Турист Эльвира (Pinca)
Эльвира
была 16 ноября 2016 11:46

Страна оливок, бесплатных мешочков и торговли. Тунис

Эль Джем, Сиди-бу-Саид, Тунис, Сусс, Хаммамет + 1 город — Тунис Май 2014

Отдыхали 10–20 мая 2014 г. Жили в отеле Riadh Club 3*, в г. Набёль. Ездили от Пегаса, перелет Nord Wind. Летели из Уфы 5,5 часов. Была задержка рейса на 5 часов. В самолете было горячее питание и напитки. Отзыв пишу очень подробный, с уточнением многих моментов, которые я до поездки не знала. Возможно кому-то эта информация пригодиться.

Для начала хотела бы уточнить, что город называется НабЁль, а не Набуль, не Набель, и уж тем более не Набеуль. НабЁль!

Тунис — страна арабо- и франкоязычная. Поэтому говорят, пишут на французском и арабском. Английским владеют далеко не все. Советую наименование блюд (точнее ингредиенты), места и некоторые разговорные фразы — составить на французском языке заранее.

Медина — центральная часть любого города, как правило, это бывшая крепость, высотой в 3–5 метров. В Набёле — это большие ворота песочного цвета.

Деньги — динары крупные, миллимы — копейки. В одном динаре 1000 миллим. Обозначение динара — DT. Миллимы — монеты золотистые (10, 20, 50, 100, 200), динары (½ динара или 500 миллим, 1 динар, 5 динар) — монеты серебристые и бумажки. С собой забрали монет, никто ничего не говорил, лежали в кошельке и в рюкзаке.

Форма одежды — можно и европейский стиль, но не в близи отеля — плечи прикрыты и до колен тоже прикрыто, о декольте вообще молчу. Все-таки, приезжаем в чужую страну и должны уважать местных жителей и их обычаи. На вечер обязательно в этот время нужна кофта или курточка, вечером весьма прохладно и могут придти ветра, они довольно пронизывающие.

Соглашусь многими мнениями — страна довольно грязная. Везде полно строительного мусора, мешочков, которые всегда в магазинах выдаются бесплатно, да и вообще в целом довольно много мусора. Гид рассказывал, что грязно стало в основном после революции 2010—2011 гг., когда уборщики стали часто устраивать забастовки. Поэтому нам ни разу так и не удалось встретить человека, убирающего улицу. А также мусорных баков, их крайне мало.

На счет недостроенных домов хотелось бы уточнить. Построить дом стоит примерно 40 тысяч динар. Зарплата за месяц в среднем 300–400 $, или 450–600 динар. Врачи и учителя получают больше. Поэтому строят они только тогда, когда накопят деньги. Выстраивают 1 этаж, затем копят, дальше продолжают строить 2 этаж и т. п. Часто бывает, что семья живет на 1 этаже, когда дети вырастают, они строят 2 или 3 этаж.

В целом все очень понравилось. Улыбающиеся люди, неразмеренная жизнь, замечательная страна, комфортный отель.

ПОГОДА Погода была разная. С начала было жарко, загорали, море было прохладное (но не холодное), мы купались. Потом на солнышке отогревались. Потом пришел холодный ветер, и 5 дней было очень холодно. В конце нашего путешествия стало жарковато и пошел ливень.

ОТЕЛЬ.

Плюсы отеля: Расположение и инфраструктура, близость моря, суперская анимация, вкусные обеды и ужины.

Минусы отеля: Грязноватый пляж, не стабильный wi-fi, скудный завтрак.

С аэропорта ехать примерно 2 часа. Расположение очень удобное на мой взгляд. Есть 3 магазина, Медина, автобусная станция (от отеля до нее на такси за 2 динара), банки и т. п. До медины пешком примерно 15 минут. Нарисовала примерную карту по памяти, может пригодиться.

Нарисовала карту Набёля, чтобы было понятно что и где находится.

Существенный плюс — море рядом. Хочешь — в бассейне купайся, хочешь в море. Иногда проходили местные, но по обе стороны дежурит охрана, которая этих людей сопровождает за территорию отеля. Но это бывает не так часто. Пляжи все муниципальные. Этот пляж довольно грязноватый, однажды после больших волн утром было много водорослей. Крупные убрали, а по мелочи осталось. Пока муж рыл ямки в песке нашли несколько глиняных крупных осколков. Пару раз такие замечала в море. Возможно, мусор приносит со штормом. Но в принципе лежать можно спокойно, ноги никто не ранил, и все время ходили босиком. Около бассейна работает небольшой бар. У бассейна лежаков не очень много, на пляже стоит 2 динара. Мы брали с собой пляжный коврик и загорали на пляже, там шум волн — красота.

Утром немного слышали петуха, но так и не поняли, где он кукарекал. Слышали не сквозь сон, а когда уже встали.

Здание отеля занимает 2 этажа. Имеется 1 большой бассейн с зонами, где глубина увеличивается, начиная от 1,5 метра, заканчивается вроде 2 метра. И детский бассейн.

На счет смены белья и полотенец сказать ничего не могу, т. к. никогда не преследовала мысль следить за этим, да и на столько мы их не пачкали. Для пляжа брали свои. В целом убирались нормально (но зависит от уборщицы). Через день оставляли по динару и один раз еще и конфетку. Сначала всегда стучат, просто так не врываются. Если вы в номере и не хотите, чтобы убирались — скажите через сколько подойти. Иначе поймут, что совсем не надо и не придут больше. Ставят розы в ванной каждый день — или добавляют, или заменяют.

Краж не было, деньги и все оставляли в номере, ничего не пропало.

В целом отель хороший, нам было очень комфортно. Как кто-то писал — отель рассчитан на непритязательных туристов, не ищущих большого комфорта и банных халатов. Но если

Номер:

Нам достался номер в новом корпусе, трехместный, с оранжевыми стенами. Сначала хотели с видом на море, но потом и тут понравилось. Есть две розетки в комнате и 1 в ванной. Полотенца 2 маленьких, 2 больших и для ног. В этом номере была ванна, а не душ. Шторка широкая, но иногда по бокам протекало слегка.

Номер выходил окнами на территорию отеля, где площадка с качелями, для стрельбы из лука и для игры в камни. Там же рядышком 2 теннисных корта, куда мы ходили через балкон. Туда и обратно. Очень удобно.

На балконе столик и пара стульев, есть подсветка. В целом в номере очень слабое освещение, мне лично не хватало нашей обычной люстры. Было бра у зеркало надо столом и 2 бра над тумбой у кровати. Т. к. тюля у них нет, то приходило закрывать штору полностью, от чего в комнате было темно.

Стирала по необходимости вручную в раковине. Белье сохнет довольно долго, лучше всего на балконе или в комнате, в ванной влажность очень высокая.

Кондиционер работал нормально, включался кнопкой на стене. Но если включали мы его, то только на обогрев.

Из мебели было двуспальная кровать, еще одна кровать, столик, стул, кресло, тумба с телеком, 2 прикроватные тумбы, большой шкаф (и не много вешалок), полка для чемоданов.

Розетки — евро, две дырки и штырь. Плоские вилки подходят.

Розетка в номере.

И еще совет. Если хотите чай — возьмите с собой железную кружку и кипятильник, воду лучше использовать бутилированную, т. к. из-под крана она какая-то соленая и не вкусная для чая. Мы взяли с собой большой крухан, кипятильник, ложки, ножи. Пили чай с местными печеньками, и однажды поели лапшички с тунцом.

Питание:

Завтрак (07.00–10.30): как и писали — достаточно скудный и не привычный нашему народу, хотя голодными не уходили. Много овощей, часто бывает сыр (мне не понравился), бывает колбаса. Хлопья 3 видов, молоко, йогурт или кефир (в глубокой тарелке), выпечка 3 видов, джемы 3–4 видов (очень вкусные). Бывают либо блины, либо лепешки, либо яичница (готовят и выдают рядом со входом в столовую). Иногда бывали печеньки или халва. Из напитков: вода, напитки типа разведенных, газированные напитки, в термопотах — кофе, горячее молоко, горячая вода. Отдельно лежат разовые пакетики чая и какао. Какао очень вкусное, пила только его.

Ужин (19.00–21.00): несколько видов мяса, рыба (у нас была только мелкая и костлявая, типа наших пескарей, поэтому ела всего пару раз). Много-много овощей (салат с помидорами и огурцами, отдельно помидоры, огурцы, капуста, перец, оливки, вареная свекла и т. п.), соус для овощей, на столах есть масло (не знаю на счет оливковое или нет), суп каждый день был, на гарнир, макароны, рис, кус-кус, лазанья, тушеные овощи. Много различных пирожных-сладостей. Из фруктов были только клубника и апельсины. На ужин мы объедались, т. к. все очень-очень вкусное! Из напитков, те же газировки, вода, пиво и вино. Кстати, и пиво, и вино — вкусное.

Обедов (12.30–15.00) у нас не было, но по отзывам такие же, как и ужин. Обычно ходили в кафе «La Lindo». Выходите из ворот отеля и идете направо. Проходите 1ый перекресток, идете дальше и на углу 2го перекрестка слева небольшое невзрачное кафе, в котором работает очень милая пара. Дяденька разговаривает немного по-английски, жена только по-французски. Обычно мы брали сэндвичи с тунцом из багета (ооочень большой, к нему прилагается картофель-фри) и газировкой, обходилось нам меньше 10 динар на двоих. Или иногда брали эскалоп куриный (Escalop; гарнир к нему уже прилагается — картофель фри и салат), стоит 5 динар, с грибами — 6 динар. И брали чай. Итого: 2 эскалопа по 5 динар + 2 чая по 1 динару — 12 динар на двоих — это если нормально обедать. Либо бюджетно: 2 сэндвича по 2,200 динара, 2 газировки по 0,600 динара = 5,600 динара. Готовят очень вкусно! Эскалоп ни разу не был пережарен и был очень мягкий (в других местах попадался подгоревший)! Еще брали Брик (Bric) с тунцом (Thun) — эдакий чебурек из яйца с начинкой внутри, советую попробовать. Вкуснятина, стоит 1,5 динара. Мы объедались и были безмерно им благодарны. Меню есть в фото, но оно на французском. В дорогу взяли там сэндвич и попросили завернуть с собой, поели в аэропорту (т. к. дорога 2 часа + ожидание 3 часа).

Набёль. Кафе Ла Линдо.
Набёль. Меню в кафе Ла Линдо

Из фруктов самостоятельно по дороге из Медины покупали только клубнику и персики. Но оба не очень сладкие.

Анимация, отдых и развлечения:

Если вы планируете бюджетный отдых или просто не хотите много ездить где-то, то скучно в отеле вам не будет!

Рядом с отелем находится большой спортивный центр, который является №1 в Тунисе. 16.05.2014 ему стало 3 года.

В отеле анимация для взрослых и для детей. При нас работало 4 аниматора взрослых. В конце — приехал еще аниматор детский. Во время нашего проживания детишек было не более 3, поэтому спокойно справлялись взрослые аниматоры. Про детскую анимацию добавить больше ничего не могу, но говорят, что с этим все ок.

Для взрослых анимация в течение дня различная: утром гимнастика, чуть позже аквааэробика, вечером аэробика. В течение дня: стрельба из лука, пинг-понг, дротики, большой теннис, катамараны, байдарки, парусник, виндсерфинг, волейбол, футбол, уроки арабского, обучение различным танцам, камни и т. п. Очень много всего. Есть маленький скалодром для детей, высота 2 метра примерно. Если хотите самостоятельно во что-то поиграть-то спрашивать у аниматоров. Вообще хотелось бы отметить, что аниматоры помогли сплотить всех отдыхающих. В итоге, когда кто-то уезжал — мы провожали большой толпой, в т. ч. и аниматоры. Это было очень мило и трогательно.

Во время ужина аниматоры всех приветствуют и приглашают на вечернее мероприятие. Могут также подойти спокойно и присоединиться поужинать с вами. Вечером после ужина сначала детская дискотека, затем взрослая. Оченьпозитивные и хорошие ребята.

Тренажерного зала в отеле нет, но есть маленький зал в спа-центре при отеле, там всего 4–5 тренажеров типа велодорожки, велосипеда и т. п. Стоит 5 динар в день, можно приходить и уходить снова в течение дня.

В спа-центре есть различные массажи, души, комплексные услуги. Хозяин хорошо говорит по-русски, очень обходительный. Мы взяли на пробу 1 день, туда вошло хамам, скрабирование, чай, обертывание грязью, джакузи, массаж с маслом. И в подарок шла маска для лица. Также сделал скидку. Отдали по 80 динар с человека, а так стоит 90 динар. Этот же комплекс на 3 дня стоит 240 динар и есть еще на 4 и 5 дней вроде, не помню уже. Мне очень понравился массаж, у девушки очень нежные руки, когда массажировала лицо — я чуть не уснула. Скрабируют варежкой, а не солью. Совет идите с утра, т. к. процедуры должны быть длительными. Мы решили пойти вечером, поэтому они торопились.

С собой нужен купальник и полотенце. Учтите, что потом все возможно будет в масле, т. к. мужчина, который делал массаж мужу — поливал его маслом прям из бутыли. В итоге футболка месьами пропиталась маслом.

ДЕНЬГИ, ОБМЕН ВАЛЮТЫ:

На ресепшн можно круглосуточно поменять валюту, но квитанции они не дают. Квитанция об обмене валюты необходима, если захотите поменять оставшиеся динары на доллары (меняют не более 100 динар). Сделать это можно будет только аэропорту. Поэтому не меняйте сразу все динары, поменяйте часть, когда потратите их, снова меняете часть. Женщины говорили, что в банке около медины курс выгоднее, чем в отеле. Например, за 1 доллар в отеле 1,53, в банке был 1,6. Разница существенная, если меняете более 100 динар.

Также можно снять деньги с карты. Мы снимали с карты сбербанка 100 динар обошлись по курсу 1,51 (2298,96 руб., или 66,18 $). Снимали в банке STB (вывеска синими буквами) на стороне Медины. Там принимали карты Visa. Рядом еще 3 банка, в них принимали MasterCard. На счет какой-то комиссии при снятии — мы это не ощутили. Кстати расплачиваться картой мало где можно.

С отельным гидом можно расплатиться долларами, динарами и евро.

ПОЕЗДКИ:

Из экскурсий мы взяли только поездку в Дуггу. Очень советую. Туда добраться крайне сложно самостоятельно, если только на машине, т. к. автобусы ходят крайне редко. Она немного утомительная, ехать около 3 часов. Советую с собой взять воды (на пару) 1,5 л. и 0,5 л. воды — большую в дороге пить, маленькую с собой носить во время экскурсии. Надевайте закрытую обувь (там много травы, колючек и камней), если будет жарко — с собой крем для загара, шляпку или что-то на голову. По деньгам примерно 70–75 $. Очень хорошо сохранившийся город. У нас был хороший гид, он более-менее говорил по-русски без сильного акцента. Всю дорогу туда рассказывал о жизни в Тунисе, о городах и т. п. Экскурсия включала в себя обед в одном из отелей Дугги. После Дугги — Карфаген мне показался просто грудой камней. Из развалин — самое более-менее сохранившееся место.

Дугга. Таким знаком обозначали местонахождение рядом публичного дома.
Дугга. Капитолий
За-Гван. Храм воды. От сюда начинался аквидук, снабжающий Карфоген водой. Протяженность его было 132 км. Сам аквидук полностью разрушен.

Сахару брать не стали, т. к. выходило дороговато по 150 $ с человека. Решили, что в след. раз съездим.

В остальные места ездили самостоятельно. Совет — найдите в инете информацию по объектам (Карфагена — их 8 всего, Эль-Джем, Сиди-Бу-Саид ит.п.), распечатываете и берете с собой. Так будет понятно чего и как на объекте.

Карфаген и Сиди Бу Саид. Советую посетить самостоятельно, т. к. экскурсия не стоит своих денег (61 $). Товарищи в отеле говорили, что им попался гид с жутким акцентом и они ничего не поняли. По Сиди-Бу-Саиду очень быстро передвигались, даже не успели толком насладиться городом. А там есть чем насладиться.
Совет: соберитесь в отеле в 4 человека, так будет дешевле такси.

С автобусной станции Набёля едет в Тунис автобус № 102, билет стоит 4,150 динара на человека. Ходит довольно часто, примерно каждые пол часа. Выходите в Тунисе из станции и вдоль дороги много таксистов. Объясняете, что вам нужен Карфаген (у них он называется Carthage — произносится как «картажь») и Сиди Бу Саид, называете цену с каждого примерно 15–25 динар. Заранее приготовьте фразы на английском, чтобы легче было объяснить, или даже напечатайте заранее дома на французском или английском языке что «вы хотите посетить Карфаген и Сиди-Бу-Саид. Вы хотите, чтобы таксист провез вас по этим местам. И сколько будет стоить с 1 человека». Они по-английски не все хорошо понимают, в основном по-французски. С нашего отеля семья ездила по Карфагену по 15 с каждого. Мы ездили за 25 динар с чела, это Карфаген (5 мест) + Сиди-Бу-Саид + обратно до автобусной станции в Тунисе. Таксист много чего рассказывал про город (правда только на англ. яз, но я немного владею, все понимала и переводила своим спутникам) и показывал лучшие места для фото, никуда не торопил нас, юморил много, душевный человек.

Карфаген. Вход 10 динар с чела + 1 динар на фото, билет единый на все объекты. Более-менее сохранились Термы (бани) и Амфитеатр, кстати в Театре до сих пор иногда что-то проходит. Мы посетили 5 мест (а всего их 8): Амфитеатре(Amphitheatre), Римские дома (Villas Romaines), Римский театр (Theatre Romain), Музей Карфагена (Musee de Carthage) и бани Антония Пия (Thermes d’Antonin).

Карфаген. Театр. Там до сих пор что-то ставятю
Карфаген. Вид из музея.
Карфаген. Термы Антония Пия. Были самыми крупными в Тунисе. Имели 3 этажа.

В Сиди-Бу-Саиде можно погулять по улочкам. Это бело-синий город, в котором каждый дом занесен в книгу как объект исторического наследия. Потрясающие панорамы моря, т. к. город находится на горе. Таксист нас останавливал в хороших местах.

Сиди-Бу-Саид.

Помимо Карфагена и Сиди-Бу-Саида (там конечно прекраснейшие панорамы, завораживает дух), можно будет погулять по Тунису. Там тоже есть что посмотреть, но посоветовать что-либо не могу, интернет вам в помощь.

И еще посоветую съездить в Эль-Джем, посмотреть Амфитеатр. Тут уж сами решайте, экскурсия в Эль-Джем и Кайруан стоит примерно 65–70 $, мы уложились на двоих с обедом примерно в 67 $, но гуляли в Эль-Джеме и Суссе. Это слегка утомительно, т. к. с пересадкой и нужно ждать, когда наберется народ в луаж. Луаж (произносится также) — белый микроавтобус с красной полоской, предназначен для перемещения между крупными городами. Обычно 8-ми местные, они выезжают, как только заполнятся все 8 мест. Обычно находятся рядом с обычными автобусами. Туда ехать нужно как можно раньше. Мы выехали из Набёля в 8. Думаю, можно и пораньше, но не позже 9-ти.

Ехать так: со станции луажей Набёля (рядом с автобусной станции) садитесь на луаж, едете до города Сусс (вроде так пишется Sousse), билет стоит 6,650 динара с человека. Ехать примерно 1,5 часа, прибываете на стоянку луажей. В Суссе станция луажей — это большой ангар. Там же садитесь на луаж до Эль-Джема, касса для Эль-Джема (El-Jem) справа, билет стоит 4,650 динара. Ехать минут 40. Там приезжаете и идете вперед по улице, по которой подъехали к стоянке луажей. До большого перекрестка и слева увидите его. На перекрестке будет какой-то монумент, и еще стоб с табличкой с указанием на него. Или спросите «Where is Amphiteatre», вам подскажут. Идти близко, минут 5–7 максимум. Вход 10 динар + 1 динар на фото, действует в Амфитеатре и музее. В Амфитеатре можно погулять вдоль и поперек, везде.

Эль-Джем. Этот монумент находится по дороге к Амфитеатру, на этом перекрестке надо повернуть налево.
Эль-Джем. Этот "монумент" находится по дороге к Амфитеатру, на этом перекрестке надо повернуть налево.
Эль-Джем. Амфитеатр
Эль-Джем. Музей, надпись которого закрыта деревьями.

Мы пообедали в кафешке напротив Амфитеатра за 24 динара (2 эскалопа и 2 чая). Далее двинулись к музею. Идти по улице, которая идет от амфитеатра. Идти все время прямо, минут 15 примерно. Он будет справа. На нем есть большая надпись «Musee», которую загораживают деревья. Мы периодически спрашивали у местных. Только долго не гуляйте, чтобы успеть уехать обратно. Мы пришли к луажам к 14.15, уехали в 15.30.

Потом приехали в Сусс и час погуляли в Медине. Если решите гулять в Медине Сусса, то берете такси, т. к. Медина в центре, лаужи дальше. Такси обойдется около 2 динар. Медина образована из нескольких частей. Точнее так. Наружная часть — Касба, стены ее переходят в Медину. А в центре уже находится Рибат — это бывший монастырь. Также в Касбе есть музей, вход 7 динар, там же есть большая дозорная баня, но не знаю пускают туда или нет. Работает вроде до 18.00 (но не точно). Рядом пляж и море. Нам встретился один потрясающиц человек, к сожалению у меня плохая память на имена. Он нас провел по «не туристическому маршруту», показал много разных интересных мест, т. к. он много лет прожил в Медине и работал архитектором.

Сусс. Прогулки по Медине. Старинная дверь, была очень высокой для прохождения каравана. Имелось 3 двери: 2 большие створки для - каравана, и маленькая - для людей.
Сусс. Касба.

Обратно на такси едете до луажей (а не автобусной станции), такси ловите подальше от Медины, уходите в сторону куда-нибудь и просите, чтобы включил таксометр. По таксометру стоит в районе 2 динар, без таксометра около медины они называют цену 6–8 динар. И едете до Луажей — это та же станция, откуда уезжали в Эль-Джем. Обратно из Сусса добираться на Луажах, это не автобусная станция! Касса та же.

Хаммамет. Автобус 115 и 120 уходят автобусы с автобусной станции, 120 ходит редко. До Медины в Хаммамете билет стоит приблизительно 0,800 динар. Едет из Набеля в района Ясмина в Хаммамете, проезжая мимо Медины. Ходят вроде до поздна. Рядом с Мединой есть Жинераль. Уезжать обратно так. Вам нужно дойти до стоянки такси, их там много и на асфальте желтым написано TAXI. Находится чуть подальше Жинераль. Идти в сторону перпендикулярно от моря, не знаю как более точно описать. Спросите Жинераль, а от него идите дальше. Остановка на стороне такси — в сторону Набёля, на противоположной — в сторону Ясмин.

Хаммамет. Медина и магазин Жинераль
Хаммамет. Расписание автобусов
Хаммамет. Остановка в сторону Ясмина и остановка такси.

МАГАЗИНЫ:

В Набёле есть 3 магазина рядом с Мединой, где можно купить продукты питания, бытовую химию, и алкоголь.

1. Монопри (Monoprix). Там есть маленькие железные баночки оливкового масла по 0,25 и 0,5 л. — на подарок самое то. Есть алкогольные напитки, еда. Средний магазин.

2. Жинераль (General) — сеть магазинов во всем Тунисе. Его логотип — трехлистник с зеленым, желтым и оранжевым листочками. Произносится именно так на французский манер. В Набёле находится прям радом с Мединой между домами. В самом магазе также продукты и бытовая химия, маленький магазинчик, там было дешевле оливковое масло. Рядом с главным входом вход в подвал — алкогольный отдел.

Нобёль. Магазин Жинераль.
Магазин Жинераль и его логотип.

3. Кэррифур (Carrifur) — большой 2 этажный магазин. Вроде там продавались на вес оливки.

Таже в Медине если идти от ее главного входа вперед, то упретесь в 2 магаза с фиксированными ценами (Fixe Prixe). Ассортимент практически такой же, как и на рынке, но никто приставать не будет.

В Хаммамете:

На счет продуктоывых особо не знаю. Видели около Медины магазин Жинераль, рядышком вход в алкогольный отдел. На счет сувенирных дело обстоит так:

1. Сула центр (Soula Shoping Centre) — большой 3-этажный сувенирный магазин, находится рядом с Мединой. Кстати, есть еще 3 магаза этой же сети в Монастире, но называются не Сула, по-другому, у каждого свое название, но заканчивается на Centre.

Сусс. Сула Центр

2. Джойс (Joys воде так) — большой сувенирный магазин, находится в районе Ясмина (Jasmin), меньше Сулы. Туда можно приехать на 115 автобусе из Набёля примерно за 1,5 динара на чела, на такси из Набеля выходит 19 динар примерно. Либо из центра Хаммамета на том же 115 автобусе. Выходить — Картажь Лэнд (Carthage Land), это парк развлечений рядом с местной мединой. Кстати да, в районе Ясмина есть своя медина, но это чисто туристическая медина.

ПОКУПКИ, СУВЕНИРЫ И ЧТО ВООБЩЕ МОЖНО КУПИТЬ:

Арабы — народ занимающийся торговлей испокон веку, поэтому надо сразу настроить себя торговаться во всем, где нет написанной цены. Могут скинуть и 20%, и 30%, а можно и 50–60% сбить. Да, они будут вас зазывать показывать. Часто употребляемые слова и выражения: добре цена или хороший прайс, ноу стресс, 1 или 2 динара, рашн, рашн ноу капиталист — америка капиталист (поэтому типа отдают дешевле), друг, если сильно скидываете скажут рашн бандит, однажды слышала баба-ага и т. п.

В обычном магазине:

Алкоголь: Тибарин (Thibarine) 1л. купили за 41,5 динар, кстати он не просто финиковый ликер, он также настоен на травах. Чувствуется анис, на счет остального не знаю. Буху (Boukha) 10cl (примерно 0,25–0,3л.) — 3,990. Большая Буха — примерно 35–40 динар, точно не помню. Маленькую купили в Хаммамете, в Набеле не было.

Вина в среднем 8–13 динар, они довольно хорошие. Самые лучшие считаются Margon или Magon — это красные вина, белые не помню, начинаются на Celi….

Пиво в банке с красными надписями (0,25–0,3 примерно) не вкусное, а безалкольное брали в Монопри кажется — вкусное, мне очень понравилось.

Разное: Масло оливковое 1 л. взяли по 8,100, 0,5л. — 4,500 динара, 0,25 — 2,850 динара. Литровые жестянки в среднем стоят от 7–12 динар. Стеклянные чуть дороже, но мы не решились их брать, т. к. тревожно было перевозить.

Еще масла.
Оливковое мало.

Тунец в банках. Самые маленькие баночки в районе 1,500–1,900 динара. Пару банок съели в отеле, вприкуску с лапшой и багетом.

Хариса в банках. Стоит примерно 0,700динар.

Йогурт 0,4л. примерно, цена 0,900 динара. Очень вкусный и сытный, брали его в качестве перекуса.

Тот самый вкусный йогурт.

Племяхам набрали мелких шоколадок, они стоят от 0,100 динар. Дети в восторге.

Бытовая химия. Типа мыла, крем для загара и т. п. — ничего не покупали, но там все есть. Оливковое мыло нашла только в Монопри, про другие виды мыла описала ниже.

На рынках (что-то купили в магазинчике при отеле, что-то на рынке):

Специи. Брали набором, но не знаю сколько стоят, т. к. брали много чего у одного товарища. Может быть динар 10–20. Продают и отдельно. Брала еще отдельно в упаковках Розмарин-0,990, Базилик-1,150 и Орегано-1,320.

Шампуни с тфалью. Брала в Монопри один и на рынке, больше понравился с рынка, хотя он совершенно не пенится, но безумно вкусный запах и волосы пушатся от него. Бальзамы для волос обычные, что и у нас. К сожалени, в дороге хорошо примяли и банку с шампунем сломали, ладно хоть не все вытекло.

Крем для лица. Хотела с оливковым маслом или маслом арганы — нормального так и не нашла, в сувенирных продают, иногда даже на русском написано. Но по качеству мне не очень. Единственное более-менее понравился крем из Монопри, он типа синей Нивеи — для лица и тела, но не такой жирный как Нивея.

Глина для тела. Ее взяла в Джойсе, но потом видела на ранке и в магазе при Отеле. Ведерочко в 500 гр. взяла за 6 с чем-то динар.

Мыло. Брала в Монопри блок из 3 мыл около 4 динар, и брала прямоугольные в Джойсе разные по запаху за 1,900. На рынке тоже есть, у квадратных цена варьируется от 1,900 до 4 динар. Дешевле в Медине.

Скрабирующая варежка. В Медине взяли за 1 динар, у ней 2 разные стороны, в Суле Центр взяли одинаковую с обеих сторон за 2 динара. Скрабит очень хорошо, на лице очень осторожно, советую в качестве сувенира дамам.

Слева направо:
Шампунь с тфалью из Медины. Глина - из Джойса. Шампунь с тфалью из Монопри.
Слева направо: Шампунь с тфалью из Медины. Глина - из Джойса. Шампунь с тфалью из Монопри. Внизу скрабирующая перчатка из Медины, оливковое мыло из Монопри, мыло-скраб из Джойса.
Шампуни с тфалью. Вытянутый - из Монопри, в баночке - из Джойса..

Мелочевка. Продают плетеные кожаные браслеты и кошелечки, браслеты с рукой Фатимы, магниты, брелки, и т. п. можно купить в сувенирном магазе, если не хотите торговаться. Начиная от 1 динара. В магазинах от 2.

Барабан. Купили при отеле что-то около 15–20 динар. Среднего размера, высота примерно 30 см.

Керамика. Есть много столовых наборов и просто посуды, мисочек, кружек, плиток на стены и т. п. Очень красивые, но! Нам показалось очень часто все сделано далеко не аккуратно. Честно, вот прям обидно! Я понимаю ручной труд — довольно тяжелый. Но все-таки стараться-то как-то надо, чтобы вместо 2 глаз не было 1 большого пятна. Мы купли себе циферки, повесим на дом. Больше всего понравились в мозаичном стиле, но они дороже. Не найдя нужной цифры, решили купить в арабском стиле по 1,5 динара. Брали в магазинчике.

Изделия из оливкового дерева. Мы взяли глубокую тарелку, больше похоже на большую пиалу. Суп горячий наливаешь, а от нее запах исходит. А потом суп по вкусу кажется, как будто с оливками. Брали у того же товарища вместе с глиной, но ориентировочно не менее 10 динар. Продаются ложки и разделочные доски, маленькая от 10 динар, средняя примерно в 18–20 динар. Вот доску бы я взяла, дерево очень крепкое и обладает противомикробными свойствами. Верблюдиков очень много и прочих статуэток.

Сумки. Говорят, что делают не из верблюжьей кожи, а из козлиной. На счет правды не знаю, мне все равно, себе взяла одну и мужу. К слову, местные с ними не ходят. Запах небольшой есть, но мне она нравится. Да, кожа грубоватая, но дело вкуса. Есть еще кожа ламы, она гораздо мягче и стоит дороже. Моя размером 21*17 обошлась в 15 динар, хотя сейчас думаю, можно было и до 10–12 сторговаться. Мужская побольше размером — тоже также. Побольше размером стоят в районе 30–50 динар. Из ламы не помню. В обычных магазах сумки такие же, по цене примерно также, как в Уфе. В Джойсе и Суле сумки в районе 70 динар, говорят кожа.

Обувь. Тапочки домашние из кожи купили за 5,5 динар в Fixe Prixe. Тапочки удобные, ходила в них в отеле и дома, в жару — самое оно. Сандалии и мокасины подходящие не нашла, цены не знаю.

Одежда. Я все искала какую-нибудь милую туничку, но что-то мне ничего не понравилось. Все отделано пайетками. И в основном местные платья и костюмы продают. Хотя довольно часто можно встретить европейскую одежду, но по ценам даже не знаю. Купальников тоже особо не видела.

Платки. Купила на рынке длинный-длинный хлопковый шарф, но я искала именно такого цвета. Начинал с 25, отдал за 18 динар, дороговато конечно, не сразу прикинула в рублях сколько это. Потом около медины в Хаммамете продавали по фиксированным ценам, там купила за 3 динара шифоновый шарфик. Цены от 3 до 8 динар.

ДОРОГА ОБРАТНО:

Привозят за 3 часа до отправления самолета. Дьюти-фри средний. Были скидки на несколько видов алкоголя. А так все стандартно.

Монеты мы провезли нормально, никто ничего не сказал.

Провоз жидкостей — разрешено по 3 литра на человека. Честно не поняла этот момент-то ли 3 литра алкоголя, то ли 3 литра любой жидкости, включая масло. Но мы провозили примерно около 4 литров в 1 чемодане — все норм. Сломали банку с глиной. Зато бутылки целые. Масло брали в жестяных банках. Советую брать с собой мешочки для завтраков, в них заворачивать то, что может сломаться и вытечь. Меня это спасло.

Ну вот пожалуй и все. Возможно, что-то еще дополню.

Не которые фотографии были сделаны телефоном, некоторые фотоаппаратом. Поэтому за качество прошу строго не судить.

Теги: Шоппинг, Самостоятельные путешествия, Пляжный отдых, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм