завершила страшный круг?

А что же дальнейшая судьба Марины Мнишек?

На запросы польского двора о её судьбе московские «дипломаты» ответили что та умерла «от тоски по своей воле».

Ага, от «тоски»!

Не такого она склада характера чтобы умереть от таких пустяков.
Наверняка удавили или утопили. Но туда ей и дорога, этой авантюристке из чужих земель.

А что же Коломна, башня и жители города?

А жители Коломны стали замечать над башней странную чёрную птицу.

Это была чёрная сорока-воровка с красным как от крови клювом.

Чёрная птица обычно долго летала над Маринкиной башней истошно крича совсем не сорочьм, а каким-то вороньим криком, будто кликая беду, а потом садилась на угрюмые мрачные стены.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Случалось это всегда в сумерках под ночь.

Затем сорока начинала тащить всё что плохо лежит: кусочки хлеба, предметы, зеркальца….

Будто душа воровская из мёртвого маринкиного тела переселилась в птичью.

А затем птица повадилась садиться на крыши домов обывателей.

И заметили люди, что в те дома на которые положила глаз странная птица приходила вдруг беда.

То умрёт кто-то, то сам дом сгорит….

И долгие годы ещё терроризировала сорока-воровка жителей Коломны.

Долго-долго с опаской поглядывали в небо горожане — не летит ли птица, кликая беду…

А ещё в городе поговаривали что Маринка и не умерла вовсе, а обернулась сорокой и упорхнула из башни, обретя долгожданную свободу.

И мстила как могла негостеприимным коломенцам, так и не пожелавшим увидеть в ней свою царицу.

Гид, одетый по моде Смутного времени проводил нам здесь экскурсию.

Дети аж замерли с открытыми ртами от страшных историй.

От него мы услышали как устроители выбирали комнату, где по их предположению, могла быть заточена знаменитая узница.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Когда вечером уходил последний посетитель из башни и гасился свет в ней, то сторожа с собаками начинали ночной обход, «для порядка».

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

И как только подходили к одной из комнат, то бравые собаки овчарки поджимали уши, жалобно скулили и ни за что не хотели входить в эту комнату наверху башни.

Определённо тут была какая-то нехорошая аура и животные это лучше чувствуют.

Организаторы «Маринкиной комнаты» решили что тут определённо содержался какой-то узник или было совершено убийство.

Было решено именно в этой комнате и создать комнату заточения Мнишек.

Ну, а интерьеры её Вы уже видели.

Относительно причины странного названия башни существуют и другие версии. Например что башня получила своё название от монашки Маринки.

Она была городской полусумасшедшей.

После дознания в епархии выяснилось что она была лесбиянкой. Или просто гермафродитом.

Для того чтобы она не вводила в соблазн сестёр обители, её изолировали в башню.

И после этого башню назвали в народе «Маринкиной».

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

А теперь вместе с многочисленными посетителями давайте познакомимся с другими помещениями древней цитадели-башни.

На стенах на верхних этажах башни боевые знамёна.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Башня имеет восемь ярусов и первые шесть с бойницами.

Из бойниц высовывается разные виды оружия 17 века.

Арбалеты огромные.

Посетители башни могут пострелять из огнестрельного оружия того века.
Представить себя в роли защитников Кремля.

Из Википедии:

«Три первых этажа имеют бойницы с лучковыми перекрытиями, а в трёх последующих (с 4 по 6) они перекрыты сводами.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Вертикальные проекции бойниц также различаются, что, вероятно, связано с назначением вести стрельбу на различные дальности. Нижние ярусы бойниц предназначены для фланкирования рва и ближних подступов к нему,

верхние — для удалённых целей.

Сектора обстрела бойниц разных этажей не совпадают, что традиционно для XVI века. Цокольный этаж отделён от верхних декоративным валиком.»

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Кстати, сегодняшняя высота башни от уровня земли не соответствует XVI веку.
Потому что культурный слой за последние столетия поднялся на несколько метров.

Представляете, какая тут была тогда высота и как тяжело было взять врагу Коломенский Кремль?

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Вот и не взяли его ни разу кочевники за всю историю.

А набегов он пережил больше десятка, последний от крымских татар в конце 17 века.

Ниже представлены образцы огнестрельного оружия средневековья.
На Руси оно появилось ещё в конце XIV века.

При осаде Москвы Тохтамышем в 1382 году москвичи его уже активно использовали.

Первые образцы были громоздки и неуклюжи.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Глухо запаянная с одного конца трубка крепилась к колоде.

Зарядка и стрельба производились самым примитивным образом.
Со свободного конца сыпали порох, затем затрамбовывали туда же свинцовую или железную пулю.

