Турист Дмитрий Потоцкий (Dmitrijj_Potockijj)
Дмитрий Потоцкий
был 11 сентября 2022 15:16

Непал Май 2014

Ну вот, пришло время еще одного отчета о путешествии. На этот раз темой моего отчета станет Непал. Крошечное государство, затерянное в горах на границе Индии и Китая, зажатое между двумя велики цивилизациями, между тем абсолютно самобытное, впитавшее в себя индийскую философию, и подарившее миру знаменитые китайские крыши и пагоды.

Непал. Удивительный и загадочный. Часть 1

Именно отсюда пришло всем известное китайское прикладное искусство. Здесь родился Сиддахрта Гаутама, ставший одним из величайших учителей человечества — Буддой Шакьямуни, муни из рода Шакиев. Основоположник буддизма, он провозгласил, что мир — зло, а человек может спастись без Бога…. Маленькая страна, никогда и никем не была захвачена — она не подчинилась даже владычеству всемогущей Британской империи, поставившей на колени практически всю Южную и Юго-Восточную Азию.
Фразеологизм «край свет», «край земли» здесь не кажется таким уж и далеким от истины — это государство действительно край нашего мира, оно является крышей мира — гималайские снежные шапки осеняют своим блеском территорию практически всего государства. Именно здесь расположена подавляющая часть восьмитысячных пиков (из 14 во всем мире 8 расположены в Непале). Государство, которое правильнее изучать не по горизонтали, а по вертикали. Благодаря такому расположение, в Непале находятся практически все мыслимые природные зоны — от тропиков и субтропиков, до альпийских лугов и арктических ледников, от лесов до пустынь. Все многообразие флоры и фауны всех климатических зон собраны на территории, которая занимает меньше 1% нашей планеты.

И именно сюда я решил отправиться. Решение принималось очень долго и мучительно. Изначально свой отпуск я хотел провести сначала в Кении и Танзании, затем в Мексике, потом в итоге остановился на гран туре по всей Юго-Восточной Азии — Вьетнам-Лаос-Сингапур-Малайзия-Мьянма с пляжным отдыхом в Таиланде… Но все изменило незначительное событие в моей жизни. Это событие — просмотр фильма «Маленький Будда», где часть действия проходила в Непале. После этого у меня в голове появилась идея, сначала в виде шутки, поехать в Непал. Но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Идея, прочно засевшая в мою бедовую голову, покидать ее совершенно не желала, и в итоге, независимо от меня, моя голова решила, что она очень хочет в этот самый пресловутый Непал, на этот край мира. И начались приготовления. Никогда еще, ни об одной стране мира я не читал настолько разных и противоречивых отзывов как о Непале. Сначала, прочитав несколько полностью противоречивых отзывов о стране, я растерялся. Кто-то пишет, что все очень и очень плохо, кто-то строго обратное, третьи захлебываются восторгами, четвертые с пеной у рта и с дрожью в пальцах пишут, что туда ни в коем случае ехать нельзя… Но ни одного равнодушного отзыва, написанного на коленке. Именно этот факт и поставил финальную точку в моих сомнения «ехать или не ехать, вот в чем вопрос!». В этом случае разобраться кто прав, а кто нет можно только опытным путем. А именно — поехать и все узнать самостоятельно, увидеть всё своими глазами. И, разумеется, моя мягкая точка не могла отказаться от столько заманчивого приключения, как поиск доселе неизведанных впечатлений. К тому же, в принятии решения активно участвовало слово «Гималаи» и то, что я изучая историю религии просто не мог не посетить те места, где родился Будда и где так силен индуизм.

Обратившись в турагентство, я потерпел там фиаско — цена названная мне там была… кхм… мягко говоря, не приемлемой. Расстроившись, я решил провести эксперимент — взяв маршрут, предложенный там, я, опираясь на него, сам набросал маршрут, оценил стоимость перелетов и гостиниц, пришел к греющему душу факту — моя цена намного лучше. При том, что я выбирал исключительно респектабельные гостиницы, с высокими оценками и хорошими отзывами, максимально близкими к достопримечательностям, номера люкс и полулюкс, с перелетами, а не переездами на автобусах… И все равно — моя цена в полтора раза была дешевле. Возрадовавшись, я стал собирать команду, готовую отправиться навстречу приключениям и заглянуть в лицо неизвестности. И команда авантюристов была собрана практически сразу, что меня довольно сильно удивило. Я не буду рассказывать о том, как проходили сборы — они проходили долго и тяжело — рейсы отменяли и переносили, один из членов команды выбыл из-за проблем и т. д. и т. п. Но вот настал день 27 апреля 2014 года мы вылетели из аэропорта Внуково сначала в Стамбул, а оттуда в Катманду, столицу Непала. В Катманду мы сели рано утром. И первое, что мы увидели были Нет, не снежные шапки, как могло бы показаться, а белесый туман, смешанный со смогом. Чадящие черным дымом на горизонте заводские трубы особого оптимизма не вселяли. Все выглядело достаточно уныло и грустно — пожухшая трава, белесое небо, зависшее над взлетно-посадочной полосой, и туман, туман, туман… По воздуху носились запахи гари и дыма, каких-то специй, пыли и керосина. Здание аэропорта больше напоминало здание советских заводов легкой промышленности — красные стены из покоцанного кирпича, узкие коридоры, полумрак, паспортный контроль, пройденный в лучших традициях русского пофигизма и полного безразличия к работе…. Столкнувшись со всем этим, в мою голову влезла предательская мысль: «О, Господи! Куда я попал и что я здесь вообще делаю?!». С грустью вспомнилось, что сейчас я мог бы находиться на пляже Канкуна или плавать по бухте Халонг во Вьетнаме…. В этот момент эскалатор, явленный моему взору просто выбил меня из колеи и вычистил мою голову от мыслей. Я был в ступоре — мне почему-то показалось, что этот предмет цивилизованных стран тождественен вещам из другого мира, какой-то параллельной вселенной.

Непал. Удивительный и загадочный. Часть 1

Получение багажа — это вообще отдельная песня. Сначала лента выдачи багажа бесцельно для меня и моего багажа кружила минут пятнадцать — вещи на ней то появлялась, то исчезала, часть вещей не забирал никто… Моего чемодана не было. Круг за кругом, а вещей нет и нет. Неожиданно лента остановилась. И все. Паника, до того тихонько зревшая в груди, подала первые признаки жизни. И было от чего — языком я не владею, непальцы, судя по всему, тоже не очень на нем говорят… А остаться без вещей на 15 дней мне идея ну совершенно не устраивала. Но лента снова медленно поползла, изрыгая из комнаты технического персонала новую порцию чемоданов. А моего по-прежнему нет. И не только моего. Паника вновь поскреблась в душе… И лента вновь застыла. Но, поскольку она уже до этого останавливалась, то я, будучи готовым к такому, искренне надеялся на то, что это просто остановка. Как выяснилось, так оно и было — лента поехала третий раз, и я получил-таки свои вещи. На самом деле, я мысленно представил, что если 10 дней пребывания в Непале пройдут примерно так же, как прошло получение багажа, то к концу я просто поседею. В очередной раз предательски вспомнилась Мексика с ее белоснежными пляжами и пирамидами ацтеков.

Покинув аэропорт, первое, что бросилось в глаза — нищета. Страшная нищета. Что было её виной — недавно закончившаяся гражданская война или это в принципе такой уклад жизни — история умалчивает. Но факт остается фактом — побитые старые машины, дороги, по сравнению с которыми даже наши покажутся просто немецкими автобанами, непередаваемая смесь ароматов, висящая в воздухе (керосин, бензин, дым, горящее дерево, карри и какие-то специи, пыль), одетые кое-как люди… Мексика, где же ты?

Наши вещи моментально были захвачены, иначе просто не скажешь (наш мятеж был моментально подавлен), и доставлены к трансферу, где с нас стрясли чаевые в 20 долларов(!!!). Сидящий во мне еврей и Скрудж МакДак просто повесились от жадности и негодования. После этого я заручился никому никаких чаевых не давать.

Собственно, пока мы ехали до города Нагаркот (мы остановили в отеле Club Himalaya), что в предгорьях Гималаев, я сумел оценить в полной мере свои догадки о нищете местного населения. Я даже не знаю как это передать на бумаге. Мы ехали по кварталам, которые можно условно назвать спальными. И зрелище довольно грустное — обшарпанные, едва стоящие кирпичные или глинобитные домики, груды ломанного и битого кирпича, валяющиеся вдоль дороги; коровы, куры и козы, бродящие по очень узким улицам, по которым едва расходятся люди, машины и мотоциклы; битые, практически в каждом доме, окна… Нищие, худые, грязные люди. Реклама, призывающая покупать жилища, устойчивые к землетрясениям…. Вид всего этого вызвал у меня оторопь. Абсолютное непонимание самого себя — зачем я здесь, как я вообще мог здесь оказаться?!

Но стоило покинуть черту города, мое ощущение, что произошла дикая ошибка, слегка поколебалась — горы. Я увидел их и виденное до этого, оставив неприятный осадок, отошло не второй план. Холмы и горы, тянущиеся бесконечной грядой, взмывали к небу, а вдоль них змеились бесконечные рисовые террасы, в которых колосился первый урожай года. Эта картина приковала к себе мое внимание, и я уже не смог от нее оторваться.

Непал. Удивительный и загадочный. Часть 1

Но, увы, первый день не принес того, чего ради он был спланирован. Смог Катманду и туман долины не дали нам увидеть впечатляющую горную панораму Нагаркота, откуда в теории можно увидеть снежные пики Эвереста, самой высокой горы нашей планеты.

Непал. Удивительный и загадочный. Часть 1

Поскольку, смотреть, кроме горной гряды в этом городе нечего, то первый день прошел скомкано. Сначала мы отправились искать храм, указанный в виде достопримечательности, но вместо него мы нашли лишь храм, находящийся на стадии строительства. Зато, пока мы безуспешно разыскивали строящуюся достопримечательность, мы нашли каньон, с которого мы наблюдали за полетом целого семейства орлов. И наблюдали не черные точки, движущиеся в небесной синеве, а совсем близко. Эти могучие и красивые птицы пролетали прямо над головой на расстоянии нескольких метров.

Бесцельно побродив по окрестностям, мы оценили деревенский уклад жизни непальцев, их домики, сооруженные из подручных материалов, скотину, вольно разгуливающую по улицам маленького городка, теплицы, сплетенные из тростника и бамбука и бесконечные рисовые поля. Вечер подарил нам просто фантастический закат. Солнце, светившее в сторону гор и отражавшееся от тумана и смога, отрезало наш холм и наш отель от всего мира. Белая непроницаемая завеса, упавшая по ту сторону перил крыши, напоминала край вселенной, за которой Пустота и абсолютное Молчание. Это марево даже заглушило пение птиц по ту сторону заката… А на другой стороне, там, где садилось солнце, было буйство красок, звуков и запахов. Наша крыша была пристанью, откуда уходят туда, откуда не возвращаются. Своеобразные Врата Молчания.

Непал. Удивительный и загадочный. Часть 1

Утро так же не принесло долгожданных гор. Зато мы увидели просто-таки воплощенный японский флаг — в белом мареве на горизонте из-за силуэтов гор поднялся идеальный красный солнечный диск, осветивший туманную долину, в которой все казалось призрачным и ненастоящим. Синевшие горы были больше похожи на морские волны, а клочья тумана — пенные шапки.