Турист Людмила (Lyudmila_Klyopova)
Людмила — была сегодня 15:53
Время делиться воспоминаниями и планировать новые маршруты.

Карелия — Россия Июль 2013

Теплоход причалил к пристани в порту Петрозаводска.

Кивач – карельская жемчужина

В 1702 году на реке Свирь была заложена Олонецкая верфь, которая нуждалась в обеспечении железом и корабельным вооружением. Для этих целей по приказу царя на территории Олонецкого уезда были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский (Шуйский — по названию реки) литейно-пушечный завод (1703 год), который дал начало городу Петрозаводску.

Пристань Петрозаводска, в отличие от пристаней на Ладоге и даже на Свири, удивила разнообразием судов…

и экзотическими для нас карельскими названиями.

Кивач – карельская жемчужина

Здесь я, наконец, увидела памятник Петру I своими глазами, а не на картинке. Давно хотела. Среди многочисленных памятников Петру этот — один из лучших.

Удивляешься, как много успел сделать за свою недолгую жизнь (53 года) для государства этот человек (оставим споры о его личных качествах, он прежде всего государственный деятель). Освоение северных земель, развитие промышленности, создание флота — неполный перечень направлений его деятельности. Вот и Петрозаводск своим появлением обязан Петру.

Торжественное открытие памятника состоялось в Петров день 1873 года. Его авторы — И. А. Монигетти, И. Н. Шредер. Сейчас памятник стоит на Онежской набережной, рядом с прибрежным парком и водным вокзалом.

Кивач – карельская жемчужина

Автобусная экскурсия по Петрозаводску не очень впечатлила, тем более в это время усилился дождь. Зато бурю эмоций вызвала поездка в природный заповедник «Кивач», к знаменитому водопаду.

К моему удивлению, здесь на сравнительно небольшом участке леса собрана коллекция растений, произрастающих в этих местах, а экскурсия по дендрарию, длившаяся около получаса, была очень интересной.

Берёза повислая

Здесь я впервые увидела карельскую берёзу с её тонким, слегка искривлённым стволом, срез с которого и даёт тот удивительный рисунок, который мы видим на дорогой мебели.

Карельская берёза

Карелия — страна озёр, в глубоком зеркале которых отражаются камни и деревья, растущие прямо из этих камней.

И, конечно, главная достопримечательность заповедника — великолепный водопад Кивач. Как говорится, человек может бесконечно смотреть на то, как горит огонь, как течёт вода, третье — у каждого своё. В правильности этого утверждения я убедилась на 100 процентов, и глядя за борт теплохода, бороздившего реки и озёра в течение пяти дней, и любуясь водопадом.

Кивач – карельская жемчужина

Кивач — четвёртый по величине равнинный водопад на территории Европы после Рейнского (в швейцарском кантоне Шаффхаузен), Большого Янискенгаса (в Мурманской области) и Куми на реке Войница (тоже в Карелии, только севернее). Сила потока отражена в его названии, которое созвучно финскому слову «мощный, стремительный».

С рождением водопада Кивач на реке Суне связана красивая легенда. Родные сёстры Суна и Шуя долго текли рядом. Как-то старшая сестра Суна, утомившись в пути, уступила младшей более удобное русло, остановилась и уснула, а непоседливая Шуя, не дожидаясь её, ушла вперед. Суна, проснувшись, бросилась догонять сестру, не разбирая дороги. Она натыкалась на скалы, и, пробивая их, образовала по пути водопады Гирвас, Пор-порог и Кивач.

Однако в судьбу легендарной реки вмешались люди, построив на Суне ГЭС и канал, изменивший её русло. Из трёх водопадов остался один, Кивач, уменьшивший свою мощность в два раза. И всё равно он великолепен!

Кивач – карельская жемчужина

К Кивачу как к природной достопримечательности устремлялись люди уже давно. Впервые водопад упоминается в Писцовых книгах в 1566 году. Достаточно сказать, что сюда приезжал специально посмотреть на водопад император Александр II. А Гаврила Романович Державин, возглавлявший Олонецкое наместничество в 1784- 1786 годы, посвятил водопаду восторженное стихотворение:

Алмазна сыплется гора

С высот четыремя скалами,

Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьёт вверх буграми;

От брызгов синий холм стоит,

Далече рёв в лесу гремит.

Кивач – карельская жемчужина

Шумит, и средь густого бора

Теряется в глуши потом;

Луч чрез поток сверкает скоро;

Под зыбким сводом древ, как сном

Покрыты, волны тихо льются,

Рекою млечною влекутся…

Кивач – карельская жемчужина

Короткое северное лето радует скромным цветением кувшинок в заводях…

яркой зеленью листвы…

розовыми пятнами вереска и иван-чая на лесных опушках.

Кивач – карельская жемчужина

Снова пора на теплоход, чтобы завтра достичь, наконец, главной цели нашего путешествия — сказочного острова Кижи.