Запал пороха производился посредством зажжённого фитиля через небольшое отверстие в стволе.

Затем уже в первой половине XV века появились кулеврины (по русски пищали) с прицельным приспособлением на дуле.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Стволы стали длиннее, появился поворотный механизм. Затравочные отверстия уже располагались не на линии прицеливания, а сбоку.

Эффективность стрельбы оставалась довольно низкой, тлеющий фитиль отвлекал стрелка от прицеливания. Процесс зарядки составлял несколько минут.

Короче, горе.

На смену кулевринам (пищалям) пришли аркебузы.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Аркебуза — гладкоствольное, фитильное дульнозарядное ружьё.

Заряжалась с дула, стреляла короткими стрелами, затем каменными, а позже свинцовыми пулями.

Верёвка сбоку — это длинный фитиль, который поджигали. Фитиль поджигал порох.

«Конструкция стрелкового оружия на протяжении XIV—XV вв. оставалась неизменной. Вносились лишь мелкие улучшения.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

В частности, со второй половины XV века фитиль стали крепить на конце изогнутого рычага, шарнирно укрепленного на оружии. При нажиме на один конец рычага, другой (с прикреплённым тлеющим фитилем) касался затравки и воспламенял её.

Рычаг получил называние „серпантин“. Иногда серпантином называлось и всё оружие. Но в Европе чаще использовалось слово аркебуза, а на Руси — пищаль.»

Нередко пищали делались огромными, длина ствола до нескольких метров. Чтобы прикладом при отдаче не разнесло плечо «в щепки» на прикладе выполняли металлический крюк, который упирали в выступ стены.

Оружие усовершенствовалось с течением времени и развитием технологий.

Сначала появился искровые замки в начале XVI века.

Колесцовый (нюрнбергский) замок по сравнению с фитилём позволял стрелять в любую погоду.
Но колесцовый замок был дорогостоящим и им оснащались только элитные части.

В том же веке появился, сначала в Европе, кремнево-ударный замок.

В нём искры, воспламенявшие заряд, высекались из ударявшегося о стальную пластину кусочка кремня, закрепленного на курке.

В России XVI веке появились ручные кремнёвые пищали, которые состояли на вооружении до XVIII века.

Это оружие упразднил Петр Первый.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Фактически это был вариант российского мушкета.

Простота в использовании и производстве ударно-кремневого оружия перед колесцовым механизмом позволяла сократить интервал выстрела до одной минуты.

Так появилось кремневое оружие используемое на протяжении веков.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

А так хранился порох от промокания. Есть ещё порох в пороховницах?

Впрочем историю развития огнестрельного оружия я уже рассказывал в материале «По музеям Астраханского Кремля». https://www.tourister.ru/responses/id_23155

Следуем дальше.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Разодетый «под эпоху» гид рассказывает артистично, с огоньком.

Пришла пора в другом зале примерить доспехи.

На Руси охотно использовались кольчуги.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Они были легче европейских доспехов и не сковывали движение. Но даже кольчуги весили до 10 кг.

Как Вам шарнирная металлическая перчатка?

Кинешь такую в обидчика, вызывая на дуэли и, возможно, смысла в дуэли не будет. Попадёт перчатка в лицо обидчику, да убьет ненароком.

Шеломы тоже не лёгкие.

Я примерил один из них и понял что не только сражаться целый день, а просто потаскать её нелегко.

Голову сдавило обручем, шея тут же заболела.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

та дубина больше моей дурной головы и я её поднял с трудом. Как же богатыри такой целый день махали, ведь судя по доспехам средневековые люди были ниже нас, современных?

ете сколько весили доспехи если их все надеть?

Около 45–55 кг!
Представьте что Вы надели на себя…. мешок сахара.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

А ведь ещё что-то весило и оружие. И им надо было не один час рубиться.

Да….Были люди в прежнее время.

Богатыри — не мы.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Даже вот такой самый легонький «зубодробительный» шерстопёр весит около 5 килограммов.

Это разновидность булавы.

Знаете откуда пошел скипетр — символ власти?

От шерстопёра.

Чёрная птица в «Маринкиной» башне

Народ наконец-то после лекции гида дорвался примерить доспехи.

Даже девушки не отстают. Коса — русская краса.

Все с удовольствием делают селфи на фоне оружия и доспехов.

Но гид торопит на выход.

Тут я впервые в жизни примерил настоящие доспехи, повертел оружием. Тяжело — это просто не то слово.

А наша сегодняшняя экскурсия по Маринкиной башне закончена.

Продолжение по Коломне и Кремлю следует…