Турист Progkey
Progkey
была 1 сентября 2022 19:01

Аршан — Россия Июль 2017

Сколько бы раз я ни обещала себе писать рассказы сразу после возвращения, ну никак не получается. Ни сразу, ни через месяц, ни через полгода.

Как это обычно бывает со мной, выбор гор в нашей необъятной Родине начинается со стояния перед картой с мыслями — где я еще не была. А нигде. И посещение Кавказа, Кольского, Камчатки, Алтая вообще ничего не прибавляют, так как Родина наша — не обьятна. Поэтому выбор был прост: дальше, чем до этого. А до Сибири был Кольский. И это точно дальше.

Путешествие начинается с Иркутска, об Иркутске нужно писатьотдельно. Поэтому, после дня отдыха от перелёта, мы, наша группа из 20 человек отправляется в первую точку, а именно Нилову Пустынь. Илья, наш гид, показывает суровый горный хребет и говорит — Ребят, там наши горы. А моё сердце то кричит от счастья, то от ужаса осознания, что меня ждёт дальше.

Часть первая: начало.

Нилова Пустынь, в общем и целом, очень мирное место, которое вообще не предвещает ничего из того, что произошло в последующие десять дней.

Волшебный Шумак

Наш путь лежит на Шумакский перевал. Нас встречают постеры с призывами о заботе о нашей природе, и кучи мусора, бутылок, консервных банок и пластика прямо под ними. А ещё лошадиные черепа, хотя до главного лошадиного кладби ща мы ещё не дошли.

Сегодня нас ждёт зона леса. Под ногами сухая земля, в том году леса Байкала страдали от пожаров, в прочем как и каждый год. И кажется, что лес никогда не кончится. Он тянется и тянется, иногда даря нам виды голых, древних гор, которыя я так сильно жду.

Часть вторая: Шумакский перевал

Сегодня мы выходим из зоны леса. Какое это счастье! Больше никаких веток, хлещущих по ногам, рукам, лицу. Никаких мошек и угрозы клещей. Вот они! Горы-горы-горы! Этот момент, который я жду с замиранием сердца в течение всего года. И вы знаете, я чувствую, что я здесь чужая, Я чувствую, что меня здесь не ждут и не хотят. Вот они — стоят, древние красавцы и красавицы. И всё равно им — кто я, что я, зачем я. Я могу только благодарить вселенную, что я есть и я здесь.

Сама дорога на Шумакский перевал не представляет ничего сложного. Идёшь себе в гору и идёшь. Пыхтишь, потеешь, но ничего. Идёшь по-тихоньку. Здесь находится самое настоящее кладбище лошадей. Повсюду черепа и рёбра, потому что Шумак — популярный курорт, на лошадях ездят много и их не жалеют. ЗАТО! То, что ждёт на вершине — нужно подобрать слова. Знаете, есть такие моменты, когда можно почувствовать своё единение со вселенной. Можно представить себя — такого малюсенького человечка, который вообще ничего из себя не представляет, а потом, как в google maps, удалять изображение, удалять, удалять, пока не дойдешь до самых звезд и увидеть себя, стоящего в этот самый момент среди красоты и тишины.

А вот спуск с перевала уже не кажется настолько радостным. Под нами метров десять голых скал, а уже потом ровная тропа, именно поэтому данный маршрут проходится двумя разными способами: Шумак-Аршан (наш вариант) или Аршан — Шумак. Все, кто хочет пройти по данному маршруту, всё-таки рекомендую первый вариант — он более логичный и вся жесть начинается ближе к концу путешествия, поэтому идти интересней…

Спустясь с перевала, мы идём к озеру. Погода содействует — палящее солнце, ни ветерка, ни облачка. Наш путь продолжается.

Часть третья: вдоль Шумака к Шумакским источникам

Наш путь продолжается и природа даёт нам шанс выдохнуть, расслабиться, успокоить растянутые мышцы, снять наколенники, подтянуть пояса на рюкзаках и ждать следующего подвоха. Наш путь лежит к Шумакским источникам — культового места Бурятии, да, пожалуй, и всей России. Шумакские источники — это курорт, находящийся между двумя точками — Шумаком и Аршаном. Добраться туда можно, а)на вертолёте б)на лошадях в)пешком. Чем можно заняться: полечиться, отдохнуть, помедитировать. Искупаться в грязевых ваннах, испить лечебной воды (самая вкусная от нервов). Я еще нигде (даже в городе Рериха на Алтае) не встречала настолько просветлённых людей. Один дяденька рассказал свою историю исцеления — десять лет назад у него была шпора в пятке и никто не мог помочь. Он приехал на Шумак, опустил ногу в грязевую ванну и вот уже как десять лет здоров. Вот так. А вообще — место это, очень таинственное и побывать там стоит даже ради того, чтобы почувствовать его духовную мощь.

Отдохнув на Шумаке мы движемся дальше — к концу курорта, на котором стоит, пожалуй, самое странное и жуткое место, виденное мной. Место, в котором можно попросить Шумак о ребёнке. И вроде хорошая просьба, Однако, выглядит оно как жуткое место поклонения некого маньяка. Похихикав, идём дальше. А не надо было хихикать.

Часть четвёртая: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ каньон Шумака

Собственно, самая интересная часть начинается сейчас. Мы подходим к каньону Шумака. На карте это место никак не обозначено, тропа и тропа. А вот в действительности — всё не так радужно и просто. Тропа идёт вдоль каньона, а именно прямиком по самому краю. Внизу — река Шумак и скальные обрывы, высотой метров 50 (по моим геометрическим представлениям). Деревьев сверху нет, можно хвататься только за траву, в случае чего. А если случай настанет, то можно надеяться только на моментальную смерть от переломов внизу, потому что вытащить снизу никак нельзя — река быстрая, скалы высокие. И вот что самое удивительное — местные вообще никакого значения этой тропе не придают. Ну каньон и каньон. Идёшь и идёшь. Ну, а я, что. Кто ж знал? Люблю горы, а высоты боюсь. Борюсь каждый год и всё не получается. Поматерившись, Илья (наш гид), берёт за руку и мы идём этот чёртов километр. Илья только и успевает говорить — ты только вниз не смотри. Только не смотри. А я и не смотрю. Силы только на то, чтобы дышать и не отпускать руку. Вывод — кто пойдёт по маршруту — имейте ввиду, что проходить этот участок можно ТОЛЬКО В ХОРОШУЮ ПОГОДУ! Зарубиться не за что. Если погода плохая — нужно идти в обход через Перевал Духов (который тоже весёлый). И ещё — пожалуйста, пожалуйста, не ходите сюда в одиночку! Это действительно опасно.

Три фотографии, по понятным причинам, не мои:

Часть пятая: В поисках Китоя. Принятие.

Вот такое боевое крещение. После которого слово «прижим» перестал казаться настолько ужасающим. Далее нас ждала длинная дорога вдоль хребта, которая должна нас вывести от Шумака к Китою. Местные проходят этот путь от Китая до начала курорта Шумак за день. За день! Причём знаете, как они ходят — в сланцах и с палочкой из берёзы. Или в резиновых сапогах. И вся наша группа почувствовала себе зелёными новичками, хотя все мы, я уже не говорю про Илью (гида) не первый, и даже не второй раз в горах. Мы-то, городские жители, обвешались снарягой с ног до головы. А тут — бац — и человек в сланцах.

Дорога вела нас к Китою два дня. Дорога из камней, корней, грязи, ям, веток, непроходимой тайги. И все эти два дня выглядели одинаково — километр идём, соточка набора, высохший ручей, курумник, соточка сброса, километр идём — соточка набора, высохший ручей, курумник, соточка сброса. И так все два дня. В какой-то момент мне показалось, что мы все умерли, а это просто круги ада, которые выведут нас не к Китою, а в Лимб. Вот, не надо было в священном месте хихикать. Имейте ввиду. Но в конце концов, мы вышли к Китою, искупались в тёплой реке, нахватались клещей и пошли дальше.

Отступление про клещей. Итак. Иркутская область в прошлом году занимала первое место по России по клещам. Это не шутки. С собой иметь защиту! А еще лучше не ползать по кустам. Если что — по прибытии в Иркутск СДАТЬ КЛЕЩА на анализ. Обязательно!!! Это можно сделать в специальном центре, ответ на следующий день. Так как после Шумака меня ждал Байкал, пришлось воспользоваться этой услугой. Это можно сделать и в больнице — с собой иметь полис!

Часть шестая. Аршанский перевал. Билюта.

Пройдя Китой, нас ждёт подъём на Аршанский перевал. После всего пережитого, любые подъёмы, спуски уже не кажутся чем-то изматывающим. Однако, по пути нас останавливает ливень и град, размером с ноготь на большом пальце в форме слез. Поэтому мы останавливается под перевалом и ждём утра. На нас спускается пушистое облако и закрывает вид на долину. Пора прощаться.

Волшебный Шумак

С утра погода располагает — лёгкий ветерок — идеально для крутого подъёма. Наверху — зелёные горы и голубое небо. Наша награда за все труды!

Пройдя перевал, и казалось, когда все беды позади — нас ждёт последнее испытание. Испытание Билютой. Билюта — это просто речка, на которой местные отдыхают, так как нас встречали какие-то пьяные тётеньки топлес и подростки с энергетиками в руках.

Идем по курумам, пересекая реку по самодельным брёвнам несколько раз, хватаемся за голые скалы, идём по прижимам, и, наконец, выходим к последнему подъему, с прекрасным названием Гора Дураков. Оттуда нас ждёт спуск и выход к финальной точке — курорту Аршан. На выходе Илья сообщает — если сейчас кто-то сломает ногу — он его убьёт!

Часть седьмая. Итог

Итак, что же на выходе. Это путешествие было самое опасное для меня, но и самое интересное. Горы Восточных Саян многому меня научили — бороться с собой, не унывать, не опускать руки, верить только в хорошее, они вселили в меня еще большее уважение к ним, вечным великанам, которые и сейчас стоят, пока я пишу эти строки из своего дождливого Санкт-Петербурга. И они будут, когда все мы уйдём. Они будут, что бы ни происходило в мире. Они будут. Будем и мы восхищаться их красотой. Их тишиной и вечностью. Их уязвимостью и величественностью, молодостью, их энергией и мудростью.

Спасибо всем, кто уделил внимание рассказу. Увидимся в горах!