Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Норвегия Июнь 2007

От Бергена до Гейрангера Филлеман шёл к реке, К самой красивой липе.

Там хотел он поиграть на золотой арфе, Потому что руны обещали ему удачу.

Филлеман обходил течение реки, Мастерски мог он на золотой арфе играть.

Он играл на ней нежно, он играл на ней искусно, И птицы затихали на зелёных деревьях.

Он играл на ней нежно, он играл на ней громко, Он играл, чтобы освободить Манхильд из рук тролля.

Поднявшись из глубин озера, Он громыхал в горах и грохотал в облаках.

Разбил он арфу со всей силы И отнял так у тролля его силу и мощь.

Старинная норвежская походная песня XI века.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Вот что я вам скажу — норвеги и есть настоящие горные тролли. Они обожают строить дороги через свои горы и рыть тоннели сквозь скалы. Причем эти дороги они закручивают спиралью, а потом запихивают в тоннель. Тоннели бывают совсем короткие и есть тоннели-гиганты, например такой как Lærdalstunnelen, длинной 24,5 километра и соединяющий Lærdal и Aurland. Однако, чаще всего все тоннели настолько узкие, что движение регулируется светофором и внутри него постоянно нужно поворачивать и вертеть руль по серпантину вверх.

Если одна дорога кончается, то будет паром, который отвезет к началу следующей дороги.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Некоторые норвежские дороги платные. Нам одна попалась. Подъезжая увидели щиты с предупреждениями, потом контрольный пост и приготовили мелочь. Но остановившись у шлагбаума я не нашел что-нибудь подходящего в автомате куда эту мелочь засунуть! Однако шлагбаум открылся и мы проехали. А где билетик? Остановились. Вспомнили о непомерных норвежских штрафах за нарушения на дороге. Тут я не выдержал, вылез из машины и пошел поговорить по душам с жадным механическим билетером. Пока я пытался вытряхнуть из него билет подъехали две красные, огромные фуры с хромированными бамперами и трубами и драйверы стали с удивлением наблюдать за моими действиями. Логично предположив, что втроем мы быстрее вытряхнем из этого бездушного автомата так необходимый мне клочок бумаги, я обратился к ним за помощью. Помощь выразилась в глухом бормотании на непонятном мне языке и дружным взмахиванием широкими драйверскими ладонями вперед, типа «поезжай, где-то там, впереди, все будет». Пожав плечами, я сел в машину, сообщив в двух словах о результатах своей деятельности попутчикам и мы с надеждой поехали дальше. Надежда получить квитанцию о проезде по платной дороге рухнула, когда через 40 км навигатор приказал нам съехать с трассы на другую дорогу! Так что я до сих пор точно не знаю, как это в Норвегии делается!

Короче, намотали мы тогда на колеса больше 1000 км этих норвежских дорог — через ледники и горные замерзшие озера, мимо водопадов и ревущих водяных потоков, через темные хвойные леса и благоухающие разноцветные луга.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Норвегия страна которая не разочаровывает! Изумрудная вода, луга, горы, бурные реки и водопады везде. Тепло и солнечно. Неужели здесь кто-то живет постоянно и не сходит с ума от счастья?

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Но нам надо повыше, в горы.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Потянулись низкие, серые тучки. Короткая остановка на одном из горных перевалов на завтрак. Туман и промозгло. Скромная, одинокая палатка дорожного кафе была еще закрыта.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Откуда-то появилась невысокая, коренастая норвежка в фартуке и с полотенцем в руках. Мы сказали, что хотим есть. Женщина пригласила нас внутрь кафешки и суетливо загремела посудой на кухне. Через короткое время на столе появилась целая сковорода с омлетом и большими кусками бекона, теплый белый хлеб, кофе, молоко, джем. Вкусно! Норвежка была так приветлива, так хорошо улыбалась всеми своими веснушками, что горный холод отступил и мы быстро согрелись. И почувствовали себя как дома!

Тепло поблагодарив за гостеприимство поехали выше в горы. И вот уже замерзшее горное озеро и снег в метр толщиной!

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Катастрофа, теплой одежды с собой нет! Хорошо, что в чемодане нашлись кое-какие ветровки. Но надо еще выше.

Ведь поехали то мы как раз только, чтобы прокатиться по одной из самых знаменитых горных норвежских дорог — Дороге Троллей. Ну бывает такая блажь! Дорога или еще лестница троллей является частью норвежской национальной дороги RV63, соединяющей города Ондалснес и Валлдал в фюльке Мёре-ог-Ромсдал. Эта автомобильная дорога была открыта королём Хоконом VII 31 июля 1936 года после 8 лет строительства. А вся история началась аж с 1533 года, когда на Девольде в Румсдалене стала регулярно проводится румсдальская ярмарка. Эта ярмарка и стала главной причиной, по которой жители долины Валльдален захотели иметь более удобное сообщение через Трольстиген.

фото инета

Сказано-сделано и в 1905 году норвежские тролли взялись за работу, а уже, а в 1913 году дорога была готова. фото интернета, Но это было только начало, так как имелись и более обширные планы, а именно прокладка автомобильной дороги от Валльдалена до Румсдалена! И вот 5 октября 1916 года Департамент общественных работ дал разрешение на начало строительства дороги. В первую очередь были построены мосты Гудбранн (1919), Холь (1921) и Крихе (1926–27). Со стороны Румсдаля работы начались в 1928 году. Строителям постоянно угрожали камнепады и снежные лавины, но в июле 1936 года дорога была готова и представляла собой 11 поворотов на крутых горных склонах с многочисленными искусственными сооружениями в виде стен из природного камня и мостов. Король Хокон лично принял сдачу дороги между Валльдаленом и Румсдаленом. В составленном документе о приёмке дороги написано, что «присутствующие представители коммун попросили короля дать дороге название, после чего тот назвал её Тролльстигвегеном», то есть дорогой «Лестница троллей».

фото интернета

Мы забрались уже совсем высоко и вдруг из-за поворота на дорогу, из тумана, выходят коровы. Откуда здесь они? Чуть не врезались. Еще один крутой поворот и вот уже видны какие-то строения, большие туристические автобусы и люди. Приехали!

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Это самая высокая точка. Несколько смотровых площадок, кафе, магазинчики сувениров, туалет, парковка. Здесь, конечно, прохладно. Кое-где снег. Сотни ручейков, с обжигающей водой, стекаются вместе и превращаются в ревущий водопад. Вода хрустальная. Воздух такой чистый и плотный, что дышится кусками и сразу хочется бросить курить! Сверху видно всю ленту Тропы Троллей. По ней еще придется проехать! Красиво. Народ бродит, как завороженный. Многие начинают складывать пирамидки из камней. На удачу, наверно. Уходить не хочется. Хочется гулять здесь и смотреть, смотреть!

Ладно, заводим двигатель и будем спускаться. «Ну, малыш, не подведи!»- уговариваю свою машинку. Поехали! Тихонько вниз, справа пропасть, огороженная редкими булыжниками, слева острые бока отвесной скальной стены. Маленько боязно. Местами ширина дороги не превышает 3,3 метра. Двум машинам не разъехаться! Иногда совсем узко. Иногда, прямо радом с кабиной, срывается со стен водопадик. Тихо, не забываем о тормозах, еще поворот и бац, догнали еле ползущий вниз туристический автобус. Теперь за ним. Внизу лента дороги становиться положе и шире. Прибавляем скорость. Спустились! Паркуемся и смотрим наверх. Эй, вы там, наверху! Машем ручкой. Кто-то сверху нам машет в ответ. Пока! Дорога троллей Ну, вроде все!

Дорога троллей

крутой спуск по самой трудной дороге Норвегии

Однако, любому путешественнику, побывавшему в Норвегии, не посетить Берген совсем no comme il faut!

Вот то, что пишут в путеводителях об этом городе, например: «здесь живописные места, культурные достопримечательности и бурная городская жизнь. В Бергене довольно влажный климат. Говорят, что дождь здесь не идет всего несколько недель в году. Это подтверждают и многочисленные сувениры „дождливого“ характера: желтые плащи, зонты и дождевая бергенская вода, законсервированная в баночки разного размера. Тем не менее, Берген оставляет незабываемые впечатления в любую погоду» — Я свидетельствую, что это абсолютная правда и сейчас просто хочу положить в общую копилку свои «пять копеек» личных впечатлений.

Там, где начинается асфальт — дорогами троллей

Помните, как в старые добрые времена, были портовые города откуда моряки и искатели удачи вербовались на шхуны и уплывали в неведомые дали? У таких городов был особый дух романтики и безбрежной вольности. Бергену удалось сохранить этот ни с чем не сравнимый вкус праздника предстоящих приключений. Он весь пропах морем. По его улочкам гуляет ветер странствий. В разноязыкой и разношерстной толпе, таких же бродяг со всего света, вы сразу почувствуете себя своим и будет весело! И не надо морщить носик на Рыбном рынке, где смешались запахи жареных, вяленых, пареных, соленых, маринованых морепродуктов и свежей рыбы из вод Северного моря. Скорее к общему столу! Здесь едят колючих, огромных крабов и вяленую треску руками, пьют пиво, поют и веселятся! Над столами, пикируют, кружатся и кричат сотни чаек, но никто не обращает на них внимания. Здесь здорово. Здесь начнется Норвегия викингов, сказок, незабываемой красоты фьордов и лучших в мире троллей! А насытившись, в хорошем настроении, захочется прогуляться по набережной Брюгген, с кукольными домиками и подняться на фуникулере Флейбанен на 320 метров к вершине горы Флейен. Стоя у парапета и вглядываясь в скрытую легкой дымкой морскую синь, кажется — где-то там, совсем рядом, счастье!