Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была вчера 21:23

Шанхай — Китай Май 2016

Начало моего рассказа: Шанхай. Между прошлым и будущим...

Изучив все, что советуют бывалые путешественники, посетившие Шанхай не один и даже не два раза, сопоставив все это с нашими личными предпочтениями и пожеланиями, прикинув, что к концу насыщенного на впечатления путешествия, сил остается совсем мало, а впечатления почти не поместятся в переполненной душе, мы решили никуда не торопиться и ходить по городу в том темпе, который сам город нам и подскажет. Это было правильное решение. Как оказалось, Шанхай живет очень размеренной жизнью, абсолютно чуждой суете и спешке. Хотелось посмотреть самое-самое, то, что привлекает сильнее всего, а не устраивать бег за рекордами. И это тоже было верно — в суете многое остается неувиденным, непрочувствованным и не пережитым в душе. Поторопись я — и открытие совершенно удивительного храма Джинган так и не совершилось бы лично для меня. И самое главное — хотелось разглядеть, постичь и хотя бы немножко разгадать душу Шанхая.

Что из всего этого вышло, судить вам…

День первый:

— Сад Радости Ююань (Yuyuan Garden)

— Рынок Ююань (Yuyuan Garden Market)

— Французский квартал (French Concession).

— Парк Фуксин (Fuxing Park)

— Народная площадь (People’s Square)

— Храм Нефритового Будды (Jade Buddha Temple) — не успели, пришлось перенести на второй день, что сильно изменило наши планы.

— Вечерний Бунд (Bund) или набережная Вайтан

— Полюбоваться сияющими небоскребами Пудуна

День второй:

— Бунд ранним утром

— Храм Джинган (Jing’an Temple)

— Храм Нефритового Будды (Jade Buddha Temple)

— Пудун и башня «Жемчужина Востока» (по погоде)

— Нанкинская улица

Мы понимали, что действительность внесет свои коррективы, не могли предугадать погоду на эти два дня и готовы были подстраиваться под обстоятельства, где-то ускоряясь, а где-то притормаживая. Сразу скажу, удалось не все, и низкая облачность с густым смогом не дали нам полюбоваться Шанхаем с высоты Жемчужины. Что ж, вернуться всегда можно, чтобы провести работу над ошибками и увидеть, как далеко во времени убежал Шанхай за время нашей разлуки…

Сад Радости Ююань (Yuyuan Garden).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Упоительной красоты сад, построенный с соблюдением всех законов фен-шуй и располагающий к правильному течению энергии «Ци»(это вам все равно как она течет, а для китайцев это принципиальный вопрос!), порадует дивной природой, запутанными дорожками, таинственными гротами, причудливыми арками, буйными растениями, спокойными прудами, затейливыми мостиками и обилием удивительных уголков, где хочется сидеть, релаксируя и наслаждаясь окружающей красотой. План пробежаться быстренько и рвануть дальше, провалился сразу же, похоронив под обломками тщательно выстроенный маршрут на день. Не скажу, что это нас так уж сильно огорчило, скорее наоборот, настроило на философское восприятие происходящего и несколько пофигистическое решение «пусть будет, как будет» позволило в полной мере вкусить радости «Сада Радости»…

Для любителей природы здесь настоящий рай: деревья, которым от роду 400 лет, посаженные создателем сада, богатым сановником и современником династии Мин (решившим порадовать своих пожилых родителей таким неожиданным подарком), и сегодня дают раскидистую тень и шелестят листвой, словно молодые.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Причудливые камни заросли мхом, каменные львы охраняют диковинные арки и нестандартные окошки, тонконогие журавли тянутся клювами к пышным рододендронам, шустрые птички порхают с ветки на ветку, заглушая своими трелями гомон огромного количества туристов со всего света, узенький мостик пытается вместить всех желающих пройти его от начала до конца, сделав несколько фотографий на память в этом чудесном месте.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Огромное количество желающих посмотреть сад как-то умудряется рассредоточиться на огромнейшей территории и не мешать единению с природой, хотя толпа в кассу меня заставила напрячься, а несколько эскурсионных автобусов и вовсе повергли в печаль. Действительность оказалась намного приятнее — обогнав несколько групп, мы ушли туда, где людей не было вовсе, кроме садовников, неспешно делающих свою бесконечную работу.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Обязательные элементы сада — камень и вода, строгая энергия «инь», уравновешенная податливой энергией «янь», наводящая на мысли о вечном. Странные, а порой и страшные чудовища, украшающие крыши строений, охраняют сад от злых духов и оберегают от всех бед.

Обходя сад по кругу, легко заметить, что по стене сада вьется и изгибается туловище огромного дракона, весьма дружелюбного, с хитрыми глазами, шикарными усами и доброй улыбкой, несмотря на зубастую пасть. Дракон — особая достопримечательность Сада Радости. Четыреста лет назад, когда закладывался сад, изображениями дракона мог пользоваться исключительно император, а ослушниками запрета грозила смертная казнь. Но неслыханная дерзость создателя сада была смягчена изображением жабы, пристроившейся у пасти грозного дракона и подчеркивающей смиренную низость и полное ничтожество того, кто осмелился украсить сад драконом. Говорят, император оценил поступок и разрешил оставить дракона на стене сада, простив нарушившего запрет. А дракон ухмыльнулся, но решил не комментировать всю эту историю, затаив в глазах усмешку и озорной огонек, пережив и самого императора, и создателя сада и четыре с лишним века то популярности, то забвения, то упадка, то вновь расцветшей славы.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Только ради ухмылки дракона стоит пойти в Сад Радости!

Пруд лотоса (цветущие лотосы нам застать не повезло и кроме гусей и уточек ничто не украшало позеленевшую воду) украшает мост «Девять поворотов», самое популярное место не только у туристов (что как бы понятно), но и у самих китайцев. народа на этом мосту намного больше того, чем сам мост может вместить, а желающих сфотографироваться и того больше.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Мост построен причудливо, с поворотами под прямым углом, чтобы злые духи и прочие демоны не смогли пройти по мосту, ибо могут они ходить исключительно прямыми дорогами, в это верит каждый китаец.

Гулять по саду можно очень и очень долго, открывая все новые и новые его уголки, сначала поглядывая на часы и прикидывая, что «еще десять минуточек и на выход», но вместо этого забредая все дальше и дальше и совершая все новые и новые открытия. Заблудиться в саду, наверное, можно, но пояснительные таблички имеются, да и служащие сада распутают, случись вам запутаться в поворотах тропинок.

В саду есть музейные домики, на них можно смело накинуть еще пару часов и тогда на весь сад можно отводить световой день целиком и полностью. Мы не могли так разбрасываться временем и буквально выгнали себя из сада, чтобы отправиться дальше.

Адрес: район Huangpu, An Ren str, 137.

Метро: станция Yuyuan Garden, 10 ветка (фиолетовая), выход номер 3.

Время работы: 8.30 — 17.00, касса работает до 16.45.

Цена вопроса: 40 юаней (в кассу может быть весьма длинная очередь).

Побывать в Саду Радости будет интересно не только любителям природы. Здесь прячется от наступающей современности старинный Шанхай, настоящий и уцелевший лишь чудом, а потому безусловно привлекательный для всех, кто любит историю.

Сал Радости совершенно заслуженно носит звание шедевра ландшафтного дизайна и внесен в список основных памятников культуры КНР, охраняемых государством.

Рынок Ююань (Yuyuan Garden Market).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Рядом с Садом Радости шумит, кричит, торгуется, зазывает к себе, уговаривает купить и создает ту суматоху, что отличает все рынки мира, рынок Ююань. Чего здесь только нет! Самое удивительное, проще написать, что не продается на этом рынке, чем перечислять все те соблазны, которыми заманивают туристов многочисленные продавцы. Понятно, что и сувениры нужно искать именно здесь. Я не скажу, что цены так уж и низки, да и торговаться здесь сложно — избалованные обилием туристов, продавцы не спешат уступать столь любимые ими юани, а в качестве реверанса в сторону слишком уж настойчивого покупателя, могут предложить портрет великого Мао в подарок, а зачем он вам нужен, спрашивается?

Если время позволяет подарить рынку пару часиков неспешного рассматривания предлагаемых товаров (у меня на это терпения никогда не хватает, но может вы терпеливее меня, как знать), можно разыскать совершенно уникальные вещицы, выполненные с таким мастерством и вкусом, что не купить их просто невозможно.

Невероятно красивые маленькие бутылочки, на которых красуются китайские пейзажи и китайские же красавицы, тонконогие журавли, изящные пагоды и пышные цветы, продавались не так дорого, были выполнены в одном экземпляре каждая и устоять от такой траты денег я просто не смогла. Теперь время от времени восхищаюсь талантом неизвестного мне художника и завидую волшебству, что творят его руки (размер бутылочек меньше спичечного коробка).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Непонятно как оказавшуюся в Шанхае коллекцию расписанных яиц, навеявших мысли о нашей Пасхе, увезти домой помешала лишь баснословная цена, причем не за весь набор, а за каждое из яиц. Как можно на таком небольшом яйце выписать девушек со всеми деталями их одеяния и с тщательно прорисованным выражением лиц — для меня так и осталось загадкой и поводом выразить свое восхищение.

Веера, мимо которых мне всегда сложно пройти, не купив один-другой для коллекции, изумили росписью по шелку и разнообразием оттенков. Если бы мне нужно было подобрать веер к конкретному туалету, я бы без труда сделала это на рынке Ююань, до того много вариантов расцветок нашлось в магазинчиках. Пожалела, что веера у меня просто стоят на полке, а не служат деталью туалета — наш стремительный век не предполагает веер в руках у дамы в джинсах и кроссовках. Да и какая это дама, когда одета не пойми во что…

Шанхай. Между Европой и Азией...

Фигурки, самые разные по размеру, цвету, форме и сюжету: от китайских кукол до драконов, от миниатюрных пагод и не менее миниатюрных башен «Жемчужина Востока» до потешных каратистов и веселых Хоттеев, подставляющих для поглаживания свое толстое пузико — тоже здесь есть. Пройти мимо и не купить — подвиг не для меня. Но поскольку на все это денег не напасешься, а шкаф, выделенный под сувениры, не резиновый, появилась у меня привычка фотографировать то, мимо чего сложно пройти, а покупать вроде бы нет смысла.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Магазинчик с миниатюрной посудой, абсолютно точно повторяющий посуду нормальных размеров, был оккупирован толпой девчушек и их так и не выросших мам. Продавцы не успевали упаковывать хрупкий товар, напрочь отказываясь участвовать в упоительном процессе торга и не желали снижать цену и без того разлетающегося товара. Мамы и их дочки уходили счастливыми.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Пожалуй, скучали только продавцы колокольчиков и фонариков, явно проигрывающие со своим ассортиментом. Развлекались они тем, что подзывали к себе туристов, суля баснословные скидки, щедрые подарки и пожелания счастья. Фотографировать на рынке никто не запрещал, что удивило безмерно, чаще приходится сталкиваться с сурово поджатыми губами и грозным «нет!», словно от их сувениров что-то убудет после пары кадров.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Хороший зеленый чай самых разных сортов и наименований, от элитного до запростецкого — тоже можно найти здесь. Очень качественные и приносящие ощутимую пользу кремы с жасмином, лотосом и прочими китайскими добавками (привезла в подарок всем знакомым дамам, подсадив их на китайские кремы для рук), тоже можно купить на этом рынке, правда, цены фиксированные и торг будет неуместен. Но он и не требуется — цены лояльные.

Понимая, что среди такого разнообразного ассортимента гулять можно очень и очень долго, на рынке есть едальни, предлагающие еду на любой вкус и кошелек, понятно, что китайский. Если спешите — покупайте еду на ходу, вам предложат осьминога или краба на шпажке, вантоны на вынос в картонных коробках, холодный зеленый чай с молоком, вездесущую пепси и коку, ножки несчастных голубей, зажаренных до хруста, местные сладости и мороженое самых разных вкусов. Не хотите есть на бегу — можно посидеть в просторных или совершенно малюсеньких едальнях, где из приборов будут только палочки, а меню написано исключительно иероглифами. Элемент неожиданности придаст перекусу неповторимый вкус и останется в памяти незабываемым приключением. Мне такой аттракцион очень понравился, а те блюда, которые не удалось угадать, я подсунула мужу…

Помимо чисто туристической ерунды, на рынке продают и серьезные вещи: электронику, шелковые палантины, украшения из нефрита, жемчуга и не только, картины, такни, антиквариат — перечислять все занятие неблагодарное и мой рассказ о Шанхае тогда растянется в бесконечность, чего мне очень и очень не хотелось бы.

Закладывайте на посещение рынка пару часов, и не отвлекайтесь на то, что вам не нужно и не интересно — тогда есть шанс не завязнуть среди продавцов этого рынка надолго. Идти или не идти — решать только вам, но глянуть хотя бы одним глазком, я все же посоветую, очень уж атмосферное место этот рынок!

Адрес тот же, что и у Сада Радости.

Французский квартал (French Concession).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Между улицами Цзюлу (Julu Rd) и Хуайхай (Huaihai) расположен самый красивый, самый романтичный, самый европейский и самый исторический уголок Шанхая — Французский квартал. Именно улица Хуайхай в 30-е годы прошлого века называлась Русской и это, неофициальное название, на долгие годы вытеснило географическое. Это была самая модная и самая изящная улица, сохранившая и сегодня налет аристократизма и изысканность манер.

Тенистые улицы, застроенные уютными особнячками, внешний облик которых бережно сохранен в первозданном виде, высокие платаны, смыкающиеся своими разросшимися кронами и укутывающие мостовую приятной тенью, небольшие ресторанчики, тишина, не нарушаемая почти ничем, маленькие дворики, в которых сохранился дух прошлого и вполне осязаемое ощущение, что перенесло тебя в другую эпоху и выверни из-за поворота некогда бравый белый офицер или чуть постаревшая русская дворянка, с вечной печалью в глазах о потерянной родине, положении в обществе и молодости, не выдержавшей революционных передряг, я бы совсем не удивилась, решив, что именно здесь и должна была состояться эта встреча…

Шанхай. Между Европой и Азией...

Я шла сюда, чтобы увидеть, куда уезжали гонимые революцией дворяне и офицеры. На этих улицах я увидела то, о чем так много читала и поняла, как тяжело было тем, кто бросил свою Родину в непростую для нее минуту. Та, невысказанная, но выстраданная печаль и сегодня живет под старыми платанами, во дворах, украшенных клумбами, за непрозрачными окнами уснувших домов. «Цвет русского общества» вынужден был работать тяжело и много, как-то обустраиваясь на новом месте и не гнушаясь, хватался за любую работу — портные, дворники, повара, садовники. Дамы высшего света открывали модные лавочки, если повезет, или шли на панель, если удача совсем отворачивалась от них…

Современный Французский квартал мне почему-то напомнил старую Одессу моего детства, милую и уютную, хлебосольную и гостеприимную, нежно любимую мною…

Шанхай. Между Европой и Азией...

Французский квартал или Французская концессия, как его еще называют, обязан именем проживавшим здесь в середине 19 века французам. К началу двадцатого века жить во Французском квартале было удобно, уютно и очень спокойно. Понятно это было и другим переселенцам из Англии, Америки и конечно же, России.

Что самое удивительное — в этом квартале сохранились не только здания и платаны, но и фонари, брусчатка, оформление балконов, дворов и множество мелких деталей, благодаря которым так легко отправиться путешествовать в прошлое. Для того, кто любит фотографировать детали, здесь настоящее раздолье и остановиться будет очень и очень трудно.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Сохранились и церкви. Правда, кресты на куполах не пережили время, а церковь Святого Николая и вовсе стала ресторанчиком. К этой церкви мы шли специально (Gaolan Rd) и увидеть, что храм стал едальней, было печально.

Шанхай. Между Европой и Азией...

После репатриации русских церковь Святого Николая была разрушена, но потом власти города спохватились и решили ее восстановить, попутно взяв под охрану государством. На фасаде теперь красуется памятная табличка, а во дворе снуют шустрые официанты с подносами, что выглядит странно и нелепо. Что будет с церковью дальше, покрыто мраком неизвестности…

Почему мы не дошли до памятника Пушкину, я сейчас уже не вспомню, наверное посмотрели на часы и поняли, что мы безнадежно выбились из графика и надо спешить дальше. Памятник стоит на пересечении улиц Taojiang Lu, Yueyang Lu и Fenyang Lu.

Метро: линия 1 — до станции S Shaanxi Rd и Xujianhui.

линия 10 — до станции Xintiandi, S Shaanxi Rd, Shanghai Librari и Jiaotong University.

линия 9 — до станции Dapuqiao и Xujianhu.

От станции метро Huanpi Nan Lu пройти в южном направлении один квартал по улице Huaihai Zhong Lu и окажетесь во Французском квартале. Дальше все просто и понятно, платаны вам в помощь, как самая характерная черта этого уголка Шанхая.

Время: без ограничений, но вечером особенно романтично и совершенно безопасно.

Цена вопроса: бесплатно, что в принципе и так понятно.

Дойти до Французского квартала и погулять под платанами надо обязательно! Кто знает, может именно там когда-то гуляла ваша прапрабабка, печалясь о далекой и недоступной теперь Родине, из которой ей пришлось спешно бежать, зашив в корсет фамильные бриллианты…

Парк Фуксин (Fuxing Park).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Парк Фуксин или Французский парк, как его величали в прежние времена, когда в Шанхае русских было очень и очень много, расположен во Французском квартале. Помимо совершенной красоты, свойственной всем паркам Шанхая, да и вообще, Юго-Восточной Азии, есть в парке особая реликвия: самый старый платан, посаженный в год основания парка и теперь заботливо оберегаемый городом.

Шанхай. Между Европой и Азией...

В парке много аллей, разбиты красивые и ухоженные цветники, в пруду плавают рыбки и черепашки, в тенистых беседках старики играют в шахматы, а может и в шашки, я не приглядывалась, а на площадках танцуют любители провести досуг активно и красиво. Огромный розарий прячет от посторонних глаз любителей спорта, замирающих в своих сложно-гимнастических позах, старики, совсем уж древние, выгуливают среди роз свою бодрую старость, а за всем этим наблюдают, кто бы вы подумали?, Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Как их занесло в этот парк, выяснить мне не удалось, но то, что они там стоят плечом к плечу, видела самолично. Впрочем, их сведенные сурово брови совершенно не мешают народу танцевать свои китайские танцы и кататься на велосипедах…

Шанхай. Между Европой и Азией...

Адрес: Gaolan Rd, 2, Французский квартал.

Цена вопроса: Читала, что надо заплатить 1 юань, но кому платить и как, мы так и не нашли. Пришлось делать умные лица и топать бесплатно. Никто нам и слова не сказал. Правда, как бы мы перевели с китайского, надумай нам кто-нибудь говорить? В общем, запутано немножко…

Время работы: 5.00 — 17.00.

Обратите внимание, что все парки Шанхая открываются рано утром, в разное время, с 5 до 9 утра. А вот закрываются парки рано, в 17 или 18.00. Причем, закрываются в прямом смысле этого слова — запертые ворота и постовой на страже, заворачивающий всех, кто наивно верит в шанс проскользнуть в парк после закрытия. Не зная о таком коварстве шанхайских властей, мы совершенно напрасно топали в один из парков, потратив время и силы попусту и в результате уткнулись в запертые ворота и сурового стража. Разжалобить товарища занятие бесполезное, он не понимает английского и ваш нудеж остается ему непонятен…

Парки Шанхая почти не уступают паркам Гонконга ни своей аккуратностью, ни своей красотой. Если времени совсем мало, заверните хотя бы в один из них.

Народная площадь (People’s Square).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Самый центр Шанхая, сердце города, от которого здесь отсчитываются все расстояния и стало быть, где-то на площади есть «нулевой километр». Вообще, площадью я бы назвала это место с большой натяжкой — тут и очень красивый парк, и куча музеев, и культурные центры, и отели, и театры, и огромное количество народа в любое время суток.

Поскольку с одной стороны площадь выходит на Нанкинскую улицу, с другой — рукой подать до набережной Вайтань, он же Бунд, совсем рядом Французский квартал (из которого мы и пришли на площадь) и даже Сад Радости расположен очень близко, то понятно, что в первый день (очень неполный из-за проволочек в отеле при заселении), мы далеко по Шанхаю не бегали, а изучали все, что расположено достаточно компактно.

Центр площади — фонтан и огромнейший цветник, содержащийся в абсолютно идеальном состоянии. Как им это удается, вопрос вопросов. Посидеть на травке газона можно только здесь и шанхайцы, не особо отличающиеся дисциплиной и покорностью, свято соблюдают это правило.

Не менее роскошный фонтан венчает композицию площади, украшенной скульптурами, фонариками, дорожками и все это великолепие обрамлено зданиями, которым впору присудить категорию «гости из будущего».

Шанхай. Между Европой и Азией...

Не знаю, кто любит бывать на площади рано утром, хотя предположу, что заполняют ее любители здорового образа жизни, но вечерами здесь царит любовь — парочки гуляют, взявшись за руки, нежно целуются, устроившись с видом на закат и все это выглядит так романтично и так пасторально, что верить в то, что площадь была построена для парадов и речей китайских коммунистов и прочих отцов нации, отказываешься напрочь.

Если время позволит, то приходить на площадь лучше к закату. Нам досталась не самая высокохудожественная погода, но солнечные лучи, дробящиеся и отражающиеся в зеркальных боках небоскребов, так мягко и нежно подсвечивали площадь, что выглядела она на редкость уютно и симпатично.

Рядом с площадью есть парк, тоже Народный (People’s Park), может и не самый большой, но очень уютный. Правда, курящая молодежь несколько заглушала ароматы расцветающих по весне магнолий, но тут ничего не поделаешь…

Парк открыт с 6.00 до 18.00.

Цена вопроса: 5 юаней, но опять было непонятно, кому и за что надо платить и мы снова проскочили бесплатно. Уколов совести я не испытываю, было б где платить, мы бы заплатили…

Адрес: People’s Square, Huangpu Dist.

Метро: станция People’s Square, выход 11.

Если позволяет время, можно запланировать посещение музеев, расположенных вокруг Народной площади. Ну или хотя бы полюбоваться ею в лучах заходящего солнца, если свободного времени не очень много.

Поскольку у нас не получилось попасть в первый день к храму Нефритового Будды, расскажу я о нем, когда буду описывать наш второй день, а заодно и опишу все злоключения на пути к этому Будде.

Вечерний Бунд (Bund).

Шанхай. Между Европой и Азией...

Символ Шанхая, самое любимое туристами (и не только туристами) место, где можно не только погулять вдоль реки Хуанпу, наслаждаясь воистину шикарной и ничем не уступающей европейской архитектурой, но и устроившись в относительном комфорте, полюбоваться залитыми огнями небоскребами современнейшего района Шанхая — Пудун.
Наш отель выходил окнами на Бунд, к тому же в день заселения местный промышленный альпинист намывал окна до блеска, раскланиваясь с постояльцами, глазевшими на его работу из своих номеров. Поэтому я имела персональный вид на Бунд из идеально начищенного окна.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Оба вечера, налюбовавшись красотами ночного Шанхая и вползая в номер, что называется «без ног», я усаживалась у окна в уютное кресло и любовалась панорамой Пудуна, пока не выключалась подсветка. Поэтому точно знаю, что ровно в десять вечера все огни выключаются и на оба берега Хуанпу опускается темнота бархатной шанхайской ночи…

Набережная Вайтань начинается от улицы Цзынь лин и продолжается до моста Вабайду, по западному берегу реки Хуанпу. Длина набережной около полутора километров. Погулять по Бунду интересно днем, забавно вечером и очень любопытно в ночи, пока не выключили подсветку зданий. А в выходные дни, ближе к вечеру, на набережную приезжают новобрачные для красивой фотосессии. Наблюдать за чужим счастьем весьма интересно, а взволнованные лица молодых людей как нельзя лучше гармонируют с сияющей огнями набережной.

Бунд — это современный Шанхай, мостик от старого города к городу, опередившему время (Пудун). В далекие времена китайцы не имели права селиться на этом берегу реки, привилегий купить здесь землю пользовались иностранцы и, надо признать, они не тратили время даром. Так потихоньку Бунд становился маленькой Европой, неизвестно каким ветром занесенной в далекий Шанхай.

Потом на набережной начали селиться и китайцы, но красивейшая архитектура и сейчас напоминает о тех временах. Современный Бунд удостоен многих эпитетов: кто-то говорит, что это «музей мировой архитектуры», кто-то, что это «ярмарка зодчества десяти тысяч государств» — правы будут и те, и другие. А в самом конце Бунда, в уютнейшем и красивейшем уголке, построено очень изящное здание, в котором расположено Генеральное Консульство России. Наше Консульство занимает этот дом уже больше 90 лет и находится по адресу Хуанпулу, 20. Будете в Шанхае — непременно полюбуйтесь!

Шанхай. Между Европой и Азией...

В самом конце набережной, не доходя до нашего Консульства, высится Памятник Народным Героям, погибшим в революционной борьбе. Революционеров я не сильно жалую, но памятник посмотрела, все равно мы проходили мимо него, направляясь к Консульству.

На Бунд можно полюбоваться с воды, купив билет на кораблик, которых не так уж и мало бегает по Хуанпу. Когда лучше отправится на речную прогулку, решать вам. Кому-то захочется полюбоваться набережной в ночи, кто-то решит посмотреть на нее днем. В любом случае, виды будут красивые, а если еще и погода постарается, повезет вдвойне.

Шанхай. Между Европой и Азией...

Слово «Бунд» в переводе звучит как «набережная вдоль грязной реки». И если река не поражает особой чистотой, то Бунд никого не оставляет равнодушным. Правда, популярность места подразумевает, что народа здесь будет очень много, особенно с наступлением темноты. Но что будет ТАК многолюдно, я не могла даже предположить!!! Толпа заполнила все пространство набережной, облепила парапеты, ощетинилась палками для селфи, раскидала ноги штативов, ослепила вспышками, укутала дымом бесконечных сигарет и вопила на разные голоса, пытаясь перекричать друг друга. Ах да, китайцы еще умудрялись поглощать свой поздний ужин… Желающие вырваться из этой толпы должны были проявить немалую силу, чтобы протиснуться сквозь сплоченные ряды жаждущих зрелищ. На второй вечер ситуация повторилась с точностью до мельчайших деталей!

Наблюдая из окна отеля, как шанхайцы неспешно гуляют по Бунду утром, как увеличивается число отдыхающих днем и как огромная толпа заполняет набережную вечером, я терзалась одним-единственным вопросом: «А когда в этом городе работают?». Видно, трудолюбивые китайцы живут в других городах своей огромной страны…

Я не буду описывать, как называется каждое здание на Бунде и что конкретно видно в Пудуне — это не так уж и важно, да и в интернете полно этой информации. Просто поверьте, что зрелище это настолько грандиозное и настолько незабываемое, что на его фоне померкло световое шоу Гонконга. Если я когда-нибудь снова окажусь в Шанхае (ну, а вдруг!), я пойду вечером на Бунд, чтобы полюбоваться огнями ночного города, честное слово!

Метро: ближе всего к Бунду станция East Nanjing Rd, на пересечении 2 и 10 линии. От метро надо пройти по Нанкинской улице в сторону здания с часами — это будет самая короткая дорога. Правда, любуясь ночными огнями, помните, что метро закрывается в 22.30, а подсветку выключают в 22.00.

На полную мощность подсветка включается не каждый вечер, расписание надо уточнять перед путешествием, оно все время меняется. Нам повезло оба вечера любоваться красотой, включаемой на полную мощность.

Возвращаясь ночью в отель, я тихо радовалась, что нам не надо бежать к метро, потом трястись в переполненном вагоне, а потом еще и топать в сторону отеля. Шикарный вид на медленно гаснущие огни небоскребов, позволил мне чуть дольше любоваться волшебной сказкой, мечтая о новом дне, который обещал Шанхай.

Засыпала я надеясь на яркое солнце, голубые небеса и зеленые парки, в которых нам еще предстояло побывать. Впереди был еще один день.