Julia_bookva
Юлия Юрасова Пользователь — была 4 января 2014 г. 4:54
Рассказ участвует в конкурсе «Лучший туристический маршрут»

Нон-стоп по Индии: 2 месяца в движении

Мое путешествие в Индию состоялось с 11 февраля по 9 апреля 2013 г. Это была первая поездка в страну, поэтому посмотреть хотелось как можно больше мест и окунуться в жизнь страны с головой. Что впоследствии мне с успехом и удалось. Представленный мной маршрут подойдет тем, у кого, как говорится, «шило в одном месте» и необъятное желание смотреть новые и новые места, параллельно общаясь на своем пути с различными людьми, познавая быт и культуру местного населения.

Маршрут моего путешествия в Индии был таким:

Дели — Джайпур — Джайсалмер — Джодхпур — Аджмер — Пушкар(автобус) — Аджмер — Удайпур — Ахмедабад — Палитана(автобус) — Ахмедабад — Джалгаон — пещеры Аджанта и Эллора — Аурангабад — Мумбай — Маргао — Палолем(автобус) — Маргао — Бангалор — Мадурай — Ченнай — Канчипурам(электричка) — Ченнай — Колката(самолет) — Бодх-Гая — Варанаси — Каджурахо — Агра — Амритсар — Манали(автобус) — Наггар — Дарамсала(автобус) — Патханкот — Дели

Маршрут включает в себя 12 из 28 индийских штатов, более 20-ти больших и маленьких городов. Путь по земле, пройденный автобусами и поездами составляет почти 10 тыс. км. Территория Индии пересекается почти полностью с запада на восток — от Колкаты до Джайсалмера, и с севера на юг — от Манали до Ченная. Для перемещения в 90% поездок использовались поезда, предпочтение отдавалось ночным переездам, чтобы вечером сесть в поезд, а рано утром прибыть в новый город и немедленно приступить к его осмотру. Только для коротких поездок менее 5-ти часов или для направлений, куда невозможно добраться на поезде, использовались местные автобусы. Также часть пути была проделана на самолете внутренним рейсом Ченнай-Колката. Если в скобках в описании маршрута не обозначено иное, то средством передвижения на этом участке были поезда.

Предупреждаю сразу, что маршрут нон-стоп — в каждом из обозначенных пунктов, кроме Дарамсалы и Манали, я не задерживалась более 2–3 дней. Даже в Гоа я позволила себе расслабиться и позагорать на пляже всего пару дней. Но это просто потому, что не очень люблю пляжный отдых, и предпочла вместо этого «позависать» подольше в Гималаях в конце поездки. Если же у вас во время путешествия по Индии будет в распоряжении более 2-х месяцев, то маршрут очень легко растягивается за счет того, что осмотру каждого города можно уделить несколько больше дней. А многие места действительно стоят того. В том же Варанаси, Пушкаре или Палитане можно оставаться неделями, исследуя все новые уголки этих таинственных городов.

Итак, вот общая информация о том, как организован междугородный транспорт в Индии и как же все-таки лучше всего перемещаться по стране в рамках обозначенного маршрута. Транспортное сообщение между городами Индии традиционно представлено поездами автобусами и самолетами.

Самолеты

Так как страна очень большая, есть целесообразность в перемещении из одного города в другой на самолете, особенно если вы располагаете ограниченным количеством времени или не желаете ощущать на себе полноту индийской жизни, путешествуя наземным транспортом. Внутренние перелеты в пределах Индии осуществляют авиакомпании Air India , Air India Express , IndiGo , Jet Konnect , Jet Airways и некоторые другие. Обычные цены на перелет в пределах Индии в один конец стартуют от 80 долларов, а на большие расстояния или на популярных направлениях могут составлять от 200 долларов и выше. Как и везде, случаются акции, когда можно поймать дешевый билет всего за несколько десятков долларов, но их нужно специально искать и отслеживать.

Поезда

Поезда в Индии — самый популярный вид транспорта для длительных поездок между городами страны. На первый взгляд система работы железных дорог Индии может показаться запутанной и непонятной. На самом деле, если разораться в некоторых ее нюансах, выясняется, что все здесь как раз очень продумано и довольно удобно, по крайней мере иногда даже гораздо удобней, чем у нас. Чего стоит хотя бы возможность купить билет через интернет и получить его на свой мобильный телефон по СМС.

Но обо все по-порядку. Начнем все-таки с недостатков. Поезда и правда опаздывают довольно часто. Из 20-ти совершенных мной поездок по Индии на поезде примерно половина прибыла вовремя, 7–8 раз поезд задержался в пределах часа, и пару раз опоздание составило более 3-х часов.

С переполненностью поездов дела тоже обстоят не лучшим образом. Если с поездками на крыше управлению железных дорог в Индии в последнее время удается как-то бороться, то внутри поезда, в вагонах низшего класса может твориться настоящее вавилонское столпотворение. Хотя это тоже очень сильно зависит от направления и времени поездки, иногда в поезде может быть и вполне просторно.

Воровство в поездах довольно частое явление, но если соблюдать меры предосторожности, то его легко можно избежать: не оставлять на виду или без присмотра ценные вещи, а на ночь багаж лучше взять с собой на полку или пристегнуть к нижней полке специальными цепями.

Для того, чтобы путешествовать по Индии на поезде, вам в первую очередь необходимо разобраться в классах вагонов и различных существующих квотах для покупки билета.

Классов вагонов в индийском поезде существует всего 7:

— First class — его особенности мне не ведомы, да и встречается он в реальности крайне редко

1АС — кондиционированный первый класс с 2-мя полками в купе, что-то вроде нашего СВ. Стоимость сопоставима с авиа перелетом, например, на поезд Дели-Мумбай, преодолевающий 1400 км. и пребывающий в пути почти 24 часа билет обойдется в 70 долларов с человека

2АС — кондиционированный 2-й класс с 4-мя полками в купе и 2-мя по бокам, то есть наш обычный плацкарт, только с кондиционером. Стоит уже на порядок дешевле. На тот же поезд Дели-Мумбай — 40 долларов за билет.

3АС — кондиционированный 3-й класс, тоже похожий на наш плацкарт, с той разницей, что спальных полок в купе не 4, а 6, как если бы багажная полка тоже предназначалась для пассажира. Багаж предполагается размещать под нижним сидением. Дорога из Дели в Мумбай этим классом обойдется в 27 долларов за билет. В вагонах класса 3АС довольно чисто, есть проводник и выдается постель, а публика ездит достаточно состоятельная и интеллигентная.

 — Sleeper Class — подойдет для не брезгливых туристов, желающих сэкономить в путешествии. Суточный переезд из Дели в Мумбай в слиппер классе обойдется всего лишь в 10 долларов за билет. Расположение полок, как и в 3 АС, только там они мягкие, а в слиппере жесткие и довольно грязные. Вместо кондиционера — несколько закрепленных на потолке вентиляторов. Матрасов и постелей нет, так что лучше иметь с собой тоненький коврик или простынь, чтобы постелить на полку. Проводника тоже нет, билеты проверяет кондуктор (TTI), проходящий по движущемуся составу. Контингент в слиппере «попроще», чем в АС классах. 6 человек в купе — это уже довольно много, а нередко на одной полке может ехать с одним билетом и целое семейство, так что придется потесниться. Кроме того, так как проводников нет и вход пассажиров никто не контролирует, войти в слиппер при желании может любой безбилетник или пассажир из более низкого класса.

AS Chair Car — комфортабельный сидячий класс с кондиционером. Подойдет для поездок между городами средней продолжительности. Но этот класс встречается далеко не во всех поездах и по стоимости его можно отнести скорее к классу дорогих, чем дешевых поездок.

Second Seating — самый низкий и дешевый класс для поездок в индийских поездах. Но стоит предупредить, что это аттракцион не для слабонервных. Главная фишка этого класса в том, что в вашем билете не будет указано места, вы просто имеете право зайти в этот поезд и проследовать до нужной станции в общем вагоне класса «Second Seating». Ни одна наша переполненная электричка не сравнится по массовости и толкотне с вагонами индийского второго класса. Чтобы попасть внутрь люди буквально бегут за поездом еще до его остановки и запрыгивают в открытые двери прямо на ходу. Именно эти вагоны так часто фигурируют на фотографиях переполненных индийских поездов, когда люди едут стоя на ступеньках вагона, вывесившись наружу. Зато билет в этот класс стоит несказанно дешево, практически даром: даже для длительных переездов цена билета составляет не более 2–4 долларов.

Билеты поступают в продажу за 2 месяца до открываемой даты поездки, и по популярным направлениям вроде Агры или Гоа разбираются в считанные дни. Также большой дефицит билетов наблюдается в выходные и праздничные дни. Но вообще купить билет на поезд в Индии в день отправления считается большой удачей, как правило лучше делать это за несколько недель.

Вся хитрость заключается в том, что когда в поезде заканчиваются свободные места, продажа билетов не прекращается, но теперь вместо полноценного билета пассажиру выдается билет «RAC»- Reservation against cancellation. Это билет означает, что данное место зарезервировано для 2-х пассажиров сразу, и вы будете ехать еще с кем-то на одной полке, если другие пассажиры не отменят свою поездку и в поезде к моменту отправления не освободится достаточно мест.

После того, как заканчиваются все RAC билеты, вступает в продажу WL — Waiting List. Попросту говоря, электронная очередь. Вы оплачиваете поездку и получаете билет со своим номером в списке ожидания. По PNR идентификатору вы можете проверить через интернет, в кассе или в специальном терминале на сколько позиций продвинулась ваша очередь в списке и не достался ли вам реальный билет, дающий возможность на поездку.

Но если по основной поступающей в продажу квоте все билеты распроданы, не спешите отчаиваться или записываться в Waiting List. Для начала нужно проверить нет ли билетов по специальным, подходящим для вас квотам: квота для иностранцев Foreign Tourist Quota, для женщин — Laidies Quota, и Tatkal Quota. Tatkal Quota поступает в продажу ровно в 10:00 за день до отправления поезда. Это единственная возможность успеть купить реальный билет на поезд с зарезервированным местом, минуя все листы ожидания. За такой билет придется заплатить на 2–4 доллара сверх обычного тарифа. Также во многих городах Индии есть специальные туристические кассы для иностранцев — International Tourist Bureau. Будьте внимательны, кассы для туристов должны находится именно в здании вокзала, и нигде в другом месте. Только здесь вам окажут квалифицированную помощь и не возьмут никаких дополнительных комиссий за оформление билета. При покупке билета в кассе нужно предварительно заполнить специальный бланк, указав в нем свои личные данные (ФИО, номер паспорта, адрес, возраст и пол, контактный телефон), дату путешествия, класс вагона, а также четко и однозначно станции отправления и прибытия и номер поезда, которым хотите совершать поездку.

Кроме кассы и туристического бюро билеты можно купить через интернет. Сайт железных дорог Индии — Indian Railways довольно запутан и мудрен в обращении, а система резервации билетов и того хуже, постоянно зависает и глючит. С небольшой комиссией, но гораздо быстрее и удобней, можно купить билет на индийский поезд через сайты-посредники вроде ClearTrip. При определенных усилиях и терпении купить билет все-таки возможно. Правда иностранцу это сделать вдвойне труднее, так как для покупки билета нужен индийский мобильный номер телефона. Электронным билетом является СМС код, который нужно будет предъявить кондуктору в поезде. Все билеты именные, с указанием пола и возраста пассажира.

В целом индийские вокзалы интуитивно понятны, в них нет ничего необычного. Почти на всех городских вокзалах в Индии есть камера хранения и залы ожидания. Камера стоит копейки: от 10 до 30 рупий (0,2–0,6 доллара) за сутки. Залы ожидания делятся в соответствии с классами билетов и для пассажиров бесплатны. Для низких классов — Sleeper и Second Seating зал ожидания общий, для классов выше 3АС раздельные залы для женщин и мужчин. Иногда на входе сидит смотрительница зала, которая записывает в журнал всех входящих пассажиров и проверяет наличие билета.

Автобусы

Автобусы в Индии, на мой взгляд, пригодны лишь для путешествий на небольшие расстояния или туда, куда не доходить сеть железных дорог. Не смотря на существование относительно комфортных «Слиппер басов», автобусов со спальными местами, качество дорог оставляет желать лучшего, а манера вождения индусов вряд ли даст вам спокойно заснуть. Для меня каждая поездка в индийском автобусе заканчивалась непременной головной болью и ощущением полной вымотаности. Зато с билетами на автобус в Индии гораздо проще, чем с поездами. Купить билет в кассе даже за час до отправления вполне реально, хотя лучше, конечно, подстраховаться и сделать это хотя бы за день. Стоимость проезда на междугородних автобусах в целом невысока, но может существенно варьироваться в зависимости от фирмы-перевозчика и класса автобуса.

Например, 10 часов дороги из Манали в Дарамсалу на государственном автобусе обойдутся вам в 6 долларов, а на чуть более комфортабельном туристическом автобусе почти в дав раза дороже — около 10 долларов.

Надеюсь, что вышеприведенная информация будет для вас полезна

Ну, а о том, что же мне удалось увидеть на маршруте в вышеперечисленных городах лучше всего, пожалуй, расскажут фотографии.

Дели

3

Красный Форт в Дели

Ворота Индии в Дели

1

Джайпур

1

Джайпур — «розовый город»

Джайсалмер

3

Джайсалмер, «Золтой город» в пустыне Тар

2

Джайсалмер, «Золтой город» в пустыне Тар

2

Форт Джайсалмера

Джодхпур

3

Джодхпур — «голубой город»

3

Дворец Умаид Бхаван, Дожодхпур

Удайпур

3

Дворец в Удайпуре

2

Палитана

3

Храмы в Палитане

2

Храмы в Палитане

1

Храмы в Палитане

1

Храмы в Палитане

1

Лестница к храмам в Палитане

пещеры Аджанта

5

пещеры Эллора

3

Аурангабад

2

Мавзолей Биби-Ка Макбара — уменьшенная копия Тадж-Махала

Мумбай

4

Отель Тадж-Махал в Мумбае

1

Музей Принца Уэльского в Мумбае

Палолем

2

Гоа, пляж Палолем Бич

1

Гоа, пляж Палолем Бич

Бангалор

3

Мадурай

3

Скульптуры храма Минакши в Мадурае

3

Канчипурам

1

Храмы Канчипурама

1

Колката

2

Носильщик в Колкате

1

Велорикша

Бодх-Гая

Буддийский храм Махабодхи

3

Статуя Будды в Бодх-Гая

Варанаси

2

Паломники в Варанаси

2

Каджурахо

1

Храмы Каджурахо

Агра

2

Праздник Холи в Агре

2

Обезьяны в Агре

Амритсар

3

Золотой храм Сикхов в Амритсаре

3

Золотой храм Сикхов в Амритсаре

Манали

2

Гималаи, вид из Манали

2

Гималаи, вид из Манали

Дарамсала

2

Гималаи

Индия: полезная информация

Комментарии

Mnemon
31 октября 2013 г. 22:48
Справочная информация хорошая, полезная, но жаль сам маршрут не описан :( Хотелось бы почитать.
Julia_bookva
1 ноября 2013 г. 1:02
Сам маршрут описан у меня в блоге в 36-ти частях Здесь для него просто физически не хватило места.
Если это не запрещено правилами сайта, то вот, пожалуйста, ссылка: 2 месяца путешествия в Индии
Приятного прочтения!
Tomi-Aleks
7 ноября 2013 г. 22:31
А что мешает выложить материалы здесь на Туристере? Причем это же можно делать постепенно, поэтапно. Я убедился, что на любом сайте своя публика и она часто - очень разная. Я тоже не выкладываю материалы только в одном месте - было бы просто скучно. Масштаб поездки у вас - очень достойный! Мы посетили лишь 23 разных места и штатов получилось меньше, но все равно - поездка в Индию одна из самых интересных
Julia_bookva
8 ноября 2013 г. 1:40
Да, вы правы, можно постепенно выложить.
Запись с ответом была удалена.
Shurok
1 ноября 2013 г. 1:11
Очень бы хотелось почитать отзыв, со всеми приключениями,я думаю их было не мало)))
мой маршрут примерно такой же, только без Гималаев и старт в Мумбаи, то есть круг в обратную сторону)поэтому можно ближе к осуществлению моей поездки,я вам по надоедаю немного вопросами?)))
Julia_bookva
1 ноября 2013 г. 1:19
Запросто, надоедайте на здоровье! С удовольствием поделюсь тем, что знаю.
Shurok
1 ноября 2013 г. 1:24
ala
1 ноября 2013 г. 10:22
Огромнейшее спасибо за подробную инструкцию по транспорту Индии! К сожалению, два месяца на путешествие - для меня не позволительная роскошь, мечтаю о 3х неделях в след. году: Гималаи + золотой треугольник. Надо будет почитать ваши 36 частей.
Sarafan
5 ноября 2013 г. 14:02
Все-таки интересно, как именно вы путешествовали между этими городами по маршруту.
Margaritka
27 декабря 2013 г. 15:03
все до боли знакомо, касаемо и транспорта и многих мест, где бывала не единожды (только я предпочитаю автобусы)! ...кроме западной части Индии - туда пока и планов не было! Хотя, конечно Индия - это страна, историю и культуру которой одной и даже 10 поездками не познать и не переварить! С удовольствием посмотрела ваш маршрут, спасибо!
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.