Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 12:24

"Долго будет Карелия сниться!..." Рисунки на камнях.

Беломорск — Россия Июль 2013

Начало здесь

Окончательное освобождение Карелии от ледника началось 12–11 тысяч лет назад и позже (не удивительно — север!), по сравнению с южными областями России. Заселение Карелии человеком произошло предположительно 9–8 тысяч лет тому назад в VII–VI тысячелетиях до н. э. в эпоху мезолита- среднего каменного века.

Европа, в т. ч. и территория Карелии, пережила четыре длительных ледниковых эпохи, сменявшихся периодами межледниковья. Валдайское оледенение было последним и не самым большим по площади: льдами была охвачена территория в 3 млн. кв.км. Толщина ледникового покрова достигала 3 км. Центр оледенения находился в северной части Скандинавских гор. Таянье ледника началось в результате потепления климата 15–14 тыс. лет назад, с юго-востока. Около 9,5 тыс. лет назад территория Карелии была свободна ото льда.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

На скалах Онежского озера есть много фантастических, необычных фигур. Петроглифы — один из наиболее ярких памятников древней культуры на территории Европейской части России. Петроглифы — слово греческого происхождения, его можно перевести как «резьба по камню». Петроглифы Карелии выбиты на горизонтальных или слегка наклонных скалах. Наскальные изображения являются уникальным археологическим памятником, в котором отразились мифологические представления, эстетические предпочтения, ценностные ориентиры древних жителей Севера. Выбитые на камне рисунки, являющиеся современниками египетских пирамид, так же как и пирамиды — одновременно просты, сложны и загадочны для нас. Первые петроглифы Белого моря открыты в 1926 г. Петроглифы Карелии известны пока всего в двух местах — на восточном берегу Онежского озера и в Прибеломорье, на берегу реки Выг.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

В Прибеломорье насчитывается более 2000 различных изображений. По последним данным наскальные изображения Карелии созданы 6–5 тысячелетий назад. Преобладают изображения лодок, морских зверей (белух и нерп), лосей и людей.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Я пару раз видела на сайте фото этого уникального места и конечно же очень хотела увидеть эти наскальные рисунки своими глазами. В один из дней моих карельских путешествий, наш туристический автобус остановился на дороге, по обе стороны от которой был лес. Всем предложили выйти, взять теплые вещи-погода была пасмурная и могла измениться в худшую сторону, фототехнику, предстояла несколько часовая прогулка. Интрига?

По неплохой дороге, пешком, через лес мы двинулись вперед, предвкушая нечто очень интересное. Мы шли к Залавруге, Старой и Новой, находящейся в беломорском районе на берегу реки Выг, недалеко от городка Беломорск, где у нас была предусмотрена ночевка в отеле. Дело близилось к вечеру, нас просили поспешить. Но как хотелось по пути задержаться!

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

По краям дороги рос шикарный, высоченный «Иван-Чай»!

Вековые деревья,

болота,

озеро

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

-все это встречалось на нашем пути.

Наконец впереди появился просвет голубого неба и мы вышли на площадку, по периметру которой были выстелены деревянные настилы.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Я подумала: «Как же могли найти в лесу это уникальное место, как разглядели за многовековой толщей земли эти рисунки?»

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Здесь нас уже ждала Наташа-гид, потрясающий человек, невероятно влюбленный в свою профессию, с воодушевлением она стала рассказывать нам историю этого места.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Оказалось, что на этом месте, в устье реки Нижний Выг хотели строить ГЭС, развернули все необходимые работы и совершенно случайно были найдены обширные галереи рисунков на камнях.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Поэтому даже пришлось изменить русло реки и построить ГЭС чуть в стороне, что сразу же сказалось на количестве семги в реке. Раньше она по порогам шла на нерест вверх по течению.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

В результате строительства ряда ГЭС, река Нижний Выг представляет собой канал — Беломорско-Балтийский водный путь (ББВП), известный также как Беломорско-Балтийский канал (Беломорканал). Вот это да!!! Я была в шоке! Я попала в район не только богатый на природные уникальные места, но и просто наполненный историей! Это удивление не покидало меня всю поездку: я хотела видеть одно, а увидела и узнала гораздо больше.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Осторожно ступая сначала по деревянным подмосткам, затем уже и по камням, мы как завороженные следовали за Наташей. Многие изображения хорошо сохранились.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Но иногда рисунков почти не было видно, тогда она прикладывала рядом альбом, чтобы нам легче было представить ее повествование.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

После дождя, канавки рисунков, заполненные дождевой водой, облегчали видимость рисунков, иногда их специально заполняли водой, чтобы туристам легче было увидеть изображения, которые относятся к числу мировых шедевров охотничьего монументального наскального искусства первобытной эпохи.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

На скалах Белого моря имеются выразительные композиции сцен охоты на лося, медведя, морского зверя, китов, ритуальных шествий и войн, изображений лодок с десятками гребцов. Здесь можно увидеть наиболее древнее в Европе изображение человека на лыжах.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Еще найдены и открыты не все рисунки. И в наш приезд группа финских археологов кропотливо и старательно разгадывали сценки из вновь найденных рисунков.

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Вот такое уникальнейшее место посчастливилось увидеть! Не буду оригинальна, если напишу фразу: «Уходить не хотелось!» Тем более там вокруг столько всяких красивых местечек было, так и хотелось все заснять! Тем более, что и опгода сжалилась-выглянуло солнышко и согрело своими лучиками всех и всё!

Долго будет Карелия сниться!... Рисунки на камнях.

Как обычно, ухожу последняя, догоняя свою группу.