Турист Vladimir Danilov (Volodimire)
Vladimir Danilov
был 30 мая 2021 9:35

Архыз — Россия Июль 2017
Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

Выходные 14—16 июля мы вновь провели в Архызе. В «курортном» режиме, — без палаток и тушёнки, но в ударном темпе, — прогулялись по сказочному заповедному лесу, поднялись к Софийским озёрам и сфотографировались у башни Адиюх по дороге домой. Кое-кто успел искупаться в горном озере, другие уместили в насыщенные три дня ещё и рафтинг, ну, а началось всё…

С дождя. Едва мы поднялись к близкому и уже изрядно подсохшему за лето Казачьему водопаду, как с неба полило. Не сильно, недолго, но достаточно для того, чтобы промочить бурно растущий вдоль троп кустарник. Последующий «сусанинг» через луга и подлесок не оставил сухого места на наших штанах и ботинках, хоть и стоил открывшейся в конечной точке маршрута картины.

Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

Мы добрались до ручья Рапочай — одного из тех, что стекают в Большой Зеленчук вдалеке от хоженых туристских троп и оттого девственно-чистого, притягательного и по-весеннему свежего. Здесь нет водопадов, «озёр в виде сердечка», лотков с магнитами и хичинами, да и добраться сюда не так просто. Наверное, поэтому здесь и хочется остаться жить.

На следующее утро нас ждал главный маршрут выходных — к Софийским озёрам. В отличие от похода прошлой недели, подняться и спуститься обратно нам предстояло за один день. Да, мы шли без тяжелых рюкзаков, но тропа от этого не стала короче или положе. Впрочем, как я ни пугал ребят предстоящими трудностями, все здорово справились и с подъемом, и со спуском через непростой «сыпучий» перевал Иркиз.

Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

За неделю, прошедшую с предыдущей поездки, здесь изменилось (вы не поверите!) многое. Цветение рододендронов переместилось на несколько десятков метров вверх, а там, где только-только стаял снег, уже взошли первые луговые цветы. Нижнее Софийское озеро полностью вскрылось ото льда, а на Большом появилась узкая полоска насыщенно-голубого цвета — лёд начал отступать от берега и наконец-то появилась вода.

Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

Главное же наблюдение — на Софийские озёра хлынули туристы. Если в начале июля сюда добирались только самые настойчивые, с ледорубами, веревками и недельным горным загаром, то уже на следующих выходных было не протолкнуться от самой разнообразной публики. Шли со всех сторон, порознь и небольшими группами по 35 человек, «по карнизам, переулкам, подшипникам и втулкам». К обеду некогда пустынный лунный пейзаж больше напоминал продуктовый рынок за час до открытия. Столь удивительной картины мы не видели здесь ни разу за 4 года, что ходим сюда. Похоже, что за развитие внутреннего туризма взялись всерьёз и бесповоротно. Возможно, поэтому и туров, что заглядывали к нам на огонёк с завидной регулярностью, мы в этом году так и не увидели.

Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

Заключительный, третий день нашего путешествия — расслабляющий. Бездельники и просто сторонники позиции carpe diem смогли вдоволь позаниматься сном, другие же отправились на рафтинг, чтобы на себе оценить пропускную способность неновых гидрокостюмов и ездовые характеристики рафта на горной реке. Какое из занятий оказалось интересней, единого мнения нет. «Рафтеры» хоть и заявили, что процесс им понравился, всё-таки посетовали, что хотелось большего «экшна». Впрочем, у сторонников сна экшна было ещё меньше…

По пути домой сделали традиционную остановку у башни Адиюх, что находится неподалеку от пос. Хабез. Триста ступеней (мелочь после подъема к озёрам, правда?) — и перед нами мягкие холмы, долина реки и большие горы на горизонте. Пожалуй, окажись мы тут лет на тридцать раньше, именно наши фото заняли бы своё место на каждом рабочем столе.

Выходные в Архызе: прогулка по заповеднику и Софийские озёра

Что ж, похоже, выходные вполне удались. Было непросто, а местами даже тяжело; иногда влажно, как на рафтинге, иногда мокро, как под дождем. Но главное — насыщенно, ярко и по-настоящему. Это было и навсегда останется с нами.