Турист Альберт (albygan)
Альберт
был 7 мая 21:13

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Слубице — Польша, Уэльс + 1 город — Великобритания, Кале — Франция, + 1 город — Германия Август 2013

Одна известная в Минске турфирма собрала клуб любителей автобусных путешествий, в который вошло немалое количество активных туристов. Ежегодно она предлагает серию стандартных поездок, а также несколько оригинальных автобусных туров для членов этого клуба в самых различных направлениях. Надо отдать должное — это хорошо продуманные маршруты, с интересной программой, практически без ночных переездов, с размещением в неплохих отелях. Для поездок по Европе используются весьма новые, комфортабельные автобусы, часто арендованные за границей.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Мы-то сейчас, конечно, путешествуем самостоятельно, однако в свое время немало покатались по Европам и на автобусе. С точки зрения сугубо познавательной было достаточно интересно. Есть в этом деле свои плюсы, есть и минусы. Как там было у Г. Хазанова: «…Жара, бдительность, постоянное хождение строем…»,

плюс жесткий регламент, нехватка времени: «Посмотрите направо, посмотрите налево» и всё, поехали дальше. Но тем не менее…

Поэтому когда в сентябре 2012 года стало известно, что в августе 2013 года можно поехать в Великобританию, посмотреть на Лондон, Эдинбург и Ливерпуль, да к тому же увидеть просторы Шотландии и Уэльса — мы особо не колебались — надо ехать. К тому же решать визовые вопросы с поддержкой турфирмы легче, хотя немного дороже.

Группа у нас подобралась опытная, за плечами у каждого немало автобусных маршрутов, кто-то уже не пятый даже раз ездил друг с другом. Немало вполне уже взрослых людей возрастом 70–75, которые всем показали впоследствии класс своей неутомимостью и неприхотливостью, много молодых — лет 40–50 и совсем мало юных, младше 35.

Виза. Подготовка необходимых документов для британской визы требует времени и терпения. Надо доказать правительству Ее Величества, что ты финансово обеспечен и не рвешься задержаться на берегах Альбиона дольше установленного тебе срока. Любознательность (а может и любопытство!) посольства понадобится удовлетворить информацией об имеющемся имуществе, личных транспортных средствах, наличия приличной работы или бизнеса и т. д., и т. п. Всё это подтверждается документами: техпаспорта на жилье и авто, выписки со счетов из банков, справками с работы. Все эти бумаги к тому же надо перевести на английский. Переводили, правда, мы сами и заверяли своей собственной подписью — это нормально. Как положено, прошли собеседование, оставили на память отпечатки пальцев и в июне получили-таки вожделенную визу в Соединенное Королевство. Срок ее действия — 180 дней, она многократная, по ней же, в период ее действия можно попасть и в Ирландию, если до этого вы уже успели побывать в Великобритании. Стоимость для беларусов — 112 долларов. Следующий шаг — открыть шенгенскую визу, что тоже решилось.

Маршрут. Транзит через Польшу, Германию, Голландию и Бельгию во Францию, в славный город Кале, где нам предстояло пересечь тот самый пролив Па-де-Кале (или Канал) в чреве железнодорожной платформы по туннелю под пучиной морских вод. Тоже достаточно интересный опыт! Затем перед нами открывались просторы Британии — цель нашей поездки (подробности чуть позже). Назад — в обратном порядке. На всё про всё — 12 дней, что очень и очень, как оказалось, мало, увы!

Порадовал польский автобус. Приятные водители — поляки. Тут ничего не скажешь. Все было организовано на славу. Первая же остановка в Польше, неподалеку от Тересполя в таком вот местечке с отелем, кафешками, большой площадкой для парковки сразу же настроила на соответствующую волну: — отдых, отпуск, лепота!

Давно не выбирался по дороге за Варшаву. Наконец-то построен приличный автобан, вплоть до немецкой границы, одно удовольствие по нему передвигаться. Как вспомню свои приключения в этих местах в 90-х, начале нулевых, ту дорогу — так вздрогну, как говорится. Сейчас совсем другое дело! Посмотрев на это дело, мы сразу же решили, что пора нам и на своей «бибике» вырываться в Европу.

Ночевали уже Слубице, прямо напротив немецкого Франкфурта-на-Одере.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Несколько раз бывал тут в свое время. Длинные очереди машин, толпы людей, строгие немецкие пограничники и развязные польские, бумаги, осмотр машин, грязь и мусор во всех углах — все ушло в прошлое! И слава богу! Теперь границу отмечают только пограничные столбы и через нее пройти можно вот по этому мостику через Одер.

Сколько отчаянных головушек пыталось когда-то тихонько преодолеть его вплавь или переправить через речку груз из сигарет и спиртного…

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

В то же время контраст между польским Слубице и немецким Франкфуртом,

которые когда-то давно были частями одного города, раскинувшегося по обоим берегам реки, бросается в глаза. Не хотел бы уподобляться советским журналистам, всеми силами выискивающим недостатки на «загнивающем Западе», но тем не менее…

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

В Польше (через мостик для законопослушных бюргеров) сигареты, алкоголь и многие продукты питания в разы дешевле, есть разница в цене на бензин.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Но уже на первых метрах Германии встречаются традиционные гаштеты и рестораны, хватает и магазинов. Значит, есть для кого их содержать!

Франкфурт-на-Одере, конечно, понравился.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Это достаточно старинный город, к тому же ганзейский. Благосостояние города в течение веков укреплялось на добыче селедки и торговле ею чуть ли не по всей Европе, что сохранилось даже на символах здания Ратуши. Мы с удовольствием прогулялись по его улочкам,

вышли на набережную,

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

не устояли перед желанием пропустить кружечку доброго немецкого пива.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Наверное, годы «нерушимой дружбы с великим Советским Союзом» оставили здесь какой-то след, хотя бы в виде этих жилых построек,

так напоминающих милые сердцу пенаты (имею в виду «хрущевки»), но выглядят они на этой земле как-то совсем по-другому, вполне себе прилично. Может, наш климат виноват?

Это была первая прогулка нашего путешествия, таких будет еще немало и завершилась она очень приятно.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Усталости от долгой дороги, как и не было. Гостиничка в Польше была нормальной, завтрак, как часто там бывает, вкусный, предназначенный для нормальных людей — не для детей или сидящих на диете моделей. Тоже немаловажный фактор поездки, замечу я вам!

С утра пораньше весело грузимся в автобус и держим путь во Францию. Нельзя не отметить отличные немецкие дороги! Да и Голландия с Бельгией мало чем отличаются в этом вопросе. Дорога до Кале — почти 1000 км, проходит легко и незаметно. Правда, я чуть не оставил портмоне в Бельгии с деньгами и карточками. Очень давно у меня такого не было! Но все обошлось.

Расположившись в отеле в южной части города, мы вновь ринулись в город. Когда-то он был рыбацкой деревушкой, но уже в XIII веке приобрел статус города, его порт и крепость играли важную роль в северной Франции.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

В Столетнюю войну англичане осаждали его целый год.

Из Википедии. После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям, и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Памятник этим гражданам города

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

был воздвигнут самим Роденом в 1884–88 годах и он производит сильное впечатление, хотя в свое время вызывал множество споров.

Старый город был сильно разрушен во Второй мировой войне и восстановлен буквально по камешку.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Интересны театр Кале, здание Ратуши, центральная улица. Очень понравилась главная площадь.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Приятное место, что и говорить.

А раненько утром наш автобус уверенно направился в сторону железнодорожного терминала тоннеля через пролив.

Ничего не скажешь — размеры терминала, количество машин и автобусов впечатляют!

Тут было очень много англичан, возвращавшихся из отпусков, немало французов и немцев, а больше всего поляков, стремящихся в Англию по каким-то своим делам и немереное количество грузовиков, которые шли отдельным потоком.

Насколько я понял, процесс приобретения билетов очень прост и график движения составов плотный.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Так что ближе к своему времени, как на обычном пункте пропуска через границу, вы просто подъезжаете к своему каналу, проходите сначала французский паспортный и таможенный контроль, а затем тут же и английский.

Эх, синий беларуский паспорт, впрочем, как и «краснокожая» российская «паспортина»… Похоже, французам-пограничникам с таможенниками было просто скучно и они приняли нас с воодушевлением и энтузиазмом. Всех вывели из автобуса, прогулялись в нем с собачками, которые заодно обнюхали и наши пожитки. Даже построили перед автобусом, чтобы вручить проверенные паспорта лично в руки, заглядывая при этом всем в глаза. Также заботливо и внимательно к нам отнеслись и сотрудники британской королевской миграционной службы. Им почему-то очень хотелось познакомится лично с каждым из нас и перекинуться с этим каждым хоть парой слов. Такие общительные ребята!

Впрочем, после всех этих процедур и формальностей, у нас еще оставалось немного времени и чтобы успокоить расшатанную таким общением нервную систему и наш, вполне уже сплоченный коллектив дружно направился в дьюти-фри — кто-то в поисках верного лекарства, кто-то просто прогуляться.

Загрузка в вагон нашего автобуса, а также колонны автомобилей, происходила спокойно и организовано.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Заезжаем прямо вовнутрь, в вагон вмещается один автобус и пара-тройка легковых, перегородки между вагонами закрываются, словно переборки морского судна и всё.

Готово!

Внутри чисто, через перегородки можно спокойно пройти в следующий вагон,

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

в голове состава имеются туалеты,

— вот такие. Хочешь сиди в автобусе, хочешь гуляй. Дело хозяйское.

Сам состав на электрической тяге, разгоняется до скорости 160 кмч, идет очень ровно и мощно. Никаких тебе перестуков колес, стыков рельсов и болтанки. Здорово, одним словом!

Английский берег встретил нас ярким солнцем и левосторонним движением.

Автобусом в Англию. А также в Шотландию и Уэльс

Для меня на тот момент это первый такой опыт и мне было очень интересно. Дорога — отличная, мало отличающаяся от немецкой, во время всей поездки — отличные развязки, продуманные полосы разгона, понятная разметка и высокая информативность дорожной информации. Уважаю, что говорить!

Так и доехали до Лондона,

где нас и ждала первая остановка долгого пути по Англии, Шотландии и Уэльсу.