Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 14 января 16:14
В плену забвения. Клюни
Признание
пользователей

В плену забвения. Клюни

Клюни — Франция Июль 2016
71 56

Клюни даже как-то язык не поворачивается назвать городом. Так, провинциальный районный центр, тихий и сонный, вся жизнь которого крутится на нескольких гектарах земли вокруг старинного, давно уже недействующего аббатства. Клюни давным-давно уже забыл о том, как оно было, когда это действительно было аббатство, причем с большой буквы. И никого уже не удивляют слегка растерянно-разочарованные взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины. Хотя не нужно даже особо подключать воображение, чтоб поразиться габаритам этих развалин — на просторах, некогда бывших центральным нефом, сейчас вольготно разместилась городская площадь, а единственная действительно хорошо сохранившаяся его часть — южная башня — высотой с девятиэтажный дом.

26
В плену забвения. Клюни

Каждое слово, каждая фраза, каждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий. История — это не линейная структура, а целый клубок или, если хотите — множество параллельных реальностей, которые мирно или не очень сосуществуют в едином отрезке времени, и возможно, даже на одной территории.

Готовясь к очередной поездке во Францию, на этот раз в Бургундию, я засела за изучение истории Клюнийского аббатства и очень быстро поняла, что она отнюдь не ограничивается рамками истории непосредственно монастыря и церкви в городе Клюни, как спрут, распустив щупальца своего влияния везде, где это было возможно. Да ведь даже сам город Клюни обязан своим появлением на свет этому аббатству… впрочем, это-то как раз история вполне рядовая. Как сейчас металлургические и нефтедобывающие предприятия — так же и в средние века аббатства, монастыри и крупные базилики были такими «градообразующими предприятиями». Во Франции даже существует понятие «Город собора» — не «Собор города», а именно так.

18
В плену забвения. Клюни

Созданное Гийомом I Благочестивым для отмаливания его собственных грехов, по этой же причине Клюнийское аббатство было освобождено от всех налогов, а заодно и от подчинения местному епископату — видимо, Гийом не хотел, чтоб монахи отвлекались на что-нибудь помимо спасения его бессмертной души. Тем более что грех-то за ним был, и видимо душу грыз изрядно — Гийом нагло экспроприировал владения и титул своего родственника, графа Пуатье Эбля Манцера. Возможно, скорее даже более чем вероятно, что грех был далеко не единственным, ведь власть — очень грязная игра, и чем выше ты взбираешься — тем большее количество трупов придется перешагнуть. А практика создания своих личных «карманных» монастырей в средневековой Европе уже существовала вовсю.

Но на деле монахи быстро избавились не только от епископского, но и от любого светского вмешательства в свои дела, объявив в своей подотчетности только напрямую Папе Римскому. Это был необыкновенно хитрый политический ход — Папа Римский же очень далеко… по тем временам — наверное, не один месяц пути, к тому же авторитет церковников был не просто велик — а непререкаем, так что вряд ли кому-нибудь бы даже в голову пришло задать им простой и незамысловатый вопрос — «А, собственно, с чего бы это?». И прошло совсем немного времени, как об аббатстве заговорили, что на землях франков от Бургундии до Нормандии оно превосходит своим могуществом даже сам Ватикан.

Клюнийский монашеский орден был не только самым могущественным религиозным образованием того времени — а речь сейчас идет о X веке — но и он еще пустил многочисленные споры, от него отпочковалось множество других монашеских орденов и общин, в частности Клерво — чей ревностный отпрыск, Бернард Клервоский, создал учение, которое определяло духовную и отчасти политическую жизнь Европы на протяжении последующих 500 лет.

5
В плену забвения. Клюни

Несмотря на то, что семена, брошенные Клюнийским аббатством, давали всходы еще очень и очень долго (как можно увидеть на примере того же Бернарда Клервоского), его собственная жизнь оказалась больше похожа на взрыв сверхновой. Начав свой стремительный взлет в конце X века, аббатство практически полностью зачахло уже в XIII веке. Причин тому было множество, но в первую очередь — падение нравов в самом монастыре (никому еще не удавалось, обладая практически неограниченной властью и свободой, распоряжаться ею только во благо) и связанный с этим финансовый кризис. К тому же в это время появились и возвысились новые ветви бенедиктинского ордена, оспаривающие автократию Клюни.

Ну, а после того, как в 1516 году французский король Франциск I, всего через год после своего воцарения, уже успешно захватил пол-Италии и здорово напугал этим папу Льва X, был принят Болонский Конкордат. Папа, хоть и оставался формально главой церкви, терял практически все рычаги управления религиозными организациями во Франции — король теперь сам назначал иерархов, церковные доходы тоже поступали напрямую во французскую казну.

9
В плену забвения. Клюни

И возвращаясь обратно в век тринадцатый — местным правителям, герцогам и графьям, такие сильные и независимые конкуренты тоже были совершенно ни к чему — кроме того, что они обладали реальной силой воздействия на народ, они еще и аккумулировали довольно приличные денежные средства, которые переправлялись (не в полном объеме конечно же, но все-таки!) в Рим. Щели, через которые утекали финансы, необходимо было заткнуть, а источники воздействия на неокрепшие людские умы — нейтрализовать. Поэтому светская власть сделала ставку на местный религиозный сепаратизм, подогреваемый как раз начинавшим формироваться «национальным чувством». История неоднократно показывала, что это — самый действенный метод, если нужно развалить что-то изнутри. Вообще еще Освальд Шпенглер в своем «Закате Европы» писал, что старательно культивируемая идея национальных государств — это то, что в конечном итоге погубит этот мир. И этот процесс во всей красе мы с вами сейчас можем наблюдать….

13
В плену забвения. Клюни

Идея совершенно не нова, а точнее даже стара, как этот мир — история Вавилонской башни насчитывает не одно тысячелетие, но людям почему-то больше всего на свете нравится противопоставлять себя всему вокруг. Но это так, как говорят в театре — «реплика в сторону». И хотя сейчас нашему взору предстают только печальные руины того, что тысячу лет назад было величайшим религиозным центром средневекового Запада — давайте постараемся максимально включить фантазию и представить себе, как это было…

3
В плену забвения. Клюни

Тем более что сейчас мы как раз и бродим по останкам того, как это было. У самого входа в музей, коим сейчас являются развалины монастыря, стоит макет — только он маленький и совершенно не репрезентативен. Намного лучше задрать голову под эти колоссальной высоты каменные своды… в мертвой тишине которых гулким эхом отдается каждый шаг. В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин, и от скорбного молчания лиссабонского монастыря Карму — он точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита…

16
В плену забвения. Клюни
11
В плену забвения. Клюни

Первая базилика появилась тут еще в 927 году при первом настоятеле аббате Берноне. Но рост влияния аббатства и его религиозных идей привел к тому, что храм быстро перестал устраивать отцов церкви — влияние должно быть зримым и ощутимым и выражаться во вполне себе материальных формах, иначе какой в нем толк. Базилику перестроили, но очень быстро решили что, видимо, маловато будет, и решили перестроить еще раз. В результате чего на свет и появился этот гигант, 187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение, можете себе вообразить??? И не в Риме, а тут, в Клюни…

Церковь в Клюни стала апофеозом романского стиля — вы, конечно же, знаете, что именно из романского стиля юго-востока Франции и выросла готика, и в Клюни как раз и начались эксперименты, предшествующие этому перерождению. В этой колоссальной по своим габаритам церкви для облегчения конструкции впервые была применена система стрельчатых сводов. Конечно, первый блин оказался комом — ведь древние строители строили, что называется, на глазок — у них еще не было ни опыта предков, ни компьютерного моделирования… Как обрушился первый купол Святой Софии в Константинополе — так же рухнул несколько лет спустя и первый вариант башни в Клюни.

Но средневековые строители урок усвоили — второй возведенный ими свод простоял до самой Великой французской революции, когда в разрушительном угаре был взорван центральный портал, а последующий за этим пожар не оставил много шансов и всей остальной постройке. Зато обломками прежней роскоши забили под завязку дворец Жана Бурбонского, построенный неподалеку в 15 веке — добавьте к этому некоторое количество древнеримских артефактов, найденных в округе, и вуаля, археологический музей готов!

8
В плену забвения. Клюни
8
В плену забвения. Клюни
3
В плену забвения. Клюни

Внутри огромной разрушенной базилики пусто, гулко и неуютно… Колоссальных размеров пространство давит своей молчаливой пустотой. Вы не сможете почувствовать это по фотографиям — да потому что даже объем этого сооружения, от каменных плит пола до перекрытия, банально не влезает в объектив. А ведь стоим мы сейчас всего лишь в трансепте, то есть в коротком «рукаве» храма… Про центральный неф я вам уже говорила, по его развалинам мы прошлись, пока шли ко входу в музей — опознать его сейчас, конечно, совершенно невозможно, но тем не менее это он и есть.

6
В плену забвения. Клюни

Лепнина, витражи фрески… конечно, когда-то и всего этого тут тоже было в избытке. Монахи-клюнийцы постарались, чтоб их церковь производила должное впечатление не только снаружи. За что и поплатились — на волне религиозных войн середины шестнадцатого века до Клюни добрались гугеноты и разграбили аббатство подчистую. Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры…

13
В плену забвения. Клюни
10
В плену забвения. Клюни

Судьба аббатство после революции тоже была предсказуема — то, что уцелело, растащили на стройматериал крестьяне и жители города. Жалкие остатки того, что некогда было великим и грозным аббатством Клюни, подреставрировали в двадцатом веке — и то не столько подреставрировали, сколько просто законсервировали, потому что уж больно много тут было «достраивать до оригинала», боюсь, что даже неутомимый Виолле-ле Дюк за это дело не взялся бы. И отдали бывшие монастырские помещения Национальной высшей школе искусств и ремесел — в окружающих этот клуатр постройках абсолютно пустые монастырско-музейные залы, о назначении которых можно узнать только по табличкам на дверях, соседствуют с институтскими аудиториями.

11
В плену забвения. Клюни
19
В плену забвения. Клюни
11
В плену забвения. Клюни

Территория бывшего аббатства огромна — пожалуй, сопоставима по размерам со всем остальным городком Клюни. Хотите в этом убедиться — заберитесь на смотровую площадку Тур де Фромаж — «Сырной башни», которая находится в начале той улицы, где вход в музей аббатства. Сейчас там туристический офис.

6
В плену забвения. Клюни
15
В плену забвения. Клюни
16
В плену забвения. Клюни

В самом же городке — больше решительно ничего, что можно было бы причислить к сколько-нибудь знаковым достопримечательностям. Да и ни к чему это, тут все пропитано молчаливым величием старого аббатства.

11
В плену забвения. Клюни

Если уж окажетесь тут, сходите еще посмотреть на зажатую между домами церковь Нотр Дам, построенную в переходном романо-готическом стиле. Правда сверху, с башни, Нотр дам производит значительно более интересное впечатление, потому что можно рассмотреть ее фактуру — внутри же она совершенно аскетично пуста.

12
В плену забвения. Клюни
4
В плену забвения. Клюни
4
В плену забвения. Клюни

В аккурат напротив церкви — «Дом с драконом», одно из самых старых из сохранившихся зданий. Правда, чтоб найти там дракона — нужно очень постараться. Дракон запрятан в качестве капители у центральной резной колонны — моему объективу не удалось до него дотянуться. Вы видите суслика? Вот и я нет… а он есть:)©.

5
В плену забвения. Клюни
5
В плену забвения. Клюни
11
В плену забвения. Клюни
10
В плену забвения. Клюни

На центральной улице, которая, как водится, торгово-сувенирно-ресторанная, я выловила маленькую приятность в виде магазинчика кружев. И может быть, он бы не так сильно меня заинтересовал, если бы не выставленное тут же орудие труда кружевниц. И мне сразу вспомнилось детство, когда я, наверное, в возрасте лет 11–12, пошла в ДПШ («Дом пионеров и школьников», если кто не помнит уже:)) и почему-то записалась в кружок кружевоплетения. Так что да, у меня был и валик, набитый опилками, и коклюшки, и переведенные на кальку рисунки салфеток и воротничков… И простые портновские булавки, ушки которых я замазывала маминым лаком для ногтей — чтоб туда не проскальзывали нитки… Вот какие нежные воспоминания детства вдруг совершенно случайно подарил мне напоследок Клюни.

12
В плену забвения. Клюни
16
В плену забвения. Клюни
6
В плену забвения. Клюни
7
В плену забвения. Клюни

Ну, а напоследок я хотела бы вернуться к тому, с чего и начала… Клюни произвел на меня настолько странное впечатление, что рассказ о нем, уже наполовину написанный правда, до конца вызревал целый год. Некогда великое аббатство, прозванное «светом западного мира», сегодня не избаловано вниманием туристов. А те, кто есть, бродят среди этих грандиозных развалин с протокольными выражениями на лицах. Стоит ли специально ехать в Клюни? Если вы увлечены историей и любите докапываться до сути вещей — то однозначно да. Потому что без истории Клюни невозможно полностью сложить мозаику Средневековья. Только почитайте сначала о нем побольше, потому что тут вам как нигде намного больше ваших глаз пригодится ваше воображение… И в таком случае вас не сможет не поразить молчаливое величие этого памятника средневековой инженерной и религиозной мысли, в наши с вами безумные дни так хорошо иллюстрирующего простую истину о том, что все в этом мире конечно, и нет ничего более зыбкого и непостоянного, чем мирская слава.

10
В плену забвения. Клюни

Бронирование отелей
в Клюни

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

Войдите, чтобы оставить свой комментарий.
Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
То ли место такое говорящее, то ли ты, Катя, за него все сказала, но мне оно не кажется пустым и молчаливым. Развалины многое могут поведать, особенно если
паломник XXI века — турист
открыт для этого разговора)
Турист Екатерина (catys)
spatefillum писал 12 июля 2017 г. 14:33
То ли место такое говорящее, то ли ты, Катя, за него все сказала, но мне оно не кажется пустым и молчаливым
Любаш, я очень рада, что ты тоже это почувствовала! Мне оно не то чтобы говорящим показалось, а прямо-таки кричащим... Поэтому вдвойне удивительно было наблюдать скуку и недоумение на лицах других посетителей...
Турист Марина Федорова (FMarina)
выброшенный на берег скелет огромного кита…

Очень доходчивое сравнение, Катя, прям в точку. А главное, ты замечательно натянула на этот скелет мясо со шкурой Былое величие в каждом камне...
Турист Екатерина (catys)
Спасибо Мариш! Ты права - величия в этих камнях столько... только прикоснись!
Турист Наталия (natchen)
Катя, донесла и текстом и фотографиями свои чувства от Клюни.
catys писала 12 июля 2017 г. 16:42
а прямо-таки кричащим...
особенно, когда смотришь на эти варварские разрушения
Турист Екатерина (catys)
Спасибо, Наташ! Старалась... правда, было опасение, что сумбур получится
natchen писала 12 июля 2017 г. 18:14
когда смотришь на эти варварские разрушения
ну да... люди не меняются
Турист Elena Итенберг (Leolik)
аждый исторический факт никогда не существует сам по себе, и стоит только за него зацепиться, потянет за собой целую цепочку дальнейших связанных с ним исторических событий.
Вот ведб точно, Кать. Когда начала ездить и читать про историю и истории, поняла, насколько одно тянет за собой другое. Просто поразительно!
н точно так же напоминает выброшенный на берег скелет огромного кита
очень меткое сравнение!
Только не надо думать, что религиозные войны велись исключительно во славу торжества истинной веры
Да кто ж в это верит, дорогая?
Мне очень хотелось до Клюни доехать, но не срослось. А сейчас думаю, что и хорошо. Потому как в таких исковерканных местах очень грустно и обидно. И жалко племя человеческое за его глупость и опустевшую душонку. Что-то я и правда после твоего рассказа загрустила!
Турист Екатерина (catys)
Leolik писала 12 июля 2017 г. 19:21
Да кто ж в это верит, дорогая?
да ну, Лен, хватает еще
Leolik писала 12 июля 2017 г. 19:21
И жалко племя человеческое за его глупость и опустевшую душонку
вот тут я с тобой, дорогая моя!
Leolik писала 12 июля 2017 г. 19:21
Что-то я и правда после твоего рассказа загрустила
ты не представляешь, как он мне давался... Это как раз тот случай, когда вереницу мыслей и чувств не собрать воедино было ну никак!
Турист Elena Итенберг (Leolik)
catys писала 12 июля 2017 г. 20:53
ты не представляешь, как он мне давался
Вот как раз и представляю! Поэтому и загрустила!
Турист Екатерина (catys)
Ну не грусти )) В следующий раз напишу что-нибудь попозитивней
Турист Elena Итенберг (Leolik)
catys писала 13 июля 2017 г. 17:09
В следующий раз напишу что-нибудь попозитивней
Ну лааадно! Договорились!
Турист Андрей Муравьев (AMour)
Вот, что может время: некогда такой огроменный, величественный и значимый монастырь. Теперь о нём практически никто не знает и от былом его мощи не осталось и следа!
Турист Екатерина (catys)
И время, и люди, и в первую очередь люди... Чем выше летаешь - тем больнее падать
Турист Андрей Муравьев (AMour)
catys писала 12 июля 2017 г. 20:54
Чем выше летаешь - тем больнее падать
С этим тоже невозможно не согласиться
Турист Борис (borisnov)
...Наверное, Екатерина, меня не поймёте, но вот именно потому что в огромном обьёме знаю историю тех времён и тех государств, потому что прочитал о Клюни всё, что нашел ...я туда не поехал. а этот день я провёл в Паре-ле-Моньяль ... Спасибо за рассказ
Турист Екатерина (catys)
Да, возможно не пойму... но это не значит, что подобное не имеет права на существование ) Людское восприятие крайне избирательно и зависит от множества факторов. Я рада, что мне удалось там побывать
Турист Игорь (Cult-tourist)
Катюша, блеск как всегда! И фоторяд «фирменный», и очень познавательно.
Я вот, убогий, думал, что речь пойдёт о посещённом как-то мною парижском музее (Рив Гош, V округ), а это был всего лишь «филиал» того, о чём у Вас рассказано…
Турист Екатерина (catys)
Ну что ж Вы себя так сразу! Вот я, кстати, до Терм Клюни и не добралась еще... "Даму с единорогом" не видела Хотя Ваше замешательство более чем понятно - музей Клюни в наши дни куда как более известен, аббатство же хорошо присыпало песочком времени...
Турист Андрей Панин (arxitektor)
О, Клюни вспоминаю с какой-то чисто французской теплотой , Гуляли там еще начинающими туристами в уже далеком 2006 году! https://www.tourister.ru/responses/id_2806 В том ресторане, что есть на фотографии центрально-туристической улицы, я прикоснулся к изыску местной кухни - стейк из сырого фарша с сырым яйцом! Оказалось вкусно.
Еще несколько старых фото из Клюни тут https://arxitektor.tourister.ru/photoalbum/3012. По качеству не сравнить, но места те же.
Турист Екатерина (catys)
arxitektor писал 13 июля 2017 г. 0:06
я прикоснулся к изыску местной кухни - стейк из сырого фарша с сырым яйцом!
так это же стейк тар тар, одно из моих любимых теперь блюд
Андрей, спасибо за ссылки, интересно будет почитать про ваши впечатления!
Турист Сергей Симановский (serhio-serhio)
А я люблю такие маленькие сонные городишки.
Фотографит , как всегда , классные. А рассказ.. эх талант в землю зарыт
Турист Екатерина (catys)
serhio-serhio писал 13 июля 2017 г. 5:58
А я люблю такие маленькие сонные городишки
да, в них есть своя прелесть
serhio-serhio писал 13 июля 2017 г. 5:58
эх талант в землю зарыт
ну почему же зарыт! Я ж его обнародую понемножку
Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
Ну знаешь, моя дорогая, по-моему ты в своих многочисленных французских вояжах "слишком много кушать")) Год она слова подбирала, вишь!
Если серьезно, мне очень, прям даже ооочень-очень все понравилось! Может это ты так преподнесла его волшебно, или я по Европе уже соскучилась, но как по мне местечко припрелестнейшее!) Рассказ как всегда шик-блеск, вот как ты так умеешь!)
лови мой цветочек, в общем!)
Турист Екатерина (catys)
Юляша, боюсь что ты меня совсем запинаешь, когда узнаешь, что для Тосканы и Флоренции, которые еще раньше были, я до сих пор слова не подобрала!
AnastasiaJulia писала 13 июля 2017 г. 10:29
но как по мне местечко припрелестнейшее!)
ну таки да, настоящая такая европейская прелесть! И красиво, и с историей...
Спасибо тебе, моя золотая!
Турист Julia Alisova (AnastasiaJulia)
catys писала 13 июля 2017 г. 12:39
для Тосканы и Флоренции, которые еще раньше были, я до сих пор слова не подобрала!
- это, моя дорогая, от переизбытка впечатлений!
Ой, мне ли умничать)))
Турист Екатерина (catys)
AnastasiaJulia писала 13 июля 2017 г. 13:13
это, моя дорогая, от переизбытка впечатлений
это точно! И потом, на святое замахиваться всегда как-то тяжеловато...
Турист Владимир Гуревич (Vlad_TA)
И еще одна замечательная прогулка с Вами, Катя. Как всегда с Вами, просто окунаешься в ту реальность о которой Вы рассказываете... Спасибо Вам.
взгляды паломников XXI века — туристов, которые видят перед собой лишь монументальные развалины.

Судя по Вашим , Катя снимкам, оно и в развалинах прекрасно.
Турист Екатерина (catys)
Спасибо больше, Владимир!
Vlad_TA писал 13 июля 2017 г. 10:56
оно и в развалинах прекрасно
да, оно прекрасно, грандиозно и исторично
Турист Наталья Ильина (valerovna)
печальные руины того, что тысячу лет назад было величайшим религиозным центром средневекового Запада
Катюш, ну не соглашусь с тобой- отлично отреставрированные, прекрасные, говорящие руины) Интересно было почитать, "дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" неизменно притягивают к себе) Спасибо, отличный рассказ! Если вдруг случится оказия бывать вблизи этих мест, не пропущу это аббатство!
Насчёт дракона - тоже не нашла его на фото Я часто делаю такие фото с котами (найдикота) - друзья потом ищут их на фотокадрах, но они (коты) там реально есть. Блин, надо найти дракона, как теперь спать)))
Турист Екатерина (catys)
valerovna писала 13 июля 2017 г. 11:57
Блин, надо найти дракона, как теперь спать)))
да он такой мелкий, Наташ! Фиг разглядишь! Как в мультике про Карлсона, помнишь? А где же петух? А вот эта точка в углу листа - и есть петух ))
valerovna писала 13 июля 2017 г. 11:57
Если вдруг случится оказия бывать вблизи этих мест
ой, Наташ, дай Бог чтоб тебе случилось оказаться в тех местах! Бургундия чудесна, там кроме Клюни еще столько всего интересного!
Турист Наталья Ильина (valerovna)
catys писала 13 июля 2017 г. 13:39
ой, Наташ, дай Бог чтоб тебе случилось оказаться в тех местах!
Турист Алла Шабалина (ala)
Катя, великолепный рассказ! И фотографии хороши. Тебе бы лекции читать...нет, стать историческим гидом (видишь, новую профессию тебе придумала...или не новую уже?) Мало кто так тщательно готовится к поездке, как ты, но главное - мало кто умеет так легко и увлекательно рассказать, как ты.

В качестве уточнения, уж прости меня, зануду.
187 метров длиной и 40 метров высотой. До сооружения в шестнадцатом веке нынешней базилики Святого Петра — самое крупное религиозное сооружение,

Мескита в Испанской Кордове все-таки больше, и построена раньше.
Размер здания 130х180 м, а вместе со двором по стенам 200х144 м. Высота, правда значительно меньше, по рельефу от 8 м до 20 м.

Получила большое удовольствие еще и от воспоминаний. Не помню по какой причине, но на башню мы не забрались - вот печалька-то. А Клюни и ближние деревеньки мне очень понравились. Именно сельская Бургундия заставила меня переменить мнение о французах. Я увидела, что - это ежедневные трудяги, при этом умеют радоваться жизни. Ну и местное е Бургундское покорило навсегда. По ссылке Андрея можно почитать, как вино отправило нас в поход в местный старинный замок.
Турист Екатерина (catys)
Алла, спасибо огромное! Честно говоря, я бы с удовольствием сделала это своей новой профессией... и, возможно, когда-нибудь так оно и будет. Главное - цель есть
Мескита в Испанской Кордове все-таки больше, и построена раньше.
так что ж мусульмане, что-то вообще за пределами добра и зла для христианского мира Но Вы правы, речь-то шла именно о христианских постройках, а я не сделала на этом акцента )
Именно сельская Бургундия заставила меня переменить мнение о французах

меня Бургундия покорила совершенно. И пусть даже местное вино по вкусу особо не пришлось - ее города, виноградники и замки очаровали!
По ссылке Андрея можно почитать, как вино отправило нас в поход в местный старинный замок.
Ага, я уже прочитала! Обалдеть можно, какой у вас, оказывается опыт необычный был - христианская община!!! А замок просто чумовой вы нашли, я как увидела фотки - тут же кинулась выяснять, что к чему! Кину себе в планы на будущее!
Турист Наталья Ильина (valerovna)
ala писала 13 июля 2017 г. 13:19
стать историческим гидом (видишь, новую профессию тебе придумала..
вот да! Согласна с Аллой!))
Турист Дарья (DariaZi)
Прекрасно!!!
Не коротко о главном)))
Турист Tatiana Dudarenko (Tatiana_Dudarenko)
без истории Клюни невозможно полностью сложить мозаику Средневековья. Только почитайте сначала о нем побольше

Катюша, прочитав ваш рассказ, подумала, что "побольше" уже и нет необходимости. Да еще с такими иллюстрациями! - будто сама погуляла по Клюни.
Турист Екатерина (catys)
Танюша, спасибо Вам большое! Когда людям интересно - для меня это самая большая радость
Турист Виктор Башкир (vibas)
Катя, судя по фото, не очень-то Клюни и в забвении. А если в забвении то в блаженном.
История впечатляющая! Ты настолько хорошо проводишь исторические лекции, что хочется сразу куда-нибудь в историческом плане глубже погрузиться! Ты, наверное, скрытый доктор исторических наук?
старательно культивируемая идея национальных государств — это то, что в конечном итоге погубит этот мир. И этот процесс во всей красе мы с вами сейчас можем наблюдать….
По-моему, сейчас как раз происходит обратный процесс - глобализации. Не знаю, погубит он что-нибудь или не погубит, но я ретроград, и мне национальные государства нравились больше.
А я вот не знал, что такое ДПШ! Хотя и пионером был, и школьником. И комсомольцем даже.
Турист Екатерина (catys)
vibas писал 14 июля 2017 г. 8:46
А если в забвении то в блаженном
Вить, мне оно, если честно, показалось грустным Особенно если подумать о прежней славе и богатстве...
vibas писал 14 июля 2017 г. 8:46
Ты, наверное, скрытый доктор исторических наук?
очень глубоко скрытый!
vibas писал 14 июля 2017 г. 8:46
По-моему, сейчас как раз происходит обратный процесс - глобализации
угу, пытаются глобализировать то, что уже развалили... Только бесполезно это уже
А я вот не знал, что такое ДПШ
а я, прикинь, в этом учреждении почти все детство провела! То танцы бальные, то гимнастика, то кружевоплетение
Турист Виктор Башкир (vibas)
Вить, мне оно, если честно, показалось грустным Особенно если подумать о прежней славе и богатстве...

Ну, ты же об этом сама написала практически библейским языком:
нет ничего более зыбкого и непостоянного, чем мирская слава.
(Ср. 1-е Петра 1:24)
очень глубоко скрытый!
Но раскрывающийся на страницах Туристера!
в этом учреждении почти все детство провела!
А я в таком учреждении ни разу в жизни не был.
Турист Екатерина (catys)
vibas писал 14 июля 2017 г. 9:46
ты же об этом сама написала практически библейским языком:
ага, из земли мы вышли, в землю и уйдем
vibas писал 14 июля 2017 г. 9:46
Но раскрывающийся на страницах Туристера!
мы с Туристером взаимно обогащаем друг друга
Турист Виктор Башкир (vibas)
catys писала 14 июля 2017 г. 9:56
из земли мы вышли, в землю и уйдем
Аминь! )))
catys писала 14 июля 2017 г. 9:56
мы с Туристером взаимно обогащаем друг друга
Симбиоз!
Запись с ответом была удалена.
Запись с ответом была удалена.
Турист Игорь (Cult-tourist)
«ДШП» в глухой советской провинции. Никто у нас не смел его так называть.
Только ДВОРЕЦ Пионеров- это звучало гордо!
Турист Екатерина (catys)
У нас тоже есть "Дворец", на Невском А в остальных местах, что попроще - ДПШ
Турист Елена (sonnenschein)
Гремело аббатство в Средневековье, а сейчас остались только руины, ничто не вечно.
Турист Наталия Семчина (NataliaC)
В Клюни есть что-то и от монументальности древнеримских развалин,
-я как начала читать, так сразу об этом и подумала,термы Каракаллы всплыли в памяти.
можете себе вообразить??? И не в Риме, а тут, в Клюни…
-размаху не было границ!!
у меня был и валик, набитый опилками, и коклюшки,
-Катенька, неужели были такие кружки?
все в этом мире конечно, и нет ничего более зыбкого и непостоянного, чем мирская слава.
-дааа, удивительная история, огромный кит, выброшенный на берег, но он еще пытается дышать, хватается за жизнь. Катюша, как всегда чудесно написано, представляю, сколько тебе пришлось перечитать информации, складывая все пазлы воедино!
Турист Екатерина (catys)
NataliaC писала 17 июля 2017 г. 17:15
-Катенька, неужели были такие кружки?
ну, представляешь? И тетка у нас это хозяйство вела такая чУдная... Целый год я кружева плела
NataliaC писала 17 июля 2017 г. 17:15
представляю, сколько тебе пришлось перечитать информации, складывая все пазлы воедино!
спасибо, Наташенька! Да, про Клюни информации очень мало... приходилось по капельке собирать )
Турист Наталия Семчина (NataliaC)
catys писала 17 июля 2017 г. 19:55
Целый год я кружева плела
-а я хоть и люблю вязать, пыталась плести макраме-не мое!!
catys писала 17 июля 2017 г. 19:55
приходилось по капельке собирать )
-
Турист Екатерина (catys)
NataliaC писала 18 июля 2017 г. 13:54
а я хоть и люблю вязать, пыталась плести макраме-не мое!!
Наташ, да это все сейчас не мое, ни шить, ни вязать терпеть не могу, что страшно расстраивает мою маму А вот в детстве было дело
Турист Наталия Семчина (NataliaC)
catys писала 18 июля 2017 г. 14:23
страшно расстраивает мою маму
-да а что это расстраивает ее сейчас, когда ты большая девочка!!
Турист Екатерина (catys)
NataliaC писала 18 июля 2017 г. 14:26
когда ты большая девочка!!
но все равно ж ребенок
Турист Светлана (Svet-lanka)
Катюш, как всегда, у тебя полное погружение в место путешествия! Интересное аббатство, ну а кружева просто очаровали . Твоя Франция мне милей всего .
Турист Екатерина (catys)
Светуля, спасибо огромное!
Svet-lanka писала 2 августа 2017 г. 2:22
Твоя Франция мне милей всего
как приятно слышать, значит я не зря это делаю
Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
создается какое-то ощущение заторможенности времени,судя по фото....
Турист Екатерина (catys)
Ну в общем-то да, так оно и есть... аббатство-то спит летаргическим сном уже давно )
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
Катя, и еще и еще раз восхищена стилем Вашего изложения, мастерски сделанных фотографий.
Еще и еще раз спасибо за эмоции и красоту слога!
Турист Екатерина (catys)
Галина, благодарю! Мне очень приятны Ваши похвалы и Ваш интерес!
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
так писать могут только женщины! ))
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
уверена!! Мужики более прагматичны. хотя бывают и исключения. но тогда это уже не мужчина. ))
Турист Екатерина (catys)
Наверное, да, соглашусь! )) Хотя из тех, что профессионалы - в смысле писатели - тоже попадаются
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.