Турист Елена Александрова (Elena_Aleksandrova)
Елена Александрова
была 7 июля 2019 11:16

Республика Коми — Россия Июль 2017

Мы — путешественники, более того, мы — дикие путешественники, которые не нуждаются в гостиницах, гидах, кафешках и прочих прелестях туристических туров. В любое время года вот уже более 15-ти лет мы покоряем просторы нашей необъятной Родины и прочих стран. В последнее время мы увлеклись автотуризмом, наш верный УАЗка наколесил почти 200 тысяч километров по дорогам и бездорожью. Тем интереснее, что рассказ мой будет совсем не про автомобильный маршрут, а про сплав.

Наверное, многие в детстве мечтали построить плот. Плыть на утлом суденышке, сооруженном своими руками в далекие дали, преодолевать трудности, не страшиться опасностей… В детстве не сложилось, но мечты должны сбываться! Помните, как в кинофильме «Верне друзья»?!

Почему не байдарки, каяки, рафты, лодки, и почему мы решили соорудить этим летом именно плот, я сказать не могу — ответ затерялся где-то в наших безумных головах.

Почему выбор пал на Мезень? Мы еще не бывали в Республике Коми. Вот много где были, много рек видели, по некоторым когда-то очень давно даже сплавлялись на старенькой байдарке, а в Коми не были и одну из самых чистых рек Европы — Мезень не видели. Вот эту оплошность мы и решили исправить.

Как обычно бывает в авантюрных мероприятиях, сначала желающих сплавиться было много, но на маршрут вышли только самые идейные: я — Лена, мой муж — Саша, наша дочь — Оксана и друзья Серега, Олег и Таня. Всего 6 человек.

Наше приключение началось красивого 07.07.17-го с посадки в поезд в Москве, но описание езды в поезде и свое отношение к РЖД я скромно опущу и перейду сразу к встрече на берегу.

На Мезени мы, выгрузившиеся из поезда, и Таня с Олегом, приехавшие туда на машине, оказались почти одновременно. Патриот ребят выполнял очень важную функцию — привез 43 автомобильные камеры и кучу провизии, а теперь ему предстояло доставить еще и доски, купленные на ближайшей лесопилке.

Приключения Гены и его друзей

К сожалению, бруса нужного размера не нашлось, так плот, задумывавшийся как прямоугольник 4×6 метров, стал квадратом 4×4.

Основой плота стали 40 камер R16.

Накачивали их автомобильным компрессором, правда ему такая задача не понравилось, и где-то на половине он попытался сломаться, но после реанимации додул 43 камеры: 40 для основной конструкции и 3 запасные.

Приключения Гены и его друзей

Сверху камеры прикрыл деревянный настил. Как только он был готов, мы всеобщими усилиями стащили плот в воду и приступили к возведению опор под тент.

В итоге получилась вот такая конструкция.

Приключения Гены и его друзей

Кроме того, вдоль одного из бортов плота, мы привязали надувную лодку.

Зачем она была нужна — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле, она оказалась очень полезной: в ней закрепили все вещи, которые были нужны только для постановки лагеря на берегу, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.

Приключения Гены и его друзей

В центре плота большой кучей навалили вещи первой необходимости и продукты для завтраков и обедов (ужины предполагались на берегу). Смотрелось совершенно не эстетично, зато удобно.

У нас не было никаких сомнений, что мы построим плот, он не утонет, и мы будем на нем путешествовать. Но в момент отплытия мы почему-то пребывали в легком недоумении и даже панике от того, что вот так вот раз — и уже идем. Постройка прошла неожиданно быстро и просто. Кстати, дата окончания сплава была открытой — как надоест, будем выбрасываться.

Приключения Гены и его друзей

Вокруг было красиво: как только вдали скрылся Усогорский мост и за поворотом осталось место постройки плота, мы ощутили, что, наконец, находимся вдали от цивилизации, где нет людей, машин и шума, а есть только лесистые берега, широкая река, и мы посередине нее.

Сегодня решили поужинать не останавливаясь, а вот на сон ненадолго пристали к берегу.

Приключения Гены и его друзей

Утром мы снова в пути. Плот получил название «Гена», как говорится во всем известном мультике про Чебурашку: «Потому, что зеленый и плоский.»

Мы медленно шли по реке. При такой скорости можно было в полной мере насладиться пейзажами. Зеркало воды и легкое покачивание нагоняли на всех спокойствие и умиротворение.

Приключения Гены и его друзей

Первая деревня на нашем пути — Сельыб. Тут нам подарили топор.

Так получилось, что свой мы утопии по неосторожности в первую же ночь. Хотели купить у местных, но они, проникшись, нашей авантюрой, отдали топор задаром.

Приключения Гены и его друзей

А это уже другая деревня — Чернутьево. Если честно, все они похожи друг на друга: большие северные дома, огромное количество заброшек, много рыбацких лодок, мало людей.

На фоне затянувшегося холодного подмосковного лета Север оказался неожиданно жарким — солнце припекало весь день.

Приключения Гены и его друзей

А к вечеру нахлабучило. Казалось, что плывем среди облаков: они и сверху, и снизу.

А потом, пока готовили ужин, пошел дождь. Теплый и летний, единственный за весь сплав, он зашуршал по тенту и зазвенел по воде.

В остальные дни было очень жарко. Тент обычно давал тень примерно на половину плота, но всем на теневой половине толпиться было нельзя, приходилось кому-то героически сидеть на солнце. Плот крутился, и мы крутились вокруг центральной опоры следом за тенью.

Но как только плот не вписывался в поворот или шел на мель всем резко становилось не до погони за тенью. Мы бросали все дела и хватались за кии или весла. Вроде и не гребли никогда больше получаса подряд, старались менять друг друга, но к третьему дню все сгорели: руки, ноги, плечи, шеи, лица. И это при том, что постоянно быть в одних купальниках мы не могли — одолевали комары, слепни и мошка. Ходили почти все время укутанные. Одежду не стирали, периодически прямо в ней окунались в воду. Высыхала она на нас за 15–30 минут.

Приключения Гены и его друзей

К ночи становилось прохладнее. Правда, солнце садилось всего на пару часов.

Белые ночи — это совершенно не удобно для сна, но довольно удобно для походного быта. В 3 часа светло, как днем.

Мезень — река рыбная, судя по описанию в инете и россказням местных жителей, нас ожидали косяки рыб, буквально выпрыгивающих на плот. Мы заготовили 33 рецепта жаренья, копчения и соления рыбы и должны были буквально устать ее есть. Но нет, 2 мелкие рыбешки в день — все, что нам удавалось поймать.

При этом, мимо нас проплывало на моторках довольно много рыбаков, мы были не прочь поболтать, порасспрашивать о жизни, но почему-то наша посудина у них никакого интереса не вызывала.

Все изменилось с появлением приветливого и улыбчивого Антохи! Подплыв, он именно так и представился.

Главный вопрос, который нас интересовал: где же та самая рыба?! Антоха рассказал, что сегодня с 20-ти сетей они взяли всего 5 щук. Мы приуныли, ибо при такой кучности нам врятли светило что-то выловить. Сжалившись, рыбак позвал всех в домик «за поворотом» на уху из свежепойманных щучек. Мы ломаться не стали и с удовольствием приняли его предложение.

Приключения Гены и его друзей

Чтобы оказаться в домике побыстрее, плот был взят на буксир. Мы помчали, прям с немыслимой скоростью!

Вот так выглядит рыбацкий домик. Хозяином оказался немолодой грузный мужик строгого вида. Он встречал нас с готовой ухой за большим деревянным столом.

При нем был еще один молодой человек, и мне показалось, что они совершенно не рады нас видеть. Нам налили очень вкусной ухи, поднесли водки из своей бутылки, страшно зыркнув на предложение отведать нашей. Но разговор все равно поначалу клеился с трудом.

Коми, а перед нами были именно коренные жители Республики Коми — народ неулыбчивый, суровый, немногословный, одним словом северный.

Когда-то, отправляясь в путешествия, мы избегали контакта с местным населением. Это казалось опасным, да и попросту не нужным. За последние несколько лет наша концепция переменилась: мы поняли, что, не общаясь с коренными жителями отдаленных регионов или других стран, мы пропускаем нечто важное. Невозможно понять уклад, особенности, менталитет края лишь по внешнему виду, не общаясь с людьми. Вот и теперь, воспользовавшись моментом, мы напали на рыбаков с расспросами.

Постепенно все втянулись в беседу.

Рыбы в последние годы стало меньше, но, иногда приходят косяки и наловить тогда удается нормально. Когда именно ждать очередного косяка не знает никто, потому, на всякий случай, ловля происходит постоянно. Что они делают с этой рыбой я так до конца и не поняла, по словам выходило, что продают друг другу: «В городе она никому не нужна, там свои рыбаки». Зачем покупать друг у друга, если у каждого дома стоит лодка, а значит люди рыбачат? Почему, сколько мы не спрашивали у проплывающих мимо рыбаков, нам отказывались продать улов? Чего нам не договаривали? Браконьерство?

Между собой народ говорит на языке коми, многие (особенно старики) русский знают плохо, хотя в школе есть предметы «русский язык» и «коми», предметы типа физики ведутся на смеси двух языков с преобладанием коми.

Язык коми для нас звучит как ругань — много резких гортанных звуков. Конечно, это не значит, что они все время ругаются, просто фонетика такая. Ругаются они отборным русским матом, сдабривая, им чуть не каждое предложение.

Зимой здесь бывает очень много снега, но дороги чаще всего чистят. Еще зимой тут полярные ночи — полгода темноты, зато летом все время светло. Нам иногда казалось, что местные белыми ночами не спят вовсе — такая движуха начиналась на реке после захода солнца, наверное, отсыпаются зимой)))

Лето тут вообще — короткий яркий миг. Первые заморозки начнутся уже в конце августа-начале сентября, а весна в этом году была очень поздней — снег местами лежал до середины июня.

Именно на позднюю весну все местные списывают обилие комаров. Нет, их здесь много всегда, но в этом году с перебором. Мы, честно говоря, за время сплава уже успели притомиться от обилия кровососущих тварей, ведь спрятаться на плоту негде, а репелленты помогали от силы на пол часа.

Оригинальную позитивную версию о том, что быть съеденными комарами — это хорошо, выдала нам продавщица в одном из магазинов. Дескать, летом надо кушать больше (в магазине покупать соответственно тоже больше), чтобы слепни и комары кусали и избавляли организм от плохой злой крови. Нам нужно, что бы нас кусали особенно много, ибо испорченной крови в нас хоть залейся. Тут вроде как время обидеться, но оказалось, что в нас ее много не потому, что мы — нехорошие люди, а потому, что городские. Местных кусают постоянно, а мы тут ненадолго.

И все-таки сегодня насекомых на стоянке было гораздо меньше, чем в предыдущие дни. Предположили, что это связано с расположением домика — когда его строили, то делали это в специальном антикомарином месте. Решили провести эксперимент и попробовать на ночевку вновь остановиться возле домика, благо по берегам реки их виднелось очень много — на каждой притоке или ручье.

Вдохновленные рыбаками, сегодня мы решили во чтобы то ни стало наловить рыбы.

Приключения Гены и его друзей

В основном ловили на удочку на слепней. Саша бросал спиннинг.

Наши старания увенчались успехом, мелочи мы надергали почти килограмм.

Приключения Гены и его друзей

Рыбку, засолили, а вечером с удовольствием съели.

Саша тоже не остался без улова — на берегу перед самым сном он все-таки поймал свою щуку с руку. Обидно, что щуку так и не сфоткали: вечером в темноте поленились, а утром Олег ее так стремительно разделал и превратил в уху, что мы и глазом моргнуть не успели.

Приключения Гены и его друзей

Красотой Мезени можно любоваться бесконечно.

Но этот вечер побил все пейзажные рекорды!

Приключения Гены и его друзей

Как и хотели, на ночевку мы остановились возле пустующего рыбацкого домика.

Приключения Гены и его друзей

Ребята, какое потрясающее это было место!

Во-первых, тут почти не было комаров. Во-вторых, открывался шикарный вид. В-третьих, избушка и поляна вокруг были оборудованы с такой любовью, что даже не верилось.

Казалось, что хозяин отлучился только что (хотя по косвенным признакам было понятно, что это не так). Прелесть была в деталях и продуманности каждой мелочи. Кострище и чайник на специальном крюке над ним, рядом тряпка-прихватка. Умывальник из бутылки и на том же дереве маленькое зеркальце, на сучке полотенце. Навес от непогоды над столом и пленка для него в прихожей домика.

Пара слов о рыбацких домиках. Все избушки, что встретились нам на пути были одинаковой планировки. Зайдя, попадаешь в холодную прихожую, тут же хранится всякая крупногабаритная утварь.

Приключения Гены и его друзей

В теплой части стол, лавки, большая кровать. Минимальный запас продуктов, посуда. Обратите внимание — есть даже лампа на потолке, значит где-то припрятан генератор, а может его привозят на машине — к избушке ведет неплохая грунтовка.

Во всех избушках есть печки, домиками явно пользуются круглогодично. В любое помещение можно попасть без проблем — все двери открыты. Очевидно, никому даже в голову не приходит мародерить в таких местах или съесть весь запас продуктов, или просто устроить бардак (вспомните регулярное разорение подмосковных дач). Всем понятно, что от наполненности рыбацкого домика зимой может зависеть чья-то жизнь. Каково это: сидеть здесь, в Богом забытом краю, бесконечной зимней ночью, когда вокруг бушует вьюга? Может страшно, а может спокойно. Наверное, нам надо когда-нибудь попробовать.

Еще одна интересная особенность интерьера: в каждом домике на видном месте висят фотографии мужчин. Мы предположили, что таким образом, отмечают, кто является хозяином избушки.

Красота!

На Мезени очень красивые закаты. Небо расцвечивается необычными яркими красками, но сегодня было что-то невероятное! Я трижды убирала фотоаппарат и трижды доставала его вновь. Посмотрите и попробуйте почувствовать атмосферу.

Приключения Гены и его друзей

Ночью всем снились одни и те же сны: мы плывем, и плот вертит.

Утром мы снова отправились в путь.

Большая часть фотографии с этой поездки получилась спокойно-пейзажной. Где же подвиг, где борьба со стихией? Все дело в том, что фотоаппарат из гермомешка я извлекала только когда все было тихо и на плоту ничего не происходило. На самом деле, мы не плыли ровно. В среднем раз в час звучало: «Ребята, погребем!», «Идем на мель, пора толкаться!», «Греби-блин, гребу-блин!», «Все на правый борт, уходим!», «Мы сели, прыгаем!» и т. д. и т. п. Плот — это очень неповоротливая махина.

Приключения Гены и его друзей

Поначалу средств управления было 2: весло и кий (длинная палка, которой отталкиваются от дна).

Но сегодня подул попутный ветер и нам открылся еще один способ — парус.

Приключения Гены и его друзей

Длины тента хватало не только для того, чтобы быть крышей, но, и чтобы закрывать одну из сторон. Путем долгих игр в веревки, палки и тент, Сережей и Олегом была выработана стратегия движения. Как известно, лень — двигатель прогресса, потому поворачивался парус ногами.

Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развил свою максимальную скорость — чуть больше 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч. Жаль, что ветер стих, и продлилось наше стремительное перемещение недолго.

Парус мы свернули и потом пользовались им еще несколько раз, к сожалению, не столь успешно.

Приключения Гены и его друзей

На берегу показывают очередную деревню — Мелентьево.

Иногда мы все-таки заходили в деревни. Искали сотовую связь, чтобы сообщить родным, что с нами все нормально и желали посетить магазин.

Связи все время нашего сплава не было от слова совсем. Этот край оторван от цивилизации: интернета здесь не знали никогда, сотовые бесполезны. Если нужно куда-то позвонить, то местные делают это по домашнему телефону.

Магазины изредка встречаются, но ассортимент в них на столько скуден… Нет, мы не нуждались в продуктах, провизии на плоту было с излишком, но как обычно бывает в походах день на 3-4-й начинает хотеться употребить какую-нибудь гадость типа чипсов или газировки. Тут с этим были проблемы, так же как с мясом, хлебом, молочкой. Ну и цены выше, чем в Москве.

Приключения Гены и его друзей

Наверное, со стороны наш плот больше всего походил на сарай.

Изнутри же он был чистой воды однокомнатной коммуналкой. Вся жизнь происходила где-то между туалетом и кухней: 6 совершенно разных людей, каждый со своими тараканами, делили пространство. Все на виду, никакого интима, во всех смыслах этого слова, сплошной паритет на 16-ти квадратных метрах круглые стуки с перерывами на сон. Ругались, остывали, спорили, но вообще жили дружно, даже удивительно на сколько дружно для таких условий.

Чем занимались долгими-долгими днями? Ну, как вы уже поняли, управляли плотом — на это, уходило гораздо больше сил, чем кажется, пытались рыбачить, чуть-чуть читали книги, например, «Приключения Геккельбери Фина». По очереди дремали, много говорили, пытались изобрести какие-нибудь вкусности из имеющихся продуктов и бесконечно пили чай.

Приключения Гены и его друзей

Пыхтит мангал — готовит нам чай. Чаевничали мы постоянно, пили разные виды чая и горячими, и теплыми, и холодными.

Первые пару дней мы не могли понять причину постоянной усталости, к вечеру все буквально валились с ног. Все оказалось до безобразия банально — организмам не хватало жидкости. Согласитесь, когда вода постоянно вокруг, человек регулярно купается, то как-то странно предположить, что воды ему мало. Но вода снаружи совсем не равна воде внутри. Как только мы наладили питьевой режим, наладилась и жизнь.

Приключения Гены и его друзей

Для ночевки мы вновь искали рыбацкий домик, но они как назло все куда-то разбежались. Решили пристать к высокому красивому берегу с соснами.

Поднялись, а в глубине избушка. Кстати, к нему никаких автомобильных подъездов нет, только заросшая тропка.

Приключения Гены и его друзей

Все-таки местные выбирают шикарные места для своих домиков!

Как хочется передать читателям атмосферу лагеря, как хочется поделиться мыслями и ощущениями, которые доступны только здесь, вдали от городов и людей. Я попробую: лес — живой, он шумит, пахнет хвоей и, кажется, вот-вот заговорит. Мох невероятно мягкий, его хочется трогать, на нем приятно сидеть, а тем более спать, никакие матрацы не сравнятся с ним. Воздух звенит от пения птиц и чистоты. Вокруг открываются потрясающие пейзажи, но от них захватывает дух только вначале путешествия, дальше они становятся привычными и только дома, рассматривая фотографии, понимаешь, как невероятна матушка-природа. Все-таки, это невозможно передать словами, сколько не старайся. Только почувствовать.

Тут даже мусор красивый.

Окрестные леса очень чистые, эта бутылка — скорее исключение из правила. Оно и понятно: мало людей — мало мусора. Тем не менее, куда местные девают отходы?

Они их закапывают. Возле каждой избушки вырыта большая яма глубиной метра в 2, именно туда попадают банки, склянки, пластик, всякое тряпье и прочие ненужности. Когда яма наполняется примерно на половину, ее забрасывают и делают неподалеку новую. На сколько этот способ верен с точки зрения экологии, я судить не берусь, но уж лучше так, чем бросать мусор себе под ноги и жить в этом, как в одной сплошной мусорке (видали мы такое в некоторых областях).

Ночь прошла без происшествий.

Приключения Гены и его друзей

Утром поначалу был полный штиль.

Но пару часов спустя откуда ни возьмись налетел ветер. Этого было достаточно, чтобы мы беспомощно зависли на середине реки. Для уменьшения парусности пришлось свернуть «крышу», но это помогло ненадолго. Порывами плот снесло в катастрофически неудобное место — заводь возле деревни Мучкас. Течения здесь практически не было, ветер жал нас к берегу, где торчали коряги и были расставлены сети.

Приключения Гены и его друзей

Пришлось хвататься за весла.

Как мы героически гребли под безжалостным солнцем — это отдельная песня. На расстояние меньше километра мы потратили около 3-х часов. Только попав в основную струю Гена-М согласился идти сам.

Приключения Гены и его друзей

На горизонте появилось Политово — деревня, которую мы нарекли финальной точкой.

Отсюда до Усогорска, где у ребят осталась машина, раз в два дня ходит рейсовый автобус.

Мы причалили за деревней. Нам повезло, автобус ожидался завтра утром.

Стоять лагерем в лесу и стоять лагерем возле населенки — две большие разницы. Всю ночь к нам наведывались местные жители. Кто-то предлагал рыбу, кто-то просто хотел общения, а был и очень неприятный инцидент, когда два нетрезвых мужика буквально ввалились в палатку и начали требовать (именно требовать, с матом и угрозами) им налить опохмелиться. Выспаться нам не дали совершенно.

Пока Олег и Таня колесили на автобусе в Усогорск, а потом пылили на Патриоте по песчаной грунтовке за нами, мы собирали вещи и наблюдали за жизнью деревни.

Вот на середине реки заглохла моторка, вот за ней приплыла вторая, и тоже заглохла. Мужики ковырялись часа 2, после чего «спасатели» все-таки завелись и уплыли, а не спасенный взялся за весла. Он очень быстро пересек Мезень, причалил недалеко от лагеря и направился к нам.

Его звали Миша и ему было скучно. Опять начались разговоры за жизнь: про рыбалку, погоду, комаров. Мы предложили ему доски с плота, но он положил глаз на камеры:

-Что с собой не заберете?

-Хотели, но нет места.

-Здесь оставите?!

-Да.

Тут мы неожиданно стали лучшими друзьями Миши!

— Этож… я камеры заберу! Я продавать буду! Бросайте все, как есть, все разберу, все сделаю как надо!

Хорошо, когда все хорошо! Нам не нужно было заморачиваться с плотом, Миша был счастлив! Он тут же предложил подарить рыбу, любую другую помощь и даже переночевать в его доме, если к ночи за нами не явится машина.

Но машина явилась точно в срок.

Приключения Гены и его друзей

Бросаем прощальный взгляд на плот. Спасибо, Гена-М, ты служил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров — это и много, и мало одновременно. Это был интересный опыт!

Так закончился наш сплав на плоту, но не закончились наши приключения.

Пересев на УАЗ, мы продолжили путь вдоль Мезени. Все-таки путешествия на автомобилях нам ближе сплавов — теперь мы знаем это точно.

Приключения Гены и его друзей

Преодолев множество паромных переправ, разбитых и раскисших дорог, мы оказались в цивилизации в районе Архангельска только через неделю. Но это уже совсем другая история.