Минская детская железная дорога

Июль 2019 9 17
4,0/5

Очень многие, услышав слова «детская железная дорога», тут же представят себе игрушечную железную дорогу с крохотными паровозиками и вагончиками, которую когда-то собирали на полу комнаты с папой или старшим братом, а потом долго гоняли поезд по кругу, пока строгая мама не отправляла спать. Приятные воспоминания и мечта многих мальчишек в детстве…

Так вот, на самом деле детская железная дорога это совсем другое — это самая настоящая железная дорога, пусть и узкоколейная, по которой ходят самые настоящие поезда из самых настоящих вагонов и тепловозов. А почему же она детская, спросите вы? Да потому, что работают на ней школьники 9–15 лет.

Первый паровоз минской детской железной дороги
Первый паровоз минской детской железной дороги

По официальным данным, первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июня 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в СССР появилось не менее 20 подобных дорог. Многие из них затем попали в зону оккупации и были разрушены. Приостановили свою деятельность и почти все дороги в тылу. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, появилось немало новых. Следующие две волны строительства детских железных дорог приходятся на середину 1950-х годов и 1970-е годы, после чего вновь наступило некоторое затишье. Ко времени распада СССР количество действующих «малых» железных дорог достигло 52. В последнее десятилетие, некоторые детские железные дороги были закрыты и демонтированы. Произошло это не только из-за экономических трудностей, а зачастую из-за элементарного невнимания со стороны «старшего брата» — управлений железных дорог и городских властей. Кстати, детские железные дороги были не только в больших городах, они появлялись и в небольших населённых пунктах, например, в Лисках Воронежской области, Аникщяе (Летува) или Алчевске Луганской области Украины. А в Ярославле в разное время их было целых три! Существуют детские железные дороги и в «дальнем зарубежье»: в Венгрии, Словакии, Германии, Китае, на Кубе.

Что касается непосредственно Минской железной дороги.

2
Здание вокзала на станции Заслоново Минской ДЖД
Здание вокзала на станции Заслоново Минской ДЖД

В начале 1950-х годов Беларусь ещё не успела оправиться от послевоенной разрухи, но, тем не менее, руководство республики уже уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Одним из направлений этой работы была детская железная дорога. Восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, видимо, сочли нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики -Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Этой же осенью началось строительство Минской детской железной дороги.

В строительстве дороги принимали участие минские школьники. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках шла теоретическая подготовка ребят к работе на детской железной дороге. В распоряжение детской дороги были переданы присланный из Эстонии паровоз Подольского завода, шесть четырёхосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и один грузовой вагон. В воскресенье 9 июля 1955 года сотни минчан с детьми пришли на открытие детской дороги. У перрона станции Парк культуры стоял в ожидании отправления поезд из шести зелёных вагонов с паровозом во главе. Первый заместитель министра просвещения БССР Ф. Н. Казаков разрезал алую ленточку. Так началось движение поездов на Минской детской железной дороге. Дорога начинается в парке имени Челюскинцев и ведёт в сосновый бор «Слепянский лес» на восточной окраине Минска.

1
2

На станции Сосновый бор можно выйти подышать лесным воздухом, послушать птиц, но больше там делать практически нечего.

2

Средняя станция — Пионерская — техническая, здесь проводится экипировка локомотивов и вагонов, их ремонт и подготовка к рейсам.

Говоря о Минской ДЖД, нельзя не вспомнить ещё об одном. Здесь всегда была насыщенной и интересной жизнь юных железнодорожников. На Всесоюзном конкурсе детских железных дорог Минская ДЖД выходила победителем несколько лет подряд. Сейчас на станции Заслоново ежегодно проходят выставки-конкурсы железнодорожного моделизма.

На каникулах и по выходным организуются тематические поездки, выступления детских творческих коллективов. Единственный минус, по моему мнению, это то, что прилегающая к дороге территория застраивается «человейниками». Хотя, с точки зрения их жителей, наверно круто. Сидишь вечером на балконе, пьёшь кофе, а внизу паровозики бегают. Прямо, как в детстве. Мечта сбылась.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии