Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Канди — Шри-Ланка Апрель 2015

Канди — город в центре острова, второй по величине и населению. Поскольку он находится на 500 м над уровнем моря — там всегда немного прохладнее, чем на побережье, чаще идет дождь, чаще бывает туман. Расскажу немного об истории этого удивительного места. Второе название города — Маха Нувара, — что дословно на сингальском обозначает Город Великих.

Королевская столица — Канди

Основание Канди относится к эпохе правления короля Викрамабаху III, и его наследника Сенасамата Викрамабаху, который развивал город всю первую половину 15го столетия. А город возник потому, что Цейлон начали колонизировать португальцы. Потихоньку начав с юга они захватывали всё больше и больше, и не в состоянии противостоять регулярным войскам колонизаторов, король Викрамабаху собрал все королевские реликвии, исторические и религиозные ценности — и направился вглубь острова. Тогда не было ни дорог ни хоженых троп. Природа на Цейлоне как нигде сочная и густая, тропическая растительность плотная — поэтому как только процессия пробралась через джунгли- никаких следов и не осталось. И как только они добрались в удобное место — началось строительство города. Точное происхождение названия Канди неизвестно, предположительно ранее город назывался «Столица растущего великолепия Сенкдагала», и есть версия происхождения названия со времен колонизации, от слов Kanda Uda Pas Rata, что в переводе с сингальского языка значит «страна на горе». Практически в таком виде город дожил до настоящего времени.

Королевская столица — Канди

Кстати порьтугальцы 225 лет не могла покорить сингальских королей. Их покорили британцы, которые высадились на остров в 19 веке. В британской армии были наёмники, опыт по завоеванию Индии у них уже был. Парочка военных операций — и Династия, правившая непрерывно на Цейлоне в течении 2500 тысяч лет, была повергнута. Последний король, вынужден был подписать капитуляцию в обмен на жизнь, и был вскоре выслан на проживание в Индию, без права на возвращение в страну. Независимость королевства была утеряна. Последующие 150 лет Шри-Ланка находилась под властью Британии. Англичане использовали остров для развития сельского хозяйства, им было выгоднее развивать поселения с хорошей транспортной развязкой. Поэтому обычный портовый городок Коломбо в этом вопросе был куда притягательнее — и столицу сместили туда. Символом города, является река Махевели Ганга, которая не раз спасала жизнь ланкийцев.

Королевская столица — Канди

Итак, про город. Что же мы там увидели? Еще во времена правления Сенасамата Викрамабаху в центре города было выкопано и обустроено искусственное озеро, которое до сих пор великолепно выглядит и радует своих жителей.

Королевская столица — Канди

Озеро помимо эстетической функции еще играло и стратегическую роль: в нем накапливалась вода, и когда на город пытались напасть войска со стороны долины (а город доступен только с одной стороны) открывались шлюзы, и огромный поток воды устремлялся вниз, размывая почву. Ну попробуй пройди с войсками, если грязи по-колено. Не в России же, навыка нет.

Так же как и тогда на берегу озера находится буддийский храм. В храме хранится одна из священнейших реликвий буддизма — зуб Будды. И храм так и называется «Храм зуба Будды» — Шри Далада Малигава.

Королевская столица — Канди

Зуб появился на Цейлоне в 3-м веке нашей эры, и счимтаолсь, что он должен быть там, где столица королевства. Но в настоящее время зуб в Канди, столица в Коломбо. Да и короля сменил перзидент. Итак немногго о храме и о зубе.

Королевская столица — Канди

Когда 2500 лет назад после смерти Будду сожгли — все что осталось от Будды были 4 зуба. В последствии каждый из них был направлен в разные концы света. Один из них отправился в Индию. В 371 году правитель Калинги, который в Индии терял власть и боялся, что святыня будет уничтожена его врагами — ночью отправил на лодке свою дочь Хемамалу в одежде простолюдинки на остров Цейлон. Зуб Будды же, был вплетен в её косу. Так зуб попал на Шри Ланку.

Королевская столица — Канди

Этому символу буддизма приписывают невероятную волшебную силу. Считается, что правитель владеющим этим зубом — обладает абсолютной властью и обречен на вечную любовь со стороны своего народа. Итак снавала зуб был в Анурадхапуре, потом в Полунаруве. Ну где была столица — там был и зуб. Но из-за колонизации всё переехало вглубь страны. И именно в Канди для зуба был построен специальный храм. Изначально храм был построен из дерева.

Королевская столица — Канди

Недоброжелатели, коих было всегда много на Цейлоне, подожгли храм, реликвия чудом уцелела. Тогда вместо сгоревшего храма, был построен дворец, в котором жил король, и здесь же хранилась сама реликвия. Храм очень красивый: резьба по дереву, расписные потолки, двери, отделанные серебром и слоновой костью…Довольно продолжительное время главная святыня была доступна к лицезрению лишь королю и придворной знати, а также известным буддийским монахам. На сегодняшний день зуб выносят по праздниам на спине слона в специальной коробочке- и на него может посмотреть любой. Здание храма несколько раз перестраивалось, последний кандийский король Викрама Раджасингха для размещения святыни возвел Октагон. В связи с тем, что зуб пытались многократно уничтожить, последний раз в 1998 году, когда в храме заложили бомбу, правительство ввело дополнительные меры безопасности. Храм по периметру территории обнесли высоким металлическим забором и рвом с водой.

Королевская столица — Канди

При входе, всех посетителей пропускают через металодетектор, подозрительных людей обыскивает охрана, мужчин и женщин проверяют отдельно. Естественно одеты должны быть соответственно — колени и плечи прикрыты. Посещение храма платное, 2000 рупий. Мы честно заплатили за вход, по билетику вошли внутрь — и тут к нам подошел молодой чеолвек, и сказал, что он будет нашим гидом по Храму.

Мы обрадовались, с удовольствием слушали все, что он нам рассказывает, а на выходе выяснилось, что ему нужно заплатить еще 2000 рупий за экскурсию. Было очень неприятно… При входе в храм можно взять цветы лотоса для подношения к алтарю.

Королевская столица — Канди

И не забудтье снять обувь и омыть ноги перед входом в Храм.

Зуб Будды спрятан в особой нише в стене и извлекается оттуда только по чрезвычайным поводам, в полнолуние, в праздники.

Королевская столица — Канди

Паломники сидят перед этой стеной с Зубом и медитируют. Стену можно фотографировать, но нельзя поворачиваться к ней спиной.

Королевская столица — Канди

Кроме святыни, в «Храме Зуба Будды» находится еще и библиотека, в которой собранны манускрипты и буддийские писания. Сложно себе представить, но некоторым из этих экземпляров, выставленных на осмотр для туристов, больше 2х тысяч лет. Большинство древних писаний выполнялись на пальмовых листьях, которые, что интересно, прекрасно дожили до нас в свернутом виде. В храме много и других сокровищ: миниатюрный Будда из целого изумруда, Будды из горного хрусталя и нефрита, золотой Будда…

Королевская столица — Канди

Или вот напимер. Открытый зал с деревянными колоннами, который был заложен в 1784 г., но строительство завершено лишь в 1815 г., после захвата Канди англичанами. Залом пользовались даже когда деревянные резные колонны из тика не были установлены. Сегодня холл, где иногда проходят заседания Верховного Суда, в отличном состоянии.

Королевская столица — Канди

В новом храме храмового комплекса вывешена на стенах серия картин, изображающая историю обретения храмом Зуба Будды.

Королевская столица — Канди

При храме обитал Священный Слон. Слона использовали по большим праздникам для вывоза Зуба Будды за пределы храма. Когда слон умер, его мумифицировали. В настоящее время мумия Священного Слона выставлена за стеклом в специальном здании.

Королевская столица — Канди

Её можно смотреть, но нельзя поворачиваться к ней спиной. В этом же здании выставлены фотографии, отражающие процесс мумификации.

И отдельно хранится зуб слона.

Королевская столица — Канди

А это место, где ак бы зажигают свечи.

Вокруг Храма очень приятно прогуляться — зелено, тихо, спокойно.

Королевская столица — Канди

На вершине города еще одна достопримечательность — Гигантский сидящий Будда, который был виден из окон нашей гостиницы

Королевская столица — Канди

— но как только мы поднялись наверх — начался дождь и мы не стали входить в Храм,

а только бросили прощальный взгляд на город с высоты птичьего полёта.

Королевская столица — Канди
Пора ехать дальше- в 10 км от Канди нас ждал Ботанический сад